Афина – богиня мудрости и справедливой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:09, реферат

Описание работы

АФИНА - в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны.
Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости",греч. metis -"мысль", "размышление") - периода оформления классической олимпийской мифологии.
Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героической мифоло-гии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Постепенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и даже символический характер, так что Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости,
так же как Зевс воспринял их от Метиды.

Файлы: 1 файл

Афина.docx

— 2.27 Мб (Скачать файл)

 

 

Мирон (копия). Афина и Марсий. Оригинал статуи был изготовлен в V в. до н. э. Богиня изображалась роняющей флейту, а Марсий — находящим.

                                     Троянская война

 

Согласно мифам, Афина  участвует в Суде Париса, где она  безуспешно соблазняла Париса карьерой успешного полководца и в дальнейших событиях троянской войны, где она  выступала на стороне греков и  особенным покровительством одаривала  Одиссея и Диомеда.

                              Афина и троянский конь

Связь Афины с троянским конём, положившим конец войне, крайне тесна. Во-первых, ей принадлежит замысел  коня, во-вторых, коня называют приношением  ей, в-третьих, она на каждом шагу способствует взятию Трои с его помощью. Еврипид  отмечает, что Илион разрушен «злобою  Паллады» и её силой.

Так, Эпей построил троянского коня по её замыслу и с её помощью. Квинт Смирнский в поэме «После Гомера» подробно излагает, что Эпей научился своему ремеслу от Афины (XII 85), Афина является во сне Эпею (XII 109—121). За три дня, благодаря Афине, конь был завершен (XII 154), и Эпей просит Афину благословить его работу (XII 159—163). Позже Эпей посвятил свои инструменты в храм Афины Миндии. (Жители Метапонта показывали в храме Афины эти железные орудия, которыми Эпей соорудил коня).

Кроме того, Афина приняла облик  вестника и советовала Одиссею спрятать в коне ахейских героев. Далее богиня принесла героям, собиравшимся зайти  в коня, пищу богов, чтобы те не чувствовали  голода.

Когда план приводят в действие, перебежчик Синон говорит троянцам, что этот дар Афине всегда будет охранять их город вместо палладия. Посвящение коня Афине (и даже соответствующую надпись на нём) упоминают многие авторы.

Афина подает дурные знаки (землетрясение) после предложения Лаокоона уничтожить коня; радуется, когда троянцы не верят Лаокоону и решают втащить коня в город, и насылает змей на сыновей Лаокоона. Богиня сама незримо помогала троянцам тащить коня к храму Афины. Гомер упоминает, что Афина заставляет Елену отойти от троянского коня. Трифиодор более подробно описывает, что Елена пришла к храму Афины и трижды обошла вокруг коня, вызывая героев по именам, однако появилась Афина, видимая только Елене, и заставила её уйти. А в ночь падения Трои Паллада села на акрополе, блестя эгидой. Когда началось избиение, она закричала и подняла эгиду.

                                Функции Афины

Платон отмечает, что под покровительством Афины находятся как сословие ремесленников, так и воинов.

Эту множественность функций обыгрывает Овидий, описывая Ахилла на Скиросе  в девичьем платье и за шерстью  и говоря: «ждёт Паллада тебя, но не на этой стезе».

                            

                                  Изобретения Афины

Афина cчиталась основательницей

  • государства,
  • колесницы,
  • корабля
  • флейты и трубы,
  • изобрела войны.
  • керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей.
  • научила ткачеству, прядению и кулинарии
  • учредила законы и ареопаг

                                  

                              Афина-дева 

Обращение «Парфенос» к деве Палладе часто встречается в текстах. Софокл называет её Афиной-девой, госпожой коней. Выражение «Дева родит» Каллимах приводит как пример невозможного события, а Риан иронизирует над персонажем: будто бы Афину сделал женой. Григорий Назианзин подчёркивает парадокс: «Афина опять дева и рождает дракона».

Чудовищный Тифон планирует  отдать Афину в жены Эфиальту и  предлагает её в жены Кадму, отчего Ника опасается за девственность  Афины.

Аргосские девушки перед замужеством  приносили ей в жертву волосы. Упоминаются жрицы-девственницы Афины в некоторых местах.

Согласно Нонну, Авра, мучаясь в  родах, желает, чтобы Афина сама рожала. И Афина выкармливает своим молоком  сына Авры и Диониса Иакха, как  ранее Эрехтея-Эрихтония.

                                

                      Афина, материнство и супружество

Тем не менее, Афина покровительствует и замужним женщинам. Женщины Элиды молились Афине, чтобы забеременеть.

Афина помогала Пенелопе оттянуть день новой свадьбы. В «Одиссее» Афина одарила Пенелопу разумом (II 116), даёт ей сладкий сон (I 360, XVI 451, XIX 604, XXI 358). Когда Пенелопа просит Афину за Одиссея (IV 762—767), богиня посылает к ней призрак Ифтимы, чтобы её обнадежить (IV 796—838). Афина внушает Пенелопе желание показаться женихам (XVIII 158), на некоторое время усыпляет Пенелопу и дарует ей красоту (XVIII 188—196). Афина внушает Пенелопе мысль устроить состязание (XXI 1).

Авга была жрицей Афины Алеи из Тегеи, которую соблазнил Геракл, и она подкинула ребёнка в священном участке храма Афины (либо спрятала в храме), из-за этого либо земля перестала плодоносить, либо началась чума, и оракулы возвестили, что в храме содержится нечестивое.

Когда отец решает изгнать Авгу, та обращается к Афине за помощью, и  богиня вспоминает о Геракле. Попечением Афины ящик с Авгой и Телефом  был перенесен через море.

 

 

                                        Афина и музыка

Афина сплясала боевой танец с копьем и в латах либо после победы над титанами, либо сразу после  рождения.

Полиэн рассказывает легенду, как  Прокл и Темен Гераклиды воевали  с Еврисфеидами за Спарту и приносили  жертву Афине, а в битве им помогли  флейтисты. С тех пор флейта ведет  лаконцев. О флейтистах в спартанском  войске упоминает Фукидид.

Труба (Сальпинга) — эпитет Афины. В эпиграммах Афине посвящают трубу или даже «трубу Эниалия».

 

                                         Афина и корабли

Уже у Гомера Афина выступает  как покровительница кораблестроения  и мореплавания. В одном из авторских  сравнений безымянный корабельный  зодчий назван воспитанником Афины. Также Гомер отмечает, что ранее  Афина покровительствовала зодчему  Фереклу, который строил корабль  для Париса .

По указаниям Афины зодчий Арг  из Феспий создал корабль Арго. Аполлоний  называет этот корабль творением  Афины Итонской. На носу Афина укрепила кусок ствола додонского дуба, который  мог прорицать. После завершения плавания корабль Арго был помещен  по воле Афины на небо.

Афина посылает попутный ветер Телемаху, Тесею, ахейцам, возвращавшимся с Лемноса. Изображение лика Паллады было на афинских кораблях.

                                          Афина-ремесленница

Искусство работ отмечает Гомер, называя  её наставницей мастера по металлу. Дедал научился своему искусству  у Афины. Поэт Александр Этолийский утверждает, что статуя Афродиты — работа самой Афины.

Гесиод указывает на её связь  с ремесленниками-плотниками. Афина  отполировала копье Пелея. Она помогает гончарам. Ремесленника Солон называет знающим «дело Афины». Эпиграммы  говорят о посвящении Афине орудий ремесла плотника и орудий труда  земледельца.

Афина обучает дочерей Пандарея искусствам, также она обучает  мастерству Евриному, дочь Ниса и, вероятно, дочерей Левкона, а также вообще девушек ремеслам.

Также говорится, что она вместе с Гефестом обучила людей ремеслам, а её и Гефеста, в свою очередь, обучили киклопы.

В более поздних текстах Афина  считается изобретательницей ремесел  и искусств, ради которых почитается.

Арат отмечает, что для изготовления простейшего небесного глобуса  нужно «ремесло Афины».

 

                                                       

  

                              Афина-ткачиха

Гомер упоминает, что Афина сама изготовила свою одежду и одежду Геры и обучила феакиянок ткацкому искусству. Гесиод говорит, что Афина  изготовила платье для Пандоры. Аполлоний  Родосский подробно описывает изображения  на плаще, который Ясону подарила Афина Итонида, не упоминая, ткала  ли его богиня сама.

Согласно Коринне, Афина научила  ткачеству Метиоху и Мениппу, дочерей Ориона. У Овидия ткачихи  Миниады «задержаны Палладой» и  её трудом, не желая поклоняться  Дионису. Сенека упоминает «Палладину работу» служанок, изготавливавших  одежду Геракла, а также Федру, забросившую  «ремесло Паллады».

Афина покровительствует ткацкому искусству, однако Платон подчеркивает, что её наставник в этом искусстве — Эрот. Древняя статуя Афины в Эрифрах изображала её с прялкой в каждой руке.

Прялка — дар Афины. Ткацкий станок называют занятием Афины, а ткачих — служащими «делу Афины». Популярный сюжет эпиграмм — посвящение Афине орудий ткацкого ремесла; посвящение ткачих в храм Афины Прядущей. Проперций упоминает «еврипильскую ткань косской Афины».

Поэтесса Мойро из Византии (III век до н. э.) изложила легенду о том, как некая Алкиноя из Коринфа наняла ткачиху Никандру, но не заплатила ей за работу, та взмолилась Афине, и Алкиноя влюбилась в самосца Ксанфа, оставила семью, после чего бросилась в море

Марциан Капелла толкует рассказ  Гесиода, объясняя, что Афина-Тритония одарила Душу одеждами, то есть телом. Философ Прокл отмечает, что «попечительницей ткацкого промысла оказывается одна из демониц из рода Афины, причем сама Афина воспевается как та, кто ткёт устроение умных видов в каком-то другом, демиургическом смысле».

                                  Афина и Арахна

 Велик был гнев богов на людей, посмевших поставить под сомнение их благочестие и вообразить, что они могут обойтись без помощи олимпийцев или в состоянии превзойти их в мастерстве. Рассказывали о дочери Идмона - красильщика тканей из Колофона Арахне, которая славилась как вышивальщица и ткачиха, чьим искусством восхищались нимфы реки Пактола. Гордясь своим мастерством, Арахна уверяла, будто она может вышивать не хуже, чем сама Афина, и даже осмелилась вызвать богиню на состязание. Услышала это Афина и приняла вызов, решив проучить хвастунью.

Спустилась Афина на землю в  образе смертной женщины и, явившись Арахне неприметной старушкой, предупредила девушку о необходимости смирения перед богами. Но гордыня той была так велика, что она не вняла  этому совету и не устрашилась  великой богини.

Афина выткала на пурпуре изображения  двенадцати олимпийских божеств, а  по четырем углам ткани, обведенной узором оливковой ветви, представила  как бы в назидание Арахне наказания, которые претерпели смертные, пытавшиеся соперничать с богами. В свою очередь, девушка выткала любовные похождения Зевса, Посейдона, Диониса и изобразила рождение Афины из головы Зевса. Громовержец был показан ударяющим себя по лбу, а Афина стоящей рядом в одеянии мастерицы. Прекрасна была вышивка, но незнакомка при виде ее пришла в ярость. Она провела над работой Арахны ладонью, и на полотне появился Гефеса с молотом, а на Афине одеяние ткачихи сменилось сверкающими доспехами. Фигуры были совершенно живыми, казалось, они вот-вот заговорят.

После этого разгневанная богиня разорвала  ткань и ударила Арахну челноком. Тогда поняла Арахна причину гнева  незнакомки. Это и в самом деле была Афина, знающая все о своем  рождении и могущая оживлять изображения. Жгучий стыд охватил Арахну при воспоминании о том, как она оскорбила богиню, от стыда царевна наложила на себя руки.

Это было уже слишком. Афина спустилась на землю, чтобы вразумить хвастунью, а не убить ее. Подумав, Афина вынула ее из петли и вернула Арахне жизнь, но превратила с помощью зелья  Гекаты в паука.

С тех пор Арахна вечно висит  в углах и между деревьями, ткет тонкую серебряную сеть и ловит  в нее надоедливых мух. Пощадила Афина Арахну, и разумные люди не обижают пауков, истребляющих вредных  насекомых и никогда не вступают в состязания с великими богами Олимпа, боясь повторить судьбу несчастной.

                         Афина-целительница

 

Рассказывали, что Асклепий получил  от Афины кровь Горгоны, с помощью  которой воскрешал мёртвых. По Еврипиду, Афина дала Эрихтонию при рождении две капли крови Горгоны, которые  тот в златом кольце дал Эрехтею, а последний — Креусе (одна капля целительная, другая ядовитая).

Афина явилась во сне Периклу  и указала траву для излечения  его раба, упавшего с крыши строящихся Пропилей акрополя, траву прозвали парфений, а Перикл воздвиг статую Афины Гигиеи. На акрополе найдена база статуи Афины Гигиеи работы скульптора Пирра. Жертвенник Афины Гигиеи был в деме Ахарны.

Александр Великий, выздоровев, устроил  состязания в честь Асклепия и  Афины. Богиню Гигиею называли дочерью Асклепия и Афины Гигиеи. К больному оратору Элию Аристиду во сне явилась Афина, похожая на статую Фидия, и навела ему на ум сделать клизму из аттического мёда, после чего он поправился.

Информация о работе Афина – богиня мудрости и справедливой войны