Афина – богиня мудрости и справедливой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:09, реферат

Описание работы

АФИНА - в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны.
Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости",греч. metis -"мысль", "размышление") - периода оформления классической олимпийской мифологии.
Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героической мифоло-гии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Постепенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и даже символический характер, так что Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости,
так же как Зевс воспринял их от Метиды.

Файлы: 1 файл

Афина.docx

— 2.27 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

                      Афина и герои

Персей

Диктис воспитал Персея в  храме Афины. Афина предводила Персея, дала ему кривой меч и направляла его руку, обезглавившую Медузу.

Персей принес богине в жертву телицу и отдал Афине голову Горгоны, и она поместила её на свой щит. Позднее Персей, Андромеда и Кефей  были помещены Афиной среди созвездий.

Хотя Горгону на щите Афины упоминает  уже Гомер, описание её появления  там благодаря подвигу Персея сохранилось лишь у более поздних  авторов.

Кадм

Участие Афины в судьбе Кадма велико, хотя зафиксировано  относительно поздними источниками.

Афина вдохновила его и дала силы для битвы с фиванским драконом, а также вручила Кадму камень, которым тот поразил дракона. По совету Афины герой посеял зубы дракона, по её промыслу бросил глыбу  в одного из рождённых землей, вызвав схватку между ними, по её внушению оставшиеся спарты бросили оружие. После этого Кадм принес в жертву Афине Онкайе телицу, которая привела  его в Фивы.

После того, как Кадм отбыл наказание  за убийство, Афина дала ему царскую  власть в Фивах. На свадьбе Кадма  и Гармонии богиня подарила им ожерелье, пеплос и флейты. Половину зубов  дракона Афина подарила Ээту.

                                          Жертвы Афины

  • будучи девочкой, случайно в игривой битве убивает своего товарища по играм Палланта, в честь него добавляет к своему имени прозвище «Паллада». (Поздний миф с целью объяснения этимологии непонятного прозвища). Вариант — Паллант был крылатым козлоподобным гигантом, который хотел Афину изнасиловать. Она его убила и, содрав с него кожу, сделала из неё эгиду. Согласно Аполлодору, Афина убила свою подругу Палладу, дочь Тритона, у которого они воспитывались, и изготовила её статую.
  • помогает Гераклу и позже участвует бок о бок с ним в гигантомахии: убивает одного из гигантов, на другого наваливает остров Сицилия, с третьего сдирает кожу и покрывает ею своё тело.
  • Другие убитые Афиной:
  • Астер. Великан с Коса, сражавшийся с Гераклом. Убийство его Афиной, которая облачилась в содранную с него шкуру, описывалось в эпической поэме «Меропида». Аристотель отмечает, что в связи с этой победой праздновались Панафинеи.
  • Дамастор (гигант).
  • Дракон, заброшенный на небо во время гигантомахии.
  • Энкелад (гигант).
  • Эхион (гигант).

 

Геракл и Афина

 

 

 

                      Афина и божества

Зевс и Афина

Афина восседает рядом с Зевсом, неоднократно владыка богов посылает её выполнять его поручения, но нередко  Афина сама советует Зевсу. Она просит Зевса не губить ахейцев.

В «Илиаде» есть следы антагонизма  отца и дочери, исчезающего позднее. Упоминается, что некогда Афина  была союзницей Геры и Посейдона  против Зевса. Когда Афина собирается вместе с Герой помочь ахейцам, то посланная Зевсом Ирида останавливает  их, называя Афину псицей.

В «Одиссее» Афина просит Зевса  за героя (I 44-93), и Зевс посылает Гермеса  к Калипсо, чтобы вернуть Одиссея  на родину (V 5). В одном из эпических  текстов Афина выступает посланницей  Зевса к Хирону.

Во время похода Ксеркса на Элладу дельфийский оракул предсказал, что  Афина не в силах смягчить гнев Зевса. Еврипид упоминает, что Зевс победил гигантов на колеснице Афины. По одной из версий, Зевс подарил  свою козью шкуру (эгиду) Афине.

Несколько статуй Афины стояли в  святилищах Зевса.

Афина и Гера

В «Илиаде» Афину отмечает особая близость к Гере (IV 21, VIII 457), что объясняется  их общим неуспехом на суде Париса. В послеэпических текстах связь  Афины и Геры распадается.

Гера и Афина обрекли Трою на гибель и разрушили Трою из-за Париса. Гера и Афина вместе радуются после взятия Трои.

В «Фиваиде» Стация Гера отправляется в Афины, чтобы умилостивить Палладу, и с дозволения Паллады Гера ведет  в Афины аргивских матерей. Вместе Гера и Афина выступают в поэме  Валерия Флакка.

Статуи Афины ставили в храмах Геры.

Афина и Афродита

Их соперничество известно из «суда  Париса».

Согласно «Илиаде», Афина призывает  Диомеда на бой с Афродитой (V 131—132), и герой ранит богиню (V 334—343), после чего Афина издевается над  Афродитой на Олимпе (V 420—430). Во время  «битвы богов» Афина сама избивает Афродиту (XXI 416—433).

Согласно гомеровскому гимну, Афродита не может увлечь Афину, которая любит  войны и ремесло. В трагедии «Рес»  Афина принимает вид Афродиты и обманно воодушевляет Париса (у  Гомера боги никогда не принимают  облик друг друга).

Эпиграмма Гермодора (III век до н. э.) сравнивает статуи Афродиты Книдской и Афины Парфенос, осуждая выбор Париса. Пара анонимных эпиграмм «Палатинской антологии» иллюстрируют оппозицию Афины и Афродиты, описывая ткачиху, ставшую гетерой, и гетеру, ставшую ткачихой. Нонн включает в поэму песнь Левка о состязании Афины и Афродиты: Афродита взялась за ткацкое ремесло, но безуспешно, и боги отговорили её. У Нонна Афина убедила Зевса вернуть Афродиту Гефесту.

 

Афина, Гера и Афродита

                                             Празднества

  • Панафинеи, посвящённые сразу всем «направлениям деятельности» Афины. Проводились в Афинах ежегодно в августе. Основателем панафиней считался Эрихтоний, преобразователем — Тесей.
  • Великие Панафинеи с музыкальными и гимнастическими соревнованиями. Торжества начинались ночью факельным шествием и завершались праздничным шествием афинян. Процессия поднималась по священной дороге и вступала в храм, чтобы принести в дар Афине пеплос, сотканное руками знатных афинянок из тончайшей дорогой шерсти одеяние с золотым шитьём. Специально к празднику готовились «панафинейские амфоры», объёмом в 26 литров, на которых изображались сцены состязаний и сама богиня. Амфора, наполненная оливковым маслом, доставалась победителю состязаний. От этих амфор ведут своё происхождение кубки, вручаемые победителям в настоящее время. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Согласно «Хронике Евсевия», гимнастические состязания на Панафинеях впервые проведены в 566/65 году до н. э. Перикл ввёл состязания в пении, игре на кифаре и флейте. На панафинеях приносились жертвы Афине, и происходила передача пеплоса богини, на котором изображались её подвиги в гигантомахии. Священные сосуды Афины — расписные амфоры для Панафиней упоминает Каллимах.
  • Синойкии — афинский праздник в честь богини, связанный с объединением общин, происшедшим при Тесее.
  • Плинтерии («Праздник омовения») — статую Афины Полиады жрицы закутывали в покрывала, 25 фаргелиона был установлен всенародный траур. Возвращение Алкивиада в город в этот день было сочтено дурным предзнаменованием.

 

 

Фриз Парфенона: обряд  ткания пеплоса.

                                     Критика почитания Афины

 

Климент Александрийский с насмешкой  цитирует некоторые строки Гомера об Афине, который причисляет её к «демонам» и называет «собачьей мухой». Климент издевается над тем, что Афина, как служанка, освещала путь Одиссею и прислуживала лампой при тайнах брачного союза.

Тертуллиан указывает, что богиня не защитила Афины от Ксеркса. По его  мнению, «Эрихтоний, сын Минервы и Вулкана, хотя и от семени, упавшего на землю, есть исчадие сатаны, больше того — сам сатана, а не змей».

Арнобий, ссылаясь на данные мифографов о множественности Афин, сатирически  изображает спор между пятью Афинами  за одно жертвоприношение.

По Лактанцию, она была смертной женщиной, которая изобрела искусства, за что её обоготворили люди. Такое  же евгемеристическое толкование принимают  Иероним в «Хронике» и Августин, относя рождение из головы Зевса к  басням.

 

 

 

 

 

                                  Заключение:

Образ в Новое  время:

В западноевропейской живописи Афина  была менее популярна, чем Афродита-Венера («Паллада и кентавр» Боттичелли, «Суд Париса» Кранаха, Рубенса и т. д.). Она изображалась по преимуществу в произведениях аллегорического характера, многофигурных композициях (напр. «Минерва побеждает невежество» Б.Спрангера, «Победа добродетели над грехом» А.Мантеньи). Изображалась вместе с Марсом-Аресом («Минерва и Марс» Тинторетто, Веронезе). В скульптуре — редко (Сансовино).

Предположительно, знаменитая загадочная картина Диего Веласкеса «Пряхи»  иллюстрирует миф об Афине и Арахне.

В музыке:

Немногочисленные аллегорические оперы 17-18 вв.:

  • «Рождение Афины» А.Драги,
  • «Минерва» Р.Кайзера,
  • «Паллада и Марс» М.Гримани,
  • «Паллада Торжествующая» Ф. Б. Конти;
  • кантаты «Спор Паллады и Венеры» Л.Кальдары,
  • «Паллада» П. В. Гульельми.

В современной музыке:

  • Упоминается в песне «Небо над Днепром» Океана Эльзы(2010 г.)

 

Источники для изучения Афины

  • Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. М., 1991—1992. Т.1. С.125-129 (статья А. Ф. Лосева)
  • Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей.
  • Элиаде М. История веры и религиозных идей, § 94.
  • Грейвз Р. Мифы древней Греции. / Пер. с англ. (Гл. 8 (Рождение Афины); Гл. 25 (Происхождение и деяния Афина).
  • Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. М.-СПб, 2005. С.9

Информация о работе Афина – богиня мудрости и справедливой войны