Пение - массовый и доступный вид деятельности детского исолнительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Пение занимает ведущее место в системе музыкально – эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Хорошая песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает и воспитывает его. Сухомлинский утверждал, что пение открывает человеку глаза на красоту родной земли. Пение сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Оно воздействует на его чувства, занимает досуг, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой, пение обладает большой массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка. Пение – самый массовый и доступный вид народного исполнительства. Нет таково уголка на земле, где люди бы не пели песни о труде, природе, о жизни, о чувствах. Пение сближает людей, служит средством познания окружающего мира.

Файлы: 1 файл

Готовый титульный лист Музыка..docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

Таким образом, пение активизирует мышцы гортани и глотки, связанные с мышцами артикуляционного аппарата. Активизацию голосового аппарата можно вызвать и применяя в упражнениях разного рода гласные и согласные.

Для пения дошкольников, голос которых находится в чисто детской стадии развития, характерно «голосовое» фальцетное звучание, лишенное какой-либо насыщенности (бестембровое). Невелик и диапазон детских голосов. Они лишены грудного звучания, которое обычно дает качество полноты и насыщенности, что естественно для пения взрослых.

Исследования в области физиологии голоса при помощи специального аппарата показали, что основные показатели звукоизвлечения - высота тона, динамик звука - определяются работой двух групп мышц: вокальных (голосовых), сокращающих голосовые связки, и передних, натягивающих голосовые связки.

Педагогу важно знать, что происходит с голосовым аппаратом ребенка при естественном звучании голоса (т. е. фальцете) и при напряженном (грудном), чтобы не делать ошибок в работе. Установка высокого звука происходит при участии обеих групп мышц. При грудном регистре в большой степени имеет место сокращение вокальных мышц, и голосовые связки колеблются всей массой (вибрируют). Получается полное закрытие голосовой щели, т. е. плотное примыкание голосовых связок друг к другу. У дошкольников при этом задерживается дыхание, получается застой крови, шейные вены набухают, нарушается питание мозга. Такое звучание им не по силам и может быть доступно только в старшем школьном возрасте в результате общего психофизического развития.

При фальцете - головном регистре, свойственном младшему возрасту, наблюдается неполное замыкание голосовой щели и вибрирование краев голосовых связок. (Основная мышечная масса связок находится в относительном покое.) Таким образом, перенапряжения голосовых связок не получается, и детский голос оберегается от срыва.

Сила звука также вызывает большую амплитуду колебаний голосовых связок, и, следовательно, вовлекает в работу большее количество (площадь) вокальных мышц. У детей это ведет к излишней активности в работе голосовых связок, возникает крикливость, что также вредно для развития детского голоса.

Поэтому первоочередной задачей воспитателя является охрана голоса ребенка, его слуха и создание спокойной обстановки при обучении. Очень важно, чтобы ребенок и в быту говорил спокойно, без крика, пел естественным голосом.

Основные музыкальные звуки, на которых построены мелодии большинства песен для детского сада, соответствуют диапазону голоса детей дошкольного возраста.

Поэтому следует уделит особую роль охране детского голоса. Вот несколько советов:

-Необходимо оберегать малышей   от распространённой в последнее  время эстрадной манеры пения, которая требует  громкого, форсированного  звучания.

-Громкое пение - "пение-крик" ставит под угрозу здоровье  певческого аппарата. Необходимо  постоянно следить, чтобы дети  пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому  пению взрослых.

-Если Вы решили попеть с  малышом дома, то попросите его  петь  не громко.

-Следите за тем, чтобы пение  было не очень быстрым не  слишком медленным.

-Покажите малышу, как можно подчеркнуть  интонацией содержание песни. 

-Колыбельные песни  старайтесь  петь  спокойно, ласково, тихо.

-Весёлые песни  пойте  оживлённо.

  Еще особое внимание следует  уделить охране голосового аппарата. Для этого необходимо знать  и соблюдать основные правила:

-Знать и правильно понимать  основы анатомии и физиологии  голосового аппарата;

-Максимально бережно относиться  к своему голосу;

-Вести здоровый образ жизни, не поддаваясь вредным привычкам ( курению, спиртному и т.д.), что  в итоге приводит к патологиям  всего голосового аппарата;

Так же важными факторами, могут, является не совсем явные , но не маловажные правила. Необходимо приучать ребенка говорить сдержанно. Стараться не разговаривать с ребенком на улице при сильном морозе. Не перекрикивать шум (например, транспортный). Не перенапрягать голос ребенка при ангине, заболеваниях дыхательных путей, легких (в разгар болезни, и после болезни). Отрицательное действие на голос может оказать сухой воздух при паровом отоплении. Поэтому по возможности необходимо увлажнять его - развести цветы (если у ребенка нет к ним аллергии). Оставить в открытом сосуде воду около спящего малыша.

Особое внимание требует голос 4—5-летнего ребенка, когда он начинает петь. Исполняемые им песни не должны выходить за пределы допустимой громкости — иначе это может привести не только к хрипоте, но и к более значительным стойким нарушениям голоса. Не разрешайте детям петь дома громко песни, предназначенные для исполнения взрослыми. На состояние голоса также влияет питание. Острая пища, содержащая пряности, много соли и уксуса, раздражает слизистую оболочку горла, ухудшает голос. Излишняя полнота ребенка также может отрицательно отражается  на его голосе. Различные длительно протекающие заболевания гортани и носа также ведут к нарушению голоса.

 

 

  1. Песенный репертуар и требования к его подбору.

 

Песенный репертуар для детей должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих большое воспитательное и познавательное значение. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Все это углубляет его представления об окружающей жизни. В музыкальных образах воплощаются близкие, интересные детям события, явления природы, общественной жизни. Песни, воздействуя на чувства, вызывают определенное отношение к тому, что в них передано. Так, например, ребенок не раз обращал внимание на сезонные изменения в природе: он замечал пожелтевшие листья, хмурое небо, ранние закаты. Слушая песню Т. Попатенко на слова Н. Найденовой «Листья золотые», дети вспоминают листопад, дорожки, покрытые золотым ковром, букеты из желтых, красных листочков, принесенные в детский сад. Очень любят дети музыкальные произведения, возникшие на основе интонаций, взятых из окружающей жизни. С особым удовольствием они прислушиваются в мелодии к хорошо знакомым им интонациям кукования кукушки, построенным на интервале большой терции. Обращают внимание на изобразительные моменты, передающие щебет птиц. Примером может служить песня М. Красева «Синичка». Она построена в форме вопросов и ответов. Дети спрашивают синичку, где она была, а синичка им отвечает. Дети любят песни, в которых слышат имитации звучания знакомых инструментов: барабана, трубы, струнных. Например, в песне М. Красева «Петя-барабанщик» есть отдельные фрагменты, где слышен бой барабана. Очень заинтересованно слушают дети звучание «ауканья» и «баюканья», передаваемое повторяющимися восходящими и нисходящими интервалами. В колыбельных песнях нисходящие интервалы создают настроение покоя (см. песню «Спите, куклы, баю, баю» из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлу-гиной.) Однако эти изобразительные моменты нельзя рассматривать изолированно от музыкального образа произведения в целом,

Так же как и всю вокальную музыку для детей сводить к изобразительным звучаниям. Основное в музыке - выражение чувств, настроений, эмоций. Воздействуя песней на чувства ребенка, педагог воспитывает у него эмоционально положительное отношение к действительности.

Репертуар детских песен должен быть разнообразным по тематике, включать песни о природе, труде детей, детском саде, школе, временах года; шуточные, игровые, праздничные, песни на общественную тематику.

В программе детского сада песни подобраны в соответствии с определенными принципами.

1. Песни, которые предлагаются детям  во всех группах, должны быть  высокохудожественными, познавательными  в отношении содержания текста. Например, текст песни «Зима»  В. Карасевой в художественной  форме подкрепляет знания маленького  ребенка о зимней природе, о  катании на санях. Простая певучая мелодия, коротенькое фортепианное вступление и заключение к песне углубляют этот художественный образ, эмоционально окрашивают его.

2. Мелодии песен должны быть  простые, ярки и разнообразные  по характеру.

3. Тематика песен разнообразная, но близкая и понятная детям.

4. Мелодии песен должны соответствовать  вокальным возможностям детей  с точки зрения диапазона, который  не должен превышать указанного  в программе воспитания в детском  саду.

5. В младшей группе песня должна  состоять из коротких музыкальных  фраз - не более 2 тактов. Предпочтительный  размер 2/4, и оканчивается мелодия  четвертной или половинной нотой. Желательны окончания фраз также  на длинных нотах, чтобы дети  успели сделать естественный  вдох перед началом другой  музыкальной фразы. В средней  группе музыкальные фразы удлиняются. В старших группах предлагаются  песни с более протяженными  фразами -в 6-8 четвертей (например, песня  М. Красева «На прогулке»).

6. Темп песен для младших групп  не может быть быстрым, так  как детям младшего возраста  трудно произносить слова в  подвижном темпе. В средней группе  предлагаются и оживленные песни, например «Санки» М. Красева. В  репертуар старших групп включают  песни разного темпа, но большинство  из них все же умеренные.

7. Ритм мелодий песен должен  быть простым - состоять из соединения  четвертных, половинных и восьмых  нот.

8. Педагог следит, чтобы каждая  последующая песня была несколько  сложнее предыдущей (в отношении  вокальных навыков, мелодии песни, ритмического рисунка). Усложняться  может также форма песни. Например, от одночастной песни следует  переходить к двух-трехчастной, от простой куплетной - к песне со вступлением, заключением, отыгрышем и т. д.

При выборе песен музыкальный руководитель преследует, прежде всего, воспитательные и образовательные задачи, чтобы вызвать у детей любовь к Родине, природе, родителям, детскому саду и т. д. Одновременно педагог учитывает те вокальные навыки, которые можно привить при помощи той или иной песни. Выбирая песню, надо исходить не только из одного литературного текста, но принимать во внимание характер и строение мелодии, доступность ее для данной группы детей. Необходимо учитывать и общее музыкальное развитие детей. Перечислим требования к песням, изложенные в «Программе воспитания в детском саду».

1. Песни должны быть педагогически  ценными, высоко идейными, воспитывающими  чувство любви к Родине, ее  природе, труду, дружбе и товариществу  и т. д. Например, песни В. Агафонникова  «Без труда не проживешь», С. Разоренова  «Мы - дружные ребята».

2. Песни должны быть высокохудожественными, т. е. едиными по содержанию и  форме. Например, песня «Скворушка  прощается», музыка Т. Попатенко.

3. Песни должны отвечать дидактическим  требованиям: доступности, систематичности  и последовательности, сознательности, активности. А именно: постепенное  усложнение песен должно идти  от более легких к более  трудным по мелодии, гармонизации, структуре. Дети должны осмыслить  содержание текста и требования  к исполнению песни, уметь исполнить  песни самостоятельно -соло и  хором.

При выборе песен надо исходить из:

-плана педагогической работы;

-интересов детей, которыми они  живут в данное время;

-доступности детскому восприятию  выраженных в песне чувств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Обучение пению детей в разных возрастных группах. Роль игровых методов и приемов в обучении.

 

При обучении детей пению очень важно добиваться правильной передачи мелодии. Разучивание песен начинается с их прослушивания. Для этого необходимо создать спокойную, доброжелательную обстановку, которая помогла бы детям наилучшим образом проявить свои способности. Сам педагог должен петь правильно поставленным голосом, четко выводить мелодию, т.к. пение педагога становится для детей образцом. По ходу занятия полезно дать детям прослушать ту же мелодию, исполненную на металлофоне. Дети должны определить, что металлофон и голос воспроизводят одну и ту же мелодию.

  Обучение следует начинать  с наиболее простых музыкальных  произведений, практически известных  всем детям - считалок, колыбельных, хороводов, музыкальных игр. Слушая  педагога и понемногу начиная  подражать ему, дети убеждаются, что они и сами могут воспроизводить  музыку голосом. Подобные упражнения  помогают им понять, что существуют  разные виды, разные способы пения, что голосом можно пользоваться  по-разному.

  Итак, прослушивание составляет  необходимую часть работы над  музыкальным произведением, первый  её этап.  Только после многократного  внимательного прослушивания можно  переходить к следующему этапу-  пропеванию мелодии всеми детьми, одновременно с воспитателем. Сначала  они поют её тихо, почти шепотом, чтобы голос педагога, по которому  они  "выверяют" своё пение, был отлично слышен каждому. Слабое  звучание не препятствует воспроизведению  длительности и других характеристик  звука. При тихом пении голосовые  связки "настраиваются" так же, как и при громком. Воспроизведение  звуков, подстраивание своего голоса  к голосу педагога и голосам  других детей формируют способность  аддитивного (слухового) контроля. Ребенок должен научиться правильно, интонировать мелодию еще до того, как узнает слова песни. На всех этапах работы над пением, ребенка следует учить сравнивать свое пение с пением педагога и с пением других детей.

Начиная учить детей какой-либо мелодии, придумываю дидактические приемы, которые буду использовать. В каждой песне нахожу что-то интересное, какой-то забавный поворот, сравнение, шутку, словом "изюминку", которая привлечет внимание детей и позволит "без нажима" несколько раз повторить песню. При каждом повторении добиваюсь более точного и выразительного исполнения: слежу за тем, чтобы дети вступали вовремя и пели ритмично, чтобы они полностью и правильно проговаривали текст, учились дифференцировать силу звучания голоса от тихого, почти шепота, до громкого. Слежу за правильным дыханием, четкой дикцией, приятным звучанием.

  Развивая в детях способность  сравнивать, создаю условия для  дальнейшего совершенствования  исполнения песен - для более гибкого  интонирования, выразительной передачи оттенков, для слитного протягивания "залигованных" нот, выработки приятного звучания собственного голоса. Поэтому, занятие надо организовывать так, чтобы пение в сопровождении музыкальных инструментов обязательно чередовалось  с "чистым" пением.

  Таким образом, при обучении  пению, необходимо использовать  формы дифференциального восприятия  элементов музыкального произведения. Когда  же ребенок поет сам, он воспринимает только "целую" песню. Наша практика подтвердила  справедливость точки зрения  ряда известных музыкальных педагогов, которые полагают, что добиваться  адекватного воспроизведения ритма  и тона надо в процессе пения  и посредством пения. Это обстоятельство  подчеркивает важность качества  песенного репертуара и его  разнообразия. Отбирая для дошкольников  песни, учитываю не только общие  требования музыкального воспитания, но и конкретные индивидуальные  особенности и интересы современных  детей.

Информация о работе Пение - массовый и доступный вид деятельности детского исолнительства