Развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучить особенности организации развития музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки.
Гипотеза исследования: процесс развития музыкальных способностей младших школьников может осуществляться более эффективно, если:
- процесс развития музыкальных способностей детей начинать с диагностики индивидуальных музыкальных способностей;
- с учётом уровня развития музыкальных способностей детей разработать упражнения по развитию музыкальных способностей младших школьников, определить эффективные приёмы и методы формирования музыкальных способностей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста в процессе инструментального музицирования ……………………………………………….7
1.1 Развитие музыкальности ребёнка как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………………...7
1.2. Психолого-педагогические основы обучения игре на детских музыкальных инструментах на уроках музыки ………………………………….17
Глава 2. Педагогические условия развития музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки………………………………………………………………………………27
2.1. Анализ учебно-методической литературы по проблеме развития музыкальных способностей ребёнка в процессе инструментального музицирования на уроках музыки………………………………………………...27
2.2. Методические приёмы в работе с детским оркестром……………..32
Глава 3. Описание экспериментальной работы направленной на развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки………………………….40
3.1. Выявление начального уровня музыкальных способностей у младших школьников на констатирующем этапе исследования…………………………..40
3.2.Модели инструментальных упражнений, развивающие музыкальные способности, используемые на формирующем этапе исследования на уроках музыки……………………………………………………………………………....44
3.3. Сравнительный анализ результатов на контрольном этапе исследования……………………………………………………………………….55
Заключение…………………………………………………………………………60
Список литературы…………………………………………………………………63

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

 

3.2.Модели инструментальных  упражнений, развивающие музыкальные  способности, используемые на формирующем этапе исследования на уроках музыки

 

Формирующий эксперимент включал экспериментальные: занятия с учащимися 2-го класса: Основными организационными формами обучения являлись групповые занятия на уроках музыки в, общеобразовательной школе и дополнительные: занятия - в кружке «Моя музыка», - куда; как правило, приходили  все желающие.

Основными задачами; формирующего этапа опытно-экспериментальной работы явились апробация упражнений в обучении младших школьников, обеспечивающих динамику развития музыкальных способностей на уроках музыки в общеобразовательной школе. Эти задачи были обусловлены педагогическим потенциалом: музыкальной инструментальной  деятельности: игра детей на музыкальных инструментах открывала перед ними новый мир звуковых красок, помогала развивать музыкальные способности и стимулировала интерес, не только к инструментальной музыке, но и к музыкальному искусству в целом.

Предлагаемые нами упражнения основывались на постоянно усложняющихся ритмических и интонационно - ритмических заданиях, лежащих в основе инструментального музицирования детей на уроке музыки в школе. Они рассматриваются нами как одна из моделей (по К. Орфу) творческого развития, цель которого - сформировать у школьников умение художественно и творчески мыслить, а также практически воплощать задуманное.

С целью конкретизации содержания упражнений в инструментальной деятельности учащихся дадим краткую характеристику инструментов детского оркестра. К ним относятся ударные: трещотки, деревянные палочки, небольшие тарелочки, треугольники, костаньеты, бубенцы и другие подобные инструменты. К этим инструментам без определенной звуковой высоты, которые применяются как чисто звукокрасочные и ритмические инструменты, присоединяются ударные, имеющие определенную звуковую высоту: металлофоны, ксилофоны.

Охарактеризуем также наиболее демократичные и доступные способы музицирования посредством «природных» инструментов. Природными инструментами - руками и ногами, с помощью которых можно хлопать и топать, - обладает каждый человек. Звукокрасочная гамма хлопков, притопов, шлепков и щелчков отличается разнообразием оттенков. Хлопки требуют тренировки и их нужно разучивать. Удар в ладоши должен быть упругим, дыхание - правильным. Вначале хлопки лучше всего проводить стоя; руки перед хлопком должны быть свободны, а сам удар - легким и мягким. Замах может быть двусторонним по диагонали (правая рука сверху справа ударяет вниз влево, левая рука - снизу вправо вверх) или односторонним (одна рука ударяет по спокойно подставленной - ладони другой). Осанка должна быть свободной, ненапряженной, сам хлопок выполняется с  минимальной затратой силы.

Хлопки отличаются друг от друга: Это отличие обусловлено двумя моментами: формой, которую принимают ладони и характером удара. При хлопке «горстью», ладони принимают форму чаши, ударяют так, чтобы между ними образовалось полое пространство, и воспроизводят благодаря этому «глухой» звук.

При хлопке «плоской ладонью» пальцы остаются вытянутыми, рекомендуется односторонний хлопок правой руки по ладони левой, ладонь эту можно ударять в разных местах: хлопок по середине или возле пальцев, звучит иначе, чем хлопок по запястью или у края кисти. Следует испробовать всевозможные варианты хлопков.

Надо использовать различные динамические градации звучания прежде: всего переходы от piano к forte, и наоборот (а также crescendo, diminuendo). Piano важнее: чем forte так как тихие хлопки приучают прислушиваться друг к другу и одновременно чутко различать тонкость звуковых красок. Однако тихие хлопки не должны приводить к ритмическим неточностям; как это часто бывает из-за неверного отношения к piano: пиано вовсе не означает ослабление собранности. Энергия, прежде всего ритмическая, должна присутствовать и при самом нежном звукоизвлечении. Эти основные правила: относятся к любой работе на любом инструменте, независимо от его характера.

«Шлепки». Под «шлепками» мы понимаем удары плоскими ладонями по: бедрам. Шлепки дают новую звуковую краску и могут применяться - как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами: Как и всегда во время музицирования, корпус должен быть свободным и гибким. Шлепки можно выполнять как сидя, так и стоя.

Щелкание пальцами. В каждом классе можно найти ребят, умеющих щелкать пальцами, некоторые могут этому научиться тотчас же, но не все, так как не каждая рука пригодна для этого. Важно, чтобы щелкание пальцами выполнялось без напряжения, свободно и бойко.

Притопы. Топать можно только сидя и стоя. Лучше всего слегка приподнять голень и ударять ногой по полу, что можно выполнить с большей или меньшей силой. После удара нога должна оставаться на полу (вначале дети обычно поднимают ногу после удара и остаются в беспомощной позе). Наряду с притопами всей ногой можно и должно проводить и другие упражнения: удары носком (пятка остается на полу) или пяткой (носок остается на полу).

Работа по освоению «природных» и детских музыкальных инструментов строилась на принципах систематичности, доступности, нарастающей сложности. Творческие задания были сгруппированы таким образом, чтобы постепенно усложняющийся материал не отпугивал, а заинтересовывал учащихся, стимулировал их воображение и развивал способность творчески мыслить. Также при подборе упражнений и заданий мы учитывали возможности и способности детей, так как задания повышенной сложности могли вызвать у них неуверенность и нежелание работать на уроке.

Работа начиналась с постановки перед учащимися сравнительно несложных задач. Основной целью было вовлечь детей в интереснейший процесс музыкального общения, заставить активно действовать, а не пассивно смотреть, как и что делают другие. Это были совместные формы музицирования - повторения в хлопках, шлепках и притопах ритмического рисунка заданного учителем.

Использовался также вариант начала урока, позволяющий сразу увлечь школьников: опираясь на непроизвольное внимание, детям предлагалось копировать действия педагога, выполняя их одновременно с ним.

Задача учителя состояла в том, чтобы охватить вниманием весь класс, оказать помощь тем, у кого не получается, и эмоциональным показом пригласить  к деятельности тех, кто еще не вступил в эту ритмическую игру.

Упражнение - игра выполнялась до тех пор, пока весь класс не включался, в работу и метрически точно не воспроизводил заданное. Комбинируя в рамках пульса хлопки, шлепки или щелчки, меняя динамику, регистр (в том случае, если был добавлен голос), дети получали представление об особом качестве своего участия - активности и значимости собственных действий.

В тоже время упражнения игры на природных инструментах развивают реакцию, внимание, наблюдательность детей, они быстро прогрессируют в приобретении своих собственных музыкальных «словарей». Детям необходимо иметь, «запас» ритмических, мелодических и двигательных интонаций, художественно-образных впечатлений, которые в дальнейшем будут задействованы в процессе игры на музыкальных инструментах. Эти впечатления и составляют своеобразный словарь инструментальной деятельности.

Очень скоро ученики начинали понимать, что владеют удивительной творческой способностью и новыми возможностями. Это способствовало их самоутверждению и желанию учиться, практически осваивать музыкальную деятельность. В процессе имитации происходило накопление реальных ощущений, знаний, углубленного понимания музыки. А освоенные ритмические формулы переносились на различные инструменты и использовались в дальнейшем на уроках.Задача заключается в том, чтобы найти наиболее удачные, удобные и целенаправленные инструментальные упражнения, которые на определенном этапе развивали бы ту или иную музыкальную способность.

Стараясь вызвать активный интерес у детей, мы выстраивали учебный материал, используя игровые приемы. Поставленные задачи творческого характера позволяли сочетать игру и обучение. Речь идет о целенаправленной игре, которая подчинена достижению запланированного педагогом результата. Так, в речевой игре «Мышь-шумелка», мы предлагали последовательно пройти все этапы творческого развития ребенка.

"Мышь - шумелка,

Мышь - шуршалка,

Ты мне, мышка,

Спать мешалка.

Позову сейчас кота-

Будет мышке маета." Сначала мы предлагали детям представить и создать образы кота и мыши через имитационный показ и общий повтор (учитель или ученик показывали - все повторяли).

Задания для творческого инструментального решения были примерно следующими:

показать мягкие лапы, уши;

позевать, как кот;

«поспать» на соседе по парте;

продекламировать текст стихотворения;

придумать ритм для каждой фразы;

придумать «звучащий» жест для каждой фразы (1 фраза— по коленям; 2-ладони шуршат; 3-движение «лапами» по парте вперед; 4-погрозить пальцем; 5-покачать головой);

выбрать каждому герою свой инструмент;

- разделить класс на группы: одни изображают героев, другие озвучивают, третьи - исполняют на инструментах ритмическое сопровождение.

Нами предлагались следующие типы творческих заданий: Разучивание мелодии с ритмическим аккомпанементом (примерный объем — период).

Методика разучивание произведения обобщенно выглядела следующим образом:

Подбирались произведения с контрастными предложениями и не очень сложной мелодической линией. Алгоритм разучивания выглядел так: внимательно прослушать, определить характер предложений и передать его в шумовых звуках с использованием «природных инструментов». Варианты исполнения должны были быть разными. При этом учитель направлял детей вопросами: «как мы можем передать характер музыки», «где мы можем поменять движение, характер звука и т.д.». Затем ученик показывал свой вариант, исполняя сам или в виде диалога с соседом по парте. Наиболее удачные варианты повторялись всем классом. Затем (после применения природных инструментов) детям предлагалось подобрать подходящий музыкальный инструмент, а также выбрать конкретный исполнительский прием (глиссандо на ксилофоне, губной гармошке, резкий удар на треугольнике и.т.д.).

Во время работы учитель время от времени исполнял мелодию голосом или проигрывал на инструменте (фортепиано), чтобы дети ее не забыли и смогли исполнить на инструментах с максимальной точностью. Когда мелодическая линия была усвоена, мы переходили к исполнению ее на металлофоне или ксилофоне - подбирая по слуху, прорабатывая отдельные мотивы и варианты исполнения. Следующим этапом было исполнение мелодии в собственной интерпретации (с изменением динамики, регистра), с импровизацией аккомпанемента на шумовых и природных инструментах, с добавлением соответствующих движений.

Приведём несколько примеров работы с произведением.

Вариант исполнения на металлофоне или ксилофоне аккомпанемента русской народной песни «Светит месяц».

Найти пластину с нотой F (тональность песни — Фа-мажор);

Сыграть в первом такте F;

Во втором такте найти пластину с нотой До;

Играют в первом такте в своем ритме F, во втором - С;

Имитировать мелодию первого такта игрой на металлофоне;

Найти пластину с нотой Соль;

По знакам ведущего играть: щелчки — F, хлопки - С, шлепки — G а) все одновременно;  б ) эхо (ровные длительности; различный ритм);

в) эхо с паузами;

г) группами (rpl=F, гр.2=С, rp3=G);

д) играть только аккордами;

е) играть только «педаль» (целыми нотами);

ж) играть мелодическими интервалами;

з) каждый играет, что он хочет (педаль, аккорды, интервалы);

Работа небольшими группами. Определить три части. В каждой группе использовать аккорды, педаль, интервалы, ударные, бас;

Сочинить ритмическое вступление и исполнить все произведение от начала до конца.

- проработать отдельные мотивы ритмически и мелодически (на уровне имитации)

- отразить смену частей различными вариантами исполнения ритмического аккомпанемента (повороты головы, обращение к соседу, хлопки и др. варианты) - интерпретация

- группами по 4 человека придумать свои варианты исполнения (импровизация)

Вариант инструментальной аранжировки пьесы А. Майкапара «Капельки».

Начинать разучивать данную пьесу целесообразно с учащимся 3-х, 4-х классов. Сначала,- обсуждение образного содержания произведения. Далее работа протекает в следующем порядке:

выполнить подготовительные упражнения (изобразить природными инструментами картины весны: солнце, капель, проталинку);

найти необходимый ритмический рисунок для - озвучивания весенней капели (желательно — несколько вариантов);

- подобрать подходящие инструменты (например, металлофон, треугольник, колокольчик и др.) и исполнить на них придуманные варианты ритмического рисунка;

сыграть мелодию пьесы на фортепиано (учитель);

пропеть главную мелодию, подобрать ее на колокольчике (дети);

- придумать аккомпанемент (остинато) и исполнить его на металлофоне;

- исполнить пьесу, объединив все инструментальные партии. Канон («Казачья песня»).

- имитация (отработка основных мотивов песни - пение или игра на инструментах)

- интерпретация (передача образного содержания. - например, укачивания-ребенка)

- импровизация (придумать остинатный аккомпанемент, вступление и окончание к песне)

- исполнить песню как канон.

Жанр песни - колыбельная. Форма - период. Сначала исполняется педагогом. Затем педагог становится ведущим, предлагает ученикам несколько вариантов жестов, движений. Первая фраза - показ ведущего, вторая - повторение движения или жеста вместе с классом. Далее ведущий меняется, а класс повторяет движения, показанные новым ведущим. Мелодия пропевается многократно, без слов. После этого следует отработка основных мотивов на инструментах. Результатом работы является выборочное исполнение мелодии на инструментах отдельными учащимися.

Информация о работе Развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе инструментального музицирования на уроках музыки