Работа над музыкальным произведением с начинающими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:17, доклад

Описание работы

В моей работе не прозвучит никаких новых методических рекомендаций и рассуждений по содержанию урока, поскольку, разумеется, единого рецепта тут нет и быть не может. Содержание и структура урока зависит от многих факторов. К примеру, один из них это цель фортепианного обучения – профессионально-ориентированного или проводимого в рамках общемузыкального образования. Здесь имеет значение возраст ребёнка, степень его подготовленности, его личные качества – талантлив он или малоспособен, старателен или ленив, а так же от темперамента учителя и его стиля работы. И в то же время в каждом уроке есть определённые стабильные компоненты, применяются отработанные приёмы, прошедшие проверку в деятельности многих поколений педагогов-пианистов.

Содержание работы

I. Введение.
II.Главная часть
– нотная грамота;
– выбор программы;
– другие средства воздействия на ученика;
– планирование на уроке специального фортепиано;
– знакомство с фортепиано;
– работа над звуком;
– с какого штриха начинать?
– организация пианистического аппарата;
– легато;
– гаммы;
– чтение с листа и подбор по слуху;
– выступления на концертах;
– развитие вокальных навыков.
III. Заключение.

Файлы: 1 файл

Работа над музыкальным произведением.docx

— 40.51 Кб (Скачать файл)

До перехода к игре легато, после  того как освоены терции и квинты, можно предложить взять аккорд. Здесь  очень важно не готовить ученика  заранее и не посвящать его  в то, что ему предстоит впервые  взять трезвучие одной рукой, потому что если просьба взять  аккорд не будет неожиданной для  малыша, почти наверняка произойдет зажатие мышц (от страха перед важностью  момента). Закреплять игру аккордов лучше, подбирая лёгкий аккомпанемент в  ансамблях на повторяющихся трёх функциях.

Легато

Ориентируясь на игру квинт, педагогу гораздо легче определить момент к игре легато. Всякая торопливость в этом переходе может перечеркнуть всё  достигнутое ранее. Чтобы добиться независимости пальцев друг от друга, необходимо не только участие крупных мышц, усилия которых передаются через всю цепочку, но и готовность ладонных мышц к плавному переходу от пальца к пальцу при игре легато. Надо вводить в игру легато всегда сначала наиболее сильные пальцы («Осенняя песенка» Ю. Абелева из сборника Б. Милича «Маленькому пианисту. Киев. 1989), в которых используется легато для 2-го и 3-го пальцев, а также этюды, где в левой руке квинта, а в правой – легато (3-2, 2-3)  и наоборот.

Есть небольшое количество этюдов и пьес на легато 2-3-4-м пальцами. Приходиться  самому сочинять подходящие этюды и  пьесы, где короткие последовательности легато чередовать с исполнением  стаккато, нон легато или портаменто. Освоение секунд более сильными пальцами, включая пение, слуховой контроль даёт возможность ученику ощутить  движение музыки и связанность звуков как бы «внутри позиции руки». Затем ладони «обнимают» более широкие  интервалы (легато 1-5). После игры легато внутри одной позиции ученик уже  подготовлен и к подкладыванию  первого пальца, при этом, не меняя  позицию руки.

Учитывая особенности первого  пальца, лучше использовать его подкладывание  на элементах хроматической гаммы, то есть играть от чёрной клавиши любым  пальцем к первому – на белой. Предлагаю ученикам два специальных  упражнения на этот приём: «Стрекоза» и «Стрекоза и мотылёк».

«Стрекоза»: до диез берём вторым пальцем, плавно переводим первый палец на ре и играем ре первым пальцем стаккато. Играем в разных октавах, перенося дугообразным движением руку. Играем в разных комбинациях пальцев, оставляя на ре всегда первый. «Стрекоза и мотылек»: к предыдущему упражнению добавляются  более  удлинённые пассажи. То есть многократно повторяются движения на одних и тех же нотах одними и теми же пальцами и лишь, затем происходит «перелёт» в другую октаву. Таким образом, разрабатывается подвижность первого пальца.

Гаммы

Ребёнок уже готов к игре, но во многих произведениях  существуют гаммаобразные пассажи, а малыши пока умеют играть лишь гаммы по тетрахордам. Поэтому гаммы вводятся в игру в таком порядке:

1. Хроматическая гамма. 
2. Расходящаяся гамма в октаву. 
3. Короткое арпеджио. 
4. Аккорды.

Чтобы воспитать независимость  и беглость пальцев, я использую  большое число мини-этюдов, в две-четыре строчки. Такие этюды можно найти  в сборниках К. Черни. Я стремлюсь  к тому, чтобы ученик ознакомился  с как можно большим количеством  этюдов.

При подборе репертуара я учитываю растяжение ладонных мышц, особенности  строения руки и, конечно, вкусы и  предпочтения.

Вначале обучения, важно не только научить малыша играть, но и познакомить  его с музыкальным миром, заинтересовать, понять, о чём музыка говорит, вложить  как можно больше музыкальных  впечатлений. Дети 1-го класса очень  любят пьесу Галынина «Зайчик». В  этом небольшом произведении сочетаются множество пианистических навыков: игра стаккато, аккордами, быстрая смена  рук. Дети не замечают этих трудностей, они увлечены образом прыгающего зайчика. Лиса нападает. Зайчик вырывается, и убегает. Смена образа (заяц –  лиса) определяет штрихи, динамику. Яркий  пример такой образной пьесы –  «Медведь» Г. Галынина. Она помогает при изучении басового ключа. Играя  пьесу Рубаха «Воробей», где мы изображаем воробья и кошку, впервые знакомимся со штрихом стаккато. Пьеса А. Гедике «Ригодон» – не только танец, но уже и простейшая полифония. Мы представляем праздничный бал. Сначала танцуют  все гости, а в середине – принц  и принцесса, разговаривают друг с другом, «соединяются» (момент кульминации  – аккорд), продолжая танец с  придворными. Тот же образ можно  использовать в вальсе из балета «Спящая  красавица» Чайковского. В сборнике Артоболевской «Первая встреча  с музыкой» к менуэту Л. Моцарта, есть замечательные стихи. С первых уроков, когда дети слышат его в  исполнении педагога, проникаются любовью, стараются запомнить слова, хотят  в дальнейшем играть.

Чтение с листа и  подбор по слуху

Помимо упражнений, развития слуха, ритма, пианистических навыков, важно  уделять внимание чтению пьес с листа  и подбору песен на слух. Это  могут быть простые песенки, хорошо знакомые ребёнку. Например, «Песенка про ёлочку», «Песенка про кузнечика». Большой интерес представляет сборник  Т. Камаевой и А. Камаева «Чтение  с листа. Игровой курс». Игровой  курс разделён на две части. Первая состоит из заданий, которые снимут психологический зажим у ребёнка  перед незнакомым текстом и сделают  занятие увлекательным. Каждое задание  сопровождается графой для оценки, которую преподаватель ставит для  дополнительного поощрения учащегося. Задания усложняются постепенно. Внимание ребёнка активизируется на отдельных элементах нотного  текста – ключевые знаки, аппликатура, динамика, темп и т.д. Текст в основном обращён к учащемуся. У детей  появляется интерес к игре на инструменте. Преподаватель должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа в домашней работе.

Выступления на концертах

Свои первые выступления на концертах  малышу всегда легче даются, если с  ним рядом его педагог, поэтому  хорошо включать в репертуар ансамбли. Это ещё важно и потому, что  ученик начинает слушать совместную игру, пытаясь подстроиться или взять  инициативу, охватывая больший звуковой объём, в нотном тексте следит за своей  партией и партией партнёра. С  учащимися младших классов нужно  стараться проходить большое  количество произведений и не требовать  добиваться всего сразу. Накопление репертуара – центральная задача педагога.

Развитие вокальных навыков

Работа над музыкальным произведением  в классе идёт по многим направлениям. Процесс овладения фортепианной игрой настолько трудоёмкий, что  порой поглощает всё внимание ученика. Пианист, в отличие от певца  не должен думать о чистоте интонации, поэтому внимание и контроль слуха  ослабевает, игра становится часто  набором звуков. Наряду с совершенствованием технической стороны, необходимо использовать и развивать вокальные навыки. Особенно помогает пение в работе над произведениями кантиленного характера. Ученик, исполняя «Волынку» И. С. Баха, не мог услышать развитие и окончание  фраз. Играл невыразительно, неровно, угловато. После того как пропели  мелодию правой руки, играя левую, обратив внимание на динамику, скачки, штрихи.

Проанализировали движение мелодии  по контуру, добавили движение кисти. Придумали  слова, содержание. Игра стала более  осмысленной, появились штрихи, дыхание, звуковое разнообразие.

В своей книге музыкант и педагог  Г.Г.Нейгауз писал: «Только комплексное  воспитание гармонично развивает музыканта, когда музыкальный интеллект, чувство  и пианизм сливаются воедино» 
Слушать рояль можно бесконечно. И так же здорово на нём играть, развивая свои чувства, интеллект, артистичность и память. Поэтому свою работу я закончу словами композитора Валерия Гаврилина:

«Рассказ об игре на рояле … 
Знаю каждую клавишу, знаю 
где как поставить палец, 
чтобы звучало как нужно … 
Хорошо играют другие, 
но больше всего люблю играть сам, 
люблю,  как люблю … 
… При посторонних стесняюсь, 
нет такого: «Пойди и посмотри, 
как я люблю». 
Любовь только для двоих. 
Я и рояль».

Список используемой литературы:

1. Артоболевская А.Д. 
2. А.П. Щапов «Фортепианный уро в музыкальной школе и училище». – М.:Издательский дом «Классика-XXI», 2009. (Cерия «Секреты фортепианного мастерства») 
3. Гофман И.И. «Фортепианная игра». 
4. Камаев А.А. «Чтение с листа». 
5. Милич Б.Е. «Воспитание ученика – пианиста». 
6. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры». 
7. «Школа игры на фортепиано» под ред. Николаева А.А. 
8. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей». 
9. Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста». 
10. Шмидт-Шкловская А.А. «Воспитание и организация пианистических навыков». 
11. Дроздова Н.В.  «Обучение детей музыке» 
12. Н.П. Корыхалова «За вторым роялем. Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе». – СПб, : Композитор. Санкт-Петербург.


Информация о работе Работа над музыкальным произведением с начинающими