Творчество как вид детской музыкальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 22:43, контрольная работа

Описание работы

И музыкальное восприятие, и исполнение музыки — есть процессы творческие. Но интересно, способен ли дошкольник к продуктивному творчеству?
Сегодня уже не требует дополнительных доказательств тот факт, что у дошкольника художественная деятельность имеет место во всех своих формах: «Дети поют, читают стихи, танцуют, то есть исполняют произведения.

Файлы: 1 файл

detskoe_muzykalnoe_tvorchestvo.docx

— 30.24 Кб (Скачать файл)

 

 

Творчество как вид детской музыкальной деятельности.

 

И музыкальное восприятие, и исполнение музыки — есть процессы творческие. Но интересно, способен ли дошкольник к продуктивному творчеству?

Сегодня уже не требует дополнительных доказательств тот факт, что у дошкольника художественная деятельность имеет место во всех своих формах: «Дети поют, читают стихи, танцуют, то есть исполняют произведения. Они импровизируют попевки, танцы, воплощая свои замыслы в рисунках, лепке. А это и есть первые творческие проявления. Дети с увлечением слушают сказки, стихи, музыку, рассматривают картины, то есть они проявляют большой интерес к восприятию искусства» (Ветлугина Н.)

Исследования, проводимые Н. А. Ветлугиной и ее учениками, убедительно доказали, что во всех видах музыкальной деятельности — пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах — дети могут сочинять оригинальные импровизации. Художественная деятельность в дошкольном возрасте не может быть полноценной, если ее развитие ограничивается формированием художественного восприятия и исполнения. Для общего художественного развития ребенка, очень полезно вовлекать его не только в «воспринимающую», но и в творческую деятельность.

Петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, импровизировать и сочинять новые мелодии любят многие дети, независимо от их возраста. Ведь творчество заложено в самой природе человека.

 

 

 

 

 

 

 

Особенности детского музыкального творчества.

 

«Под творческой деятельностью детей понимается не столько сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия — сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению», — отмечает Н.А.Ветлугина

Сами попытки ребенка к созиданию, к продуктивному самовыражению уже есть творчество. Дошкольнику всегда интересен процесс, это одна из ведущих характеристик его возрастного развития.

Творческая деятельность детей также отличается от деятельности взрослых. Детское музыкальное творчество—это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка—самовыражение. Детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных способностей, знаний и умений. Важнейшую роль в этом процессе играют воображение, интуиция, образное мышление.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Сочиняя, ребенок в первую очередь открывает новое для себя. Это так называемая относительная или субъективная новизна детского творчества; Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

    Детское  музыкальное  творчество   по   своей   природе   синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной  деятельности: в  пении,  ритмике,  игре  на  детских  музыкальных  инструментах

 

 

Песенное творчество

 

В пении, как и других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Песенное творчество  важно  формировать  начиная  с  младшего  дошкольного  возраста, используя  посильные  детям  творческие   задания.   Успешность   творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения  выражать  в  пении определенные чувства, настроения, петь чисто и  выразительно.  Что  бы  сориентировать дошкольников в песенном творчестве  Н.А.Ветлугина  предлагает  упражнения для  накопления  слухового  опыта,  развития  музыкально-слуховых  представлений.  Важно  обращать  внимание  детей   на   выразительность   их импровизации даже в простейших упражнениях.

Необходимое условие возникновения детского творчества—накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником.

Другое условие—это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.

Были определены этапы развития детского творчества: от заданий, требующих первоначальной ориентировки в творческой деятельности (при этом дается установка на создание нового — измени, придумай, сочини), к заданиям, способствующим освоению способов творческих действий, поискам решений, и, наконец, к заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни.

 

На 1-м этапе у детей формируются способы импровизации простейших мотивов, подражание звукам. Дети учатся передавать простейшие выразительные интонации.

Чтобы стимулировать детей к новой их деятельности, можно

использовать специально написанные  песни - образцы. В них поется о каком-либо знакомом  жизненном явлении и дается образец: например, жужжит пчела, звучит рожок, позывные горна. Детям после

прослушивания песни предлагается подумать (в соответствии с текстом песни) над своими интонациями звукоподражания. При  этом подчеркивается, что каждый должен придумать что- то свое. После объяснения педагог вторично играет фортепианное вступление, затем пропевает песню без фортепианного сопровождения и предлагает ребенку закончить песню по-своему . После детского исполнения педагог проигрывает последние такты песен, чтобы ребенок вновь почувствовал заданную тональность.

       На 2-м этапе у ребенка формируются такие способы импровизации. Ребенок учится оканчивать мелодию, начатую взрослым.

Педагог задает «музыкальный вопрос», а ребенок импровизирует «музыкальный ответ». При объяснении задания детям напоминают, что в разговоре людей один спрашивает, а другой отвечает. В песне тоже можно задать  «музыкальный вопрос» И  дать «музыкальный ответ». После этого исполняется песня «Зайка, зайка, где бывал?» обращается внимание детей на то, каким был «музыкальный ответ» (спеть). Но каждый раз можно по-разному ответить. Затем исполняется вступление, поется мелодия вопроса без фортепианного сопровождения, ребенок импровизирует ответ, и  далее проигрывается фортепианное заключение.

Давая «музыкальный ответ» дети, сохраняя ритмический рисунок, изменяют мелодическую интонацию, подчеркивая этим особое отношение к происходящему событию. Если работа проводится методически правильно, самое главное без принуждения, через заинтересованность к творчеству, то в ролевых играх дети нередко сами сочиняют такие диалоги. Танюша приходит в гости к Кате и поет: «Доброе утро». Катя ей отвечает также пением. Диалог продолжается: «Как твоя дочка?» — «Спасибо, заснула»

      Для развития детского песенного творчества можно принести в группу музыкальное лото. На карточке лото изображены 1-3 картинки (кошечка, зайчик, мишка, лягушка, петух). Ребенок, выбравший одну-две карточки,

сочиняет по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст из одной-двух-трех строк. Никто из детей не повторяет друг друга, не подражает  педагогу.

 

На 3-м этапе у детей формируются способы сочинения  простейших попевок контрастного характера на заданный текст.

Задания на песенные импровизации можно подбирать по принципу контрастных сопоставлений (марш и колыбельная, два разных по характеру марша, два разных по настроению звукоподражания и т. д.). Такие сопоставления заостряют внимание детей на выразительности создаваемых импровизаций, необходимости передать определенное настроение.

Детям объясняют, что музыка может выражать различные чувства: быть веселой, грустной.  В качестве примера исполняются сразу две песни, одну за другой, например, веселую песенку, а затем грустную. Потом детям пред-

лагают, по их желанию и выбору, сочинить и спеть веселую песенку на слова: «Солнце ярко светит, весело на свете!» или грустную песню на слова: «Дождик льет как из ведра, загрустила детвора».

Осознанию детьми мелодий контрастного характера помогает прослушивание и исполнение следующих русских народных песен:

«Во кузнице» (шуточная, плясовая);

«Ходила младешенька: (лирическая, хоровая);

«Бай качи-качи: (прибаутка).

Эти песни даются обязательно в сопоставлении, а дети привлекаются к сравнению характера мелодии и ритма. Подчеркивается соответствие мелодии и текста, отмечается поэтическая сторона текстов русских народных песен.

Постепенно детей подготавливают к сочинению целого оперного спектакля.

В процессе обучения дети охотно включают песенные импровизации в свою самостоятельную деятельность, особенно - в сюжетно-ролевые игры: любят играть в « композиторов», В «музыкальную школу» И другие игры, связанные с песенным творчеством. Например, рассказывают куклам музыкальные сказки, сочиняют при этом самостоятельные мелодии, придерживаясь при сочинении мелодии одной тональности.

Таким образом, специальные задания, стимулируют восприятие  художественной образности песенного творчества, позволяют лучше ориентироваться в творческой деятельности: подбирать необходимую мелодическую линию, разнообразность и ритмическую сторону песни, Применять при исполнении нюансы  (громко, тихо, быстро, протяжно, легко и т.д.), а также развивают творческую активность дошкольников. Импровизируя, дети никогда не возвращаются к одному и тому же образу и форме изложения. Ребенок необычайно разнообразен в своих творческих высказываниях, не любит повторяться, отличается богатой изобретательностью.

Самое главное — чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даются для овладения определенными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. Генетической основой возникновения детского художественного творчества является игра. Одна из главных особенностей игровой деятельности заключается в ее активно-творческом характере, так как она всегда связана не только с правилами игры, но и выдумкой, изобретательностью, с творческим началом, непосредственно выражающим индивидуальные особенности играющего.

 

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту. Тем не менее песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т. д.). Обучение, начатое с младшего дошкольного возраста, раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции. В дошкольном возрасте ребенок охотно пробует свои силы в различных импровизациях. Важно создавать для этого игровые проблемные ситуации, побуждать детей к вариативным самостоятельным действиям, развивать способность переноса усвоенного, применения в новых условиях, в свободной вариативной форме.

 

 

 

 

Заключение.

 

    Что бы ребенок  мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо  развить  основные музыкальные способности.  Кроме  того,  для  проявления  творчества требуется  воображение,  фантазия,  свободное  ориентировка  в   непривычных ситуациях.

Н.А. Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей. Творчество детей возникает на основе овладения определенными умениями и навыками в результате обучения. В свою очередь, обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.

В своем художественном творчестве малыш активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих — новое о себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

  1. Творчество как вид детской деятельности………………………1
  2. Особенности детского музыкального творчества………………2
  3. Песенное творчество……………………………………………...3

Условия  возникновения детского творчества………………….3

Этапы  развития детского музыкального творчества…………..4

  1. Заключение………………………………………………………..8

Список  литературы………………………………………………9

 


Информация о работе Творчество как вид детской музыкальной деятельности