Влияние музыки на развитие детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий. Так как она связана со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте.
Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Влияние музыки на человека………………………………………5
Исследования влияния музыки на человека……………………...5
1.2. Влияние музыки на ребенка……………………………...………...7
Влияние музыкальной деятельности на интеллект………………8
Влияние различной музыки на организм человека……………..10
Глава 2. Формирование нравственно-эстетического развития детей в процессе слушания музыки…………………………………………………..12
2.1. Основные задачи и принципы музыкального образования младших школьников…………………………………………………………..12
2.2. Музыкально-эстетическая культура личности………………......13
2.3. Процесс слушания музыки как средство развития эстетических и нравственных качеств личности……………………………………………….15
Глава 3. Исследовательская работа…………………………….…………..19
3.1. Эксперимент 1……………………………………………………...19
3.2. Эксперимент 2……………………………………………………...19
3.3. Эксперимент 3……………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………..21
Список использованных источников……………………………………….22
Приложение…………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Дипломная работа по педагогике - копия.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Уровень музыкальной  культуры личности характеризуется  таким комплексом ее проявлений, как  способности, установки, знания, умения, навыки, оценки. Все эти формы или слагаемые музыкально-эстетической культуры личности возникают на основе музыкальной деятельности и развитого музыкального сознания.

Музыкально-эстетическая культура личности выступает как  единство способностей, музыкально-эстетических знаний, навыков поведения, чувств, оценок и убеждений. Она выражается в наличии и развитости музыкальных задатков и способностей; в содержании эстетических позиций личности, инициативы, установок на музыкальную деятельность; в системности, проявляющейся в умениях, навыках как необходимых элементах музыкального творчества; в развитости чувственно-оценочного отношения и образного мышления, позволяющего ориентироваться в многообразии музыкальных ценностей, формировать через механизмы ценностных ориентаций восприятие, переживание, оценки, вкусы, идеалы и взгляды.

Соответственно этим слагаемым музыкально-эстетической культуры личности выделяются пять ее подсистем или образований. Это  сферы музыкальности, мотивации, информации, операциональности, оценочности.

Музыкальность как подсистема культуры личности представляет собой комплекс способностей, которые обеспечивают успех музыкальной деятельности.

Мотивационная подсистема музыкально-эстетической культуры личности включает в себя все многообразие установок личности, обуславливающих музыкальную деятельность, интересы, убеждения, цели, планы. При формировании мотивационной сферы личности создаются предпосылки для развития ее музыкально-эстетической культуры в целом.

Информационная подсистема музыкально-эстетической культуры личности представляет собой систему всех видов и форм знаний о музыке. К ним следует отнести музыкальные чувства, восприятия, представления, понятия, суждения, гипотезы, учения, взгляды, концепции, теории. Все они являются отражением в музыкальном сознании человека объективных явлений и свойств, отношений мира музыкального искусства. Процесс формирования системы музыкальных знаний личности имеет нравственную и педагогическую направленность и являются процессом музыкального образования.

Операциональная подсистема музыкально-эстетической культуры личности - это совокупность всех видов и форм его музыкальной деятельности и тех элементов, на основе которых она складывается: умений, навыков, привычек, способов, приемов и методов. Эта подсистема музыкально-эстетической культуры формируется в процессе музыкального обучения.

Оценочная подсистема музыкально-эстетической культуры личности содержит глубоко  личностный элемент ценностных представлений, формирующихся на основе опыта музыкального восприятия и творчества. Она связана с формированием музыкально-эстетических оценок, взглядов, убеждений.

Рассматривая структуру  музыкально-эстетической культуры личности, выделяют два ее основных компонента: музыкальная деятельность и музыкальное  сознание. К числу основных ее слагаемых относятся: музыкальные способности, установки, знания, оценки.

 

2.3. Процесс слушания музыки как средство развития эстетических и нравственных качеств личности

В широком смысле музыкальное  воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.        В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Музыка сочетанием своих  выразительных средств создает  художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с  переживаниями человека. Сочетание  выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

Музыка обладает могучим  эмоциональным воздействием, она  пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека.

Специфика действия музыки на нравственность человека связана, прежде всего, с развитием эмоционально-нравственной отзывчивости. Это важное социальное качество личности, определяющее ее альтруистический, гуманный облик. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, радостью за другого.

Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая  не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще. Здесь решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей.

Музыкальное произведение — это “живое художественное событие”, обязательные участники которого —  “герои” и “автор-созерцатель” — обеспечивают воспринимающему  возможность вхождения в содержательный мир музыки.

Музыкальное восприятие обладает эмоционально-нравственным воздействием лишь на этапе “завершения”, когда слушатель сознательно занимает позицию вне находимости интонационно-музыкальному высказыванию “героя” и в то же время пребывает с ним в звучащем единстве как с предметом своего отношения-оценки.

Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как  первоочередная задача воспитания.

Если говорить об эстетическом воспитании, то необходимо отметить, что  развитие у детей способности  воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание.

Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

- формирование у детей  способности воспринимать, чувствовать,  правильно понимать и ценить  прекрасное в окружающей действительности  и искусстве, формирование навыков  использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

- развитие глубокого  понимания красоты природы, способности  беречь эту красоту;

- вооружение учащихся  знаниями, а также привитие умений  и навыков в области доступных  детям видов искусств – музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;

- развитие творческих  способностей детей, умений и  навыков чувствовать и создавать  красоту в окружающей жизни,  на занятиях, дома, в быту;

- развитие у детей  понимания красоты в человеческих  отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Эстетическое восприятие характеризуется целостностью. Воспринимаются не только и не столько отдельные  звуки, краски, сколько весь колорит, вся гармония звуков. В восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь предварительный художественный и жизненный опыт человека. Особую роль играют слух и зрение – способность вслушиваться, всматриваться в окружающий мир.

Эстетическое чувство  – более сложный вид осознания  прекрасного в жизни.

Оно характеризуется  способностью и подготовленностью человека испытывать наслаждение от соприкосновения с прекрасным (или возмущение при встрече с безобразным).

Оценку прекрасных (или  безобразных) явлений в искусстве, природе, обществе можно назвать  эстетическим суждением. Отсюда особая близость нравственного и эстетического. Прекрасными не могут быть безнравственные поступки.

Всесторонне развитие личности может быть реализовано только на основе комплексного подхода. В практической воспитательной работе невозможно разложить  все поведение ребенка на отдельные элементы.

Также необходимым является проследить влияние процесса слушания музыки на развитие нравственного воспитания.

Человек живёт в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения.

Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются в  процессе совместного труда и  общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе.

Задачи нравственного  воспитания можно сформулировать так:

- осознание требований  и норм общественной морали, выработка  нравственных убеждений, мировоззрения;

- развитие у детей  чувства патриотизма;

- развитие чувства  уважения к старшим, товарищества  и дружбы со сверстниками, заботы  и внимания к окружающим людям;

- выработка умения  сопереживать, сочувствовать окружающим  людям;

- формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;

- формирования умений  и навыков трудиться и жить  в коллективе, подчинять свои  личные интересы общественным;

- формирование таких  черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству;

- формирование навыков  культуры поведения и др.

Для правильной организации  нравственного воспитания средствами музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания. Музыка, прежде всего, воспитывает дисциплину, стремление к совершенству, совершенству, которое приносит большое эмоциональное удовлетворение. Второй важный аспект — стимулирование умственного развития с помощью науки. Третьим аспектом является эмоциональное воспитание, без которого нельзя достичь полной зрелости. Для достижения этих и ряда других целей воспитания надо иметь в виду некоторые дополнительные соображения. Прежде всего, нужно постоянно заботиться об интересах всех детей, стремиться к тому, чтобы каждый получал полноценные музыкальные знания в процессе занятий в школе и после ее окончания. Как только дети начнут находить радость в занятиях музыкой, они захотят больше о ней узнать: как она записывается, как прочитать нотные обозначения, чтобы превратить их в звуки, задуманные композитором. Постигнув радость музыкальных занятий, дети станут охотно заниматься музыкой. Музыкальная практика заключается не только в пении и игре на инструменте, но и в слушании музыки.

Таким образом, из всех учебных  дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей является музыка, так  как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.

Если в результате такой работы учащиеся научатся получать от музыкальных занятий радость  и эмоциональное удовлетворение, некоторые из них пронесут любовь к музыке через всю жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Исследовательская работа проводилась  на базе средней общеобразовательной  школы №8 города Полоцка среди  учащихся 1-4 классов 2009-2010уч.г.

Для исследования влияния музыки на ребенка было проведено три эксперимента.

3.1. Эксперимент №1

Эксперимент проводился в 4 «Б» классе(15 человек).

Цель: определить, влияет ли музыка на ход мыслей ребенка; какие вызывает у него чувства, эмоции, переживания; оказывает ли влияние на его мировоззрение и мнение.

Суть эксперимента: Дети должны были написать свою мечту, свои желания на листике. В это время включалась музыка (см. в приложении), но так, чтобы дети не акцентировали на ней свое внимание.

В процессе проведения эксперимента были получены следующие данные:

8 человек написали, что  хотят мира на Земле, добра.  Пожелания относились ко всем  людям.  4 человека написали пожелания, относящиеся только к ним: деньги, дом, известность и т.д. 3 человека написали, что хотят стать известными пианистами (следует отметить, что произведение звучало в исполнении фортепиано).

 

3.2. Эксперимент №2

 

Цель: Определение музыкального вкуса у детей.

Суть эксперимента: Детям  было предложено пять разнохарактерных произведений. Произведения включались в следующей последовательности: фольк-музыка, рок, классика, техно-музыка, тяжелый рок.

Дети должны были написать, каким цветом они представляют каждое произведение.

Проанализировав ответы, я пришла к выводу, что музыкальный вкус у детей довольно высок. Произведения под номерами 1 и 3 дети представили в белом, голубом, желтом цветах (оттенки, характеризирующие гармонию, красоту и спокойствие). Произведения под номерами 2, 4, 5 большинство из детей увидели в черных и серых тонах.

Также было проведено  наблюдение за поведением детей во время эксперимента.

Информация о работе Влияние музыки на развитие детей младшего школьного возраста