Боги древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:00, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является попытка систематизации наиболее популярных божеств Древнего Египта и анализ изменений, которые происходили в их иконографии в течение тысячелетий. Сделана попытка раскрыть причины удивительного консерватизма традиций зоолатрии в египетском искусстве и архитектуре.

Содержание работы

Введение5

1. ПОЛИТЕИЗМ ИЛИ РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН6

2. КОСМОГОНИЧЕСКИЕ МИФЫ9

3. ЗВЕРОБОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА11

Заключение26

Литература27

Файлы: 1 файл

Боги древнего Египта.docx

— 440.19 Кб (Скачать файл)

     

     Рис. 1. Эмблемы подразделений древнеегипетской армии (по Герману Вейсу)9  
 

     Приведем  далеко не полный перечень древнеегипетских номов и их животных-покровителей. Этот список составлен на основе трудов М.А.  Коростовцева, Я. Липиньской, М.Э. Матье10 и других ученых-египтологов. 
 
 
 

     Таблица 1

       

     Таблица 2

       

     В роли покровителей номов выступали  как дикие, так и домашние животные. Очевидно, первые были почитаемы среди  древних охотников, вторые – у  скотоводов и земледельцев. Дадим  краткую характеристику наиболее популярным и широко распространенным в Древнем Египте зверобогам.

     Лев, львица

     Согласно  М.А. Коростовцеву11, на территории Древнего Египта почиталось 32 бога-льва (большинство – в Нижнем Египте)  и 33 богини-львицы  (опять же большинство – в Верхнем Египте). В греко-римское время целая группа поселений носила название Леонтополис (Львиный Город). Наиболее известными богами в львином обличье были Акер  (один из богов подземного царства) и Шу (бог воздуха и пустоты). В городе Телль-эль-Яхудиа, расположенном к северо-востоку от Гелиополя, был построен наиболее почитаемый в Дельте храм Льва.

     Царственный хищник с роскошной гривой считался олицетворением божественного Солнца. Его величественный облик и умение, не мигая, смотреть на дневное светило  вызывали уважение и суеверный страх. Только фараон, Сын Ра, имел право  охотиться на этих властелинов пустыни.  Известно, например, что Аменхотеп II убил за время своего правления 102 льва. Охотой на львов с колесниц развлекался  и молодой Тутанхамон. Сохранилась  крышка ларца, на которой он изображен  в момент выстрела. Египетские сцены  «царской охоты» в своих деталях, по-видимому,  предвосхитили аналогичные  рельефы из Нимруда и Дур-Шаррукина  (Ассирия). Прирученные львы, как известно, сопровождали колесницу Рамзеса II  и даже принимали участие в военных действиях (битва при Кадеше). В титулатуре египетских фараонов особое место занимает сравнение владыки со львом – «Сын Солнца», «Могучий Лев», «Бык среди властелинов», «Божественный великолепный Сокол».  Как правило, места их культа устраивались вблизи караванных троп вади, где погонщики часто сталкивались с этими грозными хищницами. Подобные святилища были обнаружены в храме Аменхотепа III в Эль-Кабе, в Тинисском номе, в селении Дейр-эль-Габраи близ Ассиута и т.д. Иконография первых зверобогов в львином обличье, несомненно, была зооморфной (грубая имитация туловища хищника в виде круглой   скульптуры или рельефа) либо тератоморфной (сочетание частей тел различных животных – греч.  химеры).

Например, в гробнице царицы Хер-Нейт в Саккара (I династия) была обнаружена притолока,  украшенная фигурами двух львов-стражей.  Однако более известны египетские сфинксы – каменные львы с головами соколов,  людей или баранов. Эти изваяния, многократно тиражированные в эпоху Нового царства, стали неотъемлемой деталью древнеегипетского культового зодчества. Знаменитые «аллеи сфинксов» соединяли храмы и святилища с берегами Нила  (Карнак,  Дейр-эль-Бахри)  или с другими храмами (Луксор).  Образ сфинкса прошел через всю древнеегипетскую мифологию. Это воин и страж священных дорог и построек, борец и мститель, символ солнечного культа, который первым встречает лучи восходящего Солнца и следит за тем, чтобы не нарушался процесс движения его по небосводу.

Рис. 2. Изображение на саркофаге; XIX династия; Египетский музей, Каир

     Священными  львицами египтяне почитали наиболее популярных богинь – Сохмет, Тефнут (Мемфис), Мертсегер (Фивы), Баст (Бубастис), Пахет (Спеос Артемидос).

     Крокодил (культ Себека)

     Культ нильского крокодила  (зухоса)  был популярен в Обеих Землях. Вряд ли это можно объяснить привлекательностью животного в качестве охотничьей добычи, хотя его шкура издавна служила материалом для различных поделок, а мясо, по уверениям гурманов, не уступало по своим вкусовым качествам куриному. Скорее всего, нильский крокодил стал объектом поклонения благодаря своим внушительным размерам  (до семи метров длины), огромной силе, свирепому нраву и коварству, проявляемым на охоте. Добычей крокодилов становится практически любое теплокровное животное, которое хищник способен одолеть. Даже львам не всегда удается избежать его острых зубов во время водопоя.

     

     Рис. 3. Себек – бог-крокодил, владыка зарослей 

     Культ зухоса возникал в местах, изобилующих этими хищниками – заболоченные местности с озерами и каналами, речные быстрины, отвесные берега,  песчаные отмели.  В Дельте существовало не менее семи центров почитания крокодилов (Бусирис и др.), в Верхнем Египте – 15 (Ком-Омбос,  Фивы и пр.).

     Крупнейший  центр почитания священных рептилий –  Арсиноитский ном со столицей Крокодилополем (Фаюмский оазис) (рис.3). Здесь находился целый заповедник священных зухосов и даже кладбище их мумий в знаменитом Лабиринте (храм Аменемхета III,  ок. 1800  г. до н.э.).

     Гораздо чаще при храмах в специальных  водоемах содержалось одно животное исполинских размеров,  которое  возводилось в ранг крокодильего «царя». Хищник был окружен величайшим почетом.  Его украшали кольцами и серьгами, кормили отборным мясом, вином и хлебом. После смерти «царь»  подвергался бальзамированию и торжественному погребению. Его сменял очередной гигант, отобранный придирчивой комиссией жрецов.

     Помимо  льва и крокодила,  наиболее распространенными  тотемными животными в Древнем  Египте были бык, змея и сокол12.

     Бык, корова

     Культ священного быка и коровы,  корни  которого следует искать в контактной магии древних скотоводов, был  равно чтим в Обеих Землях, но больше – в Дельте, богатой плодородными пастбищами. Но, в отличие от индийцев, египтяне обожествляли не всех представителей полорогих, а лишь отдельных особей, обладавших исключительными достоинствами.  Наиболее крупными центрами распространения этого культа были Мемфис, Гелиополь, Гермонт и Дендера.

     Бык, подобно Мину или Осирису, воплощал в себе неиссякаемое плодородие природы, источник жизни и благосостояния древнеегипетского государства. В  Мемфисе, древнейшей столице фараонов I династии, с додинастического периода процветал культ Аписа – черного быка с белым треугольником на лбу и темным пятном на языке, похожим на скарабея. Будущий Апис отбирался комиссией жрецов из огромного числа животных по тридцати признакам.  Бык-избранник, пройдя жесткий конкурсный отбор,

поселялся в Апейоне – дворце с роскошным парком. Здесь его кормили отборным сеном, поили ключевой водой и вином, купали в теплых ваннах, окуривали драгоценными благовониями. Лишь один-два раза в год животное впрягали в ярмо – фараон собственноручно пропахивал несколько борозд на поле, открывая очередной сельскохозяйственный сезон. После этого животное не беспокоили.

     В 1851 году французский археолог Август Мариетт обнаружил в долине Саккара развалины колоссального погребения священных быков. Подземный коридор длиной 350 метров имел по обеим сторонам погребальные покои с саркофагами из черного и красного гранита. Всего в саркофагах было найдено 64 мумии животных (древнейшая – времен Аменхотепа III, самая поздняя – начала нашей эры). На каменных стелах были указаны даты рождения, посвящения и смерти каждого из быков. Средний возраст – 25 лет. Согласно Геродоту, по истечении этого срока, если бык не умирал сам, жрецы вели его со двора и топили где-нибудь в укромном месте. Затем объявляли, что бог Пта прекратил свое существование в теле старого Аписа и вселялся в более молодого быка. Само существование этого жестокого обряда опровергается рядом современных ученых, которые находили мумии быков и более преклонного возраста13.

     Вторым  крупным центром почитания священных  быков был Гелиополь. Здесь процветал культ черного Мневиса. В Гелиопольском Серапеуме Мневис выполнял функции оратора бога Ра и его земного воплощения. Как и Апис, гелиопольский бык содержался в специальном здании вместе со своей коровой-матерью. Время от времени их выпускали на прогулку в огороженный загон. Тут на быка надевались украшения, ему приносились жертвы. Культ Мневиса был настолько нерасторжим с Гелиополем, что даже фараон-еретик Аменхотеп IV (Эхнатон) вместе с солнечным культом Атона  (изобретение гелиопольских жрецов) перенес в свою новую столицу Ахетатон и культ священного Мневиса14.

     В Гермонте позднее обожествили быка Бухиса черно-белой или красно-коричневой масти (рис. 4).

     

     Рис. 4. Бухис – священный бык Гермонта 

     Его отождествляли с верхнеегипетским богом войны Монту. Неподалеку от Гермонта располагался некрополь этих быков – Бухеум. Культ Бухиса процветал еще при ХХХ династии и при Птолемеях. Существовали также менее значительные центры почитания священных быков. Например, XVII  кинопольский ном в Верхнем Египте (бык Бата) и др. 

     Большой известностью среди простого народа пользовалась богиня веселья и любви  Хатхор (Гатор). Она изображалась в виде женщины с рогами или ушами коровы. Фетишем этой богини служил столб Джет, увенчанный двуликой головой богини с коровьими ушами, а в более поздний период – головой коровы.

     Что же касается космологической сути священной  коровы, то уже в «Текстах пирамид» была увековечена легенда о Мехет Урт («Великой Корове»), на спине которой первые боги Египта покинули землю. Тело этой коровы усеяно звездами, ее ноги – четыре столпа Вселенной, на которых покоится небесный купол. Сохранилось предание о том, что Солнце было рождено небесной коровой в облике золотого теленка. Фараоны считали великой честью называть себя сыновьями Мехет Урт или «тельцами». Миф о небесной корове, по всей видимости, был создан жрецами, пытавшимися объяснить строение Вселенной (рис. 5).

     

     Рис. 5. Богиня Нут в облике Небесной Коровы Мехен Урт 

     Следует отметить, что божества в облике быков и коров почитались во многих номах Древнего Египта. Согласно легенде, все боги и богини Египта

первоначально были быками и коровами с шерстью  различной окраски. Потом уже, по велению верховного бога, все быки воплотились в одного черного  быка, а все коровы –  в одну черную корову. Иконография многих богов сохранила коровьи или бычьи рога как отзвук более древних верований и обрядов. Рогами и лунным диском было увенчано чело Хатхор, Исиды, Мертсегер (богини фиванского некрополя). Богиня-антилопа Сотис имеет украшение из антилопьих рогов. Эта же традиция сохранилась и в ритуальном украшении фараона бычьим хвостом во время ежегодного празднования «хеб-седа» («возрождения», «обновления» фараона)15. 
 

Священные змеи

     В фольклоре и религии Древнего Египта культ священных змей занимает особое место, поскольку эти рептилии являются носителями противоположных  начал – как доброго, так и  злого.

     Причудливая форма змеиного тела, лишенного конечностей, немигающий холодный взгляд, высокотоксичный  яд – качества, издавна вызывавшие у людей чувство страха и невольного уважения. Отсюда становится понятной популярность змеиных божеств на территории многих номов Древнего Египта. Не случайно фетишем города Буто (столицы VI нижнеегипетского нома), а также Имета (Телль-эль-Фараун), Небта  (Билифия)  и других городов стала египетская кобра Уаджет («Зеленая»). Уже во времена Раннего царства эта змея являлась символом Дельты (Нижнего Египта),  а ее золотое изображение украшало корону фараона.  Непредсказуемость поступков «огнедышащих» змей сделали их идеальными стражами дворцов,  храмов,  некрополей. Восточный фасад Южной гробницы комплекса Джосера в Саккара был украшен барельефом из каменных уреев – стражей усопшего фараона.

     Изображениями священных кобр была украшена также  балюстрада заупокойного храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. У входов во многие древнеегипетские храмы стояли стелы с изображениями священных змей и текстами заклинаний против злых чар.

     В древнеегипетской мифологии змеи нередко  выполняли противоречивые функции. Некоторые из них являлись врагами  солнечных богов и фараонов,  другие –  их друзьями и защитниками. В облике змеи или женщины со змеиной  головой предстает богиня земного  плодородия и охранительница закромов Рененутет16.

     

     Рис. 6. Рененутет (Термутис)

     Покровительницей  фиванского некрополя также была женщина-змея – богиня Мертсегер. Даже бог земли Геб изображался иногда со змеиной головой: «Земля и находящийся в ней мир мертвых полны змей, добрых и злых… Змеи сторожат врата разделов преисподней, змеи охраняют солнечного бога во время его плавания по подземному Нилу, и если, с одной стороны, гигантский змей Апоп пытается воспрепятствовать этому плаванию, то, с другой стороны, змей Мехен, защитник солнца, помогает последнему одолеть Апопа…. Змеи грозными рядами поднимаются и над ковчегами богов, и над балдахинами царских покоев. В виде крылатых кобр охраняют Исида и Нефтида Осириса, окружая его тенью своих крыльев…. Пятиглавый змей сторожит гробницу бога Хепри в шестом подразделении преисподней…»17.

     Одним словом, змеи в древнеегипетской религии  одновременно символизировали Жизнь  и Смерть,  Добро и Зло,  Свет и Тьму,  Солнце и водную стихию. Этим можно объяснить их необычайную  популярность в пантеоне древнеегипетских зверобогов. 

Информация о работе Боги древнего Египта