Работа над музыкальным произведением с начинающими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:17, доклад

Описание работы

В моей работе не прозвучит никаких новых методических рекомендаций и рассуждений по содержанию урока, поскольку, разумеется, единого рецепта тут нет и быть не может. Содержание и структура урока зависит от многих факторов. К примеру, один из них это цель фортепианного обучения – профессионально-ориентированного или проводимого в рамках общемузыкального образования. Здесь имеет значение возраст ребёнка, степень его подготовленности, его личные качества – талантлив он или малоспособен, старателен или ленив, а так же от темперамента учителя и его стиля работы. И в то же время в каждом уроке есть определённые стабильные компоненты, применяются отработанные приёмы, прошедшие проверку в деятельности многих поколений педагогов-пианистов.

Содержание работы

I. Введение.
II.Главная часть
– нотная грамота;
– выбор программы;
– другие средства воздействия на ученика;
– планирование на уроке специального фортепиано;
– знакомство с фортепиано;
– работа над звуком;
– с какого штриха начинать?
– организация пианистического аппарата;
– легато;
– гаммы;
– чтение с листа и подбор по слуху;
– выступления на концертах;
– развитие вокальных навыков.
III. Заключение.

Файлы: 1 файл

Работа над музыкальным произведением.docx

— 40.51 Кб (Скачать файл)

Работа  над музыкальным произведением  с начинающими

Мельникова  Татьяна Ивановна, преподаватель

Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки

 

План работы.

I. Введение. 
II.Главная часть 
– нотная грамота; 
– выбор программы; 
– другие средства воздействия на ученика; 
– планирование на уроке специального фортепиано; 
– знакомство с фортепиано; 
– работа над звуком; 
– с какого штриха начинать? 
– организация пианистического аппарата; 
– легато; 
– гаммы; 
– чтение с листа и подбор по слуху; 
– выступления на концертах; 
– развитие вокальных навыков. 
III. Заключение.

За основу своей работы я выбрала  книгу Арсения Петровича Щапова «Фортепианный урок в музыкальной  школе и училище». Арсений Петрович – это крупный методист и теоретик пианизма. Его разносторонняя деятельность как педагога, исполнителя и учёного  длилась свыше полувека.

В моей работе не прозвучит никаких  новых методических рекомендаций и  рассуждений по содержанию урока, поскольку, разумеется, единого рецепта тут  нет и быть не может. Содержание и  структура урока зависит от многих факторов. К примеру, один из них  это цель фортепианного обучения – профессионально-ориентированного или проводимого в рамках общемузыкального образования. Здесь имеет значение возраст ребёнка, степень его  подготовленности, его личные качества – талантлив он или малоспособен, старателен или ленив, а так же от темперамента учителя и его  стиля работы. И в то же время  в каждом уроке есть определённые стабильные компоненты, применяются  отработанные приёмы, прошедшие проверку в деятельности многих поколений  педагогов-пианистов.

Если говорить в общем, то урок состоит  из нескольких блоков. Это проверка домашнего задания, работа над программой непосредственно на уроке, творческие задания к следующему уроку.

Но сейчас я хотела бы поговорить о том, каким на уроке должен быть педагог-музыкант.

Что же должны сделать мы, преподаватели, для того, чтобы нашим ученикам было на уроках комфортно и интересно; чтобы вместе с нами они с радостью и удовольствием достигали высоких  результатов в обучении игре на фортепиано; чтобы после окончанию школы  инструмент звучал в их доме не потому, что нужно готовиться к академическому концерту, а потому, что это интересно. За вторым роялем в фортепианном классе сидит, как известно, педагог, и дистанция, разделяющая учителя и питомца, получает зримое выражение. Но едва начинается работа над музыкальным произведением, эта дистанция резко сокращается.

В совместных поисках и размышлениях постигается нотный текст, открывается  смысл гармонизации, формируется  фраза. Педагог и ученик вместе опробуют тончайшие оттенки звуковой палитры, колдуют над педалью, ищут подходящую аппликатуру, решают технические задачи. Педагог сидит за вторым роялем, а за первым, сменяя друг друга, ученики, каждый из которых представляет для  преподавателя свою, особую проблему.

Что должен уметь преподаватель? Каким  ему следует быть?  По словам Г. Нейгауза, он должен быть учителем музыки, то есть «разъяснителем и толкователем»,  и учителем игры на фортепиано, способным обучить непростому пианистическому «ремеслу». А ещё, по выражению А.Казеллы, – «учителем жизни», которому доверено  воспитание формирующейся личности. Только в триединстве этих ипостасей деятельность педагога-музыканта бывает по-настоящему плодотворной.

«Что такое музыка? Она занимает место между мыслью и явлением; как предрассветная посредница, стоит  она между духом и материей; родственная обоим, она отлична  от них; это дух, нуждающийся в  размеренном времени; это материя, но материя, которая обходится без  пространства»,– так  рассуждал о музыке великий немецкий поэт Генрих Гейне.

Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования  и культуры. Стала очевидной возрастающая роль развивающих интереса учащихся к обучению в системе детских  музыкальных школ и детских школ искусств. Направленность музыкального обучения на концертное исполнительство  и отсутствие в изучаемых музыкальных  дисциплинах межпредметных связей. Тормозит и профессиональное музыкальное  становление учащихся, и развитие навыков любительского музицирования.

Единственный реальный путь повышения  качества музыкального образования  – это интенсификация обучения за счет внедрения новых методов, переосмысления целей и содержания образования. Необходимо найти  такую модель обучения, которая бы обеспечивала активную деятельность детей в сфере искусства, способствовала воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению. Надо создать условия моделей обучения, способствующих воспитанию устойчивого для реализации индивидуального подхода в процессе обучения, обеспечивать активную деятельность детей в сфере искусства, способствовать воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению.

Необходимо создание условий для  реализации индивидуального подхода  в процессе обучения, что позволяет  более точно определить перспективы  развития каждого ребёнка, в том  числе, обладающего способностями  для дальнейшего получения профессионального  образования в области искусств. Надо приблизить обучение игре на музыкальном  инструменте к запросам учащихся и их родителей.

Центр образовательного процесса –  ребёнок, и задача педагога специального фортепиано – предоставить ему самые  широкие возможности для успешного  освоения музыкального инструмента  фортепиано. Педагог призван решать следующие задачи:

  • обеспечивать условия для сохранения  и совершенствования традиций отечественной фортепианной педагогической школы;
  • использовать вариативный подход в целях адаптации учебных программ к способностям и возможностям каждого учащегося;
  • создать условия для обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся в рамках образовательного процесса обучения игре на фортепиано.

Подавляющее большинство детей  занимаются музыкой в плане общего музыкального образования, и лишь незначительная часть из них поступает после  окончания школы в музыкальные  колледжи.

Учитывая это, обучение надо направить  так, чтобы предоставить возможность  детям с самыми различными музыкальными данными, занимаясь по индивидуальным планам, приобщаться к музыкальной  культуре.

Форма индивидуальных занятий в  классе фортепиано создает педагогу необходимые условия для внимательного  и всестороннего 
обучения и воспитания каждого ребёнка, объективной оценки его возможностей (с учётом эмоционального, общего и физического развития, строения рук и приспособляемости к инструменту, музыкальной памяти и т.д.)

За время обучения преподаватель  должен сформировать удобный исполнительский  игровой аппарат, навыки чтения с  листа, знание элементарной теории музыки, научить, самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара школ искусств,  также навыки подбора по слуху, транспонирование, игры в ансамбле.

Одной из важнейших задач педагогов  по классу фортепиано  является ранняя профессиональная ориентация учащихся. Создание реальных условий эффективного развития и обучения детей, обладающих способностями для дальнейшего получения профессионального образования в области музыкального искусства.

Массовое распространение у  детей дошкольного возраста нарушений  психического и двигательно-моторного  характера, неподготовленность детей  к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей  ребёнка звуковой окружающей среды, перегрузки в общеобразовательной  школе усиливают неоднородность контингента учащихся школ искусств по уровню способности, сформированных вкусов и потребностей

Усложняют процесс освоения учебной  программы. В связи со  сложным экономическим положением в регионе, с низким уровнем зарплаты родителей учащихся, многие из них не имеют дома музыкального инструмента фортепиано, что также очень усложняет учебный процесс, не позволяет осваивать учебный музыкальный материал в должном объёме.

Обучение игре на фортепиано –  процесс творческий. Успешный результат  занятий во многом зависит не только от желания и интереса ребёнка, но и от умения педагога найти правильный подход. Часто приходиться слышать  от родителей: «А есть ли у моего  ребенка слух?» «Каковы музыкальные  способности у ребёнка, и может  ли он заниматься на фортепиано?»

Обучению игре на фортепиано возможно для каждого ребенка, но пытаться «вырастить» профессионального  музыканта из каждого ребёнка  не нужно. А увидеть есть ли у ребёнка  музыкальные способности можно  лишь в процессе обучения, более  того, именно в процессе обучения происходит и развитие музыкальных способностей. Занятия музыкой необходимы каждому ребёнку, они помогают его  общему развитию, помогают развить чувство прекрасного. Обучение музыке улучшает характер детей и благотворно воздействовать на их психологическое состояние.

Принято считать, что обучение детей  музыке следует начинать с пяти-шести  лет. Но существует и другое мнение: музыкальное воспитание следует  начинать с внутриутробного периода. Это подготовительный, пассивный  этап обучения музыке. Родителям, желающие воспитать всесторонне развитого  ребёнка, необходимо начинать его воспитание ещё с внутриутробного периода. Слушать спокойную и мелодичную  музыку, заниматься живописью, ходить в музеи, посещать театр.

Нотная грамота

Обучение игре на фортепиано –  процесс творческий и увлекательный. Успешный результат занятий во многом зависит не только от желания и  интереса ученика, но и от умения педагога найти правильный подход. У детей  младшего возраста внимание неустойчивое. Но они с интересом относятся  ко всему новому, неожиданному. Поэтому  занятия с малышами должны проходить  в радостной, эмоционально-живой  атмосфере. «Больше сказки, больше фантазии, рассказывать и показывать, колдовать  вокруг музыки» – слова замечательного педагога А.Д.Артоболевской. Для того чтобы не просто развивать интерес  к музыке у детей, но и заинтересовать их этим процессом, необходимо придумывать  различные творческие задания, позволяющие  ребёнку, применить свои знания и  способности в области музыкального творчества. Это может быть: выразительное  произнесение слов разучиваемой песни, пение, подбор мелодии по слуху, иллюстрации…

Задача педагога: научить понимать и переживать музыку различного характера  – весёлую, грустную, танцевальную…Традиционный  подход к выучиванию (зазубриванию) названий семи звуков по порядку архаичен. Так же распространено обучение нотам  на пятилинейном нотоносце, без добавочных линеек и только в скрипичном ключе. Я же думаю, что знакомство с нотами должно начинаться не на нотоносце  и не на бумаге, а только на клавиатуре, чтобы научить ребёнка самостоятельно ориентироваться в «нотно-клавиатурном лабиринте». Отношение к обучению нотной грамоте как к механическому  зазубриванию нот, вне осмысленности  лишь притупляет восприятие и приводит к тому, что дети не хотят учить  ноты. Зубрить их и механически  повторять, тем более дома, в отсутствие педагога. Главное: учить так, чтобы ребёнок как бы и не подозревал о том, что его учат. Огромную помощь при ознакомлении их с нотной грамотой оказывает работа с карточками, заранее изготовленными дома.

Выбор программы

Путь к успеху начинается с подготовки педагога к уроку. Для педагога урок начинается задолго до того, как  он встретится в классе с учеником. Одна из важных его забот – выбор  программы. Дело ответственное. Помимо того, что программа должна отвечать требованиям, принятым в данном учебном  заведении, её следует подбирать  так, чтобы, исходя из индивидуальных качеств  ученика, она максимально способствовала его развитию. Включаемые в неё  произведения должны быть ученикам по силам. Вспоминаем ещё один завет  Шумана: «Старайся играть хорошо и  выразительно лёгкие сочинения; это  лучше, чем трудные исполнять  посредственно».

Чтобы предлагаемая программа пришлась учащемуся по душе, надо обязательно  учесть его желания. Обдумывая репертуар, лучше намечать не одну, а несколько  однотипных пьес, оставляя ученику  свободу выбора.

Подобрать программу – это ещё  полдела, преподавателю надо самому освоить её. Освоить – это значит самому основательно поразмышлять над  текстом: над особенностями структуры  произведения, его ладогармонического языка, ритмической организации, над  средствами исполнительской выразительности. Это значит так же прикинуть, где  ученик может встретить трудные  места и чем ему можно будет  помочь. Итак, педагог должен выбрать  учебный материал, проиграть его, проанализировать и отредактировать, то есть: обнаружить возможные опечатки, которые часто встречаются в  новых изданиях; уточнить обозначение  артикуляции в старых изданиях, дополнить  аппликатурную цифровку; упростить  звуковую ткань для маленькой  руки (убрать один из звуков аккорда).

Исправление в нотах на ходу, во время игры, приучает ученика к  небрежному отношению к нотному  тексту при первом разборе.

Освоить программу – это значит также уметь самому её играть. Задумаемся в этой связи над выражением «педагогический  репертуар». В отличие от концертного, педагогический репертуар – это  золотой запас, который музыкант накапливает, чтобы затем использовать его на той специфической концертной площадке. Какой является классный кабинет, перед ответственейшей  публикой – своими учениками.

Другие средства воздействия  на ученика 

Помимо показа музыки на рояле, в  распоряжении педагога имеются и  другие средства, и способы воздействия  на ученика при работе на уроке  над программой. Выразительным жестом, мимикой можно без лишних слов сдвинуть темп, продлить паузу, предвосхитить  акцент, сделать более ярким crescendo, короче говоря, управлять исполнением  ученика по ходу игры. Можно не прерывая исполнение подыграть или подпеть  несколько нот, «подстучать» ритм, подправить движение руки.

Информация о работе Работа над музыкальным произведением с начинающими