Теоретическое исследование русского народного музыкального творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования. Народное творчество – неисчерпаемый источник сокровищ и народной мудрости. Традиционная культура, как хранительница лучших образцов человеческой сущности выступает основным средством развития детей дошкольного возраста. Она является неиссякаемым источником идей, веками накопленной мудростью народа, заложенной в произведениях русского народного творчества необходимых для решения задач воспитания дошкольников. В своей контрольной работе я рассмотрю роль русского народного музыкального творчества в процессе воспитания детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………….……………………………………………….2
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА…………………………….………………..4
1. Исторические этапы развития русского народного музыкального творчества в народной педагогике ………………………….…………………...4
2. Характеристика жанров русского народного музыкального творчества………………………………………………………………………..7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...…………………...

Файлы: 1 файл

Методика музыкального развития.docx

— 42.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по предмету Методика музыкального развития

тема: Теоретическое исследование русского народного музыкального творчества. Исторические этапы развития русского народного музыкального творчества в народной педагогике. Характеристика жанров русского народного музыкального творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………….……………………………………………….2

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА…………………………….………………..4

1. Исторические этапы развития русского народного музыкального творчества в народной педагогике ………………………….…………………...4

2. Характеристика жанров русского народного музыкального творчества………………………………………………………………………..7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………...16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...…………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования.  Народное творчество – неисчерпаемый источник сокровищ и народной мудрости. Традиционная культура, как хранительница лучших образцов человеческой сущности выступает основным средством  развития детей дошкольного возраста. Она является неиссякаемым источником идей, веками накопленной мудростью народа, заложенной в произведениях русского народного творчества необходимых для решения задач воспитания дошкольников. В своей контрольной работе я рассмотрю роль русского народного музыкального творчества в процессе воспитания детей. 

Актуальность данного исследования  состоит в том, что сейчас особенно остро стоит вопрос о разумном преобладании духовно-нравственного начала в развитии детей, то что происходит сейчас в обществе настоятельно требует переосмысления духовно-ценностных ориентиров личности и взрослых, и детей, чтобы обеспечить преемственность утерянных традиции, знание культуры народа своего края, привить любовь к историческим традициям нашей Родины и др. Особое значение в данной ситуации приобретает интенсивный поиск освоения народной культуры, традиционно включающей в себя воспитание подрастающего поколения.  Это непосредственно связано и с музыкой.

Процесс воспитания детей на основе русской традиционной культуры должен начинаться как можно раньше, с первой ступени системы образования и воспитания – с дошкольного детства, так как только в этом возрасте происходит интенсивное накопление народного опыта,  и имеются большие возможности для его использования и внедрения. Известно, что первые пять-шесть лет жизни – это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики личности.  В связи с этим необходимо более полное использование воспитательных возможностей в сфере противостояния негативным общественным движениям. Использование элементов воспитания русского народного музыкального творчества позволит сформировать адекватную модель поведения личности. Именно такое воспитание может показать подрастающему поколению, какие осложнения, последствия, трагедии, болезни бывают при безнравственном подходе к будущему. Современное общество отказывается от проверенных веками форм воспитания, от идеальных представлений о семье, сложившихся в традиционной и православной культурах, рассматривает их как устаревшие. Между тем идеал семьи строится на нравственных принципах – добра, любви, милосердия, целомудрия, мудрости, которые остаются неизменными в любую историческую эпоху. И как следствие негативного влияния  современных веяний общества - демографический кризис и страшные социальные последствия. Лучшие педагоги и учителя при воспитании детей всегда обращаются к сокровищнице педагогической мудрости, кропотливо созданной предшествующими поколениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

 

1. Исторические этапы развития русского народного музыкального творчества в народной педагогике

Изучение исторических этапов развития русского народного творчества и использование  в настоящее время представляет собой одно из актуальных  направлений всей образовательной системы, особенно важной для подрастающего поколения. В ходе этой работы  хочется серьёзно освоить теоретический материал расширить горизонты познания, углубить знания материала, прочувствовать его, принять и сделать своим и таким образом усвоенный материал более полно передать детям, чтобы выработать у подрастающего поколения любовь и уважение к отечественной народной культуре.

Годы советской власти во многом сделали нас «родства не помнящими», и сегодня взрослыми стали те, кто вырос в эпоху революционной ломки старых традиции. Рушили все до основания, но разрушенное основание заявило сегодня о себе во весь голос, оставив чувство досады, а то и стыда от того, что не знаем чего-то очень важного, существенного, что обделяем тем самым себя, детей и внуков.… Ныне  педагоги, этнологи, культурологи, кропотливо восстанавливают старинные, утерянные традиции. Хочется верить в то, что намеченные перспективы будут воплощены, мечты реализованы и превратятся в реалии – пусть не сегодняшнего, но завтрашнего дня.

Народное музыкальное творчество – уникальное явление художественной культуры. Оно отражает национальное художественное сознание  и менталитет того или иного народа, в нем закрепляются эстетические ценности народа. Психологические черты нации находят отражение в метроритмической, методической и гармонической основе народного мелоса. Народная музыкальная культура является первоосновой

 музыкальной  культуры общества.

Огромное влияние на культуру языческой Руси оказало принятие в 988 году, по официальным данным, Владимиром Святославовичем христианской веры, которое стало эпохальным событием для русского государства. Языческие традиции воспитания подверглись глубокому изменению и переосмыслению. Новая вера долгое время переосмыслялась и перерабатывалась в народном сознании, по существу,  в результате получилось причудливое соединение старой и новой веры, которое стало называться «русским православием».

Конечно, нельзя не сказать о «Домострое», который был написан  в допетровское время. В книге помещены и нравственные заповеди, которые  были прогрессивными для того времени. Например, «Домострой» советует: родителям любить своих детей, а детям родителей.

До Петра I Россия была патриархальным государством. Детей воспитывали в семье. Религиозная литература являлась единственным источником для их воспитания.  Во  времена Петра I отечественная культура делилась, как бы на две параллельные линии. Одна - так называемая дворянская, ориентированная на образцы запада, и народная, продолжающая традиции допетровской Руси. В семьях зажиточных людей было модным  воспитывать детей  на западный манер. В крестьянских семьях  национальные традиции воспитания продолжали своё существование.

Екатерина Романовна Дашкова – деятель русской культуры XVIII века, директор Петербургской академии наук, президент Российской академии выступала за воспитание детей на отечественных народных традициях. Так, в статье «О смысле слова «воспитание»  она высмеивала дворян, преклонявшихся перед иностранной модой, презиравших все национальное, русское, стремившихся воспитывать детей по западному образцу. Е.Р.  Дашкова призывала воспитывать в детях такие исконно русские качества, как скромность, милосердие, трудолюбие, любовь к отечеству,  родному языку,

почтительное отношение к своим родителям.

В  XVIII веке Н.И. Новиков выступал за народное воспитание, говорил что оно «оно является подлинным творцом добрых нравов, через него вкус к добродетели, через него отечественный дух, благородная народная гордость. Н.М. Карамзин считал, что система образования должна соответствовать народным традициям, отвечать национальным интересам России. Выступал против механического переноса   западноевропейского опыта на русскую почву. Н.М. Карамзин выступал за то, чтобы дети воспитывались на родине и привыкали к традициям, обычаям, нравам, характеру жителей своей страны. 

Народная педагогика возникла в глубокой древности. К.Д. Ушинский писал, что «воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует и сам народ».

«В середине XIX века  в педагогике произошло открытие мира ребенка, особенностей детского возраста, стало разрабатываться новое содержание образования. К.Д. Ушинским была предложена новая модель образования, основу которой наряду с православием составляла народная (национальная, отечественная) культура и наука».  Его фундаментальный труд «Педагогическая антропология» не имеет аналогов в мировой педагогической литературе.

Известный  педагог-гуманист начала XX века И.А. Ильин в своих педагогических воззрениях обращался  к русским учителям «Национальная задача русского учителя – в пробуждении и укреплении в детях духовности, совести, чести, художественного вкуса, братской сверх классовой солидарности, чувства ответственности, патриотизма и уважения».

Однако две линии воспитания (дворянская и народная)  продолжали свое существование вплоть до 1917 года. В годы советской власти народная педагогика принималась в усеченном виде.  Из этого следует, что несколько поколений русских людей выросло, не зная своей отечественной культуры,  национальных традиции, нравственных идеалов.

Исследуя  социально-политическую ситуацию в стране с 1917 года до восьмидесятых годов, современные исследователи Г.В. Мухаметзянова  отмечает, что «три поколения советских людей прошло через пытки, голод и страх, гибель миллионов в тюрьмах и лагерях. На коротком отрезке истории произошла концентрация лишений, страданий, мук и унижении людей. И как следствие – растление личности, всеобщая утрата духовности, отсутствие элементарной культуры».

Народная педагогика во многом опирается на народное творчество. В этой сфере особая роль принадлежит музыкальному фольклору, который способствует духовно-нравственному, мировоззренческому, эстетическому, музыкально-творческому развитию личности, воспитанию уважения к истории своего народа, открытости для восприятия других культур. Вот почему мы обращаемся к народной педагогике, которая сохранила, помогающие регулировать поведение людей в семье и социуме, формированию гуманных взаимоотношений, основанных на взаимопонимании, взаимодоверии, взаимоуважении.

Таким образом, анализируя высказывания и научные исследования педагогов и научных деятелей,  мы видим, что  система воспитания и образования должна соответствовать народным традициям и отвечать национальным интересам России. В качестве традиций выступают гендерные принципы, социальные установки и нормы поведения, идеи и убеждения, представления и взгляды, влияющие на воспитание подрастающего поколения.

Остановимся на  жанровом многообразии русского народного музыкального творчества.

 

2. Характеристика  жанров русского народного музыкального творчества.

          Деления на взрослую и детскую  музыку быть не должно. Музыка  должна быть хорошей, тогда её  полюбят и те и другие. Музыка  – это часть жизни, часть природы. В народной музыке  ведь нет  музыки специально для детей. В крестьянской семье дети  вообще не были отделены от  взрослых так,

 как  сейчас в современном обществе.   

На протяжении многих столетий в нашей стране возникали, развивались и достигали высокого расцвета разнообразные песенные жанры, разнохарактерные виды устного музыкального и музыкально-поэтического народного творчества. В народном быту песня живет в настоящем смысле слова творческой жизнью. Изучение русского песенного творчества в его многовековом развитии – одна из важнейших задач советского музыкознания и фольклористики.

При работе с детьми, в целях приобщения  к русскому народному музыкальному творчеству, удобно и эффективно использование почти всех жанров:  народное пение (материнский фольклор - колыбельные, пестушки, потешки, детский календарный фольклор - рождественские припевы, заклички, приговорки, игровые песни и т.д.). Сюда же еще можно отнести использование народного поэтического творчества (поэзия пестования, детская обрядовая поэзия, малые жанры фольклора), обрядового фольклора (обряды, сопровождающие рождение человека, крестины, детские обряды календарного цикла).

Лучшие создания народного музыкально-поэтического искусства отличаются непосредственностью и задушевностью; многим песням и сказам присущи вместе с тем  глубина и значительность художественного замысла.

Устное народное музыкальное творчество является первоосновой всей музыкальной культуры. Одним из существенных признаков народного творчества – его  устная природа. Со времен глубокой древности произведения творились  непосредственно в процессе живого исполнения и передавались от одного певца к другому, из одного поколения в другое  исключительно изустным путем. По признанию многих специалистов устный характер является главным свойством фольклора. С устной природой теснейшим образом связана и другая специфическая особенность народного творчества: коллективность творческого процесса, а также присущая ей изменяемость (многовариантность) народных песенных текстов и напевов.

Разнообразие песенных вариантов – одна из характернейших черт русского песенного фольклора.

Наблюдения показывают, что песню иной раз складывают двое и даже несколько певцов. В своем первоначальном виде  песня может быть создана и одним лицом. Складывая напев, певец использует привычные песенные интонации и попевки, характерные для данной певческой традиции приемы ладового и мелодического развития. В дальнейшем удачная песня подхватывалась другими певцами, и так возникают многочисленные варианты одной и той же песни, все более удаляясь от первоисточника.

Песенному творчеству русского народа присуще жанровое разнообразие. В зависимости  от особенностей содержания и формы в обширной сокровищнице русских народных песен различают артельные трудовые припевки, трудовые земледельческие песни, игровые, обрядовые, величальные, хороводные, плясовые, эпические (повествовательные), лирические, солдатские походные и другие. Особыми видами музыкально-поэтического творчества являются причитания, колыбельные, эпические сказки, частушки.

На почве богатейшей песенной культуры русского народа выросла и развивалась русская классическая музыка. В глубоком усвоении важнейших свойств народной песенной речи, её ярко выразительных интонаций и попевок, особенностей мелодического склада и ритмики русские композиторы-классики искали национально-своеобразных путей развития музыкального искусства, приведших их к созданию величайших произведений.

Информация о работе Теоретическое исследование русского народного музыкального творчества