Образовательная программа православной гимназии № 20 г. Майкопа и изучение русской духовной музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Первое направление имеет целью модернизацию педагогических технологий, ориентированных на формирование у школьников знаний, умений и навыков. Сохраняется сложившаяся в советской школе методологическая основа деятельности, а усилия направлены лишь на корректировку в соответствии с требованиями времени. Второе направление характеризуется введением личностноориентированных образовательных технологий. Этот, безусловно, прогрессивный, подход связан с введением в школьную практику зарубежных образовательных технологий, использование которых не всегда проходит безболезненно, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторически сложившихся в России формы обучения и воспитания

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Нравственный и художественный
потенциал духовной музыки…………………………………..8
§1. Морально-нравственные ценности православной педагогики……...8
§2. Исторические сведения о развитии музыкального образования
в лоне Русской православной церкви……………………………………14
Глава 2. Русская духовная музыка в
православной гимназии………………………………………...26
§1. Пути введения духовной музыки в школьный урок………………..26
§2. Образовательная программа православной гимназии
г. Майкопа…………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

Спиридонова Образовательная программа православной гимназии (2).doc

— 595.50 Кб (Скачать файл)

Обобщая путь развития русской хоровой культуры с X по XX век, можно сделать вывод о том, что русская певческая школа, сложившись как единое целое, имела две взаимодополняющие ветви: богослужебную и светскую. Первая из них играла основополагающую роль, вторая, постепенно вызревая внутри церковной, неуклонно занимала ведущие позиции. Этому несомненно способствовала политика правящего двора и общекультурные процессы. В большой степени данная тенденция прослеживается на примере деятельности двух центральных коллективов – Придворной певческой капеллы и Синодального хора. Однако в контексте хоровой культуры России значение богослужебной ветви оставалось важнейшим.

 

 

 

Глава II. Русская духовная музыка в православной гимназии МАЙКОПА.

 

2.1. Пути введения духовной музыки в школьный урок

 

Воспитательное значение духовной музыки трудно переоценить, и  ныне, пожалуй, это понятно многим. Однако и недостаточность собственных  знаний в этой, долгое время как  бы запретной сфере, и не определившиеся еще идеи обучения духовной музыке на уровне преобладающего светского образования — это, да и многое другое, активно мешает процессу приближения к пониманию приоритетности духовных основ, богослужебного пения в воспитании посредством музыки как одного из главных личностнообразующих начал. По мнению преподавателя Московской регентско-певческой семинарии М. Ромащука, на поверхности проблемы — практически отсутствие научно обоснованных программ по русской духовной музыке, притом для разного возрастного уровня, соответственно — пособий, нотного материала, учебных аудиозаписей. Хотя за этим стоят не определившиеся положения более глубокого уровня. Они касаются собственно воспитания, правильное направление которого невозможно без следования Закону Божию. Рассуждения по этому вопросу и реальное положение дел — как небо и земля. «Возможно ли выстроить сверхцикл школьных программ по музыке как программ, опирающихся на духовные песнопения, в контексте открытого или скрытого противодействия самой среды, окружающей атмосферы быта и массовой «обработки шумом» под видом музыки, коллег, родителей, наконец, самих ребят, с рождения погружаемых средствами массовой информации в антикультуру? И как быть тогда с практически вышедшей из обихода традиций народного пения, да и с музыкальной классикой? Какая лествица здесь возможна и необходима?»11.

Автор полагает, что только по крупицам собранные опытным путем практические идеи, подкрепленные серьезной научной школой, могут стать фундаментом для создания, если угодно, государственной концепции воспитания-образования и посредством музыки, в обширной области которой свое главное место должна занять веками пророщенная крепкая традиция хоровых духовных молитвенных песнопений. Лепта каждого, кто направляет свои музыкально-педагогические знания по этому еще малоосвоенному руслу, важна в соборном утверждении вех этого пути.

 Изучение духовной музыки в общеобразовательной школе имеет свои особенности и сложности. Сложность заключается в том, что, во-первых, педагог должен достаточно овладеть этим материалом; во-вторых, иметь для работы необходимые ноты и звукозаписи; в-третьих, помнить, что в классе находятся дети не только разных национальностей и вероисповеданий, но и не верующие. Если педагог строго придерживается культурологической позиции, то эти сложности исчезают, ибо педагог даёт детям знание, информацию, просвещает их в одном из направлений русской музыки.

Для составления современных  программ необходимо определить наиболее значимые принципы.

Основополагающим, по мнению И. Кошминой12, должен стать принцип параллельности между религиозно-духовной музыкой и русской классикой, между духовной музыкой и народным творчеством. Этот принцип вытекает из культурологического подхода к духовной музыке, особенностей её исторического развития: она является частью отечественной музыкальной культуры; народное, религиозное и светское направления не только существовали параллельно, но и взаимодействовали друг с другом. Принцип параллельности реализуется через подход религиозно-духовной музыки и близких ей духовных образов в русской классике или народном творчестве.

Такое построение образовательного курса позволит знакомить детей  с духовной музыкой на фоне широкой, многоохватной жизненной панорамы, давая представления о разных сторонах жизни народа, его быта и культуры. Возможно, для одних  детей ближе и понятнее окажутся духовные образы в русской опере, для других – в народном духовном стихе, для третьих – сама церковная музыка в её изначальном звучании.

В русских операх колокольные  звоны, молитвы и другие церковные  песнопения представлены в бытовой  или исторической обстановке. Они наполнены конкретным смыслом, жизненным содержанием: о спасении Китежа молится Феврония, о прощении своего преступления молится перед смертью царь Борис, колокольные звоны отмечают праздничные и горестные события и т.д. Таким образом, принцип параллельности даст возможность учащимся лучше понять место духовной культуры в жизни человека, а педагогу – опереться на знания учащихся по истории и литературе («Иван Сусанин», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и др.).

Принцип параллельности через сопоставление фрагментов из духовных произведений западноевропейских композиторов (И. Бах, В. Моцарт и др.) и русской церковной музыки.

Второй принцип построения обучающего курса – принцип комплексного введения духовной музыки. Он вытекает из естественных условий её существования – единство всех направлений религиозного искусства. П.Флоренский в синтезе храмового действа видел всё многообразие искусств: изобразительного, музыкального, литературного.

Таким образом, в программе широко привлекается литературный и изобразительный материал.

На сегодняшний день И. Кошминой уже разработаны пути введения духовной музыки в школьный урок (программа И.В.Кошминой «Духовная музыка: Россия и Запад). Автор предлагает несколько приёмов изложения материала по духовной музыке на уроке:

1. Художественный ансамбль православного культа. Этот приём основан на единстве всех видов духовной культуры: слова, музыки, иконографии, храмового зодчества, скульптуры. Духовная музыка рассматривается как часть единой религиозной культуры и вводится на уроке в комплексе храмовых искусств.

2. Духовная музыка и русская классика. В основе приёма – сопоставление духовных образов в светских произведениях и собственно церковной музыки. Педагог знакомит детей с церковной музыкой, затем показывает близкий по образу пример из светского музыкального произведения. Так, песнопение «Многая лета» удачно сравнивается с заключительным хором «Славься» из оперы М.Глинки «Иван Сусанин», написанным в жанре «многолетий». При сравнении подчёркивается их образная, эмоциональная, интонационная общность.

3. Диалог христианских культур. Такой диалог возможен при сопоставлении песнопений в честь Богородицы, например православного «Богородице, Дево» и западноевропейской (католической) «Аве Мария». Параллельно сравниваются и иконописные воплощения образа Богородиц в православном и западноевропейском искусстве. Сопоставляются песнопения в честь Иисуса Христа: «Единородный Сыне» из литургии и частей из Высокой мессы И.Баха - № 15 « Et incarnates», № 16 «Crucifixus», № 17 «Et resurrexit».

4. Отечественная история и православная культура. Святые. Это один из интересных путей введения духовной музыки на уроке. Дети узнают об исторических людях, причисленных к лику святых, в контексте русской истории. Примером разработки этого способа изложения материала могут быть занятия, посвящённые песнопениям в честь Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Невского и других. Так, дети узнают о том, что Сергий Радонежский, один из самых почитаемых русских святых, был выдающимся политическим деятелем, выступавшим за примирение русских князей, за сплочение отдельных княжеств в сильное русское государство.

5. Диалог поколений. Русская духовная музыка, являясь искусством прошлых веков, естественно, воспринимается в определённой исторической перспективе, возникает диалог культур прошлого и настоящего, диалог поколений. На диалоге поколений может быть построен рассказ об Александре Невском. Следует подчеркнуть связь русской истории с православной культурой; рассказать учащимся о том, что образ героя накануне Великой Отечественной войны привлёк внимание композитора С.Прокофьева, написавшего кантату «Александр Невский», а немного позже художник П.Корин создал живописное полотно, на котором запечатлён героический образ русского полководца. Подвиги князя воспеты и русским православием: он был причислен к лику святых и в его честь сложены песнопения. Прослушать величание князю А.Невскому.

6. Творцы духовной музыки. Данный монографический принцип лежит в основе программы восьмого класса, когда происходит обобщение всего курса. Учащимся предлагается кратко ознакомиться с творчеством русских композиторов – авторов различных духовных песнопений: Д.Бортнянским, П.Чайковским, С.Рахманиновым и другими. Педагог кратко рассказывает о творчестве композитора, и затем слушается одно из его произведений.

Как спланировать урок, на котором будет звучать церковная  музыка?

И. В. Кошмина13 полагает, что лучше начинать урок сразу с духовной музыки, настраивая детей на серьёзный тон беседы, где будут затрагиваться нравственные вопросы – о любви, уважении, сострадании к людям, помощи больным, слабым, заботы о ближнем, о добре и зле.  Можно начать занятие по духовной музыке с объяснения – рассказа, затем дать детям послушать музыку, после чего провести обобщающую беседу.

Каждое звучащее на уроке  песнопение необходимо объяснять с точки зрения содержания канонического текста. Вместе с детьми поговорить о характере музыки, о том, какое впечатление она произвела, какие вызвала мысли, чувства. Необходимо найти «ход», который помог бы ребёнку войти в ситуацию звучания духовной музыки. Можно вспомнить какие-либо бытовые, жизненные ситуации, исторические события.

Говоря о комплексном  введении духовной музыки, следует  отметить, что религиозные сюжеты характерны для всех видов светского искусства. Например, картина А.И.Иванова «Явление Христа народу». Грандиозное полотно воспринимается как немая проповедь, обращённая художником к своим современникам через евангельские образы, это – размышление над нравственными проблемами бытия. Евангельские сюжеты философски осмыслены и в картинах Н. Ге «Тайная вечеря», «Что есть истина?», «Христос и Пилат». Средневековая Русь предстаёт в живописи М. Нестерова, в его картинах «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия».

Введение духовной музыки в современную программу оказывает  воспитательное, очищающее воздействие  на детей, которое достигается изначальной  обращённостью духовной музыки к  человеческой душе, глубокой нравственностью  религиозных заповедей, возвышенной красотой обрядов и ритуалов.

 

 

 

 

 

 § 2.2. Образовательная программа православной гимназии

№ 20 г. Майкопа

В 1992 году Русская Православная Церковь  праздновала 600-летие со дня преставления преподобного Сергия  Радонежского, и в том же году был принят закон Российской Федерации "Об образовании", благодаря которому стало возможно создание общеобразовательных школ под церковным попечительством.

Гимназия была открыта 1 сентября 1998 года. Директор – протоирей  Макаренко Геннадий, духовник – протоирей Котомцев Игорь. Гимназия является светским учебным заведением, которое дает среднее образование повышенного уровня гуманитарной (классической) направленности с преподаванием ряда дисциплин вероучительного характера.

Светский характер образования не препятствует учащимся внешним образом выражать свою религиозность. Но однозначно никто из гимназистов не может быть понуждаем ни к исполнению религиозных обрядов, ни к отрицанию их с оскорблением чувств верующей совести. Гимназия совершает набор учащихся независимо от их принадлежности к Православию, хотя считает должным ознакомить родителей абитуриента со специализацией образования и заручиться их согласием на обучение ребенка по принятым в гимназии учебным программам.

При организации образовательного процесса Православная гимназия руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, методическими письмами и приказами Министерства образования и науки РА, Комитета по образованию муниципального образования «Город Майкоп», внутренними приказами и локальными актами, в которых определён круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.

Учебный план Православной гимназии на 2006 – 2007 учебный год  составлен на основании базисного учебного плана и сохраняет в необходимом объёме содержание образования, являющимся обязательной на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышает предельно допустимого.

Учебный план гимназии предусматривает  выполнение государственной функции  школы – обеспечение общего начального и среднего образования, развитие ребёнка в процессе обучения. Занятия по предметам гимназического компонента учебного плана организованы в форме занятий второй половины учебного дня.

Учебный план Православной гимназии имеет 3 компонента: базовый, гимназический (богословский), система дополнительного образования.

    • Базовый компонент реализует программы основного общего образования согласно государственному образовательному стандарту.14
    • Гимназический компонент реализует программы богословских предметов – Закон Божий, духовная музыка, церковнославянский язык, христианская этика, История Русской Православной Церкви, История Церкви, Новый Завет, Основы православной культуры, Сектоведение. Эти предметы реализуются по прграмно-методическим комплексам двух уровней:
      1. Программно-методические комплексы, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации.
      2. Авторские экспериментальные программы специалистов гимназии.15
    • Система дополнительного образования включает работу следующих творческих студий: театральной хоровой, туристической; прикладного творчества, литературной и др.

Информация о работе Образовательная программа православной гимназии № 20 г. Майкопа и изучение русской духовной музыки