Ритм секция в эстрадном оркестре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Если окинуть взглядом всю историю джаза, то станет заметно, что джазовое «дерево», находясь меж двух мощных культурных полюсов – «негритянским» и «европейским», – временами склоняется то в одну, то в другую сторону... Менее чем за век, из смутных народных традиций негритянского развлекательного музицирования развилась удивительная американская музыка, называемая джазом. Эта музыка, ныне распространенная практически во всех странах мира, стала наиболее ярким проявлением американской культуры.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава I. Состав инструментов ритм-секции ……………………………….. 5
1.1 Контрабас ………………………………………………………………... 6
1.2 Бас-гитара ………………………………………………………………… 9
1.3 Ударная установка ……………………………………………………… 13
1.4 Фортепиано ……………………………………………………………… 17
Глава II. Функциональные возможности ритм-секции …………………... 25
2.1 Виды и характеристика оркестров и ансамблей ……………………… 25
2.2 Джазовый оркестр ………………………………………………………28
Заключение ……………………………………………………………………30
Список использованной литературы ………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая по Спирке.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

        Главное качество, отличающее джаз от европейской музыки — это большая роль ритма. В связи с этим в любом джазовом оркестре есть особая группа инструментов — ритм-секция. Джазовый оркестр имеет ещё одну особенность — превалирующая роль джазовой импровизации приводит к заметной вариабельности его состава.

        Однако есть несколько видов джазовых оркестров (примерно 7-8): камерное «комбо» (хотя это область ансамбля, но его необходимо указать, так как в нём суть действия ритм-секции), камерный ансамбль диксиленд, малый джазовый оркестр — «биг-бэнд» малого состава, большой джазовый оркестр без струнных — «биг-бэнд», большой джазовый оркестр со струнными (не симфонического типа) — расширенный «биг-бэнд» , симфоджазовый оркестр.

       В ритм-секцию всех видов джазового оркестра обычно входят ударные, струнные щипковые и клавишные инструменты. Это джазовая ударная установка, состоящая из нескольких тарелок ритма, нескольких акцентных тарелок, нескольких том-томов, педальных тарелок, малого барабана и особого вида большого барабана африканского происхождения — «эфиопской (кенийской) бочки».

       Во многих стилях южного джаза и латиноамериканской музыке (румба, сальса, танго, самба, ча-ча-ча и др.) используются дополнительные ударные: набор барабанов конго-бонго, маракасы (чокало, кабаса), бубенцы, деревянные коробочки, сенегальские колокольцы (агого), клаве и др.

      Другие инструменты ритм-секции, уже держащие мелодико-гармонический пульс: рояль, гитара или банджо, акустическая бас-гитара или контрабас (на котором играют только щипком). В больших оркестрах иногда бывает несколько гитар, гитара вместе с банджо, оба вида басов. Редко используемая туба — духовой басовый инструмент ритм секции.

     В больших оркестрах (биг-бэндах всех 3 видов и симфоджазе) часто используют вибрафон, маримбу, флексатон, гавайскую гитару, блюзовую гитару (обе последние слегка электрифицированы, вместе с басом), но эти инструменты уже не входят в ритм-секцию.

     Другие группы джазового оркестра зависят от его вида. В комбо обычно 1-2 солиста (саксофон, труба или смычковый солист: скрипка или альт). Примеры: ModernJazzQuartet, JazzMessenjers.

     В диксиленде: 1-2 трубы, 1 тромбон, кларнет или сопрано-саксофон, иногда альт- или тенор-саксофон, 1-2 скрипки. В ритм-секции диксиленда: банджо используется чаще гитары. Примеры: ансамбль Армстронга (США), ансамбль Цфасмана (СССР).

     В малом биг-бэнде могут быть 3 трубы, 1-2 тромбона, 3-4 саксофона (сопрано=тенору, альт, баритон, все играют ещё и на кларнетах), 3-4 скрипок, иногда виолончель. Примеры: Первый оркестр Эллингтона 29-35 годов (США), Bratislava Hot Serenaders (Словакия).

    В большом биг-бэнде обычно 4 трубы (1-2 играют высокие сопрановые партии на уровне малых со специальными мундштуками), 3-4 тромбона (4 тромбон тенор-контрабас или тенор-бас, иногда и 3), 5 саксофонов (2 альта, 2 тенора=сопрано, баритон).

    В расширенном биг-бэнде могут быть до 5 труб (с видовыми трубами), до 5 тромбонов, дополнительные саксофоны и кларнеты (5-7 общих саксофонов и кларнетов), струнные смычковые (не более 4 — 6 скрипок, 2 альта, 3 виолончели), иногда валторна, флейта, малая флейта (только в СССР). Подобные эксперименты в джазе проводили в США Дюк Эллингтон, Арти Шоу, Гленн Миллер, Стенли Кентон, Каунт Бейси, на Кубе — Пакито д`Ривера, Артуро Сандоваль, в СССР — Эдди Рознер, Леонид Утёсов.

     Симфоджазовый оркестр включает большую струнную группу (40-60 исполнителей), причем возможны смычковые контрабасы (в биг-бэнде могут быть только смычковые виолончели, контрабас участник ритм-секции). Но главное это использование редких для джаза флейт (во всех видах от малой до басовой), гобоев (все 3-4 вида), валторн и совсем не типичных для джаза фаготов (и контрафагота). Кларнеты дополняются басом, альтом, малым кларнетом. Такой оркестр может исполнять специально написанные для него симфонии, концерты, участвовать в операх (Гершвин). Его особенность — выраженный ритмический пульс, которого нет в обычном симфоническом оркестре. От симфоджазового оркестра следует отличать его полную эстетическую противоположность — эстрадный оркестр, основанный не на джазе, а на бит-музыке.

     Особые виды джазовых оркестров — духовой джазовый оркестр (духовой оркестр с ритм-секцией джаза, включая гитарную группу и с уменьшением роли флюгельгорнов16), церковный джазовый оркестр (существует ныне только в странах Латинской Америки, включает орган, хор, церковные колокола, всю ритм-секцию, ударные без бубенцов и агого, саксофоны, кларнеты, трубы, тромбоны, струнные смычковые), ансамбль стиля джаз-рок (коллектив Майлза Дэвиса, из советских — «Арсенал» и др.).

Заключение 

 

Начало истории джаза, крепко связанное с его национально-культурными и социально-географическими корнями, вызвало целую серию представлений о нем, как о «стилевой» общности музыкальной деятельности, имеющей афроамериканское происхождение, импровизационную сущность и «свинговый» характер. Это определение часто расширялось путем перечисления характерных стилевых и жанровых норм, которые ограничивали джаз строгими рамками. Постепенно джаз вышел из традиционно-расовых рамок, затем перешел к профессиональной и, параллельно, к развлекательной функции17. Позже он стал вовлекать в свой круг глубокие художественно-эстетические задачи, потерял, в значительной степени, широкую аудиторию, вступил в процесс интеграции с пограничными видами музыки, наконец, включил в свой обиход все мировые музыкальные языки. В результате старые определения джаза потеряли смысл.

Разумеется, значительные массы любителей джазовой традиции апеллируют к довольно безответственным высказываниям о джазе, как о  консервативном виде хорошо знакомого  им музыкального действа. Но постоянная попытка определять джаз через его происхождение, в том числе и самими носителями этого искусства, приводит к действительным противоречиям с реальной музыкальной практикой, вызывает представление о нем, как об устаревшей, хотя и не простой музыке, не отвечающей музыкальным потребностям творчески настроенной молодежи. В результате значительная часть аудитории отторгается от «джаза».

Спектр интуитивных  представлений у разных частей нашего общества о джазе весьма широк. Он складывается, например, у старшего поколения из воспоминаний ностальгического характера о танцевальных оркестрах их молодости, именовавшихся тогда «джазами». Другая часть любителей сформировала представления о нем, как о музыкальном андерграунде, ассоциирующимся с полуподпольными джаз-клубами 60-х и передачами «Голоса Америки».

У академических  музыкантов и близкой к ним  публики джаз является вариантом  циркового представления с игрой  без нот – фокус сложный, но не представляющий ценности в рамках мировой культуры. Особое отношение к джазу формируется средствами массовой информации, уровень компетентности которой по отношению к нему за редким исключением стремится к нулю. Наконец, в силу, видимо, коммерческих соображений, в джазовой радиополитике доминируют развлекательные направления (smooth jazz, acid), которые обозначены в качестве единственных представителей современного джаза.

Исходя из исторических реалий джазового процесса, его существования  в самом широком виде на концертной эстраде, фестивалях, в звукозаписи, процессе обучения и т.д., попытка определить это явление должна исходить из самых общих черт интуитивно понимаемого процесса, не ограничивая его рамки, как в настоящее время, так и в ближайшем будущем.

 

                СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артемьев Р.Л. Джаз. – Киев: 2004.
  2. Джаз-банд и современная музыка. Сборник статей // Под ред.С. Гинзбурга. –  Спб.:1996.
  3. Зайцев Г.Б. История джаза. Учебное пособие. – Екатеринбург. Изд-во Уральского ун-та. – 2001.
  4. Клейтон П., Гэммонд П. Джаз. Притворитесь его знатоком. – М.: Изд-во Амфора. – 2000. – 112 с.
  5. Коллиер Дж. Л. Становление джаза. Популярный исторический очерк. – М.: 1999.
  6. Конен В. Пути развития американской музыки. – М.: 1995.
  7. Конен В.Д. Блюзы и ХХ век. – М., 1990.
  8. Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. – М., Сов. композитор, 1990.
  9. Овчинников Е. История джаза. – М.: 2003.
  10. Панасье Ю. История подлинного джаза. – 2-е изд., – Л.: Музыка, 1979. –                  128 с.
  11. Переверзев Л. «Джаз». Музыкальная энциклопедия. – М., 1998. – 214 с.
  12. Переверзев Л. Из истории джаза. Музыкальная жизнь. – М.: 2001. – № 3.
  13. Современный словарь-справочник по искусству. /Под ред. А.А. Мелик-Пашаева. - М.: Олимп-Аст, 2000, 813 с.
  14. Фейертаг В.Б. Джаз. ХХ век. Энциклопедический справочник. – М.: Изд-во «Скифия». – 2002. – 562 с.
  15. Чернова А., Бялика  М. «О легкой музыке и о хорошем вкусе». – М.: 2000.
  16. Feather L. The encyclopedia of jazz in the sixties – N. Y., 1996.
  17. Sсhullеr G. The history of jazz, v. 1  Early jazz; its roots and musical development – N. Y., 1998.
  18. Williams М. The jazz tradition  – N. Y., 1999.

1 Гелико́н (от др.-греч. ἕλιξ — витой, изогнутый) — низкий по звучанию медный духовой инструмент, применяется только в военных оркестрах. В симфонических оркестрах геликон не используется, так как его заменяет туба (звучание этих инструментов одинаково). Геликон удобен для использования в армии тем, что музыкант может играть на нём, например, сидя верхом на лошади — изогнутая трубка геликона вешается на левое плечо, и руки играющего остаются свободными. Геликон был изобретен в России в первой пол. XIX в., пользуется популярностью в центральной и восточной Европе.

2 Сузафон — медный духовой инструмент басового звучания, разновидность тубы. Сконструирован таким образом, что «надевается» на тело музыканта, и удерживается на левом плече, что позволяет легко играть при движении. Свое название получил в честь американского капельмейстера и композитора Джона Филиппа Соуза (англ. John Philip Sousa) (1854—1932), который популяризировал его, используя в своём духовом оркестре.

3 Рифф — короткая повторяющаяся мелодическая фигура, используемая как вступление или аккомпанемент.

 

4 В отличие от синтезатора, электрическое фортепиано является не электронным инструментом, а электромеханическим. Первые электрические фортепиано были  изобретены в конце 1920-х годов.

5 Игра слэпом заключается в ударе фалангой большого пальца о струны. Чаще всего удары наносятся по толстым (третьей или четвертой) струнам инструмента. Немаловажным элементом слэпа является чередование этих ударов с резкими подцепами более тонких струн первым или вторым пальцами. Струны при этом издают характерные резкие щелчки о металлические лады. Между тем, струны на грифе другой рукой при игре слэпом зажимаются так же, как при игре пиццикато или медиатором.

6 Мензура (лат. mensura — мера) — индивидуальная длина открытых струн от верхнего до нижнего порожка щипкового музыкального инструмента. Также мензурой является различие воздушных каналов духовых инструментов.

7 Октобас (также может называться октавный кoнтpабac или cyбкoнтpабac, итал. Ottobasso, фр. Octobasse, нем. Oktobass,англ. Octobass) — самый крупный по размерам (около четырёх метров в высоту; следующий — контрабас) и самый низкий по звучанию смычковый струнный музыкальный инструмент, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол.

8 Эта техника основана на использовании обеих рук для игры нот на грифе. Для извлечения ноты надо ударить пальцем по струне над соответствующим ладом. Этот стиль доведен до совершенства такими басистами, как Jeff Berlin и Stu Hamm. Используя эту технику, вы можете играть партии для фортепьяно на бас гитаре. Левой рукой играется бас, а правой - мелодия или ритм. Тэппинг также используется для игры быстрых соло партий..

9 Прием повышения тона за счет движения прижатой струны поперек грифа.

10 Флажолет - мягкий, немного свистящий, напоминающий звучание флейты звук, получаемый на щипковых и смычковых музыкальных инструментах путем легкого прикосновения пальца к определенным точкам струны.

Использование флажолетов на бас-гитаре значительно расширяет диапазон извлекаемых нот. На обычной 4-струнной бас-гитаре (с 20-ю ладами) самая высокая нота, извлекаемая обычным способом, - Ми бемоль первой октавы. Самая высокая, хорошо читаемая нота, извлекаемая из той же бас-гитары с помощью натурального флажолета, - Ля второй октавы. Ещё более высокие ноты можно извлечь при помощи искусственных флажолетов. Ноты, извлекаемые при помощи флажолетов, хорошо прослушиваются, имеют ясный, светлый тембр и могут применяться как при исполнении обычной басовой партии, так и при игре соло. Но использование флажолетов на бас-гитаре, накладывает определённые требования на исполнителя, инструмент и настройку звукоусилительной системы.

11 Джаз-фьюжн (также джаз-рок фьюжн, рок-фьюжн или фьюжн; англ. fusion — сплав) — музыкальный жанр, соединяющий в себе элементы джаза и музыки других стилей, обычно поп, рок, фолк, регги, фанк, метал, R&B, хип-хоп, электронная музыка и этническая музыка.

12 Сплэш — тарелка небольшого диаметра, имеет негромкий, короткий, высокий звук. Большинство выпускаемых сплэшей имеет 6—12 дюймов в диаметре. Сплэш используется исключительно в эстрадной музыке в составе ударной установки.

13 Чайна (англ. China cymbal, на сленге — «чайник») — ударный инструмент, вид тарелок. Произошли от гонга. Под названием china также изготавливаются тарелки swish и pang, отличающиеся формой купола и изгибом тела. Тарелка издает громкий, резкий, немного грязный звук, который используется для создания особенно мощных акцентов, стаккато. Однако тарелка может использоваться и для райд-партии.

 

14 Вибрафо́н (англ.  и фр. vibraphone, итал. vibrafono, нем. Vibraphon) — ударный музыкальный инструмент, относящийся к металлическимидиофонам с определённой высотой звучания. Изобретён в США в конце 1910-х годов. Применяется в академической и эстрадной музыке, как сольный инструмент, так и в группе.

15 Страйд, полное название англ. Harlem Stride (Piano), буквально «Гарлемский шагающий» — джазовый фортепианный стиль, развившийся в основном из рэгтайма, в который были добавлены элементы классической фортепианной музыки — арпеджио, гаммы и др. Стиль страйд возник в Гарлеме и Манхэттене во время Первой мировой войны. Его возникновение связано с тем, что пианисты должны были исполнять музыку каждую ночь, что требовало вносить разнообразие в монотонные рэгтаймы и превращать их в более виртуозные произведения.

Информация о работе Ритм секция в эстрадном оркестре