Музыка, речь, движение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 15:21, реферат

Описание работы

Музыка - искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Первые шаги в музыке, первые впечатления… Какими они будут ? Полными сказок, приключений, игр, или скучными и утомительными? От первых впечатлений в мире музыки зависит дальнейший путь ребенка. Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности занимаюсь поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Меня волнуют вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.

Файлы: 1 файл

_files_Muzyka2012.doc

— 1.63 Мб (Скачать файл)

Можно придумать вместе с детьми самое простое: аккомпанемент из звучащих жестов к дразнилке, изменить ее естественный поэтический ритм, изобрести свободную звуковую композицию, дав детям спонтанно поиграть на инструментах. Сочините простейший аккомпанемент для дразнилки на ксилофонах, используя тоническую квинту, октаву. Все это очень просто!

Также в своей педагогической практике я широко использую опыт работы Елены Попляновой «Палочки – скакалочки». Небольшие песенки, потешки, считалочки сопровождаются ритмичными движениями «волшебных» палочек – скакалочек. Например, вот так ребята могут обыграть стихотворение

«Комары и мошки» слова рус. народные

Комары и мошки: зы-зы-зы, зы-зы-зы.

Тоненькие ножки, зы-зы-зы, зы-зы-зы.

Пляшут по дорожке, тра-ля-ля, тра-ля-ля.

Комары и мошки, тра-ля-ля.

Крылышками тонкими  – хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Лапочками звонкими –  топ-топ, топ-топ.

А как наступит ночь, улетают прочь!

 

 

Во время первого четверостишия дети рисуют палочками круги в воздухе, изображая полёт мошек и комаров. Во втором  - стучат кончиками обеих палочек одновременно по коленям (сначала параллельно, затем, скрестив руки). Следующие две строчки сопровождаются постукиванием палочек, а затем – «шагами» палочек по коленям. В конце стихотворения – палочками рисуют в воздухе большие полукруги – насекомые разлетаются в стороны и прячутся за спиной.

«Ножки»

«Большие ноги шли по дороге: Топ-топ-топ.


Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ…»

Дать в руки малышу две палочки. Договориться с ним, что это будут «ножки». Первые две строчки сопровождаются движениями, которые изображают папины шаги. Приговаривать нужно низким голосом, неторопливо. Следующие две строчки – шаги самого малыша. Они лёгкие и подвижные. А голос звучит более звонко и легко.

Необходимо следить, чтобы  движения были точно в ритм стихов. А можно – стихи пропеть. В конце упражнения можно предложить детям выложить из палочек какой ни будь рисунок. Например, превратить палочки в солнечные лучики. Ребята с большим удовольствием выполняют подобные задания.


Элементарное  музицирование способствует  появлению  у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. Происходит как бы слияние, упорядочение, приведение в равновесие психики и физиологии. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Это особенно актуально в наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации.

Игра на музыкальных  инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых  различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной  музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

При  игре   на   музыкальных   инструментах   ребенку  легче всего проявить свою активность и самостоятельность. Это самый доступный для него вид  музыкальной  исполнительской деятельности. Малыш не устает бить в барабан, стучать палочкой по металлофону или дудеть в дудочку. Те музыкальные  звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными  и с годами желание извлекать звуки  из музыкальных  и шумовых  инструментов  для  ребенка  не угасает.

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка. Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первуочередь подготовить его самого. Для этого необходимо запланировать целый ряд мероприятий.

 


Во-первых, это  индивидуальные занятия, в процессе которых воспитатели учатся играть на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле.

Во-вторых, проведение консультаций, во время которых они разучивают новые песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок песни. Проведение консультаций в предпраздничные дни: занятия с ведущими, обыгрывание различных игр, в том числе  музыкально-дидактических, которые требуют от ведущего владения несколькими детскими музыкальными инструментами.

Совместная  работа музыкального руководителя и  воспитателя помогает заполнить  жизнь детей песнями, играми, игрой  на детских музыкальных инструментах.

На музыкальных занятиях я  не только разучиваю с детьми определенный репертуар, обучаю навыкам игры на музыкальных инструментах, знакомлю с их выразительными возможностями, но и побуждаю к музицированию, импровизациям, сочинению мелодий. Для этого необходимо показать способы воплощения музыкальных образов на разных инструментах, чтобы дети сами стремились импровизировать и на занятиях, и в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

Едем, едем на лошадке, по дорожке зимней, гладкой - молоточки

Скок, скок, скок – 2 р.  - бубны

Санки скрипят  – рубель

Бубенчики звенят – бубенчики

Дятел стучит –  коробочка

Вьюга свистит  – свистулька, бутылка

 

Едем, едем на лошадке, по дорожке зимней, гладкой - молоточки

Скок, скок, скок – 2 р.  - бубны

Белка на ёлке орешки грызёт

Цок-цок –  скорлупа

Рыжая лисичка  зайчика стережёт – тарелка с кисточкой

Холод, холод, стужа, стужа – свистулька, бутылка

Снег пушистый кружит, кружит – треугольник

 

Ехали мы ехали, наконец доехали – молоточки, бубны

С горки «Ух» - металлофон

В ямку «Бух» - тарелка, бубны

Приехали –  падают, руки в стороны

 

Можно предложить детям поиграть в имена -  дети должны узнать  по ритмическому рисунку, исполненному взрослым в хлопках или на металлофоне имя:

Дети узнают,  как  назвали  девочку — Таней  или  Танечкой:

4 Игра для малышей:  взрослый  обращает внимание на весёлого зайчика (ребёнок  в шапочке зайчика с барабаном в руках)

«Я зайчик – попрыгайчик.

Я играю в барабанчик!»  - ребёнок  импровизирует игру на барабане. Остальным  детям предложить постучать кулачком о кулачок.

 

 

Или

«Ёж на дудочке играет и детишек забавляет»

Или

«Я – медвежонок Миша, я музыку люблю.

 

 

 

 

Послушайте, ребята, как звонко в бубен бью!»

Или

«Я – козочка рогатая, играю  целый день,

Звенит мой колокольчик: динь-динь, динь-динь-дилень!»

Что необходимо для творческого музицирования?

Необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому одно из главных условий успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять  сочувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Для многих  детей   игра   на   музыкальных   инструментах  помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального  развития , но и  развитие  мышления,  творческой   инициативы, сознательных отношений между  детьми, участие в  театрально – игровой деятельности с применением детских музыкальных и шумовых инструментов.

Таким образом, элементарное музицирование может стать первой очень важной ступенькой, которая поможет ребенку открыть для себя мир музыки, овладеть игрой на простых музыкальных инструментах, активизировать потребность в освоении игры на том музыкальном инструменте, который выберет ребенок.

Мне  очень  импонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает – “Ребенок не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку. Я, как и любой другой музыкальный руководитель,   стараюсь создать на музыкальном занятии атмосферу радости, удовольствия и успеха. Ребёнок за первые пять лет должен освоить гигантский объём знаний и умений. А наиболее эффективно, согласно исследованиям психологов, человек учится в состоянии счастья и радости!

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Музыка, речь, движение