Музыка, речь, движение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 15:21, реферат

Описание работы

Музыка - искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Первые шаги в музыке, первые впечатления… Какими они будут ? Полными сказок, приключений, игр, или скучными и утомительными? От первых впечатлений в мире музыки зависит дальнейший путь ребенка. Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занимаюсь поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волнуют вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.

Файлы: 1 файл

_files_Muzyka2012.doc

— 1.63 Мб (Скачать файл)

 



 

 

Музыка, речь, движение.

 

Музыка - искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Первые шаги в музыке, первые впечатления… Какими  они будут ?  Полными сказок, приключений, игр, или скучными и утомительными? От первых впечатлений в мире музыки зависит дальнейший путь ребенка.

Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занимаюсь поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волнуют вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.


Одним из самых любимых  видов музыкальной деятельности детей является элементарное музицирование. В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования  музыкальных   инструментов  в работе с  детьми  с целью активизации  музыкального   развития  и творчества  детей. Выбрав тему по самообразованию «Элементарное музицирование», я более детально приступила к ознакомлению и изучению соответствующей методики и литературы. Особое внимание обратила на программу Т.Тютюнниковой «Элементарное музицирование» . Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования,  развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала.                                                                                                                              В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа “Шульверк. Музыка для детей”.  
Слово “Schulwerk”, понятное без перевода педагогам всего мира, было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.   Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей независимо от их способностей к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности.                                         Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.

Приобщение  к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.  Подобный подход получил распространение во всем мире.

Если учесть общеизвестное утверждение о том, что наша память сохраняет 90% из того, что мы делаем, 50% из того, что мы видим, и 10% из того, что мы слышим, то просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие. Именно поэтому очень эффективна методика Карла Орфа, в основе которой лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”. По мнению Орфа, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на начальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К.Орф считает, что самое главное – атмосфера занятия: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника. В элементарном музицировании ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом, создателем музыки. Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это не чистая музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира. Детская элементарная музыка любого народа генетически нераздельно связана с речью и движением.          Т.Тютюнниковой создана программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» по системе Карла Орфа, которая родилась как объединение двух идей: систематического развития музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения. В основе программы лежит идея творческого музицирования как коллективной синкретической деятельности (пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, спонтанная импровизированная театрализация). Принципиальная новизна данной авторской программы состоит в разработке структуры творческой деятельности детей как учебной.   Программа предполагает системную реализацию игрового подхода в обучении. Игровое обучение – это скрытое, не директивное обучение, когда дети понимают, что с ними играют, но не осознают, что их учат. Цель программы – привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления; развить природные способности ребёнка.

Меня привлекает в этой программе то, что она дает наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и, как следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей.  
Я и раньше включала в практику своей работы элементы этой программы, а теперь использую разработки автора более системно и углублённо.       Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной.     "Будем играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или озвучивать стихи" — все эти формы вызывают азарт и восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, и, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они внутри музыки, а не снаружи ее.

 

В характере  звучания каждого музыкального инструмента  можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных, речью человека. Разыгрывая какую-нибудь сказку или инсценировку, можно предложить детям «украсить» её всевозможными звуками (как музыкальными, так и шумовыми) Предложить им подумать, какие инструменты могли бы более точно передать сказочный образ или природное явление. Выбрать самостоятельно инструмент, а может быть и смастерить его. С помощью музицирования можно украсить и сделать более выразительными всевозможные потешки, шутки, небольшие стихи.

В младшем дошкольном возрасте дети импровизируют на ударных  инструментах контрастные по характеру  звукоподражания (например, шум приближающегося и удаляющегося поезда).                                                                            В средней группе они могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию. В старшем возрасте задания усложняю. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений: контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого), контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно), контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба и т. д.).  Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое звукоподражание (например, шум дождя) можно передать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становится темно и страшно. Напомнить детям, что птички поют высоко, нежно и это можно изобразить с помощью треугольника, металлофона.

Металлофон хорошо передает и звуки  падающих .капелек дождя: сначала  они падают редко, потом звенят все  чаще, чаще — дождь усиливается.

На   барабане   палочки   выбивают   дробь,   словно   гром   гремит (выполнить попеременные быстрые удары двумя палочками).

Творческие задания ребята могут  выполнять как индивидуально, так  и коллективно — например, шумовой  оркестр. Можно обсудить  с детьми, какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать тот или иной образ. Творческие задания для шумового оркестра применяют уже в младших группах: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежинки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт — с помощью деревянных ложек, кубиков. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки (всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться). В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства.

Дети хлопают в ладоши, притопывают  ногой, постукивают деревянными палочками, брусками, пластмассовыми коробочками — пустыми или наполненными камешками, горохом и т. д. И здесь приемы звукоизвлечения могут быть различными. Так, если ударять одну о другую ладони с полусогнутыми пальцами, то звук получается гулкий и глуховатый; если же ударять «плоскими» ладонями, как в «тарелки», то звук отчетливый и звонкий.

Рекомендуется подобные задания давать в эмоциональной, образной форме, будить фантазию, воображение ребят поэтическими сравнениями, метафорами, использовать сказочные сюжеты. Это раскрепощает детей, заинтересовывает их, уводит от будничности, помогает окрасить импровизации различными чувствами.

Конечно же необходимы инструменты. Шумовые  инструменты  имеются в  музыкальном  уголке каждой группы. Кроме этого можно и нужно использовать инструменты  из бросового материала  - листки бумаги, фольга, крышки, расчёски, коробочки, ложки, камешки, баночки с горохом  могут превратиться в инструменты,  Всё зависит от наших фантазий. Такие инструменты очень эффективны в использовании. – яркие и интересные – отлично воздействуют на эмоциональный тонус дошкольников.

Нельзя забывать и о телесных «музыкальных инструментах». «Первым инструментом» человека было его собственное тело. Оно является им и сейчас. Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Это хлопки, шлепки по бёдрам, груди, щёчкам, притопы, щелчки пальцами, удары ладошками по грудной косточке и др. Для каждого из звучащих жестов существуют варианты исполнения:

Хлопки: звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, удары верхними частями кистей, удары одним или несколькими пальцами по нижней части ладони. Помимо этого для воспроизведения шелестящих звуков можно использовать потирание ладонями, верхними частями кистей, фалангами согнутых пальцев, ногтями.

Притопы: всей стопой, пяткой, носком.                                                                                 Шлепки: по коленям, по груди, по боками, по надутым щёчкам.                                         Щелчки: пальцами в воздухе, по коленям, по ладоням.                                             Звучащие жесты являются самым эффективным средством работы не только с детьми, но и со взрослыми. Объяснение такой эффективности простое : ритмические импульсы, проходящие через тело, запоминаются им навсегда. Игра со звуками своего тела есть первая бессознательная импровизация ребёнка. Это непроизвольная, не контролируемая умом, спонтанная моторика тела. При своей простоте она даёт удивительную эмоционально – двигательную разрядку. Поэтому и существует у всех народов мира.

Изучив программу Т.Тютюнниковой, я стала чаще использовать работе с детьми игры с речевой поддержкой и звучащими жестами, цель которых – развитие ритмического чувства детей.

Приведу несколько примеров игр, которые могут использовать в своей педагогической деятельности воспитатели а так же родители:

Декламируется  речевой зачин. А затем исполняются ритмы на всех телесных инструментах по очереди: в хлопках, шлепках, на грудной косточке с одновременным их слоговым проговариванием.

 

Игры  со звучащими жестами:

 

“По коленочкам” ( “Ах, вы сени”, сл. М.А,Давыдовой)

По коленочкам ладошкой мы похлопаем немножко

Тра-та-та-та, тра-та-та, мы похлопаем немножко.

По коленям  локотками постучим теперь мы с вами.

Тра –та-та-та, тра-та-та-та, постучим теперь мы с вами.

И ладонью о ладонь мы похлопаем с тобой

Тра – та –  та – та, тра – та – та та,

Мы похлопаем  с тобой.


«Тюшки  – тютюшки» (Ах ты, берёза)

Тюшки –тютюшки, сделай топотушки! – дети под музыку топают ножками.

Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки! – хлопают

Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки!

Тюшки – тютюшки, сделаем шлепушки! – шлёпают по плечам, щёчкам, животику ит.д.

Тюшки – тютюшки, шлепушки, топотушки! – шлёпают, топают.

Информация о работе Музыка, речь, движение