Оперы Моцарта в контексте культуры его времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 13:21, реферат

Описание работы

Проблема семантики музыкального языка -- одна из наиболее сложных и в то же время актуальных в музыкознании. Особенно ответственно обращение к наследию композитора далекого прошлого, попытка представить себе, воссоздать его художественный мир. При этом неизбежно встает вопрос о восприятии произведения искусства. Адекватное восприятие художественного произведения прошлого -- всегда проблема.

Файлы: 1 файл

kazedu_69299.docx

— 56.02 Кб (Скачать файл)

Образы моцартовских симфоний:

лирические

танцевальные

драматические

философские.

Драматизм нередко достигался наличием контрастных элементов внутри одной темы – характерная черта моцартовского стиля, получившая развитие в творчестве Бетховена (Г. П. I части симфонии № 41 «Юпитер», состоящая из 2-х контрастных элементов: мужественно-героического и лирического). Наличие в одной теме двух контрастных элементов является стимулом последующего развёртывания, сопоставления и столкновения различных музыкальных образов.

Первые симфонии Моцарт написал в 8-летнем возрасте под впечатлением от симфоний И.К. Баха. Ранние симфонии Моцарта близки к сюите, серенаде, дивертисменту и не обладают органическим единством цикла.

Три самые знаменитые симфонии Моцарта созданы в 1788 г.:

№ 39 Es-dur – героико-драматическая, светлая, на основе танцевальных тем;

№ 40 g-moll – лирически-экспрессивная, трепетно-взволнованная. Её иногда называют «вертеровской», т.к. она, как и «Страдания молодого Вертера» Гёте, рождена в атмосфере периода «Бури и натиска» с его повышенной эмоциональностью, разливом чувств, предвосхищая, тем самым, романтический симфонизм.

№ 41 C-dur («Юпитер») – величественная, монументальная (название дано не Моцартом). Её особенностью является, что всё развитие ведёт к монументальному финалу, венчающему симфонию, как величественный купол венчает грандиозный собор (финал представляет собой сочетание сонатного allegro и тройной фуги).

Одно из значительных мест в творчестве Моцарта занимают концерты для различных инструментов в сопровождении оркестра. Концерт классического типа содержит две экспозиции:

I - экспозиция оркестра, где излагается основной тематический  материал

II – экспозиция  солирующего инструмента.

Сольная партия отличалась виртуозностью. Свободная виртуозная каденция (после К64 перед кодой I части) была рассчитана на импровизацию солиста. Лишь в XIX веке каденции стали сочиняться самим композитором. II часть концерта – медленная, III часть – жанровый финал.

Среди многочисленных концертов Моцарта выделяются фортепианные – d-moll, c-moll, C-dur, Es-dur; скрипичные - D-dur, A-dur. Это шедевры концертно-симфонической музыки. Концерты Моцарта не менее симфоничны, чем его симфонии.

Оркестр Моцарта того же состава, что и оркестр Гайдна (парный). Однако Моцарт больше использовал экспрессивные свойства инструментов, их певучесть (особенно струнных).

5. Фортепианное творчество  Моцарта.

Фортепианные произведения Моцарта тесно связаны с его исполнительской деятельностью. Одной из характерных черт является певучесть (кантабильность) как один из творческих и исполнительских принципов Моцарта, связанный с претворением итальянского бельканто как в вокальной, так и инструментальной музыке.

Для фактуры фортепианных произведений Моцарта характерна дифференциация мелодии в верхнем голосе (правая рука) и сопровождения в левой руке.

Характерные типы сопровождения:

Аккорды или аккордовые репетиции;

Тремоло в пределах октавы, септимы или сексты;

«Альбертиевы басы» - фигурации на звуках разложенного аккорда.

К лучшим произведениям Моцарта для фортепиано относятся: соната a-moll (1778), A-dur (1778), фантазия и соната c-moll (1785), фантазия d-moll. Своеобразно строение сонаты A-dur: I часть – тема с вариациями, II часть – менуэт, III часть – рондо «Alla turca».

Кантатно-ораториальные жанры. Реквием.

В кантатно-ораториальном жанре Моцартом написаны мотеты, 5 масонских кантат, 15 месс, Реквием.

Несмотря на духовные тексты, эти произведения далеки от ортодоксальной церковной музыки и по своим образам мало отличаются от светских произведений Моцарта. Моцарт был религиозным человеком, но его религиозность имела не церковно-догматический, а нравственно-философский характер (он был масоном).

Одним из значительных памятников мировой культуры является Реквием – потрясающая музыкальная трагедия. Реквием – траурная заупокойная месса, исполняемая на традиционный культовый латинский текст, принятый в католической службе, и состоящий из несколько традиционных частей, среди которых, помимо обычных частей обычной мессы, обязательны части, принадлежащие только траурной мессе. Моцарт воплощает в Реквиеме глубочайший мир человеческих переживаний: душевное смятение, умиротворённый покой, горе и страдание.

Из двенадцати номеров Реквиема девять написаны для хора и три (Tuba mirum, Recordare, Benedictus) – для квартета солистов.

№ 1 I раздел: Requiem aeternam («Даруй нам вечный покой»); II раздел: Kyrie eleison («Господи, помилуй»). № 1 – это интроитус (вступительный раздел).

№ 2 Dies irae – рисует картины конца света, Страшного суда

№ 3 Tuba mirum («Труба предвечного») – о грозном сигнале трубы, призывающем живых и мёртвых на Страшный суд;

№ 4 Rex tremendae («Царь грозный») – рисует образ сурового и неумолимого Бога, карающего трешноков;

№ 5 Recordare («Помяни») – содержит обращённую к Христу мольбу о пощаде;

№ 6 Confutatis («Отвергнув») – это рассказ о мучениях, ожидающих грешников в аду;

№ 7 Lacrymosa («Слёзная») – мольба и милосердии в скорбный день слёз;

№ 8 Domine Jesu («Господи, Иисусе») – проникновенная молитва, обращённая к Богу;

№ 9 Hostias («Жертва»);

№ 10 Sanctus;

№ 11 Benedictus;

№ 12 Agnus Dei

Моцарт успел написать только первые шесть частей Реквиема, оставив недописанной седьмую часть (Lacrymosa). Он умер, вероятно, от почечной недостаточности. Реквием был завершён его учеником Зюсмайером, согласно указаниям умирающего композитора. 
 

 

 


Информация о работе Оперы Моцарта в контексте культуры его времени