Образовательная программа православной гимназии № 20 г. Майкопа и изучение русской духовной музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Первое направление имеет целью модернизацию педагогических технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений и навыков. Сохраняется сложившаяся в советской школе методологическая основа деятельности, а усилия направлены лишь на корректировку в соответствии с требованиями времени. Второе направление характеризуется введением личностноориентированных образовательных технологий. Этот, безусловно, прогрессивный, подход связан с введением в школьную практику зарубежных образовательных технологий, использование которых не всегда проходит безболезненно, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившихся в России формы обучения и воспитания

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Нравственный и художественный
потенциал духовной музыки…………………………………..8
§1. Морально-нравственные ценности православной педагогики……...8
§2. Исторические сведения о развитии музыкального образования
в лоне Русской православной церкви……………………………………14
Глава 2. Русская духовная музыка в
православной гимназии………………………………………...26
§1. Пути введения духовной музыки в школьный урок………………..26
§2. Образовательная программа православной гимназии
г. Майкопа…………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Спиридонова Образовательная программа православной гимназии (2).doc

— 595.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Аналогичные задачи – добиться согласного, чистого  звучания трехголосия, ставятся перед  хормейстером при изучении рождественского  канта «Народился нам Спаситель»:

Часто верхние  голоса в терцию поют дети, а нижний – хормейстер или более опытные певчие. Нередко при клиросном служении детский и левый хор объединяются, что иногда упрощает задачу введения трехголосия. В других же случаях возникают сложности со слиянием детских и взрослых голосов, особенно когда в левом хоре поют пожилые женщины с сильным «разболтанным» (по выражению хормейстера В. Д. Красниковой) вибрато.

Поэтому навык анализа характера пения, особой церковной манеры, воспитывается постоянно. С этой  целью хор разбивается на  две части  и  попеременно исполняются произведения. Оценка ребят и руководителя принесет большую пользу в воспитании сознательного и активного усвоения вокально-хоровых навыков в том числе ансамбля.

Ритмический ансамбль проявляется в чуткости детей к пульсации основной    метрической    доли.    Большую    пользу    в    осознании   детьми ритмических отношении оказывают слоговые обозначения, когда каждая ^ ритмическая единица соответствует определённый слог: четверть – та, половинная - та-а, восьмые - ти-пш, шестнадцатые - тири-пшри.

Одной из форм проверки полученных в течении года знаний служит итоговое тестирование по предмету «Духовное  пение». Детям предлагается ответить на ряд вопросов, выбрав при этом правильный вариант ответа20. Итог проведённого тестирования определяет уровень знаний учащихся по данному предмету.

Так же имеется система  дополнительного образования, которая  включает в себя работу следующих  творческих студий: театральной, хоровой, туристической; прикладного творчества, литературной. Преподавание в гимназии имеет целью дать учащимся всестороннее гуманитарное образование, основывающееся на христианской этической системе.

Дети испытывают синкретичное воздействие от различных видов  искусств с целью приобретения православного  мировосприятия. Так, своеобразие школьного быта ощущается прямо от входа. На стенах в коридоре расположены иконы с изображением святых, 10 заповедей из Ветхого Завета и «Заповеди блаженства». Учебный день всегда начинается с утренней молитвы, в которой гимназисты и преподаватели просят Бога о здравии и помощи для своих родителей и для всех жителей нашей Земли. После молитвы начинаются занятия, в ходе которых воспитанники гимназии познают вечные истины христианства на примерах из жизни Святых.

Примечательным в гимназии является то, что даже каждый класс имеет название какого либо святого:

      • Класс во имя Казанской иконы,
      • Класс во имя Святого Николая Угодника,
      • Класс во имя Преподобного Серафима Саровского,
      • Класс во имя Преподобного Сергия Радонежского,
      • Класс во имя Святого Романа Сладкопевца.

В связи с этим, ученики  каждого класса знают наизусть песнопения, посвящённые святому, в честь  которого назван их класс.

В основу обучения по специальным  предметам положен опыт Смоленской, Белгородской, Краснодарской православной гимназии. Задача, которую ставит перед собой преподавательский коллектив православной гимназии и её директор, призвана воспитывать и формировать из ребёнка высоконравственную и гармонично развитую личность.

Вся система воспитательной работы строится в рамках детской  организации «Благовест» и осуществляется по трём направлениям:

  1. Свято-отеческое – предполагает изучение христианского вероучения, православных традиций и формирование на их основе мировоззрения детей;
  2. Духовно-нравственное – призвано вырабатывать нравственные принципы на основе христианской морали и традиции;
  3. Социальное – включает в себя патриотическое, экологическое, правовое, экономическое, этическое воспитание будущих граждан России.

В настоящем учебном плане светское образование (базовый компонент) освещается образованием христианским (школьный компонент), органически сочетаясь с ним и с христианским отношением к миру. Необходимость такого подхода к составлению учебного плана диктуется современной жизнью: бездуховность, безрелигиозность – идеальная почва для произрастания безнравственности во всех её проявлениях. С помощью данного учебного плана православная гимназия стремится воплотить в своей деятельности принципы православного образования, среди которых:

  • личностный характер обучения при тесном взаимодействии семьи, школы, Церкви с учётом возрастных особенностей учащихся, их духовного развития и общеобразовательной подготовки;
  • научение делам любви, заботе о ближних, ибо вера без любви есть не вера, а фанатизм, подчас злобный, возбуждённый и неприязненный к другим людям, враждебный свету Христовой истины;
  • литургика (постепенное вхождение учащихся в литургическую жизнь Церкви);
  • привитие навыков нравственного восприятия культурных ценностей;
  • воспитание чувства единения с природой и глубокого нравственного отношения к окружающему миру.

Развитие этих принципов  позволяет воспитывать детей  в духе Православия и русской  культуры.

В православной гимназии существует родительский комитет. Родители учувствуют во всех основных делах  гимназии, интересуются чем живут  их дети, помогают преподавателям в проведении внеклассных мероприятий. Авторитет гимназии постоянно растёт. И не только у родителей её учеников. Положительный опыт обучения и воспитания её оценен администрацией города, Советом народных депутатов, комитетом по образованию. Администрацией города было принято решение финансировать заработную плату преподавателям православной гимназии из государственных средств.

Воспитываясь в церковных  традициях и доброй нравственной атмосфере, ученики православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского города Майкопа получают разностороннее и качественное образование. Руководство и преподавательский состав гимназии, большое внимание уделяют музыкальному образованию гимназистов. Именно эта область занятий и являлась предметом нашего исследования.

Наблюдая за процессом  музыкального воспитания гимназии, мы выяснили, что обучение музыки начинается с первого класса. Учебным планом предусмотрены уроки музыки (1 раз  в неделю по 40 минут) и занятия  по обучению церковному пению (2 раза в  неделю по 40 минут).

Учебным планом предусмотрены  уроки музыки, строящиеся на основе программы по музыки Д. Б. Кабалевского, где дети знакомятся с образцами народной, классической и современной музыки. Эти занятия можно отнести к виду так называемых общевоспитательных и развивающих занятий. Они необходимы прежде всего потому, что детям станет легче осознавать место и роль духовной музыки в наследии человеческой культуры, её истоки, историю, развитие. Кроме того, разовьётся их кругозор в целом.

При гимназии уже 2 года существует филиал Майкопской музыкальной школы №3 отделение «Духовное пение». Учителя из музыкальной школы преподают здесь музыкальную литературу, сольфеджио, хора. Кроме этого, ведётся обучение детей игре на одном из трёх музыкальных инструментах (баяне, аккордеоне, фортепиано). Занятия хора проходят 2 раза в неделю, их посещают все дети, обучающиеся в музыкальной школе. По воскресеньям детский хор посещает Свято-Троицкий Собор, где участвуют в литургии, исполняя церковные песнопения. Каждые полгода хор принимает участие в отчётном концерте, который проводится между хоровыми коллективами города и области. Кроме этого, участвует во многих праздниках, которые проводят в православной гимназии. Репертуар хора отличается разнообразием исполняемых произведений, так как кроме обиходных напевов и духовных песнопений исполняемых a cappella и изучаемых детьми на занятиях по церковному пению, ребята разучивают духовные песни с музыкальным сопровождением, а так же исполняют детские песни отечественных композиторов.

По большим церковным праздникам ребята из хора вместе со своим регентом Светланой Леонидовной Гриценко, готовят небольшую концертную программу и поздравляют своего ректора (настоятеля Свято-Троицкого кафедрального Собора протоирея О.Геннадия) и епископа Майкопского и Адыгейского Пантелеимона с праздником. Такие поздравления проходят в Свято-Троицком кафедральном Соборе.

В Детской школе искусств № 6 города Майкопа с 2006 года открыто отделение церковного пения, как филиал православной гимназии. Директор школы Уваров А. В. ставит следующие цели открытия этого отделения:

  • воспитание музыкальной культуры учащихся, как части духовной культуры;
  • развитие общих и музыкальных способностей учащихся;
  • формирование у детей художественного восприятия музыки;
  • развитие музыкально-эстетического вкуса учащихся.

Задачи отделения церковного пения руководитель видит в следующем::

  • привить любовь детям к хоровому пению;
  • создать потребность в систематическом коллективном музицировании;
  • следить за формированием и развитием важнейших
  • вокально-хоровых навыков;
  • помнить о необходимости расширения музыкально художественного кругозора детей;
  • в репертуар хора должна входить русская и зарубежная
  • классика и народные песни разных жанров.

Дети этого отделения, помимо хорового класса изучают дисциплины, предусмотренные государственным стандартом дополнительного художественного образования детей: сольфеджио, слушание музыки, музицирование, музыкальной литературе, инструменту, основам хорового дирижирования и предмету по выбору(народное творчество, ритмика, сольное пение. Хоровые занятия проходят под руководством регента Макаренко Лидии Геннадьевны. Занимается хор по её рабочей программе, составленной на основе типовой учебной программы для ДМШ и школ искусств профессора В. Попова и профессора П. Халабузаря Обязательным для детей хорового класса является участие во всех богослужениях. Формой отчетности является концерт хорового класса.

Специфика хорового репертуара, на наш взгляд, незначительная. В  таблицах приводится процентное соотношение  различных компонентов репертуара хорового класса, причем пропорции не изменяются в младших и старших классах:

Раздел репертуарного  списка

Кол-во произведений

Процентное соотношение

Русская классика

2

10℅

Зарубежная классика

3

15℅

Современная музыка и  массовые жанры

7

35℅

Народные песни

3

15℅

Духовная музыка

5

25℅


 

Естественно, уровень  сложности произведений, исполняемых  в хоровом классе детей, обучающихся  в ДШИ при гимназии намного  выше, чем в учебном хоре остальных  учащихся. К примеру, ежегодно в программу  хора включается «Слава» Бортнянского – произведение, являющееся своего рода эталоном чистоты интонирования музыки эпохи классицизма:

 

 

На богослужении же такой  хор способен исполнять части  из трехголосной Литургии М. Березовского:

 

 

Некоторые из хористов проходят клиросное послушание и готовятся к поступлению в регентские школы Духовных Академий и семинарий. Мы располагаем Правилами приема в Регентскую школу при Московской Православной Духовной Академии в г. Сергиев Посад (Приложение № 5). Такие учащиеся более целенаправленно и углубленно изучают предметы богословского и музыкального циклов. 

Таким образом, православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского представляет собой новый тип общеобразовательной школы. В ней соединяются религиозно-нравственное воспитание детей и современное естественно-научное и гуманитарное образование. Цель, к достижению которой стремиться православная гимназия, может быть сформулирована следующим образом: Формирование в учащихся целостного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей, хранимых Россией столетиями, а так же практических знаний, которые позволят будущим гражданам России реализовать свои природные возможности в новой социальной и экономической среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В конце ХХ - начале XXI века влияние религии на жизнь  российских граждан значительно  возросло. Наметилась тенденция повышения  роли Русской православной  церкви в общественной жизни страны. Если в советский период взаимодействие религиозных и светских институтов было сведено к минимуму, то реальностью современного российского общества становится активное сотрудничество религиозных организаций со светскими, в том числе в сфере образования.

Информация о работе Образовательная программа православной гимназии № 20 г. Майкопа и изучение русской духовной музыки