Работа над музыкальным произведением с начинающими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:17, доклад

Описание работы

В моей работе не прозвучит никаких новых методических рекомендаций и рассуждений по содержанию урока, поскольку, разумеется, единого рецепта тут нет и быть не может. Содержание и структура урока зависит от многих факторов. К примеру, один из них это цель фортепианного обучения – профессионально-ориентированного или проводимого в рамках общемузыкального образования. Здесь имеет значение возраст ребёнка, степень его подготовленности, его личные качества – талантлив он или малоспособен, старателен или ленив, а так же от темперамента учителя и его стиля работы. И в то же время в каждом уроке есть определённые стабильные компоненты, применяются отработанные приёмы, прошедшие проверку в деятельности многих поколений педагогов-пианистов.

Содержание работы

I. Введение.
II.Главная часть
– нотная грамота;
– выбор программы;
– другие средства воздействия на ученика;
– планирование на уроке специального фортепиано;
– знакомство с фортепиано;
– работа над звуком;
– с какого штриха начинать?
– организация пианистического аппарата;
– легато;
– гаммы;
– чтение с листа и подбор по слуху;
– выступления на концертах;
– развитие вокальных навыков.
III. Заключение.

Файлы: 1 файл

Работа над музыкальным произведением.docx

— 40.51 Кб (Скачать файл)

Наталья Корыхалова вспоминает: «Мне довелось наблюдать за работой одного моего коллеги, который чересчур щедро пользовался всеми этими  приёмами. Едва ученик начинал играть, как он вскакивал и «нависал»  над ним, подталкивал его в  спину, подыгрывал, подпевал, мычал, что-то приговаривал, жестикулировал, предвосхищал каждое движение, сопереживал каждую ноту. Работал он самозабвенно, до изнурения, что называется, «выкладывался» полностью, и что же? Лишённые при публичном  выступлении этого допинга, этой постоянной подзарядки, его ученики  играли бледно и невыразительно, как  будто у них садились батарейки, или кончился завод». Ещё одним  мощным средством воздействия на ученика является СЛОВО. Какой же должна быть речь педагога? Грамотной, лаконичной, ясной и – яркой, не книжной, не сухой. По мере того, как  ученик знакомится с музыкально-теоретическими понятиями, объяснения педагога всё  более насыщаются специальной терминологией. Надо уметь найти те слова, которые  способны определить характер произведения, дать представление об окраске звука. При этом надо помнить. Что урок  – не монолог педагога. Урок должен быть диалогом.

Конечно, диалог между учителем и  учеником постоянно ведётся  на языке музыки, но «разговора» двух роялей недостаточно, нужен ещё  обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу    и в связи с изучаемыми произведениями. Умение говорить о музыке помогает постичь её непростой язык. Натан Перельман замечает: «Одно лишь верно найденное слово – экстракт способно, растворившись, придать желательный характер исполняемому, например: тревожно, ликуя, печально, торжествуя, застенчиво, гордо и т. д.». Меткое слово способно выразить и сущность технического приёма, передать характер движения, навести на нужные мышечные ощущения. Вспомним выражения «палец прорастает сквозь клавишу» «играть по тесту», «проколоть клавишу пальцем» и т.д. Идущий от удачно найденного выражения посыл даёт подчас больше, чем показ за инструментом.

Планирование на уроке  специального фортепиано

Спорным вопросом при подготовке педагога к уроку является необходимость  планирования занятий с каждым учеником. Я думаю, что ни у кого не возникнет  возражений по поводу подготовки уроков с начинающими. Не продумав заранее  план урока с малышами, совершенно невозможно провести его плодотворно. Каждое секундное замешательство учителя  вызывает бурю эмоций, множество вопросов и совершенно отключает детей  от самого урока. Планирование учебного содержания урока необходимо проводить  по двум линиям: с одной стороны, по линии расширения знаний и обогащения навыков ученика, а с другой стороны  – по линии помощи в работе над  репертуаром.

Арсений Петрович Щапов советует в  первую очередь думать не о работе ученика над «основным материалом», то есть тем, который готовиться к  академическому концерту, – а о  работе над «вспомогательным материалом»: сюда относятся различные упражнения, пьесы, которые могут быть пройдены эскизно. С целью развития реакции  ученика на различное музыкальное  содержание, или просто с целью  расширения его музыкального кругозора: сюда относятся также игра в ансамбле, игра с листа, игра по слуху, транспонирование.

Изучая нотную грамоту, можно играть в игру «Угадай ноту»: ученик с  помощью карточек с нотами, называет и играет звуки на инструменте  в разных октавах. Это способствует развитию координации, музыкального слуха, зрительной памяти. В изучении нот  очень помогает система А.Д.Артоболевской. Ученик запоминает короткие стихи: «ми  соль си ре фа» – на линеечках  сидят; «ре фа ля до ми» – те в  окошечки глядят и т. д. Сначала в  скрипичном, затем в басовом ключе  делаем карточки для нот. Прикасаясь к клавишам кончиками пальцев  – играем в учителя  (большой палец) и учеников (остальные пальцы)…

Как определить момент, когда ребёнок  может перейти к  игре на фортепиано?

Это когда ребёнок: 
– свободно ориентируется на клавиатуре; 
– нотный текст, который ребёнок считает глазами, озвучен внутренним слухом; 
– слух его развит, натренирован; 
– освоил ряд двигательных и дыхательных упражнений, необходимых для  того, чтобы привести в нужный тонус мышцы пианистического аппарата, снять «зажимы» и спазмы, которые могут помешать игре.

И главное – ребенок хочет  играть.

Знакомство с фортепиано

Нужно заставить забыть, что у рояля есть молоточки.

Клод Дебюсси

Перед прикосновением к клавишам, ребёнок знакомится с инструментом. Мы поднимаем крышку у фортепиано, заглядываем вовнутрь. Видим толстые  и тонкие струны, молоточки.

Мы сегодня увидали городок  внутри рояля.

Целый город костяной 
молотки стоят горой. 
Блещут струны жаром солнца.  
Всюду мягкие суконца. 
Что ни улица – струна 
В этом городе видна.

Мандельштам «Миньон»

Конечно, дети спрашивают о педалях, зачем они нужны.

«Любите педаль, исследуйте её, учите  педаль, учите с педалью! Учитесь  наслаивать и отслаивать педаль. Педаль – звуковое облако, и говорить о  ней хочется как об облаке: слоистая, перистая, обволакивающая, нависающая, грозовая, плывущая, мрачная, лёгкая, светлая!» Натан Перельман.

Педаль может помочь звук растаять, раствориться. Певучим звуком беру аккорд с запаздывающей педалью, потом очень медленно, постепенно освобождаю педаль – и звук аккорда  тает. С появлением «скамейки –  педали» дети начинают играть на рояле  сразу же с использованием педали. Важно при этом ощущать опору  на  левую ногу, так как правая принадлежит педали.

Культура звука зависит от первого  прикосновения к клавише. В звук надо погружаться. Но ребенок ещё  не может чувствовать, как это  происходит. Поэтому придумываем  игру  в «Воздушные шарики». На клавиатуре лежат два комочка ваты. Вначале без звука, с закрытыми глазами ребёнок переносит их в мои ладони, потом возвращает их на клавиатуру и только тогда открывает глаза.

Сначала ватки должны лежать около  трёх чёрных нот в первой и второй октавах. Если ватка скомкана – значит, есть какие – то мышечные спазмы, рук ещё не готова к игре. Затем  ребёнок берет «воздушные шарики»  со звуком. Если звук получился красивым и погружение прошло качественно, незаметно  беру педаль и держу её. Ребёнок  сам как бы погружается в пространство звучания, вслушиваясь в качество звука, и переносит шарики в корзиночку.

Если звук некрасивый, обрываю педаль, и я закрываю ладони.

Работа над звуком

Звук «идёт» из спины, шеи, живота, через руки «к  струне», ребёнок как бы срастается с инструментом, образуя с ним нечто единое и целое. Натан Перельман написал о звуке целую поэму: «Для музыканта звук – творение, обладающее вкусом, цветом, объёмом, красотой или уродством, силой, весом, длиной и всем, чем только способен наделить его обладающий фантазией музыкант».

«Наилучший звук – тот, который  наилучшим образом выражает данное содержание» (Г. Г. Нейгауз). Содержанию музыкального произведения уделяем  много времени. Но начало всему –  первое прикосновение к звуку. И  главное, чтобы оно было «благородным».

В возрасте 5-7 лет дети очень эмоциональны, интуитивно они очень хорошо чувствуют  характер музыки. Знакомясь с новыми произведениями, обсуждаем характер, впечатления от музыки, разговариваем  о жанре (танец, песня), композиторе. В сборнике Артоболевской «Первая  встреча с музыкой» много цветных  иллюстраций, почти ко всем  пьескам есть слова. Дети с удовольствием играют «Вальс собачек», «Болтунью»…в ансамбле с педагогом – это очень важно чувствовать поддержку учителя, особенно если ребёнок застенчив, скован.

С первых  уроков играем простые песенки и упражнения для пальцев: 1, 2, 3 звука. Например. Изображаем «кукушку». Ученик играет два звука через ноту поочерёдно каждой рукой 3-м пальцем в разных октавах или «киску» 3-м и 2-м пальцем с использованием чёрной клавиши. «Пальчики идут в гости» – 3,2,1 пальцы вверх и вниз каждой рукой в разных октавах. В игре 4-м и 5-м использую песенку – упражнение «Дразнилка» из сборника Артоболевской.

В игре детей часто чувствуется  скованность, внутреннее напряжение, многие поднимают плечи, напрягают мышцы  лица, если вовремя не обратить внимания – это станет основой неправильной игры. Многие дети любят играть по краю клавиш, обычно это недостаток низкой посадки дома. Преодолеть эти трудности  помогают упражнения, индивидуальный подход, контроль педагога, самоконтроль. Можно привлечь родителей, бабушек…

Учить детей играть на фортепиано – это всё равно, что учить  малыша ходить. Только что родившийся младенец не может сразу пойти. Вначале  он задирает ножки, потом ползает, потом  держится за что-нибудь   и начинает стоять на неустойчивых ногах, а заботливая мама поддерживает его, помогая сохранить равновесие. И, в конце концов, как-то незаметно малыш делает свои первые осторожные шаги, а потом – с каждым днём, с каждым месяцем ходит всё увереннее.

Детским пальцам тоже нужно дать время, чтобы они научились играть, а вначале им требуется всего  лишь помощь.

«Большую роль в работе пианиста играют крупные части руки…

Наиболее удобны и естественны  движения, совершаемые «всей рукой» в плечевом суставе – так называемая «игра всей рукой от плеча» А. А. Шмидт-Шкловская.

Рука работает из корпуса. Основную нагрузку при этом несут самые  сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди, плечевого пояса. Эти  мышцы играют важную роль в работе пианиста, они укрепляют и уравновешивают плечевой сустав, Удерживают руку на нужном уровне, направляют её.   

Главным ощущением правильности осанки должно быть ощущение «стержня», проходящего  вдоль спины, прогнутости торса, поддержки всего корпуса мышцами  поясницы. Поддержка мышц спины –  одно из главных условий неутомляемости  аппарата.

Когда малыш начинает играть, я  стараюсь научить его использовать крупные мышцы спины, чтобы его  внимание не сосредотачивалось лишь на мелких движениях пальцев.

Надо проверить опирается ли его тело на ноги. Если ноги не несут  опорной функции, то никогда не будет  правильной посадки. Если у ребёнка  работают мышцы спины – возникает  полная «проводимость  спина – плечи – локоть – пальцы.

Дети во время игры пристально смотрят  на свои пальцы и на клавиатуру и  перестают слушать себя. Фиксируя внимание на клавиатуре, ребёнок перестаёт  слушать себя. Если же прикрыть крышку рояля так, чтобы руки свободно могли  играть, происходит чудо – он весь уходит в слух, его внимание полностью  переключается с рук, и тут  же выпрямляется спина, появляется полная проводимость. Больше использовать «игру  вслепую».

Необходимо с каждым ребёнком найти  наиболее удобное положение руки, не забывая о том, что ребёнок  растет, и это положение постоянно  меняется. Лучше всего не говорить с ним о самой руке, а обратить внимание на звукоизвлечение.

С какого штриха начинать?

Многие великие музыканты рекомендуют  начинать игру на фортепиано с легато, потому что фортепиано – легатный инструмент, рекомендуется высокое  поднятие пальцев. А. Б. Гольденвейзер  называл «трижды ересью» педагогический метод,  который использует нон легато для первоначального обучения. Фредерик Шопен советовал « начинать упражнения с приёма лёгкого стаккато, оберегающего все части рук, и прежде всего запястье, от зажатости. Затем ученики Шопена переходили к игре портаменто, неполного легато и, наконец, к легатиссимо…» (В.Николаев, с.20)

Лично я предпочитаю обучение с  трёх штрихов – стаккато, нон  легато и портаменто. Прикосновение  к клавишам при том или ином виде игры абсолютно разное! Малыш  начинает играть штрихи стаккато и  нон легато только третьим пальцем  Можно играть по чёрным клавишам от нижнего к верхнему регистру и обратно, читая строки Пушкина: «Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет…». После игры на чёрных клавишах можно начинать играть на белых. Такие упражнения помогают полнее ощутить клавиатуру, почувствовать поддержку нижних мышц спины и поясницы,  дают возможность ладони обрести эластичность и рессорность. Очень важно следить за тем, чтобы соприкосновение «подушечки» пальца с клавишей произошло ещё до выполнения стаккато, за осанкой, за качеством звука и за тем, чтобы сначала третьим пальцем правой,  потом – левой руки, незанятые пальцы не напрягались. Желательно играть отдельными  руками

Организация пианистического  аппарата

Лучше исполнять пьесы, в которых  мелодия равномерно распределена между  обеими руками и охватывает оба нотных стана (пьесы из сборника Милича для  начинающих). Либо играть третьими пальцами обеих рук одновременно на нотах  – близнецах (в унисон). Игра двумя  руками только третьими пальцами занимает довольно продолжительный период. Ребёнок  учится согласованности движений рук. Чем прочнее закрепится навык  согласованной игры двумя руками, тем проще и легче будет  впоследствии овладеть игрой другими  пальцами и решать все последующие  задачи.

После закрепления первоначальных навыков игры 2-м, 3-м и 4-м пальцами можно переходить к игре 1-м и 5-м. Учитывая функции последних, лучше  начинать игру не отдельно каждым из них, а одновременно, то есть с квинт. Пятый палец продолжает боковую  линию предплечья и плеча и  достаточно независим, поэтому обычно главная функция его – ведение  мелодической линии. Начинать игру 5-м  пальцем без 1-ого нежелательно, на первом этапе практически у всех детей при игре квинт ладонные мышцы напрягаются. Чтобы снять  это напряжение, необходимо включать в работу крупные мышцы, используя  ряд  упражнений, разработанных А. А. Шмидт – Шкловской (см. её книгу «О воспитании пианистических навыков»). Первоначально играем квинты лишь на чёрных клавишах – стаккато, нон легато, портаменто. Затем подбираю этюды, в которых квинты играются обеими руками одновременно, попеременно то правой, то левой рукой, а также с дугообразным переносом руки из одной октавы в другую. Существует некоторое количество пьес и этюдов, в которых либо левая рука играет квинту, а правая – дугообразный перенос из октавы в октаву терций на одинаковых нотах, либо наоборот: правая – квинты, левая – терции. Терции  то дети играют то 2-м и 4-м (вначале), а потом либо 3-м и 5-м, либо 3-м и 1-м. Играть можно любыми штрихами – стаккато, нон легато, портаменто.

Информация о работе Работа над музыкальным произведением с начинающими