С.В. Рахманинов: фортепианное творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:26, реферат

Описание работы

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 года в имении своих родителей Онег, недалеко от Новгорода. Отец композитора, Василий Аркадьевич, сын Варвары Васильевны и Аркадия Александровича Рахманиновых, происходил из дворян Тамбовской губернии. Мать, Любовь Петровна, была дочерью Софьи Александровны и Петра Ивановича Бутаковых, постоянно живших в Новгороде. Склонность к музыке была характерной чертой Рахманиновых. Она ярко проявилась у деда композитора Аркадия Александровича Рахманинова. Отличный пианист, ученик Дж.Фильда, он выступал в благотворительных концертах и в музыкальных салонах Тамбова, Москвы, Петербурга, был знаком с видными музыкантами своего времени. Музыкальная одаренность С.В.Рахманинова обнаружилась уже в раннем детстве.

Файлы: 1 файл

рахманинов.docx

— 85.08 Кб (Скачать файл)
  1. С.В. Рахманинов: биографические сведения

 

Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 года в имении своих родителей Онег, недалеко от Новгорода. Отец композитора, Василий Аркадьевич, сын Варвары  Васильевны и Аркадия Александровича Рахманиновых, происходил из дворян Тамбовской губернии. Мать, Любовь Петровна, была дочерью Софьи Александровны  и Петра Ивановича Бутаковых, постоянно живших в Новгороде.

     Склонность к музыке была характерной  чертой Рахманиновых. Она ярко  проявилась у деда композитора  Аркадия Александровича Рахманинова.  Отличный пианист, ученик Дж.Фильда, он выступал в благотворительных  концертах и в музыкальных  салонах Тамбова, Москвы, Петербурга, был знаком с видными музыкантами  своего времени. Музыкальная одаренность  С.В.Рахманинова обнаружилась уже  в раннем детстве. С 4-х лет,  он начал обучаться игре на  фортепиано, сначала под руководством  матери, затем А.Д.Орнатской, знакомой  родителей композитора. На начало 1880-х годов приходятся тяжелые  невзгоды, обрушившиеся на семью  Рахманиновых: разрушение материального  благополучия семьи, продажа Онега,  переселение в Петербург. Осенью 1882 года С.В. Рахманинов поступает  на младшее отделение Петербургской  консерватории и поселяется в  семье Трубниковых.

Однако, нестроения в семье, отсутствие правильного  надзора за мальчиком и его  ранняя самостоятельность мало способствуют учению.

     Самым близким человеком для  Рахманинова в те годы была  его бабушка С.А.Бутакова. По окончанию  каждого года занятий в Петербургской  консерватории она берет внука  к себе в Новгород или близлежащее  имение Борисово. Там они посещают  церкви, слушают духовную музыку. Большое впечатление произвели  на юного композитора звон  колоколов и служба в монастырях  и соборах. 

     Так как занятия С.В.Рахманинова  в Петербургской консерватории  в течение трех лет шли плохо,  то мать его по совету А.И.Зилоти  решает

перевести сына в Московскую консерваторию  и отдать на воспитание профессору Н.С.Звереву.

     Николай Сергеевич Зверев был  выдающимся музыкальным учителем  и воспитателем, о чем свидетельствует  быстрый рост его нового ученика.  Огромное значение для юного  музыканта имела художественная  и интеллектуальная атмосфера  дома Зверева. Рахманинов посещает  концерты замечательных пианистов  А.Н.Есипова, А.И.Зилоти, А.Г.Рубинштейна  и др., знакомится с С.И.Танеевым, В.И.Сафоновым, П.И.Чайковским, дружбой  и поддержкой которого Рахманинов  очень дорожил. Именно в годы  пребывания у Зверева Рахманинов усвоил то умение трудиться, которое помогло впоследствии вести на редкость интенсивную и разностороннюю работу композитора, пианиста и дирижера.

     Значительные успехи С.В. Рахманинова  и по классу фортепиано, и по  специальной теории с каждым  годом все ярче выделяли его  среди учеников консерватории. 

     В конце 1889 года Рахманинов  уходит от Н.С.Зверева и находит  пристанище в семье Сатиных  - Александра Александровича и  Варвары Аркадьевны. Перейдя весной  на следующий курс консерватории  Сергей Васильевич проводит лето  с Сатиными в их имении Ивановка  Тамбовской губернии, которое стало  его любимым местом отдыха  и его лучшей творческой лабораторией  на всю жизнь. 

     Еще в годы учения в Московской  консерватории выступления Рахманинова  проходили с большим успехом.  З0 января 1892 года, он дает

свой  первый самостоятельный концерт, в  котором выступает не только как  пианист, но и как автор ряда произведений.

     29 мая 1892 года С.В.Рахманинов заканчивает  консерваторию, с большой золотой  медалью, его имя заносится  золотыми буквами на мраморную  доску в Малом зале консерватории.  Дипломной работой молодого композитора  явилась одноактовая опера "Алеко", которая была поставлена в  Большом театре, а позднее в  Киеве, где композитор впервые  встал за дирижерский пульт. 

     Сезон 1982-93 гг. стал началом артистического  пути "свободного художника"  Рахманинова. Он выступает в  концертах в Москве, Харькове

и других городах.

     Смерть П.И.Чайковского 25 октября  1893 года была большим ударом  для Рахманинова. Под влиянием  тяжелой утраты он написал  Элегическое трио, посвятив его  памяти Чайковского. 

     С весны 1894 года он начинает  педагогическую работу в Мариинском  женском училище и Елизаветинском  институте. 

     Крупнейшим созданием молодого  композитора является Первая  симфония, написанная в 1895-97 гг. Однако  необычность симфонии и ее

неудачное исполнение А.К.Глазуновым привели  к провалу, который тяжело переживался  автором. Большое значение в это  время имела для композитора  моральная поддержка и забота близких ему людей. Лето 1897 года он проводит в семействе Скалон, в  их нижегородском имении Игнатово.

     С 1897 года начинается дирижерская  деятельность Рахманинова на  посту второго капельмейстера  оперного театра С.И.Мамонтова.  В мамонтовском театре произошла  встреча Рахманинова с Ф.И.Шаляпиным,  с которым композитор поддерживал  дружеские отношения всю жизнь.  Летом 1898 года Рахманинов с  артистами Русской частной оперы  приезжает в Крым, где встречается  с А.П.Чеховым. 

     В начале 1899 года Рахманинов прошел  курс лечения у врача-гипнотизера  Н.В.Даля, что значительно улучшило  его физическое и моральное  состояние. 

     Весной 1899 года состоялась первая  концертная поездка С.В.Рахманинова  за границу в Англию.

     На первые годы нового столетия  приходится начало новой главы  в летописи жизни и творчества  Рахманинова. Великий музыкант  испытывает мощный прилив творческих  сил, наступает расцвет его  гениального таланта композитора,  пианиста, дирижера. Рахманинов создает  новые произведения, выступает в  концертах в Вене, Москве, Петербурге  и провинции, с 1904 года занимает  пост капельмейстера Большого  театра.

     В связи с частыми концертными  выступлениями и дирижерской  деятельностью творческая деятельность  Рахманинова сокращается. Борьба  между тремя специальностями  красной нитью проходит через  всю его музыкальную жизнь. 

     В 1902 году Рахманинов женится  на своей двоюродной сестре  Н.А.Сатиной и отправляется в  свадебную поездку в Италию, Швейцарию,

Германию. По возвращению он на несколько месяцев  останавливается в Ивановке. 14 марта 1903 года в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, 21 июня 1907 года Татьяна.

     События 1905 года заставляют Рахманинова  несколько раз выступать в  печати в поддержку демократических  реформ.

     Начиная с 1906 года Рахманинов, порвав с театром, проводит  три зимы в Дрездене (летом  семья Рахманиновых возвращалась  в Ивановку). Посвятив большую  часть времени композиторской  деятельности, Сергей Васильевич  все же дает концерты и в  Европе, и в России как дирижер  и как пианист. 

     Осенью 1909 года Рахманинов впервые  посещает Америку, где выступает  в сольных и симфонических  концертах. На пороге 1910-х годов  в творчестве С.В.Рахманинова  находят отражение ощущения назревавших  внутренних сдвигов в русской  жизни. В произведениях этих  лет усложняется, становится более  напряженным их эмоционально-образный  строй, усиливается интеллектуальное  начало.

     Кроме плодотворной композиторской  деятельности и частых выступлений  в концертах, Рахманинов принимает  деятельное участие в Российском  музыкальном издательстве.

     Став в 1910 году совладельцем  Ивановки Сергей Васильевич увлекается "сельскохозяйственной деятельностью". Любимым отдыхом для него становится  езда на автомобиле, приобретенном  в 1912 году.

     Разразившуюся мировую войну  1914-1918 гг. Рахманинов воспринимает  как тяжелейшее испытание для  России. С первого же "военного  сезона" Сергей Васильевич стал  постоянно участвовать в благотворительных  концертах. В то же время  он проводит серию концертов  в память А.Н.Скрябина.

     Февральская революция 1917 года  была радостным событием для  Рахманинова. Вскоре, однако, чувство  радости сменилось тревогой, которая  все нарастала в связи с  развертывающимися событиями. Октябрьская  революция была встречена композитором  с тревогой. По его мнению, в  связи с ломкой всего строя,  артистическая деятельность в  России могла прекратиться на многие годы. Поэтому, в декабре 1917 года, выехав на гастроли в Швецию, вместе с семьей, С.В.Рахманинов уже больше не возвращался в Россию.

     В течение нескольких месяцев  Рахманинов концертировал в Скандинавии,  обосновавшись с семьей в Дании.  В ноябре 1918 года Рахманиновы  переехали в Америку и поселились  в Нью-Йорке. 

     Расставание с Родиной стало  трагическим фактом биографии  Рахманинова и на 8 лет прервало  его композиторскую деятельность.

     В Америке, в течение многих  лет, Рахманинов пользовался услугами  концертного бюро Чарльза Эллиса.

     Давая концерты в Америке и  в Европе, Рахманинов достиг прочного  артистического и материального  благополучия, но не обрел утраченного  при отъезде из России душевного  покоя. В течение многих лет  он оказывал помощь сотоварищам  по профессии, проводил благотворительные  концерты.

     Начиная с 1924 по 1939 годы Рахманиновы  проводили лето в Европе, возвращаясь  осенью в Нью-Йорк.

     В 1926 году С.В.Рахманинов вернулся  к композиторской деятельности  и в течение года им были  написаны четвертый концерт и  "три русские песни" для  хора с оркестром. 

     Усиленная, непрекращающаяся работа  Сергея Васильевича начинала  отражаться на его здоровье, но  несмотря на это он не прекращал  своей концертной деятельности.

     В 1930 году С.В.Рахманинов приобретает  участок земли в Швейцарии,  недалеко от Люцерна. С весны  1934 года Рахманиновы прочно обосновываются  в этом имении, которое было  названо "Сенар" и напоминало  композитору об Ивановке. Здесь  он прожил творчески плодотворную  пору своей зарубежной жизни. 

     В 1941 году, переживая за судьбу  своей Родины, С.В.Рахманинов проводит  концерт, весь сбор которого  передает русскому генеральному  консулу. 

     Последний концертный сезон, несмотря  на плохое самочувствие, Рахманинов  начинает 12 октября 1942 года. 17 февраля  1943 года состоялся его последний  концерт, после которого, из-за  болезни, Рахманинов вынужден  был прервать турне. 

     28 марта 1943 года  С.В.Рахманинова не стало. Он  был похоронен на русском кладбище  в Кенсико, недалеко от Нью-Йорка.

 

  1. Фортепианное творчество

Рахманинов - один из крупнейших музыкантов рубежа XIX - XX вв. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Он следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской.

Творчество Рахманинова  пришлось на самую противоречивую и  вместе с тем, самую плодотворную, прогрессивную эпоху в истории русского искусства – так называемый серебряный век. Нельзя безапелляционно указать на имя, место или дату, когда и где забрезжила ранняя заря серебряного века. Был ли это журнал "Мир искусства", или возникший ранее "Северный вестник", или сборники "Русские символисты". Новое движение возникает одновременно в нескольких точках и проявляется через нескольких людей, порою даже не подозревающих о существовании друг друга. Ранняя заря серебряного век занялась в начале 1890-х годов, а к 1899 году, когда вышел первый номер "Мира искусства", новая романтическая эстетика сложилась и оформилась.

Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было. В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Еще живо было большинство поэтов, писателей, критиков, художников, философов, режиссеров, композиторов, индивидуальным творчеством и общим трудом которых был создан серебряный век, но сама эпоха кончилась.

Никогда еще формы общения  между творческими личностями не были столь многогранны и многоплановы. Значительная часть творческой энергии  серебряного века ушла в кружковую  общественно-художественную жизнь. Связи  между поэтами, композиторами, писателями, художниками, артистами, философами оказались  столь многосторонними и насыщенными, что уникальность этой эпохи поддерживается не только значительностью созданных  произведений, но и концептуальными  и личностными противоречиями, примерами  дружбы-вражды. Искусство серебряного  века может быть уподоблено колоссальной трагииронической эпопее со своими героями  – гениями, полусвятыми, жертвами, жрецами, воинами, провидцами, тружениками и  бесами. Здесь и спокойное донкихотство Сологуба, и вдохновенное горение и романтические мимолетности на все откликавшегося Бальмонта, и стихийная "черная музыка" Блока, и надменная холодность В.Я. Брюсова, и порывистые метания Белого, и архаический интеллектуальный эзотеризм1 Вяч. Иванова, и гениальная предприимчивость С.П. Дягилева, и бодлерианство Эллиса, и трагическое безумство М.А. Врубеля, искренность и эмоциональная полнота С.В. Рахманинова, и дерзко-новаторских фортепианных сочинениях С.С. Прокофьева.

Информация о работе С.В. Рахманинов: фортепианное творчество