Жизнь и творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 16:23, реферат

Описание работы

Каждый художник неповторим. Среди композиторов «Могучей кучки» Римский-Корсаков занимает особое место. Мой реферат ставит своей целью ознакомить читателя с творчеством выдающегося русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. С его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песня всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлую мечту о лучшей доле, о торжестве правды и победе добра над злом, насилием и несправедливостью. Вся жизнь Римского-Корсакова - это беззаветное и бескорыстное служение искусству, верность своим идеалам.

Содержание работы

Введение………………………...……………………………….3

Выбор пути …………………………………...………………….3

Первые произведения……………………………………………4

Дальнейшее творчество…………………………………………4

Последние произведения………………………………………..5

Заключение……………………...……………………………….6

Список музыкальных произведений Н.А. Римского-Корсакова………………………………………………...............7

Список использованной литературы…………………….........8

Файлы: 1 файл

Реферат_Римский-Корсаков_2.doc

— 40.89 Кб (Скачать файл)

 
 

                                                    
     

                                                                                               
 

                                                         
 

        
 

      ЖИЗНЕННЫЙ  И  ТВОРЧЕСКИЙ  ПУТЬ

    НИКОЛАЯ АНДРЕЕВИЧА  РИМСКОГО-     КОРСАКОВА 
     
     
     

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                

                Содержание. 

    Введение………………………...……………………………….3

      Выбор пути …………………………………...………………….3

    Первые произведения……………………………………………4

    Дальнейшее  творчество…………………………………………4

    Последние произведения………………………………………..5

    Заключение……………………...……………………………….6

    Список  музыкальных  произведений  Н.А.  Римского-Корсакова………………………………………………...............7

    Список  использованной  литературы…………………….........8

    Приложение……………………………...……………................9 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                Введение. 

      Вторая  половина  XIX  века    время могучего  расцвета  русского  искусства.  Резкое  обострение  социальных  противоречий  приводит  в  начале  60-х  годов  к  большому  общественному  подъёму.

      Революционные  идеи  60-х  годов  нашли  своё  отражение  в  литературе,  в  живописи,  в  музыке.  Передовые  деятели  русской  культуры  вели  борьбу  за  простоту  и  доступность  искусства,  в  произведениях  стремились  правдиво  отразить  жизнь  обездоленного  народа.

      Каждый  художник  неповторим.  Среди  композиторов  «Могучей  кучки»  Римский-Корсаков  занимает  особое  место.  Мой реферат ставит своей целью ознакомить читателя с творчеством выдающегося русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. С  его  творчеством  пышным  цветом  расцвела  в  русской  музыке  сказка.  Сказка  и  песня  всегда  были  душой  народа.  Именно  в  сказке  народ  высказывал  светлую  мечту  о  лучшей  доле,  о  торжестве  правды  и  победе  добра  над  злом,  насилием  и  несправедливостью.  Вся  жизнь  Римского-Корсакова  -  это  беззаветное  и  бескорыстное  служение  искусству,  верность  своим  идеалам. 

      Выбор пути. 

      Н. А. Римский-Корсаков родился в городе Тихвин Новгородской губернии в дворянской семье в 1844 году. Музыкальные способности проявились рано, но родители хотели, чтобы сын стал морским офицером и в 1856 Римский-Корсаков поступил в петербургский Морской кадетский корпус. Однако занятий музыкой он не оставлял: брал частные уроки игры на фортепиано, пытался сочинять, посещал оперные спектакли. В 1861 году будущий композитор познакомился с М. А. Балакиревым и вскоре присоединился к «Могучей кучке». Именно по совету Балакирева он начал работу над Первой симфонией  (1865 год). В 1862 году Римский-Корсаков окончил Морской корпус, получил офицерское звание и отправился в дальнее плавание на судне «Алмаз». По возвращении (в 1865 году) он решил посвятить свою дальнейшую жизнь музыке. 
 

      Первые  произведения. 

      В 60-х годах композитор писал в  основном программные симфонические произведения. В симфонической музыкальной картине «Садко» (1867 год) нашли отражение впечатления от плавания на «Алмазе»: образы русской былины соседствуют в сочинении с картинами моря. Вторая симфония – «Антар» (1868 год) – написана по мотивам арабских народных сказаний.

      Первая  опера Николая Андреевича – «Псковитянка» (1872 год; по пьесе русского поэта и драматурга Л. А. Мея). События происходят во времена царствования Ивана Грозного. На историческом фоне (покорение Пскова Московским царством) развивается драма юной псковитянки Ольги, оказавшейся внебрачной дочерью Ивана Грозного. Опера, поставленная в Мариинском театре, имела большой успех. 

      Дальнейшее  творчество. 

      За  «Псковитянкой» последовали другие оперы – «Майская ночь» (1879 год; по повести Н. В. Гоголя), опера-сказка «Снегурочка» (1881 год; по пьесе А. Н. Островского), опера-балет «Млада» (1890 год; либретто написано по сказаниям западных славян), «Ночь перед Рождеством» (1895 год; по повести Н. В. Гоголя). Мир сказаний и былин всё больше привлекал композитора. В опере-былине «Садко» (1897 год), рассказывающей о новгородском гусляре, картины городского быта Новгорода чередуются с волшебным миром

подводного царства.

      Римский-Корсаков обращался и к внутреннему  миру человека.

Камерная опера  «Моцарт и Сальери» (1897 год; по пьесе  А. С. Пушкина) – одно из наиболее глубоких произведений композитора. Римский-Корсаков следовал идее Пушкина: Моцарт и Сальери противопоставлены – как «гений и злодейство». В «Царской невесте» (1898 год; по драме Л. А. Мея) композитор рассказал о драматических судьбах своих героев, раскрыл их душевные переживания.

      В опере «Сказка о царе Салтане» (1900 год; на сюжет сказки А. С. Пушкина) Римский-Корсаков прибегает к стилизации под народный жанр. Произведение отличает классическая ясность и стройность композиции и музыки, характеры героев яркие, живые, но при этом в опере есть театральная условность.  В «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904 год) автор поставил нравственные философские проблемы. 

      Последние произведения. 

      Свою  последнюю оперу-сказку «Золотой петушок» (1907 год; по одноимённому сочинению  А. С. Пушкина) сам автор назвал «небылицы в лицах. Эту оперу можно назвать остросатирическим произведением.

      Мелодии вокальных партий и хоровых эпизодов в операх Николая Андреевича основаны на интонациях русской народной песни. Важнейшую роль играет симфонический оркестр, с помощью которого композитор рисует картины природы, народного быта, сказочные образы. Нередко оркестровая музыка имеет самостоятельное значение, например симфонические картины моря и подводного царства в «Садко»,  пьеса «Три чуда» в «Сказке о царе Салтане» или батальная сцена «Сеча при Керженце» в «Сказании о невидимом граде Китеже…».

      Симфоническое творчество Римского-Корсакова не так  значительно по объёму, как оперное, но менее ценно. К лучшим произведениям относятся «Испанское каприччио» (1887 год), в котором композитор использовал темы испанских национальных танцев, и сюита «Шехерезада» (1888 год), написанная по мотивам сборника средневековых арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

      В 1871 году Н. А. Римского-Корсакова пригласили преподавать в петербургскую консерваторию. В числе его учеников – многие выдающиеся русские композиторы. Как дирижёр Римский-Корсаков с 1874 года руководил симфоническими оркестрами, а позднее – оперными спектаклями. В результате упорной работы Николай Андреевич стал одним из самых профессионально подготовленных русских музыкантов. 
 
 

      Заключение. 

      Первый  после  смерти  Римского-Корсакова  1909  год  принёс  два  важных  события:  весной  его  жена  Надежда  Николаевна  выпустила  его  необыкновенно  интересные  воспоминания  -  «Летопись  моей  музыкальной  жизни»,  осенью  в  Москве  пошёл  «Золотой  петушок». 

      В  послереволюционные  годы,  не  слишком  отклоняясь  от  уже  устоявшихся  традиций,  многие  оперы  Римского-Корсакова  с  успехом  ставятся  вновь  или  идут  в  прежних  восстановлённых  постановках  на  сценах  московских  и,   тогда  уже,  ленинградских театров.  Ещё в 1916  году  в Москве  вновь поставили «Китеж» в Большом театре  с И.  В.  Ершовым в партии  Кутерьмы.  Артист  обогатил  образ новыми  оттенками,  показав  не  только  забубённого,  озлобленного  насмешника  или  обезумевшего  от  мук  совести  преступника,  ужаснувшегося  своего  чёрного  дела  и  тем  более  способного  вызвать  у  Февронии  сострадание.  В 1926  году  «Китеж»  был вновь показан в Большом театре. 

      С 1944  года,  когда в трудных условиях  Великой Отечественной  войны  страна  отметила  100-летие  со  дня  рождения  Римского-Корсакова,  большие  успехи были сделаны в познании  его творчества.  В том же  1944  году  его имя было  присвоено Ленинградской  консерватории  и  предпринято  фундаментальное  издание  Полного  собрания  сочинений  композитора.

      Вывод: в итоге я достиг своей цели – познакомил читателя с творчеством Н. А.  Римского-Корсакова, описал его жизнь. Великой  силой  своего  огромного  таланта  умел  Римский-Корсаков  выразить  в  своих  творениях  всё  прекрасное,  что  окружает  человека  в  жизни:  красоту  и  любовь,  веру  в  торжество  света  и  правды,  мечту  о  лучшем  будущем,  народную  мудрость  и  силу  народного  искусства,  великолепие  родной  природы.  Но  гневным  и  обличительным  становилось  перо  художника,  когда  он  хотел  заклеймить  отрицательные  стороны жизни – деспотизм,  жестокость  и  несправедливость,  глупость  и  ханжество. Человеком  гуманным  и  кристально  чистым,  художником,  безраздельно  посвятившим  музыке  всю  свою  жизнь,  вошёл Николай  Андреевич  Римский-Корсаков  в  историю  русского  искусства  и  навеки  прославил  его. 
 

      Список  музыкальных  произведений  Н. А. Римского-Корсакова. 

      Оперы. 

      «Псковитянка»,  «Майская  ночь»,  «Снегурочка»,  «Млада»,  «Ночь  перед  Рождеством»,  «Садко»,  «Моцарт  и  Сальери»,  «Царская  невеста»,  «Сказка  о  царе  Салтане»,  «Сервилия»,  «Кащей  бессмертный», «Пан  воевода»,  «Сказание о невидимом  граде  Китеже  и  деве  Февронии»,  «Золотой  петушок». 

      Симфонические  сочинения. 

      Симфония  №1,  «Увертюра  на  русские  темы»,  «Фантазия  на  сербские  темы»,  сюита «Антар»,  симфония  №3,  симфониетта  на  русские  темы «Сказка», «Испанское  каприччио»,  «Светлый  праздник», сюита «Шехерезада», сюита «Картинки  к  «Сказке  о  царе  Салтане»,  прелюдия  «Над  могилой»,  «Дубинушка»,  «Здравница А. К. Глазунову»,  «Неаполитанская  песенка». 

      Вокально-симфонические  сочинения. 

      «Стих  об  Алексее  божьем  человеке»,  хор «Слава»,  «Из Гомера»,  «Свитезянка»,  «Стрекозы»,  «Песнь  о вещем Олеге». 

      Вокальные  ансамбли. 

      «Горный  ключ»  и  два  дуэта:  №1. «Пан»,  №2.  «Песнь  песней». 

      Романсы. 

      «Щекою  к  щеке  ты  моей  приложись»,  «Ель  и  пальма»,  «Из  слёз  моих»,  «Колыбельная  песня»,  «На  холмах  Грузии»,  «Пленившись  розой,  соловей»,  «Еврейская  песня»,  «Ночь»,  «Тайна»  и многие  другие  романсы. 

      Написаны  Римским-Корсаковым  были  и  сочинения  для  инструментов соло  с оркестром,  камерные  инструментальные  ансамбли,  хоры  a  cappella,  обработки народных  песен в двух  сборниках,  а также фортепианные  пьесы. 
 
 
 

Список  использованной  литературы. 

    1. Кунин, И. Ф. Николай  Андреевич  Римский-Корсаков /  И. Ф. Кунин – М.: 1988.
    2. Стасов, В. В. Статьи  о  Римском-Корсакове / В. В. Стасов – М.: 1953.
    3. Соловцов, А. А. Жизнь  и  творчество  Н. А. Римского-Корсакова / А. А. Соловцов – М.: 1960.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение. 
 

                

Информация о работе Жизнь и творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова