Афина – богиня мудрости и справедливой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:09, реферат

Описание работы

АФИНА - в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны.
Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости",греч. metis -"мысль", "размышление") - периода оформления классической олимпийской мифологии.
Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героической мифоло-гии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Постепенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и даже символический характер, так что Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости,
так же как Зевс воспринял их от Метиды.

Файлы: 1 файл

Афина.docx

— 2.27 Мб (Скачать файл)

                                                                            МАОУ Гимназия №1

 

                                         РЕФЕРАТ

 По мировой художественной  культуре на тему:

 Афина – богиня  мудрости и справедливой войны.

 

 

                                                                    Работу  выполнила

                                                                                                Ученица 9Б класса

                                                                                                 Мунькова Кристина.

                                                                                                  Руководитель

                                                                                                  Воейкова Е. Д.

        

 

                                 

                                    Соликамск, 2013

 

 

Введение:  "АФИНА. ФУНКЦИИ ЕЁ КУЛЬТА, ОТОБРАЖЕНИЕ ЕЁ   ОБРАЗА В  ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ"                        
 
АФИНА - в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. 
Миф о рождении Афины от Зевса и Метиды ("мудрости",греч. metis -"мысль", "размышление") - периода оформления классической олимпийской мифологии. 
Рождение Афины изображено в этом мифе с позиций героической мифоло-гии периода патриархата, в которой особенно выделялось мужское организующее начало. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она - мысль Зевса, осуществлённая в действии. Постепенно материнство Метиды принимает всё более отвлечённый и даже символический характер, так что Афина считается порождением одного Зевса и принимает на себя функции божества мудрости, 
так же как Зевс воспринял их от Метиды. 
Зевс, зная от Геи и Урана о том, что его сын от Метиды лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста (или Прометея), расколовшего ему голову топором, сам произвёл на свет Афину, которая появилась из его головы в полном боевом вооружении. Поскольку это событие произошло якобы у озера (или реки) Тритон в Ливии, Афина получила прозвище Тритониды или Тритогенеи. 
Афина - одна из главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии - матриархате.       Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к Зевсу.

 

 

 

                

 

                    

 

 

     Содержание:

 

  • Облик Афины (стр. 4)

 

  • Рождение Афины. Родители  (стр. 5)

 

  • Миф. Суд за Аттику (стр. 6)

 

  • Миф. Афина, Гефест и Эрихтоний (стр. 7)

 

  • Миф. Изобретение флейты (стр. 8)

 

  • Миф. Афина и троянская война (стр. 9)

 

  • Интересные факты (стр. 10 – 12)

 

  • Афина – ремесленница (стр. 13)

 

  • Афина – ткачиха (стр. 14) 
  • Миф. Афина и Арахна (стр. 15) 
  • Афина – целительница (стр. 16)

 

  • Афина и Герои (стр. 17)

 

  • Жертвы Афины (стр. 18)

 

  • Афина и божества (стр. 19 – 20)

 

  • Празднества (стр. 21)

 

  • Критика (стр. 22)

 

  • Заключение (стр. 23)

                         

                                               Облик Афины

Афина легко отличимая от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные.

  • шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем)
  • эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы
  • появлялась в сопровождении крылатой богини Ники
  • олива — священное дерево древних греков
  • сова (символ мудрости)
  • змея (также символ мудрости)

Её называли «сероокой  и русоволосой», у Гомера эпитет «главкопис» (совоокая). Описания подчеркивают её большие глаза. Гомер описывает подготовку Афины к бою: её доспехи, эгиду, шлем, копьё и колесницу. Вергилий упоминает, как циклопы в кузне Вулкана лощили доспехи и эгиду Паллады, на них чешуя змей и голова Горгоны.

 


Хендрик ван Бален. Суд Париса.

 

Родители: Стоит отметить, что хотя версия рождения Афины из головы Зевса от проглоченной Метиды наиболее распространена, существует несколько версий о том, кто были её родители:

·  мать:

  • титанида Метида, богиня мудрости — от Зевса
  • По аттической версии, дочь Геллении — от Зевса.
  • нимфа реки Тритон (в случае отцовства Посейдона)

·  отец:

  • Зевс. Проглотив беременную Метиду и породив Афину из своего расколотого черепа, он присваивает черты матери-родительницы, произведя дочь на свет единолично.
  • Посейдон. По Геродоту, Афина затем отказалась от такого отцовства и перешла к Зевсу, который принял её как дочь.
  • Циклоп Бронт («гром»), породивший её от Метиды.
  • гигант Паллант, с которого она в других вариантах снимает кожу.
  • смертный человек по имени Итон, царь города Итон во Фтиотиде.

Места рождения. Относительно её места рождения также существуют разногласия. Эсхил впервые фиксирует рассказ, что Афина родилась у озера Тритонида в Ливии. Геродот отмечает, что авсеи в Ливии считают Афину дочерью Посейдона и богини озера Тритониды. Согласно Аполлонию Родосскому, когда она родилась у озера Тритон, там её встретили ливийские Героини. Согласно Лукану, родившись из головы, она прежде всего посетила Ливию и назвалась Тритонидой. Эти рассказы связаны с эпитетами Афины Тритония и Тритогенея, встречающимися уже у Гомера.

  • Вариант с помещением реки Тритон на Крит, где сохранился храм Афины, приводит Диодор.
  • Кроме того, реку Тритон помещали на крайний запад Фессалии
  • Павсаний приводит рассказ, что Афина родилась и была воспитана в Алифере в Аркадии, где был жертвенник Зевсу Лехеату (Рождающему) и источник Тритонида.
  • Местом рождения Афины называли городок Алалкомены в Беотии, где она была выкормлена местным жителем.

Время рождения. Во время Панафиней отмечался день рождения Афины (28 гекатомбеона — примерно 18 августа), в этот день суды были закрыты. Согласно «Хронике Евсевия», дева (Афина) появилась на озере Тритон в 237 году от Авраама (1780 год до н. э.).

                                                Суд за Аттику

 

 

Другой важный мифологический сюжет  об Афине рассказывает о том, как она получила владычество над греческой местностью Аттика, чьей покровительницей, со столицей, названной её именем, она считалась в историческую эпоху. В сохранившихся текстах раннего эпоса сюжет не упоминается, связный рассказ о споре за владение городом (по версии, даже первым городом на Земле) приводит «Мифологическая библиотека» Псевдо-Аполлодора.

Согласно этому мифу, Посейдон первым пришёл в Аттику, ударил трезубцем  в землю на Акрополе, и возник источник морской воды, который показывали в историческое время в Эрехтейоне (по другой легенде, он создал лошадь). За ним следом появилась Афина, которая  ударила в землю копьём и вырастила  оливковое дерево (маслину). Согласно решению судей, Афина была признана победительницей, так как её подарок  является более полезным, город назвали  её именем, Посейдон же разгневался  и попытался затопить землю морем, но Зевс запретил ему.

Согласно упоминаниям Каллимаха  и Нонна, их судьей был Кекроп-змея, судьями называли также либо Краная, либо Эрисихтона. По другому сказанию, судили двенадцать олимпийских богов  во главе с Зевсом, а свидетелем был Кекроп-змея; либо судил один Зев.

Позднейшую версию мифа приводит Варрон. Когда в городе появилось оливковое  дерево, а в другом месте вода, царь Кекроп послал в Дельфы и по велению оракула поставил вопрос о названии города на голосование: мужчины  подали голоса за Посейдона, а женщины  за Афину, и одной женщиной оказалось  больше. Тогда Посейдон опустошил  землю волнами, а афиняне подвергли  женщин тройному наказанию: лишили права  голоса, никто из детей не должен был принимать имени матери и  никто не должен был называть женщин афинянками.

Суд состоялся 2 боэдромиона (конец  сентября), и этот день афиняне изымали  из календаря. «Хроника Евсевия» датирует появление оливы и процесс 466 либо 483 годом от Авраама (1551 либо 1534 год до н. э.). Спор Посейдона и Афины был изображён на задней стороне Парфенона; в изложении Овидия Афина изображает эту сцену на ткани при своем состязании с Арахной.

 

                          Афина, Гефест и Эрихтоний

Несмотря на то, что в  классической мифологии Афина считается  девственницей, встречаются упоминания о рождении ребенка, связывавшемся  с Афиной и Гефестом. Первую часть  этого рассказа содержат лишь поздние  источники. Согласно им, Зевс поклялся выполнить любое желание Гефеста, и Гефест попросил в жены Афину. Зевс не мог нарушить клятву, но посоветовал дочери-деве защищаться.

По основному сказанию Афина пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и  она стала убегать. Гефест погнался за богиней и настиг в некоем месте, но Афина защищалась с оружием  в руках и ранила его копьем. Гефест пролил семя на ногу Афины, после  чего богиня вытерла его шерстью  и закопала в землю, после чего Гея-земля родила младенца. Поэтому Эрихтония называли как сыном Гефеста и Геи, так и сыном Гефеста и Афины, а имя истолковывали от «эрион» — шерсть и «хтон» — земля.

Афина тайно воспитывала  Эрихтония, желая сделать бессмертным, и отдала в ларце  на сохранение Пандросе, дочери Кекропа, запретив открывать. Эти три дочери танцевали на лугу перед храмом Паллады. Еврипид рассказывает, что Афина приставила к Эрихтонию двух змей, с тех пор в Афинах золоченых змей надевали на шею детям. Такой амулет из пары драконов упомянут в сцене узнавания в трагедии «Ион».

Сестры Пандросы Герса и Аглавра открыли ларец и увидели ребёнка, обвитого драконом (по более ранней версии, змееподобного младенца либо младенца-змея). Они были либо убиты драконом, либо Афина ввергла их в безумие, и они бросились с вершины акрополя в пропасть. После гибели сестер Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, он воцарился, воздвиг на акрополе ксоан Афины и учредил Панафинеи, впервые проведя шествие в честь Афины на акрополе. Эрихтоний был погребен на священном участке храма Афины Полиады.

По описанию Еврипида, в  ковре для священного шатра афинян в Дельфах было выткано, как перед  дочерьми Кекропа «клубилось тело». Согласно гипотезе Павсания, змея, изображенная возле статуи Афины в Парфеноне — это Эрихтоний. Миф также упоминают Лукиан и Павсаний.

 

     Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония

                                     Изобретение флейты

 

Миф об изобретении богиней флейты (авлоса) упомянут многими авторами. (В Беотии Афина-изобретательница флейты, даже почиталась под особым именем Бомбилея, то есть Афина «пчелиная», «жужжащая»). Пиндар рассказывает, что одна из горгон Медуза ужасно стонала, умирая, а другая — Евриала стонала, глядя на сестру, и Афина изобрела флейту, чтобы повторить эти звуки. Согласно Коринне, богиня научила игре на флейте Аполлона. Эпихарм упоминает, что она играла перед Диоскурами на авлосе.

По более подробному рассказу, Афина  сделала флейту из оленьей кости  и пришла на трапезу богов, но Гера и Афродита осмеяли её, и она, посмотрев  на свое отражение в воде, увидела, как некрасиво при игре раздуваются  её щеки, и бросила флейту в Идейском лесу, либо выбросила флейту в воды Меандра. Брошенную флейту подобрал сатир Марсий. (Павсаний также упоминает  статую Афины, бьющей силена Марсия, который  поднял флейту). Миф продолжается рассказом, что в игре на «Палладиной флейте»  сатир был побежден Аполлоном, и  с него содрали кожу. Аристотель дает мифу свое истолкование. По его  мнению, настоящая причина действий Афины в том, что игра на флейте не связана с умственным развитием.

Информация о работе Афина – богиня мудрости и справедливой войны