Теоретическое исследование русского народного музыкального творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Народное творчество – неисчерпаемый источник сокровищ и народной мудрости. Традиционная культура, как хранительница лучших образцов человеческой сущности выступает основным средством развития детей дошкольного возраста. Она является неиссякаемым источником идей, веками накопленной мудростью народа, заложенной в произведениях русского народного творчества необходимых для решения задач воспитания дошкольников. В своей контрольной работе я рассмотрю роль русского народного музыкального творчества в процессе воспитания детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………….……………………………………………….2
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА…………………………….………………..4
1. Исторические этапы развития русского народного музыкального творчества в народной педагогике ………………………….…………………...4
2. Характеристика жанров русского народного музыкального творчества………………………………………………………………………..7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...…………………...

Файлы: 1 файл

Методика музыкального развития.docx

— 42.10 Кб (Скачать файл)

Частушка. Наряду с бытовой городской песней гомофонно-гармонического склада во второй половине XIX века одним из ведущих песенных жанров становится частушка. Она поется  и в городе, и в деревне. Одни напевы складываются из городских, романсовых интонации, другие – из оборотов крестьянских песен.

Частушки – это однострофные песенки, лирические, шуточные и сатирические. Лучшие из них отличаются интонационной характерностью, легкой запоминаемостью, «броскостью».  Каждая  частушка представляет собой законченное по мысли рифмованное двустишие  или четверостишие. Она может исполняться сама по себе – в виде своего рода афоризма, насмешливой сентенции или «дразнилки». Чаще,  однако, частушки исполняются обширными сериями, а иногда объединяются и в тематические циклы. Несмотря на лаконичность высказывания, частушки  отличаются яркостью  и выразительность поэтического языка,  отточенностью мысли. В них всегда налицо рифма, точная  и звонкая. Не прикреплённость  напева и текста – одна из наиболее  типических особенностей частушки. Название «частушка»  не единственное, наряду  с ним в народе употребительны другие термины: «мелкие песни», «стишки», «частоговорки», «припевки», «прибаски», «пригудки», «скоморошные»; медленные лирические частушки называются «страданиями». Частушки имеют немало общего с более старыми песенными жанрами: с плясовыми, с юмористической скороговоркой  скоморошин и пародийных свадебных припевок, отчасти  и с лирическими песнями. Выдвижение частушки на одно из первых мест произошло к последней четверти XIX века.

Использовать в песенном творчестве детей дошкольного возраста попевки, пестушки, потешки, поговорки, скороговорки, частушки очень удобно, они очень непринужденно и бережно, не прилагая усилии, и напряжения  развивают музыкальную культуру дошкольников.                     Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.     Благодаря    этому,    фольклор   является    богатейшим   источником

 познавательного  и нравственного развития детей.

Семейно-бытовые обрядовые песни. В далеком прошлом возникли песенные жанры, сопровождавшие события семейной жизни и домашний быт русских людей: колыбельные, величальные, свадебные песни, похоронные причитания. Некоторые из таких песен восходят к временам общинно-родового строя.

Причитание, плач – напевно исполняемая поэтическая импровизация горестного, скорбного характера.

Обрядовые величальные и поздравительные песни, исполняемые  по случаю появления на свет нового члена семьи, рода («родинные» и «крестинные»), а также колыбельные.

Колыбельные, байки – старинные песни, предназначенные для укачивания и убаюкивания самых маленьких детей.

Свадебные песни – одна из богатейших областей русского песенного фольклора.

Хороводные, вечерочные, плясовые песни. Важное место  в народном быту XVI – XIX веков занимали песни, сопровождавшиеся движением пляской, игровым действом, хореографическим или театрализованным: хороводные, вечерочные и плясовые. Старейшими по происхождению были хороводные; как уже говорилось, у древних восточных славян они входили в круг весенних  календарных песен.

Виды хороводов. Хороводы («караводы», «карагоды», «танки`») водили на вольном воздухе, за околицей, на зелёной луговине. В будние дни в них участвовали лишь небольшие группы сельской молодёжи, и подростков. На больших  праздничных гуляниях хоровод объединял молодежь нескольких деревень и сел; число участников достигало двухсот – трехсот. Многие хороводы-игры – своего рода театрализованные действа. Содержание песни разыгрывалось  посредством выразительной мимики и жестов. Эта система жестов называлась – рассуждение. Общественное значение хороводов очень велико.  Они играли определённую воспитательную роль, как в сельской

жизни, так и в городском быту.          

Содержание хороводных песен разнообразно. Темы песен: земледельческий труд, высмеивание ленивых и нерадивых работников, дворянских и купеческих дочерей, семейно-бытовая тема.        

Вечерочные песни в основном это те же хороводные. Там где хороводы ещё в прошлом веке перестали водиться, общеизвестные хороводные песни получили  название вечерочные и исполнялись они в помещении на «вечерках», «прядимах», «посиделках» – зимних сборищах молодежи. Наряду с исконными хороводными,  в круг вечерочных песен входили также бытовые лирические, игровые и величальные песни, отразившие специфическую обстановку деревенских «вечерок».

Плясовые песни. Русская  народная пляска представляет собой свободную хореографическую импровизацию на основе национально-своеобразных движении и поступи, в своей основе -  сольный или ансамблевый вид народной хореографии.

В хороводе могли принять участие все, в пляске же выступали лишь искусные умельцы.  Творческое состязание между несколькими танцорами  представляет так называемый перепляс.  Плясовые песни бытовали либо со словами любовно-лирического, шуточного и сатирического характера, либо в виде инструментальных наигрышей, в которых основной напев изобретательно варьировался.

Велика художественная ценность хороводных и плясовых песен. Примечательно, что  в более позднее время расширяется и бытовое применение хороводных песен. Широко используются хороводные и плясовые песни в русской классической музыке.

Календарные, земледельческие песни. Повседневный труд и общественный быт землевладельцев-славян с давних, незапамятных времен, сопровождался трудовыми, игровыми, обрядовыми песнями. Отличительная особенность таких песен заключается в  их прикрепленности к определенному времени года, к циклам сельских работ (покосу, жатве) и даже к более точным календарным датам: дню весеннего равноденствия (22марта), новолетию. Отсюда их научное название: календарные земледельческие песни. И поэтическое содержание, и напевы многих календарных песен сохраняют отпечаток глубокой древности.     Некоторые виды песен годового земледельческого круга возникли задолго до расцвета Киевской Руси, еще в далекие времена язычества.

Видное место занимали в быту древних земледельцев также величальные поздравительные песни новолетия и жатвы. В подлинно народном исполнении  они способны производить на слушателей глубокое впечатление.

Календарные земледельческие песни – ценнейший источник, дающий представление о песенном творчестве восточных славян  с древнейших времён.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Протяжные, лирические песни. Наряду с эпическими и лирико-эпическими песнями об исторических событиях, ведущим жанром в песенном творчестве русского народа  XVI – XVII веков  становится протяжная лирическая песня. В своих наиболее развитых и мелодически богатых формах протяжная лирическая песня заметно выделяется среди других исторически ранее возникших песенных жанров. Лучшим протяжным песням присуща широта мелодического развития, нередко обширный звуковой объем (в среднем от одной до полутора октав), богатство мелодической орнаментики, полифонический склад. Содержание протяжных лирических песен составляет в первую очередь область духовного мира, выражение разнообразных душевных переживании, чувств и настроении простых русских людей. Распевы, созданные народными певцами-мастерами, представляют большую художественную ценность. Ритмический склад распевных песен весьма сложен. Прекрасные напевы протяжных лирических песен постоянно привлекали внимание выдающихся русских композиторов.

Трудовые припевки и песни.  Живые зарисовки картин труда можно встретить в песнях различных жанров: обрядовых, хороводно-игровых, плясовых и лирических. К сенокосу и жатве были приурочены особые виды календарных песен; сельским работам сопутствовало исполнение весьма различных по содержанию лирических песен.

       Не секрет что во все времена  воспитание происходило на конкретных  примерах. Так мать или бабушка, обучая девочку рукоделию, часто  сопровождала работу песней:

     Сошьем Дуне сарафан, сарафан,

     Носи, Дуня, не марай, не марай,

     По праздникам надевай!

Исторические песни. Баллады. Эпические повествования более позднего происхождения получили в науке о фольклоре название исторических песен и баллад. Ведущее значение историческая песня, как новый вид эпоса, приобретает в период укрепления могучего централизованного Русского государства в XVI веке.

Исторические песни по сравнению с былинами отличаются гораздо более точным отражением тех или иных действительных событии. Исторические песни составляют одну из наиболее замечательных областей русского песенного творчества. Они свидетельствуют о горячем интересе русского народа к событиям государственного значения и к своему и к своему историческому прошлому.

Исторические песни и баллады в детском саду в основном применяются для слушания, на тематических занятиях, в театрализациях.

         Таким образом, рассмотренные жанры  русского народного творчества  – это веками накопленная мудрость, это кладезь народных традиций, нравственных идеалов, целомудрия  народа нашей страны.  Поэтому  роль в развитии и воспитании  детей с помощью жанрового  разнообразия русского народного  музыкального творчества  своего  рода  основа  основ, огромной  важности и надежности, фундамент  всего последующего развития  личности.  
              При систематическое использование всех жанров  народного творчества, позволит развить  в детях музыкальные способности, привить любовь к родному краю и народным традициям, позволит детям постепенно переходить от простых попевок, к более сложным лирическим, плясовым песням. И с помощью этих начальных навыков развивать свои таланты в будущем, потому что этот процесс непрерывен и будет вызывать желание у детей заниматься народным творчеством и в дальнейшем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Высказывания и научные исследования педагогов и научных деятелей,  убеждает нас в том, что  система воспитания и образования должна соответствовать народным традициям и отвечать национальным интересам России. В качестве традиций выступают гендерные принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды, влияющие на воспитание подрастающего поколения.

Жанры русского народного творчества – это веками накопленная мудрость, это кладезь народных традиций, нравственных идеалов нашей страны.  Поэтому роль в развитии и воспитании детей с помощью жанрового разнообразия русского народного музыкального творчества  своего рода  основа  основ, огромной важности и надежности, фундамент всего последующего развития личности. В своей практической части работы вижу систематическое использование всех жанров  народного творчества, именно это взаимодействие позволит развить  в детях музыкальные способности, привить любовь к родному краю и народным традициям, позволит детям постепенно переходить от простых попевок, к более сложным лирическим, плясовым песням. И с помощью этих начальных навыков развивать свои таланты в будущем, потому что этот процесс непрерывен и будет вызывать желание у детей заниматься народным творчеством и в дальнейшем.

Систематическое использование всех жанров  народного творчества, благодатно влияет на воспитание и обучение детей,  именно это взаимодействие позволит развить  в детях музыкальные способности, привить любовь к родному краю и народным традициям. Этот процесс  воспитания на основах народной культуры должен быть непрерывен и тогда он будет вызывать желание у детей заниматься народным творчеством и в дальнейшем. Русское народное музыкальное творчество является богатейшим источником познавательного, нравственного, музыкального развития детей.

Роль русского народного музыкального творчества в воспитании и обучении детей огромна, именно она, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бачинская Н.М., Попова Т.В. Русское музыкальное творчество. Хрестоматия. М.: Музыка, 1968. 
  2. Ватаман В.П. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия. Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учебн. Заведения. М.: Академия, 1999.
  4. Ильющенков В.В., Берсенёва Т.А. Хрестоматия в двух частях. Воспитание здорового ребенка: Традиции и современность. М.: 2004.
  5. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. Изд. 4-е, испр. и доп.  М.: Педагогическое общество России, 2008.
  6. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов на Дону: Феникс, 2000.
  7. Панкеев И. Русские праздники. М.: Яуза, 1998. 
  8. Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. М.: Бета-сервис,1998.
  9. Попова Т. Основы русской народной музыки. М.: Музыка, 1977.
  10. Попова Т. Русское народное музыкальное творчество XVII, XIX и начале  XX века издательство «Музыка», 1964.
  11. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Учебное пособие. М.: Центр педагогического образования, 2007.
  12. Энциклопедия «Я познаю мир» Русский народ: традиции и обычаи. М.: АСТ; Астрель: Хранитель, 2007.

Информация о работе Теоретическое исследование русского народного музыкального творчества