Пение - массовый и доступный вид деятельности детского исолнительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Пение занимает ведущее место в системе музыкально – эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает и воспитывает его. Сухомлинский утверждал, что пение открывает человеку глаза на красоту родной земли. Пение сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Оно воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой, пение обладает большой массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение – самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет таково уголка на земле, где люди бы не пели песни о труде, природе, о жизни, о чувствах. Пение сближает людей, служит средством познания окружающего мира.

Файлы: 1 файл

Готовый титульный лист Музыка..docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

Введение

Человеческий голос - самый необыкновенный и доступный каждому музыкальный инструмент. Именно о нём я хочу поразмышлять в своей работе. Раньше занимаясь вокалом, меня часто интересовал вопрос: как пение, и музыка может повлиять на физическое и умственное развитие. И со временем из моей практики я поняла, что те музыкальные впечатления, которые получит ребенок на своих первых занятиях, могут остаться с ним на всю жизнь. Поэтому надо, чтобы они были яркими, запоминающимися, радостными и, что немаловажно, правильными по содержанию.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально – эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает и воспитывает его. Сухомлинский утверждал, что пение открывает человеку глаза на красоту родной земли. Пение сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Оно воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой, пение обладает большой массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение – самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет таково уголка на земле, где люди бы не пели песни о труде, природе, о жизни, о чувствах. Пение сближает людей, служит средством познания окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение певческой деятельности в музыкальном и личностном развитии  дошкольника.

 

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается   с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста.

Родители знают, как бывает иногда непросто уложить малыша спать. Но ничего тут изобретать не нужно, испокон веков известно универсальное "снотворное" для детей и взрослых — колыбельные песни. Первые и очень важные музыкальные впечатления ребенка связаны с пением мамы. Веками матери пели около колыбели ребенка самые нежные и задушевные песни. Нужно задуматься о том какая музыка звучит в вашем доме, и как она влияет на вашего ребенка. Чем раньше музыка войдет в жизнь вашего ребенка, тем глубже и прочнее она займет место в его душе.

Пение не только развивает эстетическое восприятие, эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус и весь комплекс музыкальных и музыкально-сенсорных способностей, особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений. Пение способствует формированию эстетического отношения к окружающей действительности, обогащению переживаний ребенка, его умственному развитию, так как раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Велико значение пения в развитии речи ребенка: обогащается его словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается детская речь.

Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается с одной стороны в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженные в песнях.

Пение рассматривают как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки.

В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний.А. Н. Зимина, О. П. Радынова и другие выделяют следующие задачи обучения пению детей дошкольного возраста:

Воспитывать основы певческой и общемузыкальной культуры: формировать эстетические эмоции, интересы с одной стороны и вокально-хоровые умения и навыки – с другой. Развивать музыкальные способности, и, прежде всего различение интонационного точного и неточного пения звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей. Эти задачи предлагается решать на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности.

По мнению психологов и педагогов Т. Бабаджан, А. Зимина, В. Петрова и других, певческая деятельность возникает у ребенка в раннем возрасте. Большинство детей поют мелодию неточно, передавая лишь общее направление отдельных интервалов или музыкальных фраз. К трем годам дети более точно воспроизводят ритмический рисунок песни, могут узнать и назвать песню, рассказать о ее содержании, характере музыки. Дыхание детей этого возраста короткое, большинство слов они произносят нараспев.

 Дети любят петь. Поют  охотно, с удовольствием, что способствует  развитию у них активного восприятия  музыки, умение искренне, глубоко  выразить свои чувства, переживания. Песня сопровождает жизнь ребенка  с самого раннего возраста. Она  воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует  организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет  имеющиеся у них представления  об окружающей действительности. Хорошая детская песня – одно  из средств воспитания ребенка. Встреча с песней, общение с  ней окрашиваются для детей  светлой радостью, вызывают положительные  эмоции. Народные песни, песни классиков  и особенно русских композиторов  раскрывают перед детьми целый  мир новых представлений и  чувств. У ребенка появляется  заинтересованное отношение к  музыке, эмоциональная отзывчивость  на нее. Песни глубоко воспринимаются  и осознаются детьми благодаря  единству художественного слова  и музыки. Пение развивает у  детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство  ритма, расширяет общий музыкальный  кругозор. Приучая детей в процессе  пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.

В пении, как и других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Не осознавая еще до конца содержания текста, дети реагируют на песенные интонации: подпевают, приплясывают под веселую музыку, засыпают, прислушиваясь к мелодии колыбельной песни. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их отношение к музыке, к окружающей действительности. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение не только воздействует на детей, но и дает им возможность выразить свои чувства. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, заметно, положительно влияние на физическое развитие детей. Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах. С одной стороны, в песнях передано определенное содержание, отношение к нему; с другой – пение рождает способность переживать настроение, душевное состояние другого человека, которые отражены в песнях. Формирование музыкальных способностей неразрывно связано с умственными процессами.

Совместное пение развивает чувство коллективизма. Эту особенность пения замечательно подметил К. Д. Ушинский: «В песне, - пишет он, - а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Вот почему наши крестьяне поют хоровую песню при всякой работе, требующей соединения сил; вот почему и в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудность учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство…».

Во время пения происходит активизация умственных способностей. Дети прислушиваются к звучанию мелодии песни, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов.

 

 

  1. Цели и задачи певческой деятельности детей.

 

Как мы уже заметили ранее ,пение занимает ведущее место в системе музыкально – эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Пение сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Оно воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. Но важно еще рассмотреть цели и задачи певческой деятельности.

Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны.

Они заключаются в следующем:

 

Первое: развивать музыкальные способности:

- эмоциональную отзывчивость  на музыку;

- ладовое чувство;

- музыкально – слуховые  представления

- чувство ритма

 

Второе : формировать основы певческой и общественной культуры:

- эстетические эмоции;

- интересы, оценки;

- вокально-певческие умения  и навыки.

 

И третье : способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности. Поэтому мы учим детей петь именно для того, чтобы достичь главной цели – развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер ребенка средствами музыкального искусства.

Для того, чтобы дети захотели петь, надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определенной заинтересованности и настойчивости с их стороны.                    Голос – инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства.

Пение следует так же рассматривать как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Поэтому очень важно петь в чистом проветриваемом помещении, а летом – на открытом воздухе. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности как воля, организованность и выдержка. В процессе обучения пению активно развиваются музыкальные способности ребенка: музыкально – слуховые представления, ладовое и музыкально – ритмическое чувство.

 П.К.Анохин изучал влияние мажорного и минорного ладов на слушателя, пришел к выводу, – умелое пользование мелодии, ритма и других выразительных средств музыки может регулировать состояние человека во время работы и отдыха, стимулировать или успокаивать его. Правильно поставленное пение формирует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение способствует умственному развитию ребенка. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности детского певческого голоса. Охрана детского голоса.

 

Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Поэтому педагогу, обучающему детей пению, а также и методисту, направляющему педагогическую работу в детском саду, необходимо знать основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки.

Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых - отсюда особое звучание детских голосов, прежде всего в младших группах. Гортань с голосовыми связками в 2-3,5 раза меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов).

У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но звонкий.

Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильном извлечении звука, например при его форсировании, голос у детей приобретает неприятное низкое звучание. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по своей емкости - отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.

Понятия высоты и громкости звука неоднозначны. Звук кажется нам тем громче, чем он выше и чем больше содержит в своем спектре высоких призвуков.

Мышечная сила детей дошкольного возраста еще очень слаба и при пении значительная часть затрачивается на преодоление инерции окружающего воздуха. Если требовать, чтобы ребенок пел громче, он вытягивает шею, причем гортань под напором воздуха поднимается, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды, расположенные в голосовых связках от перенапряжения могут даже лопнуть. Кровоизлияние в толщу голосовых связок влечет за собой неровности краев связок и длительную хрипоту. Громкий крик не только портит голосовые связки, но и понижают слух. Для освобождения мышц шеи можно рекомендовать перед пением упражнения с плавными движениями рук, наклони головы вперед, назад и в стороны, и упражнения с пропеванием гласных «у» и «о», но не «и», которая сужает гортань.

Посредством пения упрощается и совершенствуется детское дыхание, иными словами, дети занимаются дыхательной гимнастикой. При пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Движения артикуляционного аппарата видны, в отличие от скрытой от глаз работы мышц глотки и гортани. Дети охотно и легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка воспитателя, которые при пении максимально активны.

Информация о работе Пение - массовый и доступный вид деятельности детского исолнительства