Роль музыки в жизни ребенка дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать влияние музыки на жизнь детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
1. Музыка в жизни дошкольников 4
1.1 Роль музыки в жизни ребёнка 4
1.2 Роль музыки в жизни детского сада 7
1.3 Методы и приемы развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста 13
1.4 Музыкальное занятие в группах дошкольного возраста 19
2 Влияние музыкотерапии на детей дошкольного возраста 24
2.1 Музыкотерапия и её роль в воспитании детей дошкольного возраста 24
2.2 Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Роль музыки в жизни ребенка дошкольного возраста.docx

— 67.56 Кб (Скачать файл)

Именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры ) вызывают эмоционально-эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке.

Практический метод  развития музыкального восприятия так же очень важен чтобы ребёнок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания [5, стр. 69].

Б.М.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями. Поэтому движения успешно используются в качестве приёмов, активизирующих осознание детьми характера мелодии.

Для осознания плавности мелодии, её спокойного напевного характера или наоборот, задорного, отрывистого, эффективно используется подпевание.

Если говорить о развитии музыкального восприятия с помощью детского исполнительства, важно отметить, что речь идёт не о выработке навыков и умений исполнительства, а о возможности выразить свои чувства с помощью освоенных способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах).

Одним из важных и действенных приёмов развития восприятия музыки можно считать оркестровку. Оркестровка музыкальных произведений используется не столько для формирования у  детей навыков игры, сколько для творческого применения их. Этот приём способствует дифференцировке восприятия - выделению более ярких выразительных средств в музыке. Приём оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных возможностях тембров музыкальных инструментов. Применение приёма оркестровки позволяет разнообразить структуру музыкального занятия, так как объединяет слушанье музыки и игру на музыкальных инструментах. Этот приём используется и в пении и в музыкально-ритмических движениях.     Одним из эффективных приёмов развития у детей музыкального восприятия является передача характера музыки в движении - инсценировка песен, творческое использование танцевальных движений.

Объединение различных видов искусства - очень эффективный приём. Чтение стихов, зарисовка настроений делает осознание музыки ребёнком более ярким и глубоким.

Таким образом, широкое использование музыкальным руководителем разнообразных методов и приемов, будет способствовать развитии музыкального восприятия у детей дошкольного возраста [20, стр. 78].

 

1.4 Музыкальное занятие в группах  дошкольного возраста

 

1. Приветствие

Значение приветствия на занятии очень важно и методически оправданно. Педагог, здороваясь с детьми, настраивает их на позитив, создает атмосферу доброжелательности, заинтересованности и активного участия. Одновременно решаются педагогические задачи — воспитывается доброе, внимательное отношение Друг к другу, формируются коммуникативные навыки. В непринужденной игровой ситуации осуществляются и музыкально-ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция, мелодический, динамический, тембровый и звуковысотный слух, интонационная выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом. Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить. У малышей разнообразное приветствие на развитие звукоподражания, звуковысотного слуха и голоса, интонационной выразительности и динамики. Дети старшего дошкольного возраста учатся в приветствии петь музыкальные интервалы, здороваться с помощью звучащих и немых жестов, придумывать приветствие самостоятельно.

2. Музыкально-ритмические движения

Музыкально-ритмические упражнения направлены на то, чтобы дети научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в пространстве, координировали свои движения. В этот раздел включено два вида движении: общеразвивающне (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (полуприседания, хороводный шаг, поскоки, притопы и т. д.). Все эти движения в дальнейшем используются в играх, плясках, хороводах. Для того чтобы дети могли легко освоить то или иное движение, необходимо выполнять определению последовательность и вариативность разучивания, которая заинтересовывает детей и помогает им справиться с заданием.

3. Развитие чувства ритма. Музицирование

Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в занятиях выделен особо. Без ритма невозможны пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Разнообразные игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук. Развивает координацию движений, чувство ритма, звуковысотный слух.

4. Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль в общем развитии ребенка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании, пении разными голосами (кислым, замерзшим, низким, хриплым, писклявым и т. д.) у ребенка развиваются звуковысотный слух и голос что очень влияет на развитие певческих навыков. Расширяются представления об окружающем мире (каждая потешка несет в себе полезную информацию). Придумывая сюжетные линии для персонажей раскраски (книга «Умные пальчики»), дети развивают мыслительное творчество. Раскрашивая рисунки, дети (через цветовую гамму) выражают свое эмоциональное и психологическое состоянии. Напряженный мыслительный процесс происходит тогда, когда ребенок, рассматривая изображения рук. пытается ассоциировать их с определенной потешкой. Для этого, достаточно трудного, задания ребенок не должен виден, название потешки и раскраску к ней. Проговаривая знакомые потешки только гласными звуками (ы. а-у-у-у-и; ы. а-у-у-с — мы капусту рубим, мы капусту трем) или на необычных слогах (гы, га-гу-гу. гу-гим: гы, га-гу-гу-гем — мы капусту рубим, мы капусту трем), дети улучшают звукопроизношение. Они учатся читать стихи и потешки выразительно и эмоционально. Дега, придумывая истории и диалоги персонажей раскраски, развивают творческое мышление, интонационную и эмоциональную выразительность. Развиваются интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуковысотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения.

5. Слушание (восприятие ) музыки

Слушание музыки в детском саду — очень важное, необходимое, а главное, интересное направление развития детей. Оно направлено на формирование основ музыкальной культуры. Реализовать эту цель помогает правильный, грамотный, доступный детскому восприятию отбор произведений Учитывая, что одной из задач программы «Ладушки» является знакомство с мировой музыкальной культурой, в репертуар включены произведения музыкальной классики (отечественной и зарубежной) и народной музыки. Для лучшего восприятия необходимо подбирать характерные музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской. К каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Большое значение имеет использование аудиозаписей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому восприятию глубже прочувствовать характер, особенности произведения. Показательно, что один из самых сложных разделов «Слушание музыки» — является у детей любимым.

6. Распевание, пение

Распеванию и пению уделяется очень большое внимание. Собственное исполнение песен доставляет детям удовольствие, радость. Для того чтобы не акцентировать внимания детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечетком произношение, гуление), им предлагаются несложные, веселые песенки-распевки; дети могут сами себе подыгрывать на музыкальных инструментах. Песни для детского исполнения должны быть доступны по содержанию, мелодически ярко окрашены, в нужном диапазоне. Текст песен не должен сухо заучиваться на занятиях. Это должно происходить непроизвольно. Для запоминания рекомендуются различные игровые приемы. Дети должны уметь петь сольно, хором, ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождением и без инструмента, «по ролям» (когда песня хорошо выучена), открытым и закрытым звуком. Очень эффективный прием поочередного пения: запев педагог, припев — дети; запев исполняют солисты (несколько детей, припев — все дети и т. д. Немаловажное значение имеет использование песен в самостоятельной деятельности детей вне занятий.

7. Пляски, игры, хороводы

Основная цель этого раздела в занятии — дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные отношения. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, куклы, матрешки и т. д.) исполняет воспитатель или ребенок старшего возраста (у маленьких детей). В хороводе детям достаточно только выполнять движения по показу педагога и под его пение, так как иногда бывает затруднительным для них одновременно двигаться и выполнять движения. Детям достаточно, если они того хотят, подпевать. Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения, но детские идеи, фантазии должны непременно находить свое место в них. Танец всегда был и остается любимым занятием детей. Он занимает особое место в их жизни. Танец и развлекает, и развивает ребят. Плавные, спокойные, быстрые или ритмичные движения под красивую музыку доставляют детям эстетическое наслаждение. Через танец дети познают прекрасное, лучше понимают красоту окружающего мира. Танцы для детей — это особый вид деятельности, дети не обладают хореографической пластичностью, ведь выразительным танец может стать тогда, когда человек осознает характер музыки, может выразить посредством движения мысли, чувства, переживания. Танцы могут быть разные: народные, характерные, бытовые, бальные, сольные, массовые. Движения очень простые: хлопки, притопы, подскоки. кружение. Красоту детскому танцу придают музыкальное оформление, идея танца, оригинальные переходы и перестроения и непосредственность исполнения. Особое внимание нужно уделять детскому массовому танцу, где от детей не требуется долгого разучивания последовательности движений. Массовые танцы доставляют детям огромное удовольствие и решают множество педагогических задач: это и развитие коммуникативных отношений, вовлечение в совместную деятельность, развитие пластики и непринужденности исполнения, умения слышать изменения в музыке и соответственно менять движения; развиваема чувство ритма и. конечно, хорошего музыкального вкуса [4, стр. 57].

 

 

2 Влияние музыкотерапии на детей дошкольного возраста

2.1 Музыкотерапия и её роль в воспитании детей дошкольного возраста

Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах.

Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.

Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.

Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. С детьми дошкольного возраста она осуществлялась в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе.

Разработка и проведение музыкотерапии в детском и подростковом возрасте требует творческого сотрудничества с врачами, психологами, музыкальными педагогами. Использование музыкотерапии при речевых патологиях органического происхождения оказалось весьма оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Анализ литературных источников доказывает благотворное влияние определенных музыкальных произведений на интеллектуальную деятельность. Так, определены механизмы положительного влияния музыки на учебную деятельность, повышение мотивации учебы, возрастание удовлетворенности учением [21, стр. 95].

Музыкотерапия является эффективным способом в воспитании детей с логопедическими отклонениями. Она способствует развитию чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики.

Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.  
Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания.

Музыка - искусство интонируемого смысла, оно обусловлено природой и процессом интонирования человека. Наличие явления интонации связывает все происходящие в музыке в единый, конкретно связанный с развитием общественного сознания процесс и намечает вполне конкретную среду, через которую наш интеллект управляет всем "музыкальным материалом"; явление интонации связывает в единство музыкальное творчество, исполнительство и слушание.

Эмоциональные нарушения детей являются одной из наиболее острых проблем не только для психологов, педагогов, но и для общества в целом. Происходит увеличение числа детей с эмоциональными нарушениями. Эмоции помогают познавать мир во всем великолепии. Эмоции обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Нарушения эмоциональной сферы не позволяют стать полноправной личностью.

Поэтому на современном этапе выдвигаются задачи изучения психологических условий, вызывающих эти явления. Особенно важным являются изучение эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте. Так как нарушения находятся на стадии своего становления, еще можно предпринять своевременные меры.

Недостаточное исследование агрессии и тревожности в дошкольном возрасте затрудняет определение их влияния на дальнейшее развитие ребенка. Например, тревожность, как устойчивая характеристика, диагностируется уже в трехлетнем возрасте, что и определяет необходимость создания эффективного метода ее коррекции. На наш взгляд, исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем дошкольного возраста, в том числе развитие личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, успешность учебы и т.п [22, стр. 64].

Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая работа наиболее эффективна. В условиях работы ребенок получает возможность проиграть и прожить разнообразные роли, приобрести новый психологический опыт, научиться выстраивать гармоничные отношения с взрослыми и сверстниками.

Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие авторы отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая и эмоциональную нестабильность.

Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др.[1] Положительные эмоции при музыкальном прослушивании, «художественное наслаждение», по мнению Л.С. Выготского, не есть чистая рецепция, но требует высочайшей деятельности психики. Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергаются некоторой разрядке, уничтожению, превращению в противоположное.

Информация о работе Роль музыки в жизни ребенка дошкольного возраста