Музыкальное воспитание дошкольников с проблемами в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 02:05, курсовая работа

Описание работы

Огромная сила музыки заключается в её способности эмоционально воздействовать на духовную сферу человека, особенно в его детские годы. У детей в процессе овладения музыкальной культурой формируются определённые качества личности, при этом необходимо учитывать их возрастные особенности, возрастную динамику интеллектуального и эмоционального развития личности ребёнка. В детском возрасте остро проявляется потребность, которую психологи обозначают как "потребность в эмоциональном насыщении", в особенности при восприятии произведений искусства, музыки. Это естественная потребность детей в смене эмоциональных состояний, в желании пережить разнообразную гамму эмоциональных состояний, испытать новые яркие чувства.

Содержание работы

Введение 2
Воздействие музыки на детей раннего возраста
Глава 1. Музыкальное воспитание 3
1. Задачи музыкального воспитания 3
1.2. Стадии музыкального восприятия 4
1.3. Развитие музыкального восприятия детей 6
Глава 2. Музыкальное воспитание дошкольников
с проблемами в развитии 8
2.1 Физические и медицинские аспекты
воздействия методов музыкотерапии 8
2.2. Методы применения музыкальной терапии в работе с детьми
в коррекционных дошкольных учреждениях 10
2.3. Практические занятия со слабослышащими детьми 11
Заключение 13
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Музыкотерапия.docx

— 37.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                 2

Воздействие музыки на детей  раннего возраста

Глава 1. Музыкальное воспитание                                                                       3

1. Задачи музыкального воспитания                                                                    3

1.2. Стадии музыкального восприятия                                                                4

1.3. Развитие музыкального восприятия детей                                                   6

Глава 2. Музыкальное воспитание дошкольников

 с проблемами в  развитии                                                                                     8

2.1 Физические и медицинские  аспекты

 воздействия методов  музыкотерапии                                                                 8

2.2. Методы применения музыкальной терапии в работе с детьми

в коррекционных дошкольных учреждениях                                                   10

2.3. Практические занятия со слабослышащими детьми                                 11

Заключение                                                                                                           13

Список литературы                                                                                              15

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Воздействие музыки на детей  раннего возраста

Огромная сила музыки заключается  в её способности эмоционально воздействовать на духовную сферу человека, особенно в его детские годы. У детей  в процессе овладения музыкальной  культурой формируются определённые качества личности, при этом необходимо учитывать их возрастные особенности, возрастную динамику интеллектуального  и эмоционального развития личности ребёнка. В детском возрасте остро  проявляется потребность, которую  психологи обозначают как "потребность  в эмоциональном насыщении", в  особенности при восприятии произведений искусства, музыки. Это естественная потребность детей в смене  эмоциональных состояний, в желании  пережить разнообразную гамму эмоциональных  состояний, испытать новые яркие  чувства.

Музыкальное воспитание и  образование ставит своей целью  и задачей развитие в человеке эмоциональной сферы, учит тонкости и разнообразию переживаний, формируя при этом образно-эмоциональное  мышление и систему эстетических ценностей.

Для музыкальной педагогики особое значение имеет знание об особенностях эмоциональной жизни детей, т. к. там естественно выражаются определённые качества личности, заложен потенциал  её развития.

Музыкальные занятия в  детском саду - это, прежде всего, общение  детей с музыкальным искусством. Поэтому восприятие музыки, эмоциональный  характер проведения всех форм и видов  занятий определяет педагогическую задачу музыкальных занятий в  детском саду. В системе "музыка - музыкальный руководитель - дети" руководитель является творческим посредником  между музыкальным искусством и  детьми. Он помогает своим питомцам выявить связь музыки с жизнью, развивать музыкальное восприятие, ощутить навыки выразительного исполнения.

Творческий характер деятельности музыкального руководителя, духовного  контакта с детьми, благодаря которому наиболее полно реализуются воспитательные задачи, наиболее успешно протекает  процесс развития личности каждого  ребёнка. Высокий профессиональный уровень музыкальной и педагогической подготовки, обширные знания в области  детской и музыкальной психологии позволяют музыкальному руководителю использовать не только известные способы  организации занятий, но и находить новые, обогащая тем самым опыт проведения музыкальных занятий в детском  саду.

Цель работы - выяснить, каковы особенности детского музыкального восприятия и какой должна быть музыка для детей, что она представляет собой, то есть чем отличается от музыки взрослых, чтобы максимально развивать их музыкальное восприятие. Кроме того, в работе рассматриваются вопросы музыкального воспитания детей с проблемами в развитии.

Существует огромное количество современной и классической музыки разных жанров и направлений. Везде  присутствует как хорошая музыка, так и не достойная детского внимания. И эта музыка должна быть как высокохудожественной, так и доступной детскому восприятию. Всем этим и объясняется актуальность выбора темы моей работы.

Но как разобраться  в музыкальном изобилии? Ведь произведений только детской музыки существует на сегодняшний момент великое множество. По каким принципам выбирать то немногое, что услышат дети на музыкальном  занятии? Безусловно, найти ответы на эти вопросы можно в педагогической литературе. Открыть что-то принципиально  новое - это не является нашей целью. Задача исследования - обобщить и собрать воедино то, что уже известно о детском музыкальном воспитании, сделать выводы, каковы должны быть способы развития музыкального восприятия детей и существуют ли методы музыкального развития детей с отклонениями в развитии.

Методы исследования применялись как теоретические (изучение большого количества специальной литературы, анализ, обобщение), так и практические (наблюдение, применение специальных заданий, их корректировка применительно к каждому ребёнку).

 
 

Глава 1. Музыкальное воспитание.

 

1.1. Задачи музыкального воспитания.

 

Методика музыкального воспитания как часть артпедагогики  имеет общую с ней цель: формирование средствами искусства гармоничной  социально адаптированной личности ребенка с проблемами в развитии. Достижение этой цели становится возможным, когда решаются средствами музыки нижеследующие  конкретные задачи воспитания и обучения, коррекции отклонений в развитии детей:

Приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, формировать художественную культуру личности, единство эстетических чувств, навыков исполнительской деятельности и норм поведения средствами музыки.

Формировать интерес к  музыкальному искусству, обеспечивать музыкально-эмоциональное развитие, отзывчивость на музыку - от импульсивных откликов на простейшие музыкальные  явления до более выраженных и  разнообразных эмоциональных реакций, характеризующихся мимическими, двигательными и речевыми проявлениями.

Обеспечивать информационно-познавательные потребности детей в музыкальном  искусстве, через участие в художественно-музыкальной  деятельности. Обогащать детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные  способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух, содействовать  первоначальному проявлению музыкального вкуса, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение  к музыке.

Активизировать потенциальные  возможности детей, обеспечить развитие эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникативно-рефлексивных основ  личности средствами музыкального искусства  и движений.

Формировать предпосылки  и элементарные музыкально-творческие проявления, способности выражения  своего Я во всех доступных детям  видах музыкальной деятельности.

Осуществлять средствами музыки и движений профилактику и  коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создавать условия для социокультурной  адаптации ребенка посредством  общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности.

 

1.2. Стадии музыкального восприятия.

 

С точки зрения психологии восприятие - это отражение в сознании человека предметов и явлений  в совокупности всех их свойств и  частей. Восприятие - это сложный  процесс, в котором принимают  участие различные зоны коры головного  мозга человека и его подкорки. Что же касается музыкального восприятия - то это процесс отражения, становления  в сознании человека музыкального образа произведения. Он тесно связан с  другими психическими процессами: эмоциональными переживаниями, мышлением, речью, воображением, памятью. Восприятие музыки зависит  от уровня развитости музыкальных и  творческих способностей воспринимающего, включает его прошлый жизненный  опыт и опыт общения с музыкой.

Для развития музыкального восприятия на раннем этапе очень  важны внешние движения: пение  мелодий, игры и танцы под музыку. Это способствует созданию музыкального образа у ребёнка, что в свою очередь  необходимо для восприятия музыкального произведения. По мере развития музыкального восприятия необходимость в этих помощниках постепенно сходит на нет.

 

Свойства музыкального восприятия

Восприятие можно охарактеризовать определёнными свойствами. Некоторые, такие как образность и эмоциональность, характерны только для музыкального или художественного восприятия, а такие, как целостность, ассоциативность, константность, избирательность, осмысленность  характерны для всех видов восприятия.

Эмоциональность - восприятие красоты музыки, мыслей и чувств, которые она пробуждает. Она может  быть как осознанной, так и неосознанной. Человек может просто проникнуться настроением музыки. Но для того, чтобы понимать красоту музыки, требуется  определённый музыкальный опыт и  подготовка. Тот факт, что музыка воздействует на эмоции человека, был  известен ещё в древности. Более  того, это воздействие иногда может  достигать невероятной силы. Человек  может преисполниться счастьем или, наоборот, отчаянием, слушая ту или  иную музыку.

Целостность. Образность. Это  свойства любого восприятия. Человек  воспринимает окружающий мир как  целостную картину, состоящую из отдельных свойств и элементов. Это свойственно также и музыкальному восприятию. Музыкальное произведение - это единое целое, которое включает в себя отдельные элементы музыкальной  речи: мелодию, ритм, гармонию, тембр. Музыкальный  образ - это единство различных средств  музыкальной выразительности, переработанных композитором творчески для передачи определённого смыслового содержания. Он воспринимается целостно, но с разной степенью глубины, что зависит от уровня музыкальной развитости слушателя.

Осмысленность. Мышление способствует более глубокому и многогранному  восприятию музыкального произведения. Отличительной чертой для него является эмоциональная окрашенность. Восприятие музыки невозможно без мышления. Оно  сопровождается оценкой эстетической стороны музыки, её идей и содержания, средств музыкальной выразительности, из которых и формируется музыкальный  образ. Конечно, недостаточно развитый слушатель может воспринять только эмоциональную окраску произведения, но такое восприятие нельзя назвать  полным. Оно непременно сопровождается аналитико-синтетической деятельностью  мозга.

 

Стадии музыкального восприятия

Музыка - это искусство, протяжённое во времени. Соответственно и восприятие музыкального произведения происходит во времени, постепенно, вместе с развитием этого произведения. Так можно описать процесс  восприятия при первом прослушивании. В дальнейшем же слушатель начинает воспринимать произведение как целостный  художественный образ, но не сразу. В  становлении этого полноценного музыкального образа выделяют несколько стадий. Наиболее заметны они у мало подготовленных слушателей (детей, например). Каждая из этих стадий имеет свои особенности.

Первая стадия характерна для первого и, возможно нескольких последующих прослушиваний произведения. На этом этапе слушатель получает лишь общее представление о произведении, воспринимает его эмоциональную  окрашенность. Иногда это вызывает явно положительные эмоции, а иногда наоборот, оставляет в человеке равнодушное  или даже неприятное ощущение от прослушивания. Используется ли при этом сотворчество, мышление и в какой степени - зависит  от развитости человека, причём не только музыкальной, но и интеллектуальной, умственной; его возраста и жизненного опыта, психических особенностей.

Вторая стадия появляется на повторных прослушиваниях всего  произведения или его частей и  носит характер восприятия более  дифференцированный. Слушатель начинает замечать и обдумывать отдельные  выразительные свойства произведения, средства музыкальной выразительности. Этот процесс может проходить  естественно, при многократном прослушивании  произведения. При этом слушатель  усваивает ранее полученные впечатления  и воспринимает новые, которые на них наслаиваются. Так, постепенно произведение превращается для человека в нечто  родное и любимое. Дифференциация восприятия может быть организована искусственным  образом, на музыкальных занятиях в  школе, например. Человек более компетентный, в данном случае, учитель музыки, помогает слушателям более глубоко  вникнуть в произведение. Они получают определённые представления о форме  произведения, его средствах музыкальной  выразительности, но личное впечатление  от этого произведения остаётся у  каждого своим. На этой стадии эмоциональное  свойство восприятия уступает главенствующую роль мышлению и музыкальному слуху, но не исчезает совсем. Результативность этой стадии зависит также от развитости воспринимающего, его заинтересованности, опыта как жизненного, так и  музыкального.

Информация о работе Музыкальное воспитание дошкольников с проблемами в развитии