Вокальные упражнения как средство развития фонематического слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:29, доклад

Описание работы

Проблема развития фонематического слуха в настоящее время актуальна, как для молодого, начинающего педагога так и для опытного учителя. Над ней работают многие педагоги, методисты и психологи.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, значение родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.
Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике.

Файлы: 1 файл

развитие фонем слуха школа.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Учитель начальных классов                 Казакова Наталья          Викторовна

 

Вокальные упражнения как  средство развития фонематического слуха

 

Введение

 

     Проблема развития  фонематического  слуха в настоящее  время актуальна,  как для молодого, начинающего педагога так и для опытного учителя. Над ней работают многие педагоги, методисты и психологи.

    Русский язык считается  одним из самых  трудных школьных  предметов. С одной  стороны, значение  родного языка  дается ребенку  с детства, он  овладевает им  так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

    Обучение русскому  языку должно держаться  на трех китах:  языкознании, психологии, методике. Главное  внимание учителя  должно быть сосредоточено  на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Уровень грамотности учащихся – одна из острейших проблем народного образования, а ее решение должно начинаться с первых лет жизни ребенка. И для этого есть серьезные основания.

    Подготавливая ребенка  к школе, важно  помнить и о  том, чем он  станет заниматься, будучи уже первоклассником.  Наиболее значительные навыки, которые школа дает ребенку – это умение читать, писать и считать.

     Необходимое условие  обучения чтению  – это умение  соотносить звуковой  и зрительный ряды, то есть представлять  себе, как звук  и слово могут  выглядеть на бумаге  и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся.

Это предполагает наличие  сформированного  фонематического  слуха как способности  к различению звуков, и зрительных изображений, особенно тех, которые  являются составными частями букв.

        «Фонематический  слух, – писал  Гонеев А.Д., –  способность к  слуховому восприятию  звуков речи, имеющая  большое значение  для овладения звуковой стороны языка ».

        Воспитание чистой  речи у детей  – задача большой  общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.

        Часто в семье,  подлаживаясь к  языку малыша, лепечут,  сюсюкают с ним.  Порой и учителя  разговаривают с  детьми на таком  языке, ошибочно  полагая, что вступают  в более доверительные  отношения  с ребенком. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.

       Часто детей побуждают  заучивать слишком  трудные для их  произносительных  возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

     В работе по  развитию фонематического  слуха большое  место должны занимать  игры и занятия,  направленные на  выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.

    Точное слуховое  восприятие звука  стимулирует правильное  произношение, а правильная  артикуляция в  свою очередь способствует  лучшему фонематическому  восприятию.

     Значимость фонематического  слуха в обучении младших школьников и отсутствие достаточного количества методик и подходов его развития и определило проблематику нашего исследования.

 

 

 

 

  РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО  СЛУХА МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ  В СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ В ТЕОРИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

 

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

  Фонематический слух  – способность  человека к анализу  и синтезу речевых  звуков, то есть  слух, обеспечивающий  восприятие фонем данного языка.

  - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию  устной речи как первичная форма речевой деятельности.       Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы и потеря слуха ведет у детей к недоразвитию всей речевой системы. Речевой или систематизированный слух – сложное образование.

    Существует два  уровня восприятия  звукового состава  речи. Один из них  характеризуется  как уровень имитации  звуков, не требующий  их отнесения к  определенным буквам. Когда же стоит  задача не просто воспроизводить звуки, а относить их к определенным звукам речи, то в этом случае восприятие звуков осуществляется на фонематическом уровне.

     Звуки речи –  это особые сложные  образования, присущие  только человеку. Они вырабатываются  у ребенка в  течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферия, которые управляются центральной нервной системой.

Длительный  путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала  – звуки речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.  При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным различительным признакам, по которым одна фонема  противопоставлена другой. Если ребенок не научиться этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. В процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Н.И. Жинкина, невозможна генерация речи. Фонематический слух осуществляет операцию различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется  у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Развивается и фонематический слух, который осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов». Поскольку фонемы реализуются в произносительных вариантах – звуках, важно чтобы эти звуки произносились правильно, то есть в общепринятых, привычных реализациях, иначе их трудно опознавать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонематическим слухом как неправильное. Фонематический и фонетический слух  осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования правильного произношения.

    У детей формирование  фонетического слуха  происходит при  восприятии устной  речи окружающих  и, одновременно, при собственном  проговаривании слов  в соответствии  с воспринимаемыми  образцами, при  которых выделяются  и обобщаются различные признаки фонем.

    От рождения слух  малыша не приспособлен  к тонкому различению  речевых звуков. Эта  способность в  общении со взрослыми  на протяжении  первого года жизни,  а особенно интенсивно  – в полуторагодовалом  возрасте. Слух ребенка  быстро приспосабливается к звукам родного языка.

    Стремительное развитие  речевого слуха  может тормозить  все другие виды  слуховой чувствительности. Известно, например, что звуковысотный,  музыкальный слух  развивается обычно  значительно медленнее,  чем фонематический. Это происходит потому, что взрослые гораздо чаще разговаривают с ребенком, чем слушают с ним музыку или поют.

    Начиная говорить, он начинает видеть, слышать и действовать  по-новому. Теперь  он воспринимает  мир не только  глазами, ушами  и руками, и своей  речью, которая открывает поистине необозримые горизонты для развития ума и чувств.

    Даже самые первые  попытки ребенка  заговорить показывают, что слово как  бы отделяется  от предмета и  само становится  неким предметом,  которым ребенок  пробует действовать.  Можно назвать «овладение словом»  метафорой, если иметь в виду первые активные слова ребенка. На самом деле он, как правило, овладевает не словом, а сразу речью, поскольку она содержит все основные функции: и обозначение, и общение, и обобщение. Поэтому появление активной речи перестраивает всю психическую жизнь ребенка: и его общение со взрослым, и восприятие, и мышление, и деятельность.

     Речь также перестраивает  восприятие и мышление  ребенка. Называя  тот или иной  предмет знакомым  или новым словом, он всегда с чем-то соотносит его, обобщает предметы по какому-то признаку, для взрослых случайному и несущественному. Так, портфель, очки, шляпа, тапочки могут называться «папа» только потому, что они принадлежат ему. Признаки, по которым ребенок объединяет предметы в группу, отражают его взгляды на мир, показывают, что для него важно, а что не очень. Признаки эти, как правило, внешние, ощутимые, их можно увидеть, потрогать, связать с радостным или тревожным ощущением.

     Общее недоразвитие  речи – запутанный  клубок причин и следствий, в центре которого неразличение фонем при восприятии и продуцировании речи.

     Когда дефекты  произношения усилиями  педагога устранены  или сделались  практически  незаметными,  в определенном  проценте случаев  все еще сохраняется  устойчивый след недостаточности фонематического анализа. Ребенок как будто все произносит правильно, о прежних речевых дефектах родители предпочитают не вспоминать, а правописание он осваивает с большим трудом, допуская громадное количество труднообъяснимых ошибок.

     Влияние фонематических  затруднений различным  образом сказывается  на усвоении начертания  букв. В одних случаях  наблюдается прямое  влияние недостаточной  дифференциации фонем  на формирование  графемы и на  употребление соответствующих  букв. В других  случаях зависимость проявляется в более сложных формах. Затруднения в протекании фонематического анализа при письме ослабляет внимание к начертанию буквы, вследствие чего возникает так называемая графическая ошибка.

     Частота графических  ошибок зависит,  в частности, от степени автоматизированности фонематического и морфологического анализа. У детей, страдающих ослабленной концентрацией внимания, ошибок графического начертания всегда больше, чем у детей, обладающих хорошим самоконтролем. Изучение устной речи детей, делающих графические ошибки, выявило значительное преобладание проявлений фонематического и общего недоразвития речи.

     Когда лучше  всего формировать у детей  фонематический слух? В психологии  есть понятие сензетивного возраста  – это период оптимальных сроков развития определенных сторон психики, во время которого развивающийся организм особенно чувствителен к определенного рода влияниям. Именно поэтому в сензетивном периоде необходимо формировать у детей фонематический слух.

     Более тщательное изучение звуковой стороны речи детей показывает несформированность у некоторых из них всей совокупности ее элементов – звукопроизношения, ритмико – слоговой структуры слова, восприятия фонем. Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к овладению навыками письма и чтения.

     Фонетико – фонематическое  недоразвитие - это  нарушение процессов  формирования произносительной  системы родного  языка у детей  с различными речевыми  расстройствами вследствие  дефектов восприятия  и произношения  фонем.

     Можно выделить  основные проявления, характеризующее  это состояние.

1. В  этих случаях один  и тот же звук  может служить  для ребенка заменителем  двух или даже  трех других звуков. Например, мягкий  звук т’ произносится  вместо звуков  с’, ч’, ш’. ( «тюмка»,  «тяска», «тяпка»  вместо сумка, чашка, шапка).

2. Замена  одних звуков другими,  имеющими более  простую артикуляцию  и представляющими  поэтому меньшую  произносительную  трудность для  ребенка. Обычно  звуки, сложные  для произношения, заменяются более  легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р, звук ф вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть замена звуками т и д  («табака» – вместо собака).

3. Смешение  звуков. Это явление  характеризуется  неустойчивым употреблением  целого ряда звуков  в различных словах. Ребёнок может  в одних словах  употреблять звуки  правильно, а в  других -  заменять  их близкими по  артикуляции или  акустическим признакам.  Так. Ребёнок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях, например, «Сторял стлогает дошку» вместо «Столяр строгает доску».

4. Недоразвитие  фонетического слуха  отрицательно влияет  на формирование  у детей готовности  к звуковому анализу слов.

  Дети затрудняются:

  • в выделении первого гласного, согласного звука или называют первый слог;
  • в подборе картинок, включающих заданный звук.
  • в предлагаемый ребёнку набор входят картинки, в названиях которых есть нужный звук, шапка, кошка, душ;
  • в самостоятельном придумывании и названии слов с заданным звуком.

Информация о работе Вокальные упражнения как средство развития фонематического слуха