Теория резонансного пения как основа формирования в детском хоре высокой певческой позиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 06:47, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы стало изучение теории резонансного пения В.П. Морозова и апробирование теоретических положений этой теории на практике.
Задачи:
Рассмотреть различные подходы к воспитанию детского голоса;
Проанализировать историю возникновения резонансной теории;
Обосновать востребованность применения резонансной теории в детском хоровом пении.
Диагностировать вокальную оснащенность детей.
Апробировать теоретические положения на практике.

Содержание работы

Введение……………..……………………………………………………...3
Теоретическая часть
Традиционные подходы к воспитанию детского голоса ……………………………………………………………………………………...7
История возникновения резонансной теории……………........…..8
Голосовой аппарат: резонаторы, их функции……….........…..…11
Применение резонансной теории в детском пении……….....….22
Особенности вокальной и вокально-хоровой педагогики…...…27
Практическая часть
Описание методических приемов развития резонансных ощущений и методов диагностики вокальной оснащенности………………..34
Анализ полученных результатов входящей диагностики………………………………………………..…………………......36
Описание поэтапного хода исследования развития резонаторных ощущений………………………………………………………………………...39
Результаты проведения исследования, выводы ………...………41
Заключение…………………………………….………………………….43
Список используемой литературы…………………………………….....42

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 89.80 Кб (Скачать файл)

Приступая к анализу Теории резонансного пения  В.П.Морозова, нужно сказать, что  она является универсальной для  всех возрастов, верным путем как  при работе с обученными вокалистами, так и при обучении пению детей.

Резонансные принципы в пении имеют своей  исторической праосновой Резонансную  теорию речи, выдвинутую в середине 19 века величайшим немецким ученым в области физики, физиологии и музыкальной акустики - Германом фон Гельмгольцем. Сущность его резонансной теории речи до настоящего времени остается общепризнанной; он впервые доказал, что процесс речеобразования - это в сущности процесс управления человеком резонансными свойствами своего голосового аппарата. В этой связи резонансная теория искусства пения так же является развитием представлений Гельмгольца о резонансной природе голосообразования, но уже применительно к специфике работы певческого голосового аппарата.

В области  вокального голосообразования до Теории резонансного пения В.П.Морозова существовало две теории. Это миоэластическая теория Мануэля Гарсиа-сына и нейрохронаксическая теория Рауля Юссона. Однако обе эти теории описывают не работу голосового аппарата певца в целом, который представляет собой систему «дыхание-гортань-резонаторы», а только работу одной, безусловно, важной его части, - особенностей колебаний голосовых складок (18, с. 17).

Резонансная теория искусства пения (РТИП) - это  научно-практическая теория. РТИП - новая для традиционной вокальной науки психофизиологическая теория профессионального певческого голосообразования, основанная на научно-экспериментальном доказательстве ведущей роли резонаторной системы голосового аппарата в формировании высоких эстетических и технических качеств голоса, а так же на обобщенном опыте выдающихся мастеров вокального искусства – певцов и вокальных педагогов, их высказывании о резонансной технике пения, о необходимости максимальной активизации резонаторной системы.

Практический аспект РТИП состоит в том, что она возникла из практики выдающихся певцов и направлена на совершенствование практики работы с голосом. Техника пения великих певцов заключает в себе все или почти все основные положения РТИП. РТИП - результат обобщения более чем 40-летнего опыта автора по исследованию голоса певцов разных профессиональных и возрастных категорий, включая крупнейших мастеров вокального искусства: Ф. Шаляпина, С. Лемешева, И. Козловского, И. Архиповой, Е. Образцовой, Е. Нестеренко, Э. Карузо, М. Каллас, П. Доминго, Л. Паваротти и многих других.

Научный аспект РТИП состоит в том, что она восполняет исторически сложившийся дефицит научных знаний о роли резонанса в искусстве пения и устраняет возникший вследствие этого дисбаланс представлений о роли тех или иных частей голосового аппарата. Голосовой аппарат, как известно, состоит из трех основных частей и, соответственно, певческий процесс обеспечивается их слаженной работой - это дыхание, гортань и резонаторы. В науке и массовом вокально-методическом сознании в последнее пятидесятилетие сформировался известный дисбаланс в пользу гортани в понимании роли в пении неразрывно взаимосвязанной триады: «дыхание - гортань - резонаторы». Между тем практика выдающихся мастеров вокального искусства и значительной части опытных педагогов хранила и до сих пор хранит «особое мнение» относительно роли в пении дыхания, гортани и резонаторов, отдавая в этой триаде безоговорочное предпочтение дыханию и резонатора (18, с. 15).

В свете  сказанного РТИП - это не декларация типа «даешь резонаторы и больше ничего!» (18, с.17). Это попытка объяснить искусство пения великих мастеров законами акустики, физиологии и психологии. Это, прежде всего, доказательство целостной природы (принципа целостности) голосового аппарата как неразрывного единства дыхания, гортани и резонаторов в пении.

Раскрывая суть своей теории, Морозов говорит  о том, что именно она объясняет  возможность достижения при минимальных  физических напряжениях органов  голосообразования большой силы певческого голоса, красоты тембра звонкости и полетности звука, высоких фонетических качеств вокальной речи - дикции, легкости и неутомимости голосообразования, долговечности профессиональной сценической деятельности певца.

1.3. Голосовой  аппарат: резонаторы, их функции

Голосовой аппарат певца принято делить на три части в соответствии с  особым функциональным назначением  этих частей.

  1. Гортань с голосовыми связками. Этот органом называют вибратором и возбудителем звука.
  2. Дыхательный аппарат. Включает легкие, трахею, бронхи, дыхательные мышцы, межреберные, брюшные, диафрагму, а так же гладкую мускулатуру бронхов.
  3. Резонаторы, или резонаторная система, поскольку резонаторов много и они в процессе пения объединяются в единую взаимосвязанную систему, т.е. единый звучащий комплекс. Звучащим телом в певческих резонаторах является воздух, ограниченный стенками дыхательного тракта.

Классификацию певческих резонаторов по традиции производят по топографическому, а  также функциональному признакам, т.е. по месту их расположения и назначению. Так, различают верхние резонаторы - все, что выше гортани, и нижние - трахея с крупными бронхами. Верхние  резонаторы нередко называют надставной трубой, поскольку они как бы надставлены  сверху над гортанью.

Среди верхних  резонаторов важнейшую роль в  пении (и речи так же) имеет ротовая  полость, поскольку это наиболее подвижный из всех резонаторов, благодаря  участию языка, челюсти, губ, сильно изменяющих объем и форму ротового резонатора, что и обеспечивает артикуляцию  гласных, как певческих, так и  речевых.

Важнейший резонатор - глотка, так же весьма подвижная, изменчивая по объему и форме полость.

Особо важную роль в пении играет небольшая  по объему надгортанная полость, образующаяся у хороших певцов путем сужения  входа в гортань.

Наконец, к резонаторам относятся носовая  полость и так называемые придаточные  пазухи носа. Это — гайморовы  полости (по бокам носовой полости), основная полость, решетчатый лабиринт (в основании черепа) и лобные пазухи (в надбровных частях лобной кости). Они соединены с носовой полостью узкими проходами.

В традиционных трудах по теории и методологии искусства  пения резонаторам голосового тракта певца отводится практически  лишь одна-единственная роль — формирование гласных. В рамках РТИП В.П. Морозовым  выделяются и рассматриваются семь важнейших функций певческих  резонаторов (18, с. 46 – 80):

  • Энергетическая;
  • Генераторная;
  • Фонетическая;
  • Эстетическая;
  • Защитная;
  • Индикаторная;
  • Активизирующая.

Выделение этих функций в известной степени  носит условный характер, поскольку  все они взаимосвязаны. Вместе с  тем обозначение и рассмотрение каждой из этих функций в отдельности  позволяет нам подчеркнуть и  лучше уяснить ту огромную роль, которую играет система резонаторов  в формировании профессионального  певческого голоса.

Энергетическая функция резонаторов состоит в обеспечении большой мощности и полетности певческого голоса, способности его озвучивать большие оперно-концертные залы, преодолевать «звуковую завесу» оркестрового сопровождения, тесситурные трудности, и при этом без какого-либо напряжения и заболевания голосового аппарата певца в течение многих лет профессиональной певческой деятельности.

Энергетическая  функция резонаторов проявляется  не только в увеличении силы певческого голоса, т.е. придания ему большей  энергии, но и в переносе этой энергии  слушателю. Это свойство голоса хорошо известно под названием «полетность». Полетность голоса определяется наличием высокой певческой форманты, а так же наличием вибрато. Полетность голоса связана с таким профессионально важным свойством певческого голоса, как близкий звук. Близкий звук обусловлен особой организацией резонаторной системы, при которой у певца возникает ощущение звука как бы вне голосового аппарата. Близкий звук, возникающий при высокой активности певческих резонаторов и полной свободе голосового аппарата, характеризуется еще одним важным свойством: такой звук и слушатель, даже далеко сидящий в зале, ощущает как бы близко от себя, а не где-то далеко на сцене.

Генераторная функция певческих резонаторов тесно связана с энергетической и состоит в том, что в общей системе аппарата как генератора звука (дыхание+гортань+резонаторы) резонаторам принадлежит ведущая роль в формировании и излучении в окружающее пространство всех воспринимаемых слушателем особенностей певческого голоса: силы, полетности, эстетических качеств тембра, фонетических свойств вокальной речи (дикция), не говоря уже о защитной роли по отношению к голосовым связкам.

Доказательство  ведущей роли резонаторов в формировании основных эстетических и акустических свойств певческого голоса отнюдь не означает отрицания важнейшей роли гортани, голосовых связок и дыхательного аппарата. Однако голосовые связки в виду их малых размеров (1,5 - 2,5 см) и несогласованности с воздушной средой, не могут считаться эффективным источником голосообразования и составляют с окружающими их резонаторами голосового тракта певца (ротоглоточная полость, а так же нижние дыхательные пути, т.е. грудной резонатор) взаимосвязанную автоколебательную систему, в которой звучащим телом становится уже воздух, заключенный в дыхательных путях - резонаторах. Это намного увеличивает эффективность голосового аппарата как генератора певческого голоса и освобождает певческие связки от опасного перенапряжения.

Разумеется, силу голоса можно пытаться увеличить  и за счет напряжения работы гортани, нажима на нее дыханием, увеличение плотности смыкания голосовых связок, их жесткости и т.п. - пренебрегая при этом даровым источником силы голоса, которую могут дать резонаторы. Но этот путь насилования голосового аппарата категорически отвергается в искусстве пения как абсолютно бесперспективный и с профессиональной точки зрения - безграмотный. Он быстро приводит голосовой аппарат к истощению, и возникновению таких, увы, распространенных профессиональных заболеваний, как фонастения (слабость голоса) и даже афония (полное отсутствие голоса ввиду несмыкания голосовых связок), кровоизлияниям в слизистую оболочку голосовых связок, отслойкам слизистой, возникновению гематом, опухолей гортани и т.д.

Именно  поэтому все искусство пения  заключается в том, чтобы переложить усилия по производству звука с голосовых  связок на резонаторы, максимально  освободить гортань и голосовые  связки от напряжения и вместе с  тем максимально активизировать резонаторы.

Рациональная  организация певцом резонансной  системы, значительно повышает эффективность  голосообразования, увеличивает КПД  голосового аппарата без каких-либо усилий со стороны гортани и тем  самым является как «бесплатным» или «даровым» источником акустической энергии голоса. Афоризм «Петь  на проценты, не затрачивая основного  капитала» означает максимально  использовать прибавку к силе голоса, которую могут дать резонаторы. Резонаторы у лучших певцов выполняют защитную роль по отношению к гортани и  голосовым связкам, что и придает  их голосу выносливость и долговечность (18, с. 51).

Система певческих резонаторов в целом  является множественным резонатором, способным перенастраиваться на усиление различных звуковых частот, которые певческими резонаторами усиливаются  значительно и постоянно. Это  высокая и низкая певческие форманты.

 Формантами называются области значительного усиления амплитуды тех или иных обертонов голоса, что существенно влияет на тембр, фонетические свойства и силу певческого звука в целом.

Согласно  РТИП низкая певческая форманта (400 - 600 Гц), придающая голосу «мягкость» и «массивность», имеет двурезонансное происхождение, т.е. образуется в результате резонанса: 1) ротоглоточной полости (от гортани до кончиков губ) и 2) трахеобронхиального резонатора. Сонастройка этих двух резонаторов в единый резонирующий столб воздуха («резонирующее дыхание - важнейшая основа профессионального певческого голосообразования.

В образовании  Высокой певческой форманты (ВПФ) участвует не только сужение хода в гортань, но и грушевидные синусы (пазухи). Сужением входа в гортань создается надгортанный резонатор, который и образует Высокую певческую форманту. Грушевидные пазухи увеличивают свой объем и соответственно свое влияние на ВПФ при свободной и расширенной глотке. Зажатая глотка и зажатая гортань (типичная картина у неопытных певцов) сожмут грушевидные пазухи и выключат их положительное влияние на образование ВПФ. Понятно, почему все мастера вокального искусства буквально в один голос говорят о свободе гортани и глотки при пении. Каждому вокалисту важно знать, что сужение входа в гортань  - этот, несомненно, интересный, объективно установленный феномен отнюдь не сопровождается у лучших певцов ощущением сжатия горла во время пения, а наоборот сопровождается субъективным ощущением широкой глотки, как при зевке, и эластичной свободы гортани без каких-либо зажатий. Зажатие гортани ведет к горлопению и потере голоса. Об этом предупреждали все выдающиеся певцы. «Верхнюю певческую форманту следует считать основным и важнейшим качеством хорошо поставленного певческого голоса» (С. Н. Ржевкин) (18, с. 51).

В.П. Морозовым  были проведены исследования для  выяснения причин хорошей или  плохой полетности голоса. Оказалось, полетность сильно зависит от степени выраженности высокой певческой форманты, от ее удельного веса в звуке голоса. Есть так же основание говорить о существенной роли вибрато голоса для обеспеченности хорошей полетности голоса, поскольку наличие вибрато повышает чувствительность нашего слуха к восприятию звука.

Фонетическая функция певческих резонаторов состоит в единстве формирования гласных, хорошем озвучивании согласных. Ровность вокальных гласных, как известно, - ценнейшее профессиональное свойство хорошо сформированного певческого звука, является предметом постоянной заботы вокальных педагогов. «Как неприятны эти пестрые голоса,- писал К.С. Станиславский,- у которых звук А вылетает из живота, звук Е - из голосовой щели, И - протискивается из сдавленного горла, О - гудит точно в бочке, а У, Ы, Ю попадают в такие места из которых их никак не вытащить» (18, с. 284). Исследованиями лаборатории В.П. Морозова доказано, что ровность вокальных гласных определяется, во-первых, степенью сходства формантной структуры гласных и, в частности, уровнем высокой певческой форманты, а, во-вторых, величиной различий гласных по силе. Причина пестроты вокальных гласных зависит от силы и тембра голоса. Если высокая певческая форманта хорошо выражена на всех гласных, то она в значительной степени маскирует речевые форманты и все гласные становятся на слух ровными, одинаково вокальными или, как нередко говорят, «в фокусе».

Информация о работе Теория резонансного пения как основа формирования в детском хоре высокой певческой позиции