Реализация игровых технологий на уроке музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 21:19, реферат

Описание работы

Цель данной работы - определить роль и место игровых технологий в приобщении младших школьников к музыке.
В соответствии с целью работы мною определены следующие задачи:
- изучить научную литературу по данной проблематике;
- рассмотреть сущность и характеристики игровых технологий и определить их возможности в процессе воспитания;

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 73.62 Кб (Скачать файл)

Следует помнить, что музыкальное воспитание детей - основа музыкальной культуры народа. Музыка должна все время звучать на уроке, волновать детей, создавать эмоциональное настроение, воспитывать добрые, гуманные чувства, неиссякаемую человечность. Возвращаясь к роли учителя музыки в реализации этих установок, следует подчеркнуть, что он должен обладать не только спокойствием и доброжелательностью в обращении с детьми, но в первую очередь, быть большим энтузиастом и фантазером игр и творческих заданий, позволяющих увлечь каждого ребенка в неведомый мир говорящих звуков, раскрыть для них непознанную , но познаваемую прелесть вечно необходимой человеку музыки. В приложении к статье нами представляется занимательный материал, который также может быть использован учителем в этой работе (варианты текстов скороговорок, ребусов, занимательных стихотворений и заданий) 14.

 

 

 

Заключение

 

Как правило, начальный период обучения музыке приходится на младший школьный возраст. Учитывая психофизиологические особенности этого возраста можно предположить, что освоение нового вида деятельности будет представлять определенные трудности и повлечет за собой дополнительные эмоциональные и физические затраты. Поэтому важно чтобы постижение музыкально-исполнительских навыков не привело к потере интереса к музыкальной деятельности и миру музыки. Я считаю, что необходимо наряду с традиционными методами обучения широко использовать специфические. В младших классах, можно эффективно применять игровой метод для решения специфических задач. Младший школьный возраст благодатная почва для его использования, поскольку игра остается значимым и естественным видом деятельности. В общепсихологическом плане она мобилизует силы ребенка, приносит радость, позволяет активизировать творческие способности.

Интерес к различным формам активного музицирования и творчества в процесс общения детей с музыкой сегодня чрезвычайно велик. Понимание воспитательной функции искусства, владение игровыми эстетотерапевтической и коррекционной работы представляется фундаментом будущего профессионального творчества педагога. В инновационных, альтернативных программах последних лет акцентируется принципы образного игрового вхождения детей в мир музыки.

Современная музыкальная педагогика основывается на теоретических исследованиях природы музыкального восприятия и проблем музыкального развития в трудах Б.В.Асафьева, Э.Б.Абдулина, Б.М.Теплов, Г.М.Цыпина, А.Л.Родздинер. Ценнейший опты в сфере массового музыкального воспитания обобщен в работе О.А.Апраксиной, Ю.А.Алиева, Д.Б.Кабалевского, К.А.Ветлугиной и другими.

В современной педагогике и психологии утвердилось представление об игре как о ведущем виде деятельности детей в младший школьный период. Преимущество игры как воспитательного средства проанализированы в работах Н.П. Аникеевой, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Н.Р.Запорожца, А.Н.Леонтьева, В.С.Мухиной, С.А.Шмакова и др.

Несмотря на огромное количество различных методических трудов и разработок, мало внимания в работах современных исследователей уделяется примерам практического внедрения игровых методов непосредственно в урок музыки в общеобразовательных школах. Современные методы работы должны помочь учителю ответить на вопросы: «Как научить внимательно слушать музыку и понимать ее содержание и постепенно подвести к пониманию так называемой «серьезной» музыки, к которой относятся лучшие образцы музыкального искусства всех стран и народов?»

Музыкальные игры, открывающие детям пути к разнообразным эмоционально двигательным впечатлениям, являются обязательным дополнением и к технологиям обучения в связи с особенностями возраста учеников. С их помощью, возможно, не только осуществлять какие либо задачи и получить необходимые умения и навыки, но и наладить контакт с учениками.

Поскольку существует множество разновидностей музыкальных игр, то известную трудность представляет проблема выбора и включение в урок наиболее подходящих методов для данного конкретного периода.

В разработке занятий для детей младшего школьного периода необходимо в каждый вид деятельности на уроке включать музыкальные игры. Также в приведенных мною примерах(приложениях см.ниже) дана возможность использовать их как разновидность полихудожественной деятельности, используя для этого такие игры, которые включают в себя все виды деятельности на уроке: слушание музыки, игру на музыкальном инструменте, пение и музыкально-ритмические движения. Примером может послужить «урок-путешествие», где вместе с прослушиванием музыки Э. Грига дети играют на инструментах и выполняют музыкально-ритмичкские движения (хлопки, топот).

Я считаю необходимым еще раз указать на широкие возможности игрового метода работы с учениками. Он позволяет достичь положительных результатов в обучении, и при этом щадящим образом воздействовать на ребенка с учетом психологических особенностей детей младшего школьного периода.

Таким образом можно сделать вывод: музыкальных игры легко вписываются в урок музыки, благодаря фантазии, креативности, заинтересованности педагога и творческому подходу к подготовке уроков.

 

 

 

Cписок использованных источников

 

1. Волкова В.И. Экологическое образование  через уроки природоведения.// Начальная  школа. – 1995. –№ 6.

2. Ермалаева М.Г. Игра в образовательном  процессе: Методическое пособие. –  СПб.: СПбГУПМ, 2003.

3 Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999. – с. 88; Эльконин Д.Б. Психология  Игры. – М., 1999. с.21; Эльконин Д.Б. Психология  Игры. – М., 1999. с.21

4. Стельмах О.Д. Понятие и психологическая  характеристика игры. Ее роль  в психическом и социальном  развитии человека. – М, 2002

5. Пиаже Ж. – Игра – мечта  и имитация в детстве. – Нью-Йорк, 1962.

6. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. – М., 1994 с. 18

7. Выготский Л.С. Игра и ее  роль в психическом развитии  ребенка. // Вопросы психологии, 1966, №6.

8. Ступеньки творчества, или Развивающие  игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990. – с.59-62

9. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990. – с.63-64

 

 

 

Приложение 1

 

Дополнительный игровой материал к урокам музыки.

Игра 1

Тема: Интервалы в звукоподражательных и музыкально-речевых интонациях

Развиваем интервальный слух и ассоциативное мышление при восприятии интервалов, обучаем элементарной импровизации.

Объясните детям, что расстояние между звуками по высоте называют интервалом. Все интервалы обозначаются порядковыми числительными и называются по-латински: 1 — прима (оба звука на одной высоте), 2 — секунда (звуки на смежных ступенях), 3 — терция (звуки охватывают три ступени), 4 — кварта (четыре ступени), далее идут квинта (5), секста (6), септима (7), октава (8). По составу тонов интервалы различаются на большие и малые.

Прима (чистая) и секунда (большая и малая)

Задания:

1.Танцуй и пой  вместе со мной

Выучите песню-танец «Интервалы» . Встаньте вместе с детьми в круг, — пусть дети повторяют за вами слова и танцевальные движения: «Примой потопали», — все топают на месте в ритме музыки; «Секундой зашагали», — шагают по кругу друг за другом по кругу; «Терцией попрыгали», — перепрыгивают с одной ноги на другую, из стороны в сторону; «Квартой поскакали», — поскакали прямым галопом друг за другом по кругу.

2.Угадайка

Что услышал я в лесу?

Спойте песню-загадку, в которой дети должны отгадать образ и интервал. Отгадку спойте хором.

3.Пой вместе  со мной

Осваивайте интервалы примы и секунды в песнях: народные прибаутки «Андрей-воробей», «Тетка богатка», «Сорока-сорока», «Дон-дон».

4.Дирижируй хором

Тот же репертуар исполните в музыкально-ролевой игре «Дирижер и хор».

5.Дирижируй оркестром

Спойте тот же репертуар в сопровождении детских музыкальных инструментов (деревянных ложек, трещоток, треугольника или колокольчиков). Дирижер — один из детей.

6.Загадайка

Что услышал ты в лесу?

Спойте вопрос «Что услышал ты в лесу?» и жестом предложите одному из детей ответить вокальной импровизацией-звукоподражанием на любом интервале, например «кап-кап» или «чирик».

На что похожа музыка?

Сыграйте детям «Быстрый ручеек» Ф. Бейера . Обсудите с ними, на что похожа музыка, какими средствами композитор создал образ ручейка?

7*.Сочини свою  музыку

Предложите детям сочинить музыку на любом из музыкальных инструментов с фиксированной высотой звука, используя интервалы примы и секунды.

8*.Сочини песенку

Помогите детям сочинить мелодию к стихам А. Барто, используя интервалы:

прима - стихотворение «Самолет»,

секунда большая -»Флажок», «Бычок»),

секунда малая («Мишка», «Зайка», «Мячик»).

 

Игра 2

Тема: Двухдольный размер. Сильная и слабая доли в речи и в музыке.

Задания:

1.Хлопай в такт

Учите детей выделять сильную акцентную долю хлопками в ладоши, а слабую долю — хлопками рук по коленке в декламировании стихов и в пении. Репертуар: детские песни «Василек», «Дождик», «Ходит зайка» и другие.

2.Пой вместе  со мной

Раздайте детям музыкальные инструменты и предложите выделять сильную долю двухдольного размера в песнях «Неприятность эту мы переживем» Б. Савельева — А. Хаита, «Антошка» В. Шаинского—Ю. Энтина

3.Оркестр

Научите детей выделять сильную долю двухдольного размера шумовыми инструментами в произведениях: Полька М. Глинки, Венгерский танец № 5 И. Брамса. Послушайте эти произведения в звукозаписи.

4.Дирижирование  в двухдольном размере

Дирижеры

Дети любят ролевые игры. Попросите их отобразить в дирижерском жесте ощущение сильной и слабой долей в речи и в музыке. Декламируйте вместе с ними стихи: на ударном слоге опускайте руки вниз, а на безударном — поднимайте вверх. Затем пойте песни с дирижированием. Репертуар: стихотворения А. Барто, детские песни «Петушок», «Дождик».

5.Дирижируй под  музыку

Отрабатывайте в дирижерском жесте ощущение сильной и слабой долей в музыке двухдольного размера: Полька П. Чайковского, Полька М. Глинки, Итальянская полька С. Рахманинова, «Анна-полька» И. Штрауса.

6.Дирижер и  хор

Совершенствуйте дирижерские жесты в двухдольном размере на репертуаре детских песен «Дождик», «Петушок», «Василек». Разыграйте ситуацию концерта: дети стоят полукругом, перед ними — ребенок-дирижер с поднятыми на уровне груди руками. Он дирижирует, дети поют в соответствии с дирижерским жестом.

7.Дирижер и  оркестр

Игра в форме соревнования на лучшего дирижера. Репертуар: русские народные песни «Калинка», «Во саду ли, в огороде», «Как под горкой», Полька М. Глинки, «Анна-полька» И. Штрауса в сопровождении оркестра детских инструментов.

Игра 3

Тема: Темп

1.Кошки-мышки

Развивайте у детей реакцию на смену музыкального темпа путем перевоплощения в разные образы в соответствии с темповыми изменениями.

Репертуар: «Васька-кот» Г. Лобачева — Н. Френкель и «Хватай-держи» Р. Паулса — В. Степанова

Ход игры под песню «Васька-кот»: дети ходят по кругу, имитируя движениями кошачий шаг, а под быструю музыку — бегают как мышки.

2.Танцуем под  музыку

В танцевальной импровизации приучайте детей отражать смену темпа музыки. Репертуар: русские народные песни «Калинка», «Как под яблонькой».

3.Поезд

Поиграйте с детьми в «Поезд» с целью научить их в шаге отражать ускорение и замедление темпа музыки. Репертуар: «Ускоряя и замедляя» Т. Ломовой .

Информация о работе Реализация игровых технологий на уроке музыки