Музыканты Верхневолжья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:23, реферат

Описание работы

1.В годы войны не маловажную роль сыграл ансамбль Александрова. Создав такие шедевры как "В поход! В поход!" и особенно известную песню "Священная война" (на стихи Лебедева-Кумача). Ноты были написаны за один день, и в тот же день ансамбль разучил песню, а на следующее утро она исполнялась на Белорусском вокзале для отъезжающих на фронт.
2. Еще при жизни Василий Васильевич Андреев вошел в знаменитый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона как виртуоз-балалаечник, создатель великорусского оркестра из струнных (домры четырех различных размеров, балалайки шести размеров, гусли), духовых (брелка или жалейка - род свирели, пастушеского рожка), ударных (накры - род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, бубен) инструментов.

Содержание работы

I. Музыканты Верхневолжья 3
1.1. Александров Александр Васильевич 3
1.2. Александров Борис Александрович 5
1.3. Андреев Василий Васильевич 6
1.4. Лемешев Сергей Яковлевич 8
II. Музыкальное воспитание в русской школе 20-го века 10
III. Виды музыкальной деятельности 12
Литература 14

Файлы: 1 файл

музыканты в. волж.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

I. Музыканты Верхневолжья                                                                                     3

        1.1. Александров Александр Васильевич                                                                3

       1.2. Александров Борис Александрович                                                                   5

       1.3. Андреев Василий Васильевич                                                                              6

       1.4. Лемешев Сергей Яковлевич                                                                                 8

II. Музыкальное воспитание в русской школе 20-го века                                          10

III. Виды музыкальной деятельности                                                                             12

Литература                                                                                                                   14

 

Музыканты Верхневолжья

 

Александров Александр Васильевич

 

Родился Александр Васильевич в Рязанской губернии в селе Плахино 1 апреля 1883 года в обычной крестьянской семье.

Любовь к музыке с первых минут своей жизни Александр  Васильевич перенял от своего отца Василия Александровича, который самоучкой постиг грамоту, жадно стремился овладеть разносторонними знаниями, любил читать. Пение тоже в семье занимало особое место.

Два года Александр учился в начальной земской школе. Хор  стоял на первом месте в его  учебных буднях. Его учителем был. И. М. Терентьев, который закрепил уже  имевшиеся певческие навыки в  юном певце.

В Петербурге, в 1891 году, Александр  попал в Хор Казанского собора. Руководил им опытный музыкант-профессионал Василий Александрович Фатеев. Он обратил внимание на даровитого мальчика и принял его в свой хор.

Поучившись некоторое  время в хоре, Александров, по совету Фатеева, решил поступить в Петербургскую  императорскую капеллу (в Придворную капеллу). Отбор туда был не простым, но блестяще сдав экзамены, Александр  добивается своего.

В 1900 году Александр Васильевич успешно выдерживает трудные испытания в Петербургскую консерваторию. Его экзаменаторами были А. К. Лядов, Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Каждый экзаменатор имел своё представление о музыке, но, прослушав юношу, они пришли к единому мнению: «Такой талант, нельзя загубить»

Но учился Александров  в консерватории недолго. Проблемы со здоровьем и постоянная материальная нужда заставили бросить учёбу  и перебраться на некоторое время  в небольшой городок Бологое. Он начал руководить хоровыми классами в железнодорожном и техническом училищах и одновременно служил регентом в местном соборе

В 1906 году Александров со своей семьёй переезжает в город  Тверь. По конкурсу он становится регентом архиерейского хора, через некоторое  время, он начинает служит в Казанском  храме; начинает руководить хорами в  семинарии, женском коммерческом училище, на земских курсах и в педагогическом институте, иногда объединяя любителей  песен в большой сводный хор. И в Твери Александров стал одним из лидеров среди музыкантов. Он начал ставить оперные спектакли в Твери, собирал хор, искал солистов в Москве и в Петербурге. Впервые в Твери были поставлены такие оперы как "Пиковая дама", сцены из опер "Иван Сусанин", "Русалка" и другие. Почти все эти оперы Александров ставил один со своим хором.

В 1909 году, после первых революционных  волнений, Александров решает продолжить учёбу, но уже в Московской консерватории. Он заканчивает свою учёбу в 1913 по классу композиции, а в 1916 - по классу пения. После окончания консерватории  он был награждён большой серебряной медалью

Годы, проведённые в разных учебных заведениях, не прошли для  Александрова даром. За это время  он написал много произведений. Особенно известна симфоническая поэма "Смерть и жизнь". Многие признают, что его стиль во многом похож на стиль Римского-Корсакова.

В 1918 году Александрова приглашают в Московскую консерваторию в  качестве преподавателя по музыкально-теоретическим  дисциплинам. Четырёхлетняя педагогическая деятельность не прошла даром для  Александра Васильевича. По рекомендации профессоров консерватории, Александрова утверждают в звании профессора Московской консерватории. В эти годы Александров  начал разнообразить свою профессию. Помимо музыкально-теоретической дисциплине, он начинает преподавать дирижёрское  мастерство, и ведёт специальный  хоровой класс, которому уделяет  особое внимание. Параллельно он работал  хормейстером в ряде московских театров.

Конечно, не мог забыть Александров  и композиторскую деятельность. В  начале 20-ых годов популярностью  начали пользоваться его песни: "Вниз по матушке по Волге", "Горы вы мои", "Утушка луговая", "Ах, не одна во поле дороженька", "Волынка", "Ехал пан" и другие не менее прекрасные произведения.

Не забывал он и об оперных  постановках, занимался музыкальным  оформлением спектаклей.

В 1928 году из членов красноармейской  самодеятельности организовал Ансамбль песни и пляски Советской армии. Александров решает оставить академию и организовать свой хор. Началось с  того, что 8 певцов, 2 танцора, баянист  и чтец под руководством Александра Васильевича подготовили своеобразное песенно-танцевальное представление. 10 октября 1928 года они выступили  в Центральном Доме Красной Армии  перед военными начальниками страны. После этого Александров задумался  о сохранении группы, более того, начал искать кадры по стране.

Для ансамбля писали музыку все известные современные композиторы  и в том числе участники  ансамбля. С первых дней существования  коллектив ансамбля поставил перед  собой цель воспитать в красноармейской  молодёжи глубочайшее уважение к  славному прошлому нашей армии, желания  развивать её боевые традиции. Ансамбль сразу стал широко известен, прежде всего благодаря музыкальным  композициям, прославлявшим героев Гражданской войны (в т.ч. о 1-й Конной армии, Дальневосточной армии, обороне Царицына, о Щорсе и т.д.). Обработал "народную" песню "По долинам и по взгорьям". Большую известность получили его произведения "Кантата о Сталине", "Песня о Сталине", "Песня о военном комиссаре", "Гимн партии большевиков". Ансамблем Александров руководил 18 лет до своей смерти, после смерти ансамбль принимает сын Александрова Борис, и называется именем Александрова.

В 1937 году, Александрову присвоено звание народного артиста СССР.

В годы войны не маловажную роль сыграл ансамбль Александрова. Создав такие шедевры как "В поход! В поход!" и особенно известную  песню "Священная война" (на стихи  Лебедева-Кумача). Ноты были написаны за один день, и в тот же день ансамбль разучил песню, а на следующее утро она исполнялась на Белорусском вокзале для отъезжающих на фронт.

В военные годы Сталин решил, что страна должна иметь свой государственный  гимн, мелодию, которая бы соединила  страну в единый мощный кулак. Фаворитом  в этом споре по праву считался Александров. Слова гимна были написаны Сергеем Михалковым и Г. Г. Эль-Регистаном. Но в военные годы о гимне никто не знал. Гимн утвердили (мелодия гимна утверждена как гимн Российской Федерации с начала 2001 года). Настолько он понравился Сталину, что он и не стал выслушивать варианты остальных композиторов. В те же годы Александров пишет песню о советской армии "Несокрушимая и легендарная".

Умер Александр Васильевич 8 июля 1946 года. После смерти, его  ещё раз наградили Сталинской премией. Таким образом он удостоен ею дважды. В течении своей жизни получил звание генерал-майора (1943), и доктора искусствоведения (1940).

Около дома где жил Александров  была установлена мемориальная доска  с надписью: "В этом доме с 1937 года по 1946 год жил и работал народный артист СССР, композитор Александр Васильевич Александров".

 

Александров Борис  Александрович

 

Борис Александров родился 22 июля 1905 года в городе Бологое . Отец — композитор и дирижёр А. В. Александров.

С 1912 года Борис Александров  пел в хоре отца, с 1918 года — в  хоре Большого театра. С 1923 по 1929 годах  руководил различными московскими  музыкальными клубами. Окончил Пречистенские  рабочие курсы по классу изобразительного искусства, Музыкальный техникум имени  А. Н. Скрябина, а в 1929 году — МГК  имени П. И. Чайковского по классу композиции Р. М. Глиэра.

С 1930 по 1937 годы Борис Александров  работал дирижёром и заведующим музыкальной частью ЦТКА, а с 1933 по 1941 годы — одновременно работал  преподавателем Московской консерватории  имени П. И. Чайковского, в 1939 году, став доцентом консерватории, с 1937 года с  небольшими перерывами — дирижёром  и заместитель художественного  руководителя АППКА.

В 1942 году Борис Александров  сам организует и до 1946 года становится художественным руководителем Ансамбля советской песни Всесоюзного  радио.

В Красной Армии с 1943 года. Вместе с ансамблем Борис Александров  выезжал на различные участки  фронта. В репертуар военного ансамбля песни и пляски вошло около  ста песен, среди которых «Красная Армия — Советская Армия», «Да  здравствует наша держава», «Песня о России», «Шли солдаты», «Песня Победы»  и многие другие.

После смерти отца Борис  Александров становится его преемником на посту начальника и художественного руководителя Академического дважды Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова. До 1987 года Б. А. Александров продолжал дело своего отца, успешно руководив ансамблем песни и пляски, получившим мировое признание.

В 1973 году постановлением СМ СССР полковнику Борису Александрову присвоено воинское звание «генерал-майор».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1975 года за выдающийся вклад в развитие культуры и искусства  и в связи с 70-летием со дня  рождения, генерал-майору Борису Александровичу Александрову присвоено звание Героя  Социалистического Труда с вручением  ордена Ленина и медали «Серп и  Молот».

В 1987 году после почти  полувековой деятельности в ансамбле генерал-майор Александров ушёл в отставку, передав руководство  коллективом И. Г. Агафонникову.

Борис Александрович Александров  скончался 17 июня 1994 года, в Москве. Похоронен рядом с отцом на Новодевичьем кладбище.

Огромен был размах его  творческой деятельности. Разносторонне  одарённая личность, он сказал своё слово не только как композитор, но и как дирижёр, музыкальный  критик, художник, педагог.

В послевоенные годы Краснознаменный  ансамбль во главе с Борисом Александровым  шестьдесят восемь раз выезжал за рубеж, и ему восторженно аплодировали Австрия, Алжир, Англия, Афганистан, Бельгия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Голландия, Египет, Испания, Италия, Кампучия, Канада, Китай, КНДР, Куба, Лаос, Люксембург, Мексика, Монголия, Польша, Румыния, Франция, ФРГ, Чехословакия, Швейцария, Югославия, Япония.

Борис Александров написал  музыку к оперетте «Свадьба в Малиновке» для Московского Театра оперетты. В 1967 году «Свадьба в Малиновке» попадает на киноэкран.

Всего композитором было создано 7 оперетт. Среди них: «Сотый тигр», «Девушка из Барселоны» , «Моя Гузель», два балетов, в том числе — «Левша», написано более 100 песен и сделано около 100 обработок народных песен, преимущественно патриотического содержания, что позволило современникам назвать его «композитором-патриотом» и «присвоить» пусть шутливое, но многозначительное звание «командарма советской песни».

 

Андреев Василий Васильевич

 

Еще при жизни Василий  Васильевич Андреев вошел в знаменитый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона как виртуоз-балалаечник, создатель великорусского оркестра из струнных (домры четырех различных размеров, балалайки шести размеров, гусли), духовых (брелка или жалейка - род свирели, пастушеского рожка), ударных (накры - род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, бубен) инструментов.

В Бежецке сегодня все  знают, кто такой Василий Васильевич Андреев - создатель первого оркестра русских народных инструментов, музыкант-просветитель, реконструктор ряда русских народных инструментов, неутомимый пропагандист русского музыкального искусства...Знают и дом, в котором родился Андреев, сейчас это музей,а рядом с ним и памятник знаменитому музыканту.

Великий музыкант-самоучка родился в семье почетного  гражданина города Бежецка, купца первой гильдии Василия Андреевича Андреева и его жены дворянки Софьи Михайловны. Отец умер через год, мальчика растил отчим - Нил Николаевич Сеславин. В 1872 году семья переехала в Петербург. Мальчик рано начал тянуться к музыке. «14 лет от роду я играл самоучкой ни 12 инструментах, не зная ни одной ноты», - писал Василий Васильевич в воспоминаниях.

Большое значение на музыкальный  выбор Андреева оказали две встречи, одна - в 1883 году в селе Марьино Вышневолоцкого уезда, где было имение Андреевых (это сравнительно недалеко от Бежецка) с балалаечником-самородком Антипом и потом через год - с балалаечником-любителем бежецким помещиком Александром Степановичем Паскиным, в дальнейшем Паскин будет губернским предводителем дворянства. Помещик играл блестяще, виртуозно. Послушав его, Андреев заказал для себя балалайку у бежецкого мастера Антонова.

Информация о работе Музыканты Верхневолжья