Ритм секция в эстрадном оркестре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Если окинуть взглядом всю историю джаза, то станет заметно, что джазовое «дерево», находясь меж двух мощных культурных полюсов – «негритянским» и «европейским», – временами склоняется то в одну, то в другую сторону... Менее чем за век, из смутных народных традиций негритянского развлекательного музицирования развилась удивительная американская музыка, называемая джазом. Эта музыка, ныне распространенная практически во всех странах мира, стала наиболее ярким проявлением американской культуры.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава I. Состав инструментов ритм-секции ……………………………….. 5
1.1 Контрабас ………………………………………………………………... 6
1.2 Бас-гитара ………………………………………………………………… 9
1.3 Ударная установка ……………………………………………………… 13
1.4 Фортепиано ……………………………………………………………… 17
Глава II. Функциональные возможности ритм-секции …………………... 25
2.1 Виды и характеристика оркестров и ансамблей ……………………… 25
2.2 Джазовый оркестр ………………………………………………………28
Заключение ……………………………………………………………………30
Список использованной литературы ………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая по Спирке.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

 

  • Большие размеры;
  • Увеличенная мензура (864 мм (34") против 650 мм у классической гитары);
  • Более толстые струны;
  • Уменьшенное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары).

 

      Исторически бас-гитара впервые появилась в виде электробаса и только затем был создан акустический вариант, в отличие от гитары, где все было наоборот — сначала возникновение акустической гитары, а затем преобразование её в электрогитару.

      До изобретения бас-гитары в качестве основного басового инструмента выступал контрабас — самый крупный акустический инструмент из семейства скрипок, не считая октобаса7. Этот инструмент наряду с достоинствами обладал также рядом характерных недостатков, затруднявших его широкое применение в ансамблях популярной музыки начала XX века.

      Возрастающая в 20-х — 30-х гг XX века популярность джазовой музыки, распространение автомобильного транспорта, увеличивающего мобильность ансамблей, а также появление технологии электронного усиления звука породили потребность в басовом инструменте, лишенном недостатков контрабаса. В указанный период времени многие фирмы, производящие музыкальные инструменты, начали эксперименты по созданию такого инструмента, которые, однако, не увенчались коммерческим успехом.

      Среди изобретений того времени заслуживают упоминания бас-мандолина Гибсон Мандо-бас (Gibson Style J Mando bass), производимая фирмой «Гибсон» с 1912 по 1930 годы , а также инструмент американского музыканта и предпринимателя Пола Тутмарка Электронный бас Аудиовокс № 736 (Audiovox #736 Electronic Bass), созданный им в 1936 году и содержащий многие черты современной бас-гитары, например, сплошной деревянный корпус, горизонтальное расположение инструмента при игре и ладовые порожки. Существует также бас-балалайка, но из-за громоздкости её использовали (и используют) ещё реже, чем контрабас (единственный более-менее значимый пример — группа Red Elvises).

      В 1951 году американский изобретатель и предприниматель Лео Фендер, основатель фирмы «Фендер», выпустил бас-гитару «Пресижн»(Fender Precision Bass), разработанную им на основе его электрогитары «Телекастер». Инструмент получил признание и быстро завоевал популярность. Идеи, заложенные в его конструкции стали фактическим стандартом для производителей бас-гитар, а выражение «бас фендер» на долгое время стало синонимом для бас-гитары вообще. Позже, в 1960 году, Фендер выпустил ещё одну, усовершенствованную модель бас-гитары — «Джаз бас» (Fender Jazz Bass), популярность которой не уступает «Пресижн».

     Некоторое время фирма «Фендер» доминировала на рынке бас-гитар, пока конкурирующие фирмы разрабатывали и выпускали свои варианты. Один из ранних вариантов бас-гитары — выпущенная в 1955 году немецкой фирмой Höfner полуакустическая бас-гитара 500/1(Höfner 500/1), имеющая форму скрипки. Позднее эта модель стала широко известной благодаря тому, что её избрал в качестве основного инструмента Пол Маккартни, бас-гитарист группы «Битлз». В 1950-х годах свои модели бас-гитар выпустили многие производители музыкальных инструментов, включая фирму «Гибсон», выпустившую басовые версии своих электрогитар «SG» и «Лес Пол».

        С 60-х годов XX века с появлением рок-музыки, бас-гитара становится все более распространенным инструментом. Возникают новые разновидности — появляются акустическая бас-гитара и безладовая, увеличивается число струн, появляются гитары со встроенной активной электроникой, сдвоенными и строенными струнами и без головки грифа. Развивается также и техника игры на бас-гитаре — от гитары заимствуется тэппинг8, Бенд9, появляются также специфические басовые техники, такие как слэп и игра флажолетами10.

 

 

 

 

 

 

                            1.3 Ударная установка 

 

(барабанная установка,  драмз от англ. drums) — набор барабанов, тарелок и других ударных инструментов, приспособленный для удобной игры музыканта-барабанщика. Обычно используется в джазе, роке и поп-музыке.

        По отдельным инструментам установки играют барабанными палочками, различными щётками и колотушками. Для игры на хай-хэте и бас-барабане используются педали, поэтому барабанщик играет сидя на специальном стуле или табурете.

        Разные жанры музыки диктуют стилистически соответствующий состав инструментов в барабанной установке.

В стандартную ударную установку  входят следующие элементы:

  1. Тарелки:
    1. Крэш (crash) — тарелка с мощным, шипящим звуком.
    2. Райд (ride) — тарелка со звонким, но коротким звуком для акцентов.
    3. Хай-хэт (hi-hat) — две тарелки, установленные на одном стержне и управляемые педалью.
  2. Барабаны:
    1. Малый барабан (snare drum, рабочий барабан) — основной инструмент установки.
    2. 3 том-тома: высокий том-том (high tom-tom), низкий том-том (middle tom-tom) — оба в просторечии зовутся альтами, напольный том-том (или просто том, floor tom-tom).
    3. Бас-барабан («бочка», bass drum).

          Количество инструментов в установке различно у каждого исполнителя и его стиля. Самые минимальные установки используются в рокабилли и диксиленд джазе, а установки исполнителей прогрессивного рока, фьюжн11, метала обычно включают широкий набор инструментов: барабанщики используют дополнительные тарелки (объединяются термином эффект-тарелки:сплэш1(splash),чайна13 (china) и др.) и том-томы или малые барабаны, также используются два хай-хэта.

        Некоторые производители предлагают другой вариант ударной установки с 1 навесным и 2 напольными том-томами. Среди исполнителей, использующих такой вариант установки — Фил Радд (AC/DC), Чад Смит (Red Hot Chili Peppers), Хена Хабеггер (Gotthard) и Джон Бонэм (Led Zeppelin).

        В тяжёлой музыке (метал, хард-рок и т. д.) часто используется два бас-барабана или двойная педаль (т. н. «кардан») — две педали, соединенные карданным валом так, что обе колотушки бьют в один бас-барабан поочерёдно.

Существует  также вариант ударной установки, предназначенный для игры стоя (так  наз. cocktail drum).

        Примерно в 1890-м году барабанщики Нового Орлеана начали приспосабливать свои барабаны к условиям сцены, чтобы один исполнитель мог играть на нескольких инструментах сразу. Ранние ударные установки были известны под коротким рекламным названием «trap kit». Бас-барабан этой установки пинали ногой или использовали педаль без пружины, не возвращавшуюся в исходное положение после удара, но в 1909 г. Ф. Людвиг сконструировал первую педаль бас-барабана с возвратной пружиной.

        В начале двадцатых годов был популярен «snowshoe» или чарльстон — ножная педаль, состоявшая из двух пластин размером со стопу, с прикреплёнными к ним двумя тарелками. Около 1925 года барабанщики стали использовать «low boy» или «sock» тарелки. Эти парные тарелки располагались на коротком стержне и так же управлялись ногой. В 1927 году появился первый «high boys» или «high hat», позволявший исполнителю играть на нём как педалью, так и палочками, или комбинировать оба способа.

        В 1928 г. в продаже появилась первая ударная установка Ludwig «Jazz-er-up». Установка включала в себя большой барабан 24`х8`(с колотушкой и прикрепленным вуд-блоком), малый барабан 12`х3`, и подвесную тарелку. Барабанщики начали использовать настраиваемые том-томы, стойки для установки различных инструментов.

       В 1931 г. Ludwig и Slingerland стали производить литую фурнитуру для барабанов. Были отобраны и развиты компоненты установки, сборка стала более качественной.

       В 1935 г. Джин Крупа, барабанщик оркестра Бенни Гудмена, впервые начинает использовать «стандартную» установку из 4 барабанов, произведенную Slingerland. Развивалась техника игры, Джин впервые выступил как полноправный солист оркестра.

       В 1940—1960 г. происходит новое значительное изменение — джазовые и рок-барабанщики добавляют в свою установку второй бас-барабан. Примерно в то же время произошло ещё одно событие: Чик Эванс и Ремо Белли независимо друг от друга изобрели пластиковые мембраны барабанов на замену кожаным. Новые пластики позволили более точно настраивать барабан, не были подвержены влиянию погоды, колебаниям влажности.

       В 1962—1964 г. Ринго Старр в составе «The Beatles» выступил на американском телевидении в шоу Эда Саливана. Началась битломания. Выпуск барабанов Ludwig удвоился.

       Следующий этап (1970—1980 г.) связан с зарождением и развитием хард-рока. Музыканты начали поиск нового звучания барабанной установки: стали использовать томы без резонансного пластика, увеличивать глубину барабана и добавлять новые барабаны в установку. Звук стал более громким, пробивающим. Стала широко развиваться технология записи ударных. Появились барабанные синтезаторы, драм-машины, но они не смогли заменить живых барабанщиков.

       Первая двойная педаль для бас-барабана была выпущена компанией Drum Workshop в 1983г..  Теперь барабанщикам не обязательно использовать два бас-барабана, а достаточно поставить один и играть на нём сразу двумя педалями.

     1990 г. Pearl и Tama изобретают систему крепления RIMS, при которой том крепится к стойке без просверливания дополнительного отверстия в барабане. Это позволяет избежать нежелательных вибраций и лишнего отверстия в корпусе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  1.4 Фортепиано

 

(итал. pianino — маленькое фортепиано) — струнно-клавишный музыкальный инструмент, разновидность фортепиано, в котором струны,дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, вследствие чего пианино занимает гораздо меньше места, чем рояль.

       Первое пианино было изобретено американцем Дж. Хокинсом в декабре 1800 года; независимо от него пианино также сконструировал австриец М. Мюллер — чуть позже, в январе 1801. Но современную форму пианино приобрело лишь в середине XIX века (чугунная рама, перекрёстные струны, механика с нижним и верхним расположением демпферов).

 

                          

 

                              Джазовое фортепиано 

 

       Собирательный термин для техник, которые применяют пианисты играя джаз. В расширенном смысле слово может употребляться и для таких же техник игры на любом другом клавишном инструменте. фортепиано было неотъемлемой частью джазового стиля с самого начала, и соло и в составе ансамбля.

      Его роль одна из самых многогранных, в значительной степени из-за объединённой мелодичной и гармонической природы инструмента. По этой причине фортепиано важный инструмент в понимании теории джаза и аранжировок для джазовых исполнителей и композиторов.

      Наряду с гитарой, вибрафоном14, другими клавишными, фортепиано — один из немногих инструментов в инструментальном джазовом ансамбле, который может играть аккорды, а не только отдельные ноты, как саксофон или труба.

     Фортепиано всегда занимало в музыке особое место. Оно предоставляет возможность воспроизвести несколько звуков одновременно и может быть приравнено к целому ансамблю. Это свойство издавна привлекало композиторов, поэтому для фортепиано (и вообще для клавишных) было создано значительно больше произведений, чем для других инструментов. То, что на фортепиано можно играть сразу и мелодию и аккомпанемент, сделало его самым распространенным в быту инструментом, особенно при исполнении популярной музыки. В годы, предшествовавшие первой мировой войне, многие даже небогатые семьи стремились приобрести фортепиано так же, как в наше время такие семьи стремятся купить телевизор и радиоприемник.

      Люди, умевшие играть на фортепиано, всюду были желанными гостями. Их обычно просили исполнить последние популярные мелодии или сопровождать коллективное пение духовных гимнов. Но фортепиано имело важное значение не только в семейном кругу. Оно было главным инструментом в кабаре, клубах, ресторанах и даже в небольших театрах.

     В период между Гражданской и первой мировой войнами вокруг фортепиано выросла целая индустрия: бизнесом стало создание популярных песен, организация платных школ и курсов по обучению игре на фортепиано, производство специальных лент (так называемых нотных роликов) для пианол и, конечно, торговля самими инструментами.

                             

 

                   Особенности джазовой игры на фортепиано

       Для джазового музыканта у фортепиано есть свои преимущества и свои недостатки. Пианист играет двумя руками, которые могут действовать достаточно независимо друг от друга, что позволяет левой рукой поддерживать граунд-бит, а правой вести мелодию с ее контр-ритмами. Таким образом, фортепиано может служить сольным инструментом. Однако, взяв звук или аккорд, пианист не может варьировать изменение его тембра, высоты или громкости. А ведь именно это составляет важную особенность исполнения в джазе. Таким образом, джазовый пианист находится в других условиях по сравнению с исполнителями на духовых инструментах и поэтому вынужден искать другие приемы создания джазовых эффектов. Эти приемы основаны на двух различных принципах, источник которых кроется в двух самостоятельных традициях джазового фортепиано. Первая традиция называется страйд15, или Гарлeм-страйд-пиано. Важно отметить, что она возникла не на Юге, а в городах Северо-Востока, которые разрослись и обогатились после Гражданской войны, а также в курортных местечках, расположенных вокруг них.

Информация о работе Ритм секция в эстрадном оркестре