Музыкальное воспитание дошкольников с проблемами в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 02:05, курсовая работа

Описание работы

Огромная сила музыки заключается в её способности эмоционально воздействовать на духовную сферу человека, особенно в его детские годы. У детей в процессе овладения музыкальной культурой формируются определённые качества личности, при этом необходимо учитывать их возрастные особенности, возрастную динамику интеллектуального и эмоционального развития личности ребёнка. В детском возрасте остро проявляется потребность, которую психологи обозначают как "потребность в эмоциональном насыщении", в особенности при восприятии произведений искусства, музыки. Это естественная потребность детей в смене эмоциональных состояний, в желании пережить разнообразную гамму эмоциональных состояний, испытать новые яркие чувства.

Содержание работы

Введение 2
Воздействие музыки на детей раннего возраста
Глава 1. Музыкальное воспитание 3
1. Задачи музыкального воспитания 3
1.2. Стадии музыкального восприятия 4
1.3. Развитие музыкального восприятия детей 6
Глава 2. Музыкальное воспитание дошкольников
с проблемами в развитии 8
2.1 Физические и медицинские аспекты
воздействия методов музыкотерапии 8
2.2. Методы применения музыкальной терапии в работе с детьми
в коррекционных дошкольных учреждениях 10
2.3. Практические занятия со слабослышащими детьми 11
Заключение 13
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Музыкотерапия.docx

— 37.71 Кб (Скачать файл)

Третья стадия - это синтез двух первых стадий. Эмоциональность  первой стадии сочетается с осмысленностью второй и, в итоге восприятие становится полноценным и глубоким. Именно тут  выявляется творческая сторона восприятия, способность к сотворчеству, о  которой мы говорили ранее.

 

1.3. Развитие музыкального восприятия у детей.

 

На музыкальных занятиях происходит музыкальное развитие детей. Дети не только слушают музыку, но также  поют, танцуют, играют в специальные  музыкальные игры, благодаря чему у них появляется опыт музыкального восприятия. Постепенно, вместе с взрослением, приобретением опыта, овладением речи и восприятие музыки приобретает более осмысленный характер, ассоциативный ряд становится всё более и более богатым. Ребёнок в состоянии определить характер произведения. Помимо этого, важную роль в развитии восприятия играет среда, в которой ребёнок живёт. Любовь к хорошей музыке в семье будет хорошим подспорьем для развития детского восприятия музыки.

Очень важно для развития восприятия детей овладение ими  различных средств музыкальной  выразительности. Ребёнку нелегко  представить в уме темп, динамику, качество звучания песни, которую ему  нужно спеть. Из-за этого он пробует  петь, одновременно изучая варианты и  выбирая лучший из них, наиболее соответствующий  тому, который он представляет. Постепенно, вместе с его музыкальным развитием  всё это он проделывает в уме. В отличие от импровизации, при  которой происходит непроизвольное комбинирование музыкально-слуховых представлений, в процессе интерпретации музыки развивается логически аргументированное  воображение учащихся, которое несомненно оказывает влияние и на развитие восприятия. Но естественно, что дети осваивают и начинают различать  музыкальные средства постепенно: от более простых к более сложным. Взять, например, тембр. Ребёнок различает  тембры музыкальных инструментов и  человеческих голосов по таким признакам, как: мягкий, грубый, светлый, тёмный. Но для того, чтобы спокойно различать  тембры, ориентироваться в них, мало прослушать одно произведение. Нужно  слушать много произведений с  использованием этих тембров. Ребёнок  лучше отличает инструменты с  контрастными тембрами. Систематичное  обогащение тембровых представлений  у ребёнка благотворно влияет на более широкое яркое раскрытие  музыкального образа.

Более сложным элементом  для восприятия является гармония. Её различие требует специальной  подготовки, которая включает двух-, трёхголосное пение и музыкальные  упражнения. Большое внимание в процессе анализа музыки уделяется определению  формы произведения.

И, в итоге, в старших  классах школьники способны в  своих высказываниях не только раскрывать характер произведения, его развитие, но и определять наиболее яркие средства выразительности, придающие своеобразие  и неповторимость музыкальному произведению.

Но всё это далеко не самое главное на музыкальном  занятии. Самое главное - это развить  в ребёнке способность, слушая слышать  музыку, чувствовать её и понимать. Необходимо подвести детей к эмоционально-образному  слышанию звучания. А это, прежде всего - слушание всей музыкальной ткани  произведения. Раньше всего дети реагируют  на темп и динамику произведения. Также  они легко определяют общий характер звучания: мягкий или жёсткий, резкий, певучий или порывистый; повествовательный, вопросительный, повелительный.

Мы уже говорили, что  для развития восприятия необходимо детям освоить средства музыкальной  выразительности. Но не сказали о  том, что особое место тут занимает мелодика. Именно в мелодии зачастую заключается главный смысл произведения. И очень важно, чтобы дети это  поняли. Тогда они смогут отойти от зрелищно-событийного восприятия музыки, которое им присуще и прийти к восприятию образному. Когда дети на основании услышанного ими  воссоздадут тот образ, что был  заложен в произведение композитором и исполнителем - это будет наивысшая  форма развития восприятия для дошкольника.

 

Глава 2. Музыкальное воспитание дошкольников с проблемами в развитии.

 

2.1. Физические и медицинские аспекты воздействия методов музыкотерапии

 

Задачи музыкального развития дошкольников с различными проблемами в каждом возрастном периоде конкретизируются в зависимости от возраста, характера  и особенностей имеющихся у детей  данной категории нарушений.

Практическое использование  музыки и движений как средства развития, коррекции и лечения детей, имеющих  отклонения в развитии, в нашей  стране началось в начале двадцатого века в период становления отечественной  дефектологии. В это время в  систему музыкального воспитания широко внедрялось музыкально-ритмическое  направление, разработанное швейцарским  педагогом, музыкантом Жаком Далькрозом. Внедрявшая его систему в России Н.А. Александрова расширила область  применения ритмики; она отмечала, что  ритмика является той общей точкой, от которой расходятся пути живописца, скульптора, музыканта, дирижёра, мимиста, танцора, актёра.

Это разделение по специальностям явилось первым шагом к использованию  ритмики в различных областях человеческой деятельности, в том  числе к выделению целого направления - лечебной ритмики. При этом Александрова подчеркивала значение дифференцированного  использования, как у детей, так  и у взрослых. Ритмика используется в работе с нормально развивающимися детьми и может выполнять музыкально-педагогические функции, а ее применение для работы с детьми с проблемами (нарушение  речи, слуха, зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью) определяет еще и коррекционные задачи.

Нельзя недооценивать  значение музыки в нашей жизни. Являетесь  ли вы её ценителем или равнодушны даже к самым известным музыкальным  шедеврам, влияние музыки на нас  неизбежно. Потому что музыка звучит не только в концертных залах, с телеэкранов - она вокруг нас, являясь одной из главных составляющих энергоинформационной среды.

Современные исследования подтверждают целебные свойства отдельных  звуков. Созданы реестры их воздействия, которые во многом совпадают с  рекомендациями, разработанными в древности  на Востоке. Изучение влияния музыки и движений на детей с проблемами в развитии показало возможности музыкально-ритмических движений как реабилитационной методики в системе воспитания и обучения детей с нарушениями развития речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью.

Первые шаги по использованию  ритмики в системе лечения  нервнобольных были предприняты  профессором В.А. Гилярковским. Под  его руководством в 1926 году в нервно-психиатрической  лечебнице имени Сеченова была создана  особая система лечебной ритмики  для детей и взрослых. Ритм как  организующий элемент музыки был  положен в основу двигательной системы, целью которой является регуляция  движений и поведения больного. Позже  лечебная ритмика начинает использоваться в логопедических учреждениях, закладываются  основы целого направления реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушения  речи, - логопедической ритмики.

С этого времени ритмика  активно применяется в работе с детьми с различными формами  патологии. Авторы подчеркивали как  значимость общепедагогического, эстетического  влияния музыки, ритма на ребенка  с проблемами в развитии, так и  возможность коррекции имеющихся  отклонений в психофизической сфере - в моторике, развитии памяти, внимания. При этом указывалось, что такие  занятия являются и психотерапевтическим методом воздействия на ребенка, коррекция его эмоциональной  сферы.

В 1920-е годы в содержание коррекционной работы первых детских  садов для глухих и слабослышащих  детей входили музыкальные занятия, которые воспитывали тактильно-вибрационное, слуховое, зрительное внимание, формировали  координацию движений, вырабатывали навыки ориентировки, внутренней собранности  ребенка, развивали у детей дыхание, голос, четкое произношение звуков, слоговых сочетаний и ритмичность речи, способствовали организованности детского коллектива.

В 1950-70-е годы отмечается значение музыки и логопедической ритмики  в коррекции заикания у детей  раннего возраста, предлагается конкретный материал для детей 2-3 лет: песни, игровые  упражнения, короткие драматизации стихов, хороводы, в которых учитываются  возрастные особенности и нервно-психическое  состояние детей. В этот же период разработались содержание и методика музыкального воспитания детей с  нарушением слуха. Учеными определялись возможности в восприятии музыки на основе использования различных  анализаторов. Акценты делались на формирование тактильно-вибрационной чувствительности, рассматривались  вопросы развития речи во взаимодействии с музыкой и движениями, а так же разрабатывалась и раскрывалась методика организации и проведения праздников в специальных детских садах.

Методика музыкального воспитания слабослышащих детей, разработанная в 1970-80х годах Яшунской, обеспечивала развитие у ребенка устойчивого интереса к музыкальной деятельности, обучала восприятию и чувствованию музыки, умению создавать музыкально-двигательные образы с помощью педагога, добиваться пластичности, выразительности движений, согласованности движений с музыкой.

Проводились исследования возможностей развития музыкального восприятия глухих и слабослышащих дошкольников, формирование у них чувства ритма  с помощью движений, музыки, ритмоинтонационной структуры речи. Были разработаны  государственные программы музыкального воспитания глухих и слабослышащих  детей, а так же показаны возможности  развития у глухих и слабослышащих  дошкольников слухового восприятия элементов музыки с помощью электроакустической  аппаратуры.

 

2.2 Методы применения музыкальной  терапии в работе с детьми  в коррекционных дошкольных учреждениях.

 

В детских дошкольных коррекционных  учреждениях методы музыкальной  терапии особенно показаны при работе с детьми с проблемами слуха и  зрения. Особенное значение приобретает  так называемый метод психологической  компенсации, основанный на использовании  в обучении компенсаторных возможностей человеческого организма. При врождённом дефекте какого-либо органа или функции  организма, происходит усиленное развитие других органов, часто непроизвольно  для человека, например, у слепого  обостряется слух и осязание до невиданных показателей. Но в некоторых случаях  этот позитивный процесс необходимо направлять, грамотно и настойчиво используя в педагогическом процессе современные научные методы и, в  частности, методы музыкальной терапии.

Музыкальному руководителю, работающему в коррекционном  детском саду или реабилитационном центре, необходимо, прежде всего, знать, что строение и функции слуховой системы в процессе эволюции выделились из вестибулярной, в которой существуют прочные связи центров движения, слуха, речи, и интеллекта. Внутри самой  слуховой системы сформировались две  другие - речевого слуха и неречевого слуха (музыкального и шумового), которые  имеют общие центры и механизмы  в коре головного мозга.

Очень обнадёживают перспективы  применения музыкальной терапии  в отношении слабослышащих детей, ранние занятия музыкой с которыми могут значительно восстановить слух, что подтверждают исследования многих учёных.

Знания в области детской  и музыкальной психологии позволяют  музыкальному руководителю использовать не только известные способы организации  занятий, но и находить новые, обогащая тем самым опыт проведения музыкальных  занятий в детском саду. Поэтому  специальные музыкальные занятия  с применением методов музыкальной  терапии в коррекционном детском  саду приобретают огромное значение.

 

3. Практические занятия со слабослышащими детьми.

 

Предлагаемая методика сложилась в результате изучения системы Э.И. Леонгард (Президент  центра и автор системы формирования и развития речевого слуха у слабослышащих  детей) и практической работы со слабослышащими детьми в коррекционном детском  саду, где я второй год в игровой  форме применяла методы музыкальной  терапии, помогающие реабилитации слуха, такие как:

- определение регистров звучания мелодий. Объяснение шло по известному методу - медведь-кошка-птичка, кто как поёт. Сначала было предложено нарисовать этих зверей, затем мы поговорили об их повадках. После чего я сыграла характерные небольшие пьески и попросила ребят определить, какая музыка больше соответствует характеру зверей. На следующих занятиях были приготовлены карточки с рисунками зверей, которые дети поднимали, когда я играла мелодию в определённом регистре. Подобные занятия проводились долго, пока все дети не научились легко определять регистры. Далее задание было усложнено, мелодия была сыграна в другом регистре, это оказалось сложным для многих ребят - они не могли узнать знакомую мелодию, сыгранную выше или ниже. Пришлось долго заниматься индивидуально со многими детьми, и длительные занятия дали положительный эффект. Мелодии для работы подбирались одноголосные, для лучшего их восприятия неразвитым слухом;

- игра в тембр. Знакомая мелодия игралась на разных инструментах: фортепиано, металлофоне, балалайке, дудочке, что очень развивает тембровый слух, способность различать звуки различной окраски, который в свою очередь положительно влияет на работу слухового нерва;

- пение вокальных упражнений с использованием зрительных образов: гаммообразные попевки «вот иду я вверх» и «вот иду я вниз», терцовые попевки «ку-ку», квартовые «а-у», секундовые «мя-у». Занятия проводились также с применением карточек, которые изображали идущего по лесенке мальчика или девочки, сидящей на дереве кукушки, мяукающей кошки и т.п. Зрительные образы значительно облегчали понимание задач и их выполнение. Упражнения выполнялись при хорошей артикуляции сначала с подыгрыванием на фортепиано, затем дети пели самостоятельно;

- работа над ритмическими упражнениями. Сначала самое простое из них - ритмическое эхо. Когда педагог простукивает ритм, а дети его повторяют. Потом ребятам предлагалось прохлопать ритм попевки «Андрей - воробей» деревянными ложками, затем пропеть четверти дон-дон, а восьмые дили-дили. При разучивании несложной песенки сначала мы пытались запомнить стихи, для чего отстукивали ритм стиха деревянными ложками. Когда это получалось довольно уверенно, дети стали отбивать ритм мелодии. Постепенно задача усложнялась, детям раздавались простые музыкальные инструменты - барабан, ложки, бубен. Сильная доля отмечалась ударом барабана, слабая - бубном и т.п., затем ребята менялись инструментами. Хороший эффект даёт этот метод при знакомстве с танцевальными ритмами. Не сразу, очень медленно, но у детей создавался устойчивый рефлекс верного ритма;

Информация о работе Музыкальное воспитание дошкольников с проблемами в развитии