Роль музыки в жизни ребенка дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать влияние музыки на жизнь детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
1. Музыка в жизни дошкольников 4
1.1 Роль музыки в жизни ребёнка 4
1.2 Роль музыки в жизни детского сада 7
1.3 Методы и приемы развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста 13
1.4 Музыкальное занятие в группах дошкольного возраста 19
2 Влияние музыкотерапии на детей дошкольного возраста 24
2.1 Музыкотерапия и её роль в воспитании детей дошкольного возраста 24
2.2 Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

Роль музыки в жизни ребенка дошкольного возраста.docx

— 67.56 Кб (Скачать файл)

Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 г. В.М.Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением слушающего, может не только не нравится, но даже раздражать».

Музыкотерапия является одним из методов психотерапии, основанный на восприятии мелодии на эмоциональном уровне. Как метод лечения применялся ещё со времени древних племён, которые использовали различные музыкальные инструменты в соединении с танцем и вокалом. Они сохраняли свой лечебный ритуал как тайное магическое лекарство.

Музыкотерапия для детей играет огромную роль в развитии их творческих способностей, памяти и, конечно же, слуха.

Достоинства музыкотерапии очевидны: ее легко и просто применить, она абсолютно безвредна, развивает творческие способности у детей и взрослых.

Психоневролог В.М. Бехтерев первым в нашей стране провёл исследования на влияние музыки на детский организм. Он определил, что колыбельные и классическая музыка не только способна развивать детей, но и спососбна оказывать лечебные свойства. Так, в институте педиатрии РАМН провели исследования. Новорожденным, страдавшим от нехватки кислорода во время беременности и родах, в течение года давали слушать классическую музыку. Эти дети справились с неврологическими нарушениями гораздо лучше, чем те которые не участвовали в эксперименте.

Однако и музыкотерапия имеет свои противопоказания. Не подойдёт этот метод развития и лечения детям, у которых часто случаются судороги, детям, страдающим отитом, у которых быстро нарастает внутричерепное давление и малышам в тяжёлом состоянии, сопровождающимся интоксикацией организма. Категорически запрещается давать слушать музыку детям через наушники.

Полезная музыка

Какая музыка полезна для младенческого слуха? Всё зависит от психологического состояния ребёнка.

Детям беспокойным и легковозбудимым подойдут «анданте» и «адажио», композиции в медленном темпе. Это могут быть произведения В.А. Моцарта «Маленькая ночная серенада» 2 часть, Вивальди «Зима» из «Времён года», вторые части сонат, колыбельные.

Для детей угнетённых, которые плохо сосут или неритмично дышат, наоборот подойдут более ритмичные мелодии, в темпе «аллегро модерато» или просто «аллегро». Такими произведениями являются «Весна» Вивальди «Времена года», вальсы Чайковского из его балетов, маршевые мелодии.

Развитие музыкального слуха у детей важно начинать как можно раньше. Уже с рождения следует ознакомить кроху с интересным царством звуков: игрушечный барабан, гитара или обыкновенные вилки, ложки стаканы, стеклянные палочки, непременно, заинтересуют малыша и вызовут неподдельный интерес к музыке.

При помощи музыки родители могут регулировать настроение ребёнка. Когда он слишком спокоен, растормошить с помощью активной музыки, когда чересчур возбуждён, поставить ему расслабляющую мелодию.

Здесь стоит отметить, что мелодия со словами имеет большее влияние на детей, чем композиция без слов [25, стр. 108].

В настоящее время родители имеют широкий выбор средств по музыкотерапии: это могут быть диски и кассеты с традиционной классической музыкой или с аранжировкой, сделанной специально для новорожденных. В такие аранжировки добавляют звуки колокольчиков. Что лучше подойдёт вашему крохе, должны решать родители, понаблюдав за реакцией малыша. Продаются также записи с классическими мелодиями на фоне шума природы. CD-диски называются «Малыш у моря», «Малыш в лесу» и так далее. Очень приятное релакс-лекарство, которое поможет малышу не только расслабится, снять нервное напряжение, но и будет развивать слух у ребенка.

 

2.2 Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста

 

Эмоциональные нарушения детей являются одной из наиболее острых проблем не только для психологов, педагогов, но и для общества в целом. Происходит увеличение числа детей с эмоциональными нарушениями. Эмоции помогают познавать мир во всем великолепии. Эмоции обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Нарушения эмоциональной сферы не позволяют стать полноправной личностью.

Поэтому на современном этапе выдвигаются задачи изучения психологических условий, вызывающих эти явления. Особенно важным являются изучение эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте. Так как нарушения находятся на стадии своего становления, еще можно предпринять своевременные меры.

Недостаточное исследование агрессии и тревожности в дошкольном возрасте затрудняет определение их влияния на дальнейшее развитие ребенка. Например, тревожность, как устойчивая характеристика, диагностируется уже в трехлетнем возрасте, что и определяет необходимость создания эффективного метода ее коррекции. На наш взгляд, исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем дошкольного возраста, в том числе развитие личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, успешность учебы и т.п.

Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая работа наиболее эффективна. В условиях работы ребенок получает возможность проиграть и прожить разнообразные роли, приобрести новый психологический опыт, научиться выстраивать гармоничные отношения с взрослыми и сверстниками.

Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие авторы отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая и эмоциональную нестабильность.

О положительном эффекте воздействия музыкотерапии пишут многие специалисты. В России специальные исследования Л.С. Брусиловского, В.И. Петрушина, В.М. Бехтерева, И.М. Гриневой, С.В. Шушарджан, Г.П. Шипулина и многие другие выявили положительное влияние музыки на различные системы организма: сердечнососудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную систему. Российский врач М.Л. Лазарев, директор московского детского центра восстановительного лечения подтверждает, что под воздействием специально подобранной классической музыки дети (даже которые находятся в утробе матери) развиваются гармонично как в физическом, так и в духовном плане. Он рекомендует слушать спокойные мелодии Моцарта и Вивальди. А В.М. Бехтерев подчеркивал очень важную роль колыбельных песен для полноценного развития детей. Современные ученые и врачи выделили ряд произведений, положительно влияющих на эмоциональные состояния: для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать «Мазурки» и «Прелюдии» Шопена, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна, произведения Шуберта; для уменьшения раздражительности – «Лунную сонату» Бетховена, «Грезы» Шумана, «Экспромты» и «Прелюдии» Шопена; для общего успокоения – «Колыбельные» Брамса, «Аве Мария» Шуберта, «Баркарола», «Сентиментальный вальс» Чайковского и мн. др.  
Таким образом, изучение литературы по влиянию музыки на эмоциональные состояния детей и ее качественный анализ, способствовали разработке и реализации проекта «Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста».

 

 

 

 

 

Заключение

Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей, так как обладает наибольшей силой воздействия на ребенка, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное, не только в окружающем мире, но и самом себе.

В. А. Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека… Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.

Слушая музыку, человек познает себя, и познает прежде всего, что он, человек прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным…» Музыка, музыкальная деятельность детей в детском учреждении – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте, природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях…

Специфические особенности музыки позволяют выражать тончайшие оттенки чувств, психическое состояние и воздействовать на глубинный мир ребенка. Поэтому музыкальный руководитель должен с особой тщательностью подбирать для детей музыкальный репертуар – не только колыбельные песни, но и классическую и современную музыку, в особенности ту к которой ребенок привык в семье. Если дети любят музыку, сроднились с ней, чувствуют в ней потребность, тогда музыка начинает звучать в группе не только по инициативе педагога, но и по инициативе самого ребенка в различные моменты его общей, совместной деятельности с другими детьми и самим педагогом, вызывая радостное ощущение жизни и пребывания в дошкольном учреждении, что оказывает огромную роль в процессе адаптации. Поэтому педагог, понимая воспитательную силу музыки, должен заботиться о создании условий для ее постоянного использования в жизни группы. Он организует для детей концерты, планирует слушание радио, телепередач, организует и поддерживает возникающие по инициативе детей песни, игры, хороводы, вводит пение и музыку на утренней гимнастике и физкультурных занятиях, предварительно согласовав это с музыкальным руководителем и психологом.

В ходе активной музыкальной деятельности дети начинают усваивать необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально– ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Все это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и самое главное способствует наиболее быстрому и благоприятному протеканию периода адаптации в дошкольном учреждении.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М., 2000.

  1. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. –  Ярославль, 2007.

  1. Бодраченко И.В. Музыка в детском саду: Айис – Пресс, 2008. – 68 с.

  1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: кн. для учителя» М.: Просвещение, 1991

  1.  Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: Мозаика – Синтез, 2006. – 84 с.
  1. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки. – М.: Смысл, 2001.

  1. Картушина, М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников /М.Ю. Картушина //Управление ДОУ. - 2005. - №5. - С. 42-46.

  1. Коренева, Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.

  1. Костина, Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка /Э.П. Костина //Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - с. 37.

  1. Костина, Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста "Камертон". - М., 2004.

  1. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Програм.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.

  1. Левин В.А. «Воспитание творчества» М.: Просвещение, 1987

  1. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Ступеньки к творчеству» М.: Педагогика, 1987

  1. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. «Художественная одарённость детей, её выявление и развитие» Дубна: Феникс+, 2006

  1. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2005.

  1. Мир глазами детей. А. Бунятова. 2005 г. Баку.

  1. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

  1. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.

  1. Нестеренко, Т.В., Тарасова, К.В. Гармония: программа развития музыкальности у детей 7-го года жизни. М.: Центр Гармония, 2004.

  1. Николаева Е.И. «Психология детского творчества» СПб.: Речь, 2006

  1. Ожиганова Г.В. «Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей младшего школьного возраста» М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005

Информация о работе Роль музыки в жизни ребенка дошкольного возраста