Влияние музыки на развитие детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий. Так как она связана со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте.
Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Влияние музыки на человека………………………………………5
Исследования влияния музыки на человека……………………...5
1.2. Влияние музыки на ребенка……………………………...………...7
Влияние музыкальной деятельности на интеллект………………8
Влияние различной музыки на организм человека……………..10
Глава 2. Формирование нравственно-эстетического развития детей в процессе слушания музыки…………………………………………………..12
2.1. Основные задачи и принципы музыкального образования младших школьников…………………………………………………………..12
2.2. Музыкально-эстетическая культура личности………………......13
2.3. Процесс слушания музыки как средство развития эстетических и нравственных качеств личности……………………………………………….15
Глава 3. Исследовательская работа…………………………….…………..19
3.1. Эксперимент 1……………………………………………………...19
3.2. Эксперимент 2……………………………………………………...19
3.3. Эксперимент 3……………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………..21
Список использованных источников……………………………………….22
Приложение…………………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Дипломная работа по педагогике - копия.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Как утверждают многочисленные исследования, использование музыки в качестве дополнительного сенсорного притока значительно улучшает функции речи , улучшает запоминание ключевых фраз и облегчает усвоение информации.

Под воздействием музыки происходит улучшение кратковременной вербальной памяти, лучше запоминаются цвета, названия геометрических форм, чисел, картинок. Музыка способствует облегчению зрительного восприятия. Подтверждено, что музыка снижает психоэмоциональное напряжение, способствует фокусировке внимания, а также вовлечению детей в деятельность, что помогает им достичь цели в овладении различными навыками.

 

1.3. Влияние музыкальной деятельности на интеллект

Возникшая в эволюции функциональная асимметрия мозга позволила  более экономно использовать пространство для обработки информации, избегая дубликата функций. В процессе эволюции произошло не только количественное накопление элементов асимметрии, но и качественный скачок – развитие глубокой специализации функций левого и правого полушарий.

Исследуя причины возникновения трудностей в процессе обучения, психологи выделяют, среди прочих, следующие: в процессе развития мозговых структур не развиты необходимые межполушарные и внутриполушарные связи; предлагаемые методики обучения не соответствуют типу мышления, половым особенностям познавательных процессов; предъявляемые ребенку требования могут не совпадать по времени со стадией функционального развития мозга, опережая его возрастную готовность к выполнению поставленных задач.

В связи с этим представляют большой интерес результаты исследований в области влияния музыки на умственную деятельность детей и на функции мозга, которые отражены в работах таких ученых, как Полякова В.Б (1965-1969), А.Л.Готсдинер (1975), Т.К.Метельницкая (1977), Л.П.Трегубова (1977), В.Ф.Коновалов, Н.А.Отмахова (1983), А.В.Торопова (1995), О.В.Лаврова (1996), Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватова (1993- 1996), M.Critchley, R.Henson (1987), N. M.Weinberger (1999) и др. 
           Головной мозг человека является самым сложным образованием Вселенной. Он содержит около триллиона клеток, из которых 100 миллиардов - нейроны, каждый из которых связан с тысячами других. Формирующиеся в процессе развития мозга межнейрональные комплексы и межцентральные связи лежат в основе его интеграции. По мере созревания мозга степень устойчивости его интеграции нарастает. Лишь при этом условии он способен к обучению и формированию высших психических функций.

Деятельность полушарий  является взаимодополнительной, отражая  неравномерность распределения  функций между двумя различными системами мозгового кодирования. Правое полушарие в большей степени обладает континуальными функциями, т.е. кодирует «целостность», а левое – дискретными функциями, т.е. кодирует существенные признаки целого.

Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции, цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих полушариях. Музыкальная деятельность вызывает усиление межцентрального и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга. Причем восприятие музыки может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия.

Также было установлено, что при восприятии музыки в коре головного мозга возникает сложная функциональная система фокусов взаимосвязанной активности не только в сенсорных (слуховых), но и в ассоциативных лобных отделах коры. Музыка перестраивает характер внутриполушарных и межполушарных отношений. В результате проведенных экспериментов у всех детей в момент прослушивания музыки отмечались: 
• более высокий уровень всех межцентральных связей по сравнению с фоном; 
• более сильные межполушарные взаимодействия в передних отделах коры по сравнению с задними отделами, особенно в левом полушарии; 
• большее число межполушарных асимметричных связей.

В результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слухового, но и зрительного анализаторов, в целом оптимизируются функции мозга, улучшается регуляция произвольных движений, ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность. Было также выявлено, что обогащенная с помощью музыки сенсорная среда пребывания детей повышает устойчивость биоэлектрической активности мозга к весенним астенизирующим влияниям и способствует сохранению достаточно высокого уровня функционального состояния центральной нервной системы у детей в течение года. Пролонгированное акустическое сенсорное воздействие в виде фрагментов специально подобранной музыки активирует созревание подкорковых структур и совершенствование регуляторных механизмов хронотропной деятельности сердца.

В целом улучшаются психофизиологические характеристики мозга, а значит - повышается способность мозга к обучению.

В конце XX века американским ученым удалось выявить путем  сканирования мозга, как годы музыкальной  практики изменяют мозг музыкантов. Так, было показано, что мозг музыкантов в определенных зонах имеет гораздо больше нервных клеток. Были обследованы профессиональные музыканты и 15 человек, не имеющих к музыке никакого отношения. Обе группы состояли только из мужчин. У музыкантов 4 зоны мозга содержали большее количество серого вещества, чем мозг не-музыкантов. Все 4 зоны связаны с музыкальными способностями.

 

1.4. Влияние  различной музыки на организм  человека

Всегда ли влияние  музыки на человеческий организм является положительным? 
            В последние десятилетия уходящего века появилось множество музыкальных направлений и многие из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы. Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка - наоборот.

Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока y млекопитающих животных, то под воздействием рок-музыки оно резко снижается. Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья (что случилось в ходе эксперимента); растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки. Под звуки современной музыки коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут, а человек загромождает свое жизненное пространство хаотическими вибрациями. Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз - «музыкальный наркоман».

Швейцарские ученые доказали, что после рок-концерта побывавшие на нем слушатели реагируют на раздражители в 3-5 раз хуже, чем обычно. Было доказано, что прослушивание рок-музыки вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают значительную часть хранившейся информации в мозге. Американские врачи утверждают: повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас-гитары сильно влияют на состояние спинно-мозговой жидкости, и как следствие, на функционирование желез, регулирующих секреты гормонов; существенно изменяется уровень инсулина в крови; основные показатели контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются. Едва ли не «общим местом» в исследованиях такого рода считается разpyшительное воздействие на человеческий оpганизм свеpхгpомких звyков - подобнyю мyзыкy специалисты называют «мyзыкой-yбийцей», «звуковым ядом».

Возможно, кто-то скажет: «Если такая музыка существует - значит, она комy-то нyжна.» Да, наш  земной миp соткан из противоречий. Каждый человек волен, выбирать, что ему  ближе. И, все же, только истинно прекрасная мyзыка может стать особой панацеей от многих бед. Только гармоничная звуковая аура способна сделать миp пpекpасней, а человека - совершенней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕССКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ

2.1. Основные задачи и принципы музыкального образования младших школьников

Музыкальное развитие ребёнка  оказывает ничем не заменимое  воздействие на обогащение духовного  мира. Это процесс становления  и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Современная педагогика накопила большой опыт в теории и практике обучения, разработала новую систему воспитания. Эта система воспитания ставит задачу формирования личности, способной активно, творчески преобразовывать действительность.

Ученые доказали, что  под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.

Именно музыка, музыкальное  воспитание может оказать большую  помощь в полноценном развитии ребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Можно выделить общие  задачи музыкального воспитания:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке;

2. Обогащать музыкальными  впечатления, знакомя детей с разнообразными произведениями;

3. Развивать навыки  во всех видах музыкальной  деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах;

4. Содействовать воспитанию  и формированию музыкального вкуса;

5. Оказывать влияние  на всестороннее развитие ребёнка,  используя все виды музыкальной деятельности;

6. Развивать творческую  активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Музыкальное развитие ребёнка  должно осуществляться естественно  и непринужденно. Помочь детям почувствовать  красоту и силу воздействия музыки – задача сложная.

 

Работа строится на основных принципах:

- принцип личностной направленности педагога на создании оптимальных условий для музыкального развития;

- принцип тщательного отбора материала в соответствии с возрастными особенностями детей;

- интеграции работы в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.

- принцип «от простого к сложному».

- принцип максимального использования развивающего потенциала ребёнка в музыкальном развитии.

Музыка и различные  виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.

Музыкальное восприятие – сложный процесс познания, переживания  и оценки музыкального произведения, его художественного образа.

Основные цели развития у детей музыкального восприятия:

- расширять представления у детей о музыке, как виде искусства;

- формировать целостное и дифференцируемое восприятие музыки;

- развивать восприятие музыки, как одну из форм приобщения к музыкальной культуре;

- развивать слуховое внимание: устойчивость, объем, переключение, музыкальную память.

Чрезвычайно важно, чтобы  воздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко  чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека.

К сожалению, до последнего времени место музыки в нравственном воспитании детей было не только неустойчиво, но испытывало постоянную тенденцию к все большему его сужению, к утере самостоятельной ценности.

Воздействие инструментальной музыки обыкновенно связывается  с переживанием нравственной стороны  ее содержания, которая конкретизируется названием произведения, особенностями истории создания и бытования, созвучностью идей настоящему времени.

 

2.2. Музыкально-эстетическая культура личности

Формирование личности - сложный, многозначный процесс, выступающий  в форме физиологического, психического и социального становления человека и определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.

Важнейшей задачей массового  музыкально-эстетического воспитания является формирование способностей воспринимать и эстетически оценивать все  явления жизни, действительности и музыкального искусства в свете эстетического идеала. Характер эстетических идеалов ребенка является главным показателем уровня его оценочных музыкально-эстетических представлений, то есть развитости его способностей эстетического и музыкального восприятия, эстетического и музыкального вкуса.

Первоначально в своей  непосредственной целостности музыкально-эстетическая культура личности предстает как  часть общей духовной культуры. В  ней выражается способность воспринимать и творить мир музыки не только в соответствии с нормами эстетического отношения, соприкасающимися с красотой, совершенством, гармонией.

Информация о работе Влияние музыки на развитие детей младшего школьного возраста