Вокальные упражнения как средство развития фонематического слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:29, доклад

Описание работы

Проблема развития фонематического слуха в настоящее время актуальна, как для молодого, начинающего педагога так и для опытного учителя. Над ней работают многие педагоги, методисты и психологи.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, значение родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.
Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике.

Файлы: 1 файл

развитие фонем слуха школа.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

5. Чаще  источником фонематической  дисфункции становится  дефект артикуляционного  аппарата (закрепившаяся  ошибка артикуляции,  что затрудняет, а  то и вовсе блокирует  слуховое различение. Иначе говоря, звуки речи не различаются из-за того лишь, что они не разведены в произношении).

6. Недоразвитием  фонематического  слуха является  недостаточное раскрытие  ротовой полости,  в результате чего, заглушаются звуки.

7. На  недоразвитие влияет  замена и смешение  звуков, пропуски и перестановки букв, разделение слова на части, не дописывание букв.

     Отмеченные особенности  могут сочетаться  и с другими  недостатками произношения: звук р - горловой, звук  с – зубной, боковой. Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить педагога и родителей, так как он свидетельствует о недоразвитии фонематического  слуха (способности различения фонем).       Существует система, помогающая в таких случаях определить степень его несформированности.  Это задания типа:

  1. Определить разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи. Нередко дети не улавливают различия между неправильным произношением и произношением окружающих. Это происходит из-за ослабленного слухового контроля;
  2. Воспроизвести за взрослым 3-4 слоговых сочетания из лёгких для произнесения звуков типа па по пу; па ба па. Затруднения при воспроизведении вызывается неправильно восприятием слогов с оппозиционными звуками и слабым различением последовательности звуков;
  3. Выделить определённый звук из «цепочки» звуков (например, звук с среди звуков т, ц, ч, з, ш, с, р  и др.).
  4. Выделить слог с определённым звуком из ряда слогов (например, слог са из слогов за, ша, са, ча, ща).
  5. Определить наличие звука в слове  (например, с в словах санки, шуба, носки, зонт, нос, щука). В подобных заданиях от ребёнка не требуется произнесение звука, так как это может его затруднить. Важно выяснить состояние восприятия речевых звуков, поэтому ребёнок реагирует опредёлённым действием (поднимает руку,  картинку), если услышит заранее обусловленный звук.

     Названные задания  позволяют с большой  определённостью  выяснить возможности  восприятия звуков, дефектных в произношении.

      Важно обратить  внимание и на  состояние восприятия  тех звуков, которые ребёнок произносит правильно. Нередки случаи, когда нарушается или не нарушается в должной степени восприятие так называемых «сохранных» звуков.

      У детей с фонетико  – фонематическим  недоразвитием наблюдается  общая смазанная  речь, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и чёткость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией, дислалией – акустико-фонематической и артикулярно - фонематической формы.

    Для них характерно  неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они  хуже, чем  нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные активной речевой деятельностью. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков и предупреждения нарушения письма.

     У детей, входящих  в эту группу, при  внешне благополучном  произношении наблюдаются   значительные  затруднения в  восприятии звуков, которые без внимательного  изучения могут  остаться не замеченными.  Именно такие дети часто неожиданно для окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению.

     Дети, у которых  нарушения произношения (смешение  и замены фонем)  сочетаются с недостаточностью  фонематического  восприятия, составляют 20-25 % от общего числа  детей.

     Характер ошибок, связанных с неправильным  произношением и  нарушением фонематического  восприятия, у учащихся  разнообразен: замены, пропуски согласных  и гласных, пропуски  слогов и частей  слова, перестановки, добавления, раздельное  написание частей слова.

     Согласно исследованиям  Р.Е. Левиной, возможны  два источника  нарушения фонематического  восприятия. Первый  коренится в недоразвитии  собственно перцептивных  процессов. Результатом  оказывается нарушение  фонематического  анализа и соответствующие  дефекты произношения, заключающиеся в произносительном неразличении звуков речи.

     Изучив особенности  развития фонематического  слуха младшего  школьного возраста, мы обнаружили, что  недоразвитие фонематического  слуха имеет следующие  симптомы:

  • замены букв;
  • вставка лишней буквы;
  • пропуски букв;
  • перестановка букв;
  • разделение слова на части;
  • не дописывание букв.

     Таким образом,  у ребенка возникают  проблемы не только  в общении со  сверстниками, учителем, но и появляются  трудности как  в устной, так и  в письменной речи.

     В литературе существуют  различные толкования  фонематического  слуха. Мы в  своей работе, ссылаясь  на Н.И. Жинкина  и А.Д. Гонеева,  будем руководствоваться  понятием  А.Д.  Гонеева. «Фонематический  слух» - способность  к слуховому восприятию  звуков речи, имеющая большое значение для овладения звуковой стороны слова.

     На основании вышеизложенного  следует, что причинами  недоразвития фонематического  слуха младших  школьников являются  следующие: замена  и смешение звуков, недостаточное развитие  артикуляционного аппарата, не готовность к звуковому анализу слов, недостаточное раскрытие ротовой полости.

 

 

  ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ  В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО  СЛУХА МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

 

 

     Музыка возникла  в глубокой древности.  Об этом свидетельствует  множество найденных предметов с изображениями музыкальных инструментов, исполнителей.

      Вслед  за музыкой  зародились и вокальные  упражнения. Их использовали  в качестве распевки, разработки голоса  для дальнейшего  пения. Пели для  того, чтобы показать  свои вокальные данные, красоту своего голоса, правильное звучание голоса.

    Во все времена  люди умели петь, но в древности  пение рассматривалось  как естественный  акт и, возможно, поэтому греки  не посвятили никакой  музы этому виду  искусства. Платон  интересовался  пением только как средством, позволяющим воспевать добродетели и воспитывать молодых граждан. В античную эпоху учеников обучали пению, но никаких документальных сведений о методах воспитания певческих голосов до нас не дошло.

     В середине 18 века  у медиков Ажена и Феррейна возникла мысль воспроизвести звуки, продувая воздух через трахею и гортань, отделенные от человеческого тела.

      Некоторые певцы  и профессора пения  пытались внести  вклад в изучение  механизма голосообразования,  описывая свои  методы воспитания и развития голоса.

     Разработкой вокальных  упражнений занимались: Ж. Дюпре, А.  Брюнингс, Ж. Бекман, Э. Гордом, А. Ришар.  Они считали что  при помощи вокальных  упражнений вырабатывается  правильная дикция, равномерное дыхание,  четкая речь.

      Методы вокальной педагогики многочисленны и разнообразны, даже если учитывать только те, что применяются в современной практике.

      В первую группу  включены методы, прививающие ученику  определенные мышечные  движения или установки,  оказывающие воздействие на певческое звукообразование. К таким установкам можно отнести: форму рта, положение гортани, языка, тип дыхания.

      Во вторую группу  включены методы, воздействующие на  окраску гласных  путем систематического  изменения этой  окраски в том  или ином направлении. Этот метод получил наиболее завершенную форму в работах Альберта Лабрие, изданных в 1925 – 1927  годах, и более точно может быть назван «методом вокальной настройки на основе принципа компенсации гласных».

     В третьей группе  рассматриваются,  наиболее тонкие методы, связанные с тем, что пение вызывает в голосовом аппарате и теле четко воспринимаемые и определенно локализованные внутренние ощущения. Отсюда возникла мысль вырабатывать вокальную технику путем закрепления соответствующих внутренних ощущений. В эту группу входят методы Лили Леман, Жана Морана и различные их видоизменения.

    Мы в своей выпускной  квалификационной  работе используем  вокальные упражнения  как средство развития  фонематического  слуха. Мы считаем,  что при помощи  вокальных упражнений  сможем, выяснив конкретную причину отклонения, развить у детей фонематический слух.

   Сейчас существует  много современных  ученых -  вокалистов. И мы опираемся на труды В. Емельянова, который разработал «Фонопедический метод развития голоса». Этот метод направлен на формирование и развитие певческого голоса.

    В процессе реализации  этого метода решаются  две его главные  задачи:

  • собственно постановка голоса;
  • сохранение голоса, профилактика заболеваний голосового аппарата.

  В основе всей  концепции «Фонопедического метода» лежат голосовые сигналы доречевой коммуникации, которые предполагают воспроизведение шумовых звуков ( скрип, храп, визг, вой, стон, плач, рык). Обозначенные звуки не только однозначно понимаются, но и имитируются, воспроизводятся по заданию.

   Сам метод состоит  из пяти тренировочных  программ, расположенных  в заданной последовательности, каждая из которых  направлена на  решение определенных  задач.

Особое  значение при этом отводится артикуляционной  гимнастике и интонационно – фонетическим упражнениям, например, «Страшная сказка».

    Цель этих упражнений (тренингов)  – зопомнить характер  звука, энергетические  затраты, механизмы  перехода из регистра  в регистр и  сопутствующие голосо  – телесные ощущения (например, упражнение «Волна»).

Мы  думаем, что его упражнения можно использовать в качестве развития фонематического слуха.

    Для того, чтобы  развивать фонематический  слух у младших  школьников нам  необходимо прежде  всего научить  ребенка ясно и  грамматически правильно  говорить, обладать  хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными средствами, а главное – эффективно действующего подхода к развитию фонематического слуха в самом широком понимании, его организации и корректировке.

    А учить ребенка  всем этим требованиям  мы и будем при  помощи вокальных  упражнений. При помощи  вокальных упражнений  мы научим ребенка  правильно произносить  ту или иную  букву, слог, произносить  их четко, внятно, не переставляя слоги, буквы местами, будем учить ребенка слушать. Он не должен смешивать одни звуки с другими (например, «яблоко» - «ляблоко»,  трамвай» -  тамваль»). Однако в процессе нормального формирования речи такое произношение не носит постоянного характера, оно преимущественно появляется в словах с более сложными сочетаниями, когда ребенок, не уловив точного фонематического характера того или другого звука, произносит вместо него звук, который для него более прост по произношению.

    Подобное неточное произношение у детей естественно, так как артикуляционный аппарат ребенка еще неустойчив и требуется некоторый период времени для основательной и упорной тренировки, при помощи которой вырабатывается навык правильного произношения и точного восприятия всех звуков.

    При помощи артикуляции  рта, будем добиваться  правильного дыхания  при пении, так  как звукоизвлечение   является процессом  физиологическим,  поэтому действие  всей голосообразующей  системы подчиняется  определенным закономерностям. 

     При пении нельзя  запрокидывать голову, гримасничать, зажимать  нижнюю челюсть.  Все должно быть  просто и естественно,  свободно и непринужденно.  Нужно добиваться, чтобы процесс  пения был таким  же естественным  и ограниченным, как  процесс речи. «Петь  свободно и естественно, не делая ничего лишнего. Петь, потому что хочется петь, потому что сам процесс пения доставляет удовольствие», - так можно сформулировать основное певческое правило.

Информация о работе Вокальные упражнения как средство развития фонематического слуха