Развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучить особенности организации развития музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки.
Гипотеза исследования: процесс развития музыкальных способностей младших школьников может осуществляться более эффективно, если:
- процесс развития музыкальных способностей детей начинать с диагностики индивидуальных музыкальных способностей;
- с учётом уровня развития музыкальных способностей детей разработать упражнения по развитию музыкальных способностей младших школьников, определить эффективные приёмы и методы формирования музыкальных способностей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в процессе инструментального музицирования ……………………………………………….7
1.1 Развитие музыкальности ребёнка как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………………...7
1.2. Психолого-педагогические основы обучения игре на детских музыкальных инструментах на уроках музыки ………………………………….17
Глава 2. Педагогические условия развития музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки………………………………………………………………………………27
2.1. Анализ учебно-методической литературы по проблеме развития музыкальных способностей ребёнка в процессе инструментального музицирования на уроках музыки………………………………………………...27
2.2. Методические приёмы в работе с детским оркестром……………..32
Глава 3. Описание экспериментальной работы направленной на развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки………………………….40
3.1. Выявление начального уровня музыкальных способностей у младших школьников на констатирующем этапе исследования…………………………..40
3.2.Модели инструментальных упражнений, развивающие музыкальные способности, используемые на формирующем этапе исследования на уроках музыки……………………………………………………………………………....44
3.3. Сравнительный анализ результатов на контрольном этапе исследования……………………………………………………………………….55
Заключение…………………………………………………………………………60
Список литературы…………………………………………………………………63

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее  полное воплощение игра на музыкальных инструментах нашла в системе детского музыкального воспитания, разработанная немецким композитором, общественным деятелем и педагогом Карлом Орфом. Девиз Орфа – дети должны «идти под музыку» через коллективное музицирование на инструментах, для овладения которыми не требуется больших усилий и многолетних упражнений.

Обучение младших школьников игре на детских музыкальных инструментах является первой ступенью коллективного  инструментального музицирования. Под термином «коллективное инструментальное музицирование» подразумевается музыкально-исполнительская деятельность в оркестре, которая позволяет предельно удовлетворить музыкальные интересы и раскрыть творческие возможности исполнителей разного возраста и разной степени подготовленности в игре по нотам, по слуху, импровизировании и сочинении музыки.

Анализ методической литературы, изучение опыта музыкальных руководителей  позволяют судить о том, что существующая практика не выработала единого методического  подхода к коллективному инструментальному музицированию младших школьников.

Элементарное музицирование, его  термин пришел в мировую педагогическую практику благодаря Карлу Орфу и  его коллегам - Г. Кеетман, В. Келлеру, помогавшим в создании системы музыкального воспитания, предполагает синтез импровизаций в игре на детских музыкальных инструментах, ритмике, пении, декламации, движении. Модели пьес с элементами импровизационности для инструментального музицировния направляют мысль учащегося на сочинение собственного музыкального материала, что способствует музыкально-творческому развитию.

За прошедшие десятилетия педагоги нашли новые, оригинальные пути развития и способы адаптации идей К. Орфа к различным национальным условиям музыкального воспитания и образования. Все их находки постепенно вливаются в русло широкой реки, именуемой «система Карла Орфа», в которой каждый педагог может найти для себя близкое и нужное.

Карл Орф, создавая свою музыкально-педагогическую концепцию, адресовал ее прежде всего  педагогам, работающим с детьми в сфере музыкального воспитания, а не образования. Поэтому его система максимально приближена к возможностям и интересам обыкновенного ребенка. Не случайно и ее название – «элементарное музицирование», в котором слово «элементарное» имеет смысл «первичное», ведущее свое начало от самых основ, простое доступное каждому, но не примитивное. Соединение музыки, слова и движения составляет существо урока по принципам Орфа.

Блестяща мысль начинать коллективное музицирование, которое само по себе является актом коммуникации, с подобных игр потому и обретает своих горячих сторонников на практике, что это ощущение завораживает, включает в игровое общение не только детей, но и взрослых. Подобная атмосфера желанна на любом уроке, но на уроке музыки просто бесценна. Именно она позволяет осуществить идею урока, главную содержательную суть которого составляет «активная творческая деятельность детей». Главным здесь является не создание музыкальных шедевров для слушателей, а сам творческий процесс, необходимый детям, возможность их самовыражения. Творчество детей в Орф-уроке понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно даже оригинально. Двигательные, интонационно-речевые импровизации и различные комбинации из одних позволяют практически решить один из «вечных» вопросов нашей музыкальной педагогики - обучение и воспитание через творчество. Использование простейших движений в танцах и играх, несложных остинантных аккомпанементов в инструментальных сопровождениях к пению позволяет свести до минимума этапы разучивания и организовать урок как учебно-занимательное музицирование - пение и танцы с инструментами и с удовольствием.

В программе «Гармония», «Синтез» коллектива авторов под руководством К.В. Тарасовой, опирающихся на учение К. Орфа главной задачей является воспитание у детей навыков творческого ансамблевого музицирования, воображения, умения проявить индивидуальность, способность к самовыражению как основной фундаментальной идеи К. Орфа.

Осуществить эти задачи оказалось  возможным на основе комплексного развития музыкальных способностей у младших школьников: эффективного развития метроритмического чувства, тембрового, интонационно-речевого и ладового слуха, чуткости, реактивности, импровизационности, а также воспитания навыков ансамблевой игры. Это формирует у детей желание и потребность активно общаться с музыкой, музицировать. Обработки для детского оркестра легки в разучивании, занимательны, интересны. Они дают простор для дальнейшей самостоятельной фантазии, сотворчества педагога с детьми.

Особое, очень важное внимание в  концепции К. Орфа уделяется музицированию  с аккомпанементом «звучащих жестов» (термин Г. Кеетман). Звучащие жесты - это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, была «заимствована» Орфом у неевропейских народов и отличается универсальностью, важной для массовой педагогики. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Четыре основных тембра - это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки, щелчки.

К. Орф считает наиболее сильным  средством воздействия на ребенка творческие музыкально-театрализованные игры, в которых объединяются пение, речь, жест, танец, игра на музыкальных инструментах. Кроме того, активно используются хлопки, притопы, удары.

При всей прогрессивности идей Орфа необходимо отметить неоправданно длительное увлечение ритмическими моделями, пентатоникой, что несколько сдерживает активность формирования музыкальных способностей. Однако как прогрессивные идеи Орфа получили широкое распространение в странах ближнего зарубежья.

Во многих школах Польши введено музицирование, учащиеся исполняют на инструментах различные ритмические и мелодические импровизации, мелодии песен и пьес. «Музыка не даёт детям полного удовлетворения, если они не способны исполнять её хотя бы на очень примитивных инструментах» - указывается в польском журнале «Музыкальное воспитание в школе» [15].

В школах Германии начиная с первого  класса рекомендуется использовать игры, жесты, движения тела и ударные  инструменты. Во втором и третьем  классах при исполнении песен  вводятся мелодические инструменты.

Современная японская система начального музыкального обучения предполагает активное использование ритмических инструментов на уроках музыки при пении песен. 

Инициатором обучения детей игре на детских музыкальных инструментах уже в 20-е годы в России стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Н.А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона.

Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки. В своих публикациях Н.А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на детских музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них, приводит примеры готовых инструментовок для детского оркестра.

Совместно с Н.А. Метловым в 20-40-е годы работали известные педагоги - Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, М.А. Румер и другие. Впоследствии разработкой этих вопросов методики занимались Н.А. Ветлугина и ее ученики (К. Линкявичус, В.В. Ищук и другие) [16].

На современном этапе педагоги занимаются переработкой имеющегося методического  материала, с целью более эффективного его использования в современных  условиях школьного воспитания и  образования.

Таким образом, наиболее  полное воплощение игра на музыкальных инструментах нашла в системе детского музыкального воспитания, разработанная немецким композитором, общественным деятелем и педагогом Карлом Орфом. Девиз Орфа – дети должны «идти под музыку» через коллективное музицирование на инструментах. Под термином «коллективное инструментальное музицирование» подразумевается музыкально-исполнительская деятельность в оркестре, которая позволяет предельно удовлетворить музыкальные интересы и раскрыть творческие возможности исполнителей разного возраста и разной степени подготовленности в игре по нотам, по слуху, импровизировании и сочинении музыки.

2.2. Методические приёмы в работе с детским оркестром

Основная направленность этого  вида музыкальной деятельности в  начальной школе выражается в том, что школьники учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к звучащей музыке, сопровождая на простых инструментах (по указанию учителя) мелодию произведения, «играть» выразительно, в соответствии с настроением музыки. Отличительной особенностью этого занятия является то, что оно приемлемо для всех детей без исключения. Младшие школьники с различным уровнем музыкальных способностей принимают активное участие в совместном инструментальном музицировании. У детей со слабыми музыкальными данными постепенно пропадает ощущение своей музыкальной неразвитости, неполноценности.

Уже начальные навыки игры на детских  музыкальных инструментах, как бубен, треугольник, кастаньеты, металлофон, триола, цитра и другие, позволяют  детям импровизировать, придумывать собственные ритмы и мелодии, сочинять коллективно, придумывать ( не без направляющей роли учителя) аккомпанемент к исполняемым песням, играть несложные пьесы и песни.

Начиная работу, педагог должен прежде всего обратить внимание на чистоту звучания, определённость тембра каждого инструмента в школьном инструментарии. Прежде чем приступить к обучению детей игре на инструментах, учитель предлагает ряд несложных упражнений, способствующих развитию чувства ритма: различные ритмические хлопки, щелчки, притопы. Такое использование природных «инструментов» даёт начальное представление о характере звука, динамике, темпе, ансамбле.

Детей прежде всего знакомят с различными видами инструментов, исполняют на них мелодию, обращая внимание на тембровую окраску каждого инструмента (звенящая у металлофона, звонкая у тарелочки, нежная у треугольника, звучная у аккордеона, гремящая у барабана и т.д.).

Освоение навыков игры лучше  начинать с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.

Можно сопровождать звучание марша, играя  на бубне, барабане, чтобы подчеркнуть  ритм, разнообразить звучание. Танцевальную музыку обогащают звуки румбы и других инструментов, соответствующих характеру музыки.

По мере того, как дети начинают чувствовать и воспроизводить в  движении (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на этих инструментах. Сначала помогают попадать в такт музыке (стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся все более самостоятельными.

Полезно использовать дидактические  игры на различение детьми тембров  музыкальных инструментов, звуков (по высоте, длительности). Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и так далее. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте) [22].

Существует много методов, приемов, способов обучения игре на детских музыкальных инструментах. Приведу некоторые из них.

Познакомив детей на общих занятиях с внешним видов инструмента, основными приемами игры на нем, разучив  в течение нескольких занятий 2-3 попевки, целесообразнее вести обучение игре на нем индивидуально. Это с инструментами, имеющими диатонические или хроматические звукоряды (металлофоны, триолы, цитры). Ударная группа требует меньшей затраты времени на ознакомление с ней: на занятии можно внести два или три инструмента, например, барабан, бубен и кастаньеты, так как на них дети воспроизводят только ритм [23].

Рассмотрим некоторые особенности  методики обучения с точки зрения следующих задач: освоения технических  приемов игры, последовательности заданий  для освоения игры на отдельных инструментах, разучивания некоторых произведений.

Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных  инструментах: по нотам, по цветовым или  цифровым обозначениям, по слуху. Эффект достигается наибольший при игре по слуху. Для подбора по слуху используются лишь хорошо знакомые попевки. Для подбора по слуху используются лишь хорошо знакомые попевки, мелодии, поэтому игре предшествует этап слушания песенок, их запоминания, пропевания.

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления. Поэтому важно побуждать ребят подпевать во время игры, чтобы (при условии чистого интонирования) они могли ориентироваться на свое пение. Но подпевание во время игры (особенно нечистое пение) может мешать ребенку слушать мелодию, которую он пытается подобрать, поэтому оно используется не всегда.

Важно, чтобы даже самую простейшую попевку на одном звуке ребенок  сыграл выразительно, передал настроение, которое он почувствовал и хочет  выразить. Тем самым развивается  музыкальная отзывчивость на музыку - основа музыкальности.

Конечно, учащиеся сами не смогут точно  определить, с помощью каких музыкальных  инструментов лучше всего передать характер той или иной мелодии. Задача учителя – пробудить у школьников чувство творческого соучастия. Примером такого музыкально-творческого «содружества» педагога и детей может быть поиск наиболее удачного варианта инструментовки песни Т. Потапенко «Родина». Первую фразу-вопрос: «Что такое Родина?» дети предлагают исполнить группе духовых инструментов, фразу-ответ: «Это дом родной» или «Это ширь полей» - щипковым инструментам, что придаст исполняемым словам песни особую теплоту.

Информация о работе Развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки