Вокальные упражнения как средство развития фонематического слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:29, доклад

Описание работы

Проблема развития фонематического слуха в настоящее время актуальна, как для молодого, начинающего педагога так и для опытного учителя. Над ней работают многие педагоги, методисты и психологи.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, значение родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.
Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике.

Файлы: 1 файл

развитие фонем слуха школа.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

     Оборудование: Мяч,  фанты.

     Описание. Педагог называет  какой – нибудь звук и просит  ребенка придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг один из играющих бросает кому – нибудь мяч. Поймавший мяч, должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант.

Найди место для своей  картинки

     Цель: Активизация  словаря, дифференциация разных звуков.

     Оборудование: Картинки, в названии которых,  есть, например, звуки  ж и ш.

     Описание. Дети сидят  за столами. Педагог показывает  им картинки, где изображен шар.  Педагог говорит: «Когда выходит  воздух из шара, слышно: ш-ш-ш. Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: «ж-ж-ж….». «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук ш или ж. Если услышите звук ш, то ее надо положить справа».

Будь  внимателен

     Цель: Активизация  словаря, дифференциация  разных звуков.

Оборудование: Различные игрушки  и предметы: слон, кукла, мишка, лиса, курица, автобус и т. д.

     Описание. Педагог:  «Я буду называть  игрушки. Как только  вы услышите первое  слово, в котором  есть, например, звук  с, вы должны поднять руку».

Затем называть предметы и  показывать их. Если ребенок ошибается, то он должен сам  придумать слово  со звуком с.

Звенит  – жужжит

     Цель: Дифференциация  звуков з – ж.

     Описание: Выбирается  водящий. Он выходит  из комнаты, оставшиеся  дети придумывают  каждый по одному  слову, в названии  которого есть  звук з или ж. Водящий вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове з, то он говорит: «звенит», если слышит звук ж, то говорит: «жужжит».

Отстукивание  слогов

     Цель: Обучение слоговому  анализу слов.

Оборудование: Барабан, бубен.

    Описание. Дети садятся  в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и громко слово, например, колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова.

Телеграф

     Цель: Обучение слоговому  анализу слов.

     Описание. Педагог:  « Дети, сейчас  мы с вами поиграем  в телеграф. Я буду  называть слова,  а вы будите  по очереди их  передавать по  телеграфу в другой  город». Первые слова  педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем вводит трехсложные и односложные слова (ма-ши-на, стол, дверь).

Угадай  слово

     Цель: Составление слов с определенным количеством слогов.

     Описание. Педагог:  «Сейчас мы с  вами Булем отгадывать  слова. Я вам  не назову их, а  только передам  по телеграфу,  а вы должны  подумать и 

сказать, какие это могут  быть слова. Если же дети затрудняются назвать слово, педагог слова отстукивает слово и произносит первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог вызывает одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать.

Слова- перевертыши

     Цель: Активизация  словаря, обучение слоговому анализу слова.

     Описание. Ребенок  выходит из комнаты,  а остальные дети  загадывают короткое  слово, зовут водящего  и говорят ему,  например, лок (кол), мод (дом), зано (коза), сако (коса) и др. Водящий  должен отгадать  загаданное слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Упражнения на  различение сходных  фонем на слух

 

Задачи: 1. Выявить различает ли ребенок на слух сходные правильно  произносимые фонемы;

  2. Сходные дефектные звуки.

 

1. Различение и узнавание простых  фраз по картинкам

( На лугу пасутся козы. – У  Сони длинные косы.)

 

2. Узнавание и различение слов  близких по звуковому составу

День – тень

Палка – палка

Балка – палка

Балка – балка

(Позвонить в колокольчик, если услышат одинаковые слова).

 

3. Различение слогов со сходными  звуками (Когда разные звуки  хлопнуть).

Па – ба

Па – па

Ба – па

Ба – ба

Ты – ти

Ти – ти

Ти – ты

Ты – ты

Су – шу

Су – су

Шу -  шу

Шу – су

 

4. Различение изолированных звуков (Дети реагируют на одинаковые или разные звуки).

Ы – и

И – и

И –ы

Ы – ы

Ц – ч

Ц – ц

Ч – ч

Ч – ц

Ж – ж

Ж – з

З – з

З – ж

5. Различение правильно и неправильно  произносимых непарных слов(На  дефектное произношение ребенок  подает шумовой сигнал).

Санки

Шуба

Шумка

Собака

Лыба

Лодка

Рыба

Ропота

Шанки

Суба

Сумка

Коска

Родка

Руна

Лопата

Луна

Упражнения на различение сходных фонем в произношении

 

Задачи:  Выявить различение правильно произносимых ребенком сходных  фонем в произношении

1. Группировка парных  картинок на сходные звуки

-назвать картинки, разделить  на две группы(1 – на с, 2 –  на з), подобрать пары.

-проговаривание картинок  ребенком

Коза

Лиса

Суп

Коса

Лиза

Зуб

-группировка подбор  пар

Суп – зуб

Лиса – Лиза

Коса – коза

-повторное проговаривании  картинок на звук с: суп, лиса, коза.

                                                                               З: зуб, Лиза, коза.

Парами: суп – зуб

Лиса – Лиза

Коса – коза

2. Группировка непарных  картинок на сходные звуки 

  • назвать картинки, разделить их на две группы(1 – на с, 2 – на з)
  • называние картинок ребенком

тазы     посуда     завод

сани     зонт          сом

сумка   ваза          сапоги

гнездо  автобус    зубы

  • группировка в соответствии с инструкцией

на  с          на з

посуда      тазы

сани           завод

сом            зонт

сумка        ваза

сапоги       гнездо

автобус     зубы

 

3. Выделение картинок  на заданный звук (т)

  • название картинок

туфли          дом

попугай       вата

кот               дым

панама         банка

танк              батон

бант              бинт

  • отбор ребенком картинок на звук Т

туфли

кот

танк

батон

вата

бинт

бант

 

4. Воспроизведение звуковых, слоговых рядов и рядов слов

  • звуковые ряды:

ау                    уа                  иа                    аи

ауи                  аиу                иуа                  уаи

птк                  ткп                кпт                   ктп

  • слоговые ряды:

па – по – пу

по – пу – па

пу – па – по

та – та – да

та – да – да

та – да – та

па – та – ка

та – ка – па

та – па – ка

ба – па – па

ба – ба – па

ба – па – ба

  • Ряды слов:

Панама – батон  – попугай – бант

Дом – кот – мак  – дуб

 

    1. Придумывание слов на заданный звук (Д, Б)

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Упражнения на выявление  готовности ребенка к звуковому  анализу

1. Выделение первого  ударного гласного в словах

Аист

Овощ 

Утка

Ива

 

2. Выделение первого  безударного гласного А, У,  И в словах:

Антенна

Умывальник

Иголка

3. Звуковой анализ  звукосочетаний из двух гласных

АУ, УА, АИ, ИА, ИУ, УИ

  • выделение первого звука
  • выделение последнего звука
  • определение количества звуков в звукосочетании

 

Определение последнего глухого согласного К, П, Т, Х или  сонора М, Н в обратных слогах

Ап

Ок

Ух

Ит

Ам

Ун

 

4. Определение последнего  глухого согласногоК,П, Т, Х  или сонора М, Н в словах:

Мак, петух, кит, банан.

 

5. Выделение на слух  звука из звукового ряда(ребенок  хлопает, когда слышит заданный  звук)

- выделение звука А        а, у, и, а, о, а. ы, у,  а, и, а…….. 

- выделение звука К        к, п, т, к, х, т, п, к, т, х, к……...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Занятие 1

Цель: учить детей правильно  и отчетливо произносить звук к, способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний  громко – тихо), активизировать словарь.

Ход занятия 
Учитель демонстрирует детям картинку, на которой нарисована кукушка. Называет птицу, предлагает послушать, как она кукует. Дети хором и по одному повторяют: ку – ку. Можно предлагать им поиграть в «заводных кукушек»: ку –ку. Как только педагог «заводит кукушку ключиком» она громко кукует,

«Дождик пошел, - говорит учитель – сначало тихо закапал: кап – кап – кап. Как закапал? После застучал сильнее…и перестал. Выглянуло солнышко, и курочка вывела цыплят гулять (показывает картинку). Курочка одна, а цыплят? (Много). Цыплята маленькие, а курочка? (Большая). У курицы клюв, а у цыплят? («клювики»).Гуляют цыплята, и кот вышел гулять». «Ко – ко –ко – не ходите далеко!» - просит цыплят курица, Что она говорит своим малышам? (не ходите далеко – хоровые ответы), не ходите далеко – рядом кот ходит (хоровые и индивидуальные повторения).

«А кот, - говорит учитель, - давно  убежал. Хотите знать, что он делает?». Показывает картинку: кот большим  ножом чистит луковицу. Говорит: «Ук  – ук – ук – котик чистит лук». Эту шутку – чистоговорку дети повторяют.

Далее разбирается, что кот делает неправильно. Показывают картинку кота, тот «кукует». Затем показывает кукушку, которая «мяукает».

 

 

 

Занятие 2 «Угадай, что  это?», «Кто где сидит?» 
Цель: учить детей правильно произносить звуки с, з, ц, различение их на слух, отчетливо и внятно произносить слоги с этими звуками.

Ход занятия

Учитель предлагает детям вспомнить, как поют водичка, комарик, как надо сказать кошке (собаке), чтобы она  сидела тихо. После того как несколько  детей повторят звуки с, з, ц, в  индивидуальном порядке, педагог предлагает им отгадать, чей голос они слышат (воды, комара, девочки). 
Далее учитель вынимает из коробки игрушки, показывает их, уточняет названия: сумка, зайка, корзина, цыпленок, курица, столик, стульчик. Затем произносит с ними различные манипуляции, например: сажает зайку в сумку и спрашивает: «Куда залез зайка?»(Зайка залез в сумку). Предлагает ребенку положить какую – нибудь игрушку в сумку или корзину и спросить детей: «Куда Лена посадила зайку?» (Посадила зайку в корзину). Затем предлагает детям произнести следующие фразы:

Информация о работе Вокальные упражнения как средство развития фонематического слуха