Развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучить особенности организации развития музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки.
Гипотеза исследования: процесс развития музыкальных способностей младших школьников может осуществляться более эффективно, если:
- процесс развития музыкальных способностей детей начинать с диагностики индивидуальных музыкальных способностей;
- с учётом уровня развития музыкальных способностей детей разработать упражнения по развитию музыкальных способностей младших школьников, определить эффективные приёмы и методы формирования музыкальных способностей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в процессе инструментального музицирования ……………………………………………….7
1.1 Развитие музыкальности ребёнка как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………………...7
1.2. Психолого-педагогические основы обучения игре на детских музыкальных инструментах на уроках музыки ………………………………….17
Глава 2. Педагогические условия развития музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки………………………………………………………………………………27
2.1. Анализ учебно-методической литературы по проблеме развития музыкальных способностей ребёнка в процессе инструментального музицирования на уроках музыки………………………………………………...27
2.2. Методические приёмы в работе с детским оркестром……………..32
Глава 3. Описание экспериментальной работы направленной на развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки………………………….40
3.1. Выявление начального уровня музыкальных способностей у младших школьников на констатирующем этапе исследования…………………………..40
3.2.Модели инструментальных упражнений, развивающие музыкальные способности, используемые на формирующем этапе исследования на уроках музыки……………………………………………………………………………....44
3.3. Сравнительный анализ результатов на контрольном этапе исследования……………………………………………………………………….55
Заключение…………………………………………………………………………60
Список литературы…………………………………………………………………63

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

В связи с этим в работе нами предложены упражнения, обеспечивающие целенаправленное развитие музыкальных способностей.

Основной формой музыкальной деятельности в школе являются музыкальные  занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические  движения, игру на детских музыкальных  инструментах. Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности школьника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Активизация формирования музыкальных способностей детей в процессе игры на элементарных музыкальных инструментах доказывает состоятельность и продуктивность этого вида музыкальной деятельности.

Задавая вопрос: «Детский оркестр в начальной школе?», можно однозначно и с уверенностью ответить на него: «Да!», так как инструментальная деятельность детей в начальных классах ведет к неоднозначным, неординарным, и самое главное, существенным результатам в деле музыкального воспитания.

Использование музыкальных инструментов сближает возможности всех учащихся и превращает класс на определенном этапе в единый музыкальный коллектив, способствуя в тоже время проявлению и развитию индивидуальных музыкально-творческих сил ребенка.

Совместная игра на музыкальных инструментах обладает большим потенциалом: эмоционального «заражения», психологического и социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние: на развитие личностных качеств детей; тех, которые могут: быть сформированы: в совместной музыкальной деятельности: К ним следует отнести экспрессивность, тонкую - и гибкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и активно взаимодействовать в процессе музицирования, решать музыкальные задачи совместно и творчески, потребность, а затем и умение: находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира, и; наконец, способность к импровизации: как практическому воплощению творческого потенциала личности в музыкальной деятельности.Стабильно протекающий процесс формирования музыкальных способностей в ходе игры на инструментах обусловливает возникновение активно выраженной потребности учащихся в расширении музыкального кругозора, изучении и усвоении дополнительного музыкального материала как на уроках, так и самостоятельным путем.Игра на различных элементарных музыкальных инструментах опосредованно способствует значительному и эффективному развитию певческого голоса у детей с первоначально низким уровнем музыкальных данных, что является следствием компенсаторного значения инструментального музицирования.При последовательном ознакомлении с различными группами простейших музыкальных инструментов индивидуальные и совместные инструментальные импровизации способствуют осознанному восприятию средств музыкальной выразительности. Усвоение средств музыкальной выразительности активизирует эмоциональность восприятия музыки, развивает содержательность мыслительных операций (узнавание, сопоставление, анализ, обобщение), вырабатывает у детей умение верно, обоснованно и стройно рассказывать о переживаемом музыкальном впечатлении. Это ведет к полноценному, глубокому и осознанному усвоению программного материала, музыкальному и общему развитию учащихся, активному формированию музыкального,  духовного потенциала учащихся начальной школы.

Игра на инструментах - интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Детские музыкальные инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе элементарного музицирования хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.

 

Список литературы

 

1. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе. М: Просвещение 1985.224с.

2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 336 с.

         3. Бороздинов А. Классный оркестр // Музыка в школе. М., 1988. №4.

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968. -416 с.

         5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / М.А. Ветлугина// Музыка в школе. — 2006.-№4. с.36

6. Ветлугина М.А. Детский оркестр / М.А. Ветлугина.- М.: НОРМА, 2006-119с.

7. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М.: Белые альвы, 1993.

8. Гейнрихс И.П. Музыкальная память/И.П. Гейнрихс. М., 2003.-120 с.

9. Дьячкова Л. М. Инновационные формы работы на уроках музыки. -Биробиждан, 2004.

10. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (5-11 классы). - М.: Вако, 2009 271 с.

11. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991 -303 с.

12. Жилин В.А. Орф-уроки. Варна, 1995.

13. Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей / Г.А. Ильина//Вопросы психологии. - 2006. -№1.

14. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1976 303 с.

15. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. М.: Спарк, 1999.

16. Лаптев И. Г. Детский оркестр в начальной школе. Кн. для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 176 с.

17. Марченко А.В. Настольная книга учителя музыки. М.: Астрель, 2008 431с.

18. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е.В. Назайкинский // Восприятие музыки. - М., 2005. 109 с.

19. Новикова Т.Г. Теория и практика организации музыкальной подготовки. -М.: АПК и ПРО, 2009 110с.

20. Петрушин В.И. Музыкальная психология, - М.: Владос, 1997. -384 с.

         21. Рокитянская Т. Искусство детской оркестровки // Искусство в школе 2009, № 1 с. 34

         22. Рубинштейн  СЛ. Основы общей психологии, В  2-х Т. М.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 485 с.

         23. Рубинштейн  СЛ. Проблемы общей психологии, - М.: Педагогика, 1973. - 423 с.

24.Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. - М: Госполитиздат, 1947. - 646 с.

25. Терентьева Н. А. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 классы М., 1994.

26. Таллина О.А. Развитие музыкальных  способностей. - Махачкала: Юпитер, 1996.- 117 с.

27. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных  способностей: Автореф. дис. д-ра  наук. - М., 1987.

28. Школяр Л. В., В. А. Школяр, Е. Д. Критская Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студентов муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. В. Школяр. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

29. Школяр Л. В. Музыкальное образование в школе. М.: Дрофа, 2002.


Информация о работе Развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки