Методы и приемы развития познавательного интереса у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Среди многих, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования и развития познавательного интереса является довольно значимой. Она служит поиску таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.
Интерес – это сложное психическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес представляет собой также единство познавательных, эмоциональных и волевых компонентов психики человека (С.Д. Рубинштейн).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Феноменологический анализ понятия «интерес»………………6
Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста………………………………………………………………….11

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I………………………………………………………..17

ГЛАВА II. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Методы, приемы и формы развития интереса у младших школьников на уроках музыки………………………………………..20
2.2. Комплекс заданий, направленных на развитие интереса у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе……35

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II……………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.75 Кб (Скачать файл)

К методам стимулирования интереса учащихся на уроках, ученые-педагоги относят  так же метод дидактической игры [16].

Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов. В ходе дидактической игры каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую,  которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения [16].

В определении методов, способствующих развитию интереса к музыке, музыканты-методисты  опираются на методы, разработанные  общей педагогикой. Однако наряду с  общепедагогическими методами воздействия  на интерес учащихся ученые-музыканты  разработали собственные специфические  методы, обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыки.

Под методами музыкального образования  понимаются определённые действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального образования школьников, или способы работы учителя и  учеников. Это способы взаимосвязанной  деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач музыкального образования, воспитания и развития учащихся [5].

К методам стимулирования музыкальной деятельности относится  создание проблемно-поисковых ситуаций, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания. Проблемно-поисковые ситуации активизируют музыкальную деятельность, концентрируют слуховое внимание учащихся, заставляют мыслить, рассуждать, развивают творческие способности.

Развитию музыкального интереса детей так же способствуют игровые ситуации, которые обычно применяются в работе с младшими школьниками. В игровых ситуациях легче организовать песенное творчество, инсценировки, драматизации. Они помогают поддержать интерес детей к уроку, сделать эмоциональную разрядку и предупредить переутомление [5].

К методам музыкального образования, способствующим развитию интереса учащихся к музыке, ученые-музыканты  относят:

1. Метод эмоционального  воздействия (Л.Г. Дмитриева и  Н.М. Черноиваненко);

2.    Метод эмоциональной  драматургии (Э.Б, Абдуллин);

3.    Метод размышления  о музыке (Д.Б, Кабалевский);

4.    Метод музыкального  обобщения (Д.Б, Кабалевский);

5.    Метод творческих  заданий (Л.Г. Дмитриева);

6. Метод моделирования  художественно-творческого процесса (Е.Д. Критская и Л.В. Школяр).

Сущность метода эмоционального воздействия заключается в умении учителя выражать свое отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами. Например, его голос может эмоционально окрашиваться в зависимости от характера, настроения музыки: тепло, ласково и нежно он может отозваться о колыбельной песне; торжественно, с суровыми и мужественными интонациями – о патриотической. Все выразительные приемы учитель применяет для усиления эмоционального воздействия музыки и обогащения впечатлений [11].

Широкое использование  метода эмоционального воздействия во многом определяет успех музыкальной деятельности учащихся и способствует развитию интереса к данному виду искусства [11].

Эмоциональному воздействию  может способствовать привлечение  необычных фактов, создание эффекта удивления. Этот эффект могут создать: приведение учителем необычных сведений о жизни композиторов; сообщение интересных научных фактов; нестандартная интерпретация песен и т.д. [11].

Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональное отношение учащихся к музыке, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. Не менее важная функция данного метода — «режиссура» структуры урока, определение его кульминации. В таком понимании метод эмоциональной драматургии (Э. Б. Абдуллин) близок методу эмоционального воздействия (Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко). Основными принципами метода эмоциональной драматургии являются эмоциональный контраст и последовательное насыщение эмоционального тона урока.

Метод размышления  о музыке направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимся духовных ценностей. Данный метод в своей структуре опирается на общепедагогический метод проблемного обучения. Его использование подразумевает не усвоение учащимися готового знания, а выбор проблемы учителем и предъявление её для самостоятельного решения учениками. Распространённым приемом размышлений о музыке является сравнение, не только потому, что его применение позволяет создавать ситуации, вызывающие у учащихся интерес. Выполнение творческих заданий предполагает анализ музыки, а значит, ребята должны вслушиваться в неё, следить за изменением звучания и развитием музыкального образа, осознавать свои впечатления и делать выводы [5].

Это способствует формированию у младших школьников ярких эмоциональных  впечатлений, появление которых  в свою очередь является одним  из важнейших  признаков развития интереса к музыкальному искусству.

Метод музыкального обобщения предполагает становление у учащихся системы знаний, развитие осознанного отношения к музыке.

Э. Б. Абдуллин определяет ряд последовательных действий этого метода: [1]

- активизация музыкального и жизненного опыта школьников с целью введения в тему или углубления ее;

- ознакомление с новым знанием посредством четко поставленной учителем задачи, совместного решения ее с учащимися и 
формулирования детьми вывода;

- закрепление знания  в разных видах учебной деятельности  ребенка.

Метод музыкального обобщения  является методом стимулирования процесса музыкального обучения. Его применение помогает учащимся убедиться в своей  способности познать музыку, самостоятельно размышлять о ней. Это способствует воспитанию более увлечённого отношения  к искусству, к процессу музыкальных  занятий.

Метод творческих заданий  направлен на активизацию процесса музыкально-эстетического воспитания. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику и интуицию. Творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики.

Ученые-педагоги указывают, что процесс познания в атмосфере  творчества приобретает развивающий  характер, поэтому на музыкальных  занятиях важно создавать условия  для активного выражения себя в творчестве каждому ребенку, независимо от его индивидуальных возможностей. Все школьники должны испытывать радость творчества, потому что с  этим связано появление интереса к  музыкальной деятельности [11].

Сущность метода моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр) заключается в том, что учащиеся ставятся в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника, как бы заново создающих произведения искусства для себя и для других людей. Реализация данного метода требует:

  1. самостоятельности в добывании и присвоении знаний, которые при прохождении пути композитора не отчуждаются от ребенка;
  2. творческости, когда школьник в опоре на музыкальный опыт и на воображение, фантазию, интуицию сопоставляет, сравнивает, выбирает, создает и т.д.;
  3. развития способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации [11].

Таким образам, развитию интереса учащихся к урокам музыки способствует использование на занятиях, как общепедагогических продуктивных методов обучения, так и специальных музыкальных методов, имеющих свои специфические особенности.

Все рассмотренные выше методы реализуются с помощью  специальных форм обучения.

Формами обучения называют организованное взаимодействие обучающего (учителя) и  обучаемого (ученика). В настоящее  время, ведущей формой обучения является классно-урочная система, важное преимущество которой заключается в возможности  сочетать в ней массовые, групповые  и индивидуальные формы обучения [24].

Для развития интереса младших школьников к изучаемому предмету современный  урок должен отвечать определенным общим, дидактическим, воспитательным и развивающим  требованиям.

Среди общих требований, которым  должен отвечать качественный современный  урок, выделяются следующие: [19]

- использование новейших достижений  науки, передовой педагогической  практики, построение урока на  основе закономерностей учебно-воспитательного  процесса;

- обеспечение надлежащих условий  для продуктивной познавательной  деятельности учащихся с учетом  их интересов, наклонностей и  потребностей;

-   мотивация и активизация  развития всех сфер личности;

-  формирование умения учиться,  потребности постоянно пополнять объем знаний.

Среди дидактических требований к уроку, позволяющим стимулировать интерес учащихся, выделяются следующие:

-   рационализация информационного  наполнения урока, оптимизация  содержания с учетом социальных  и личностных потребностей;

-     творческий подход  к формированию структуры урока;

- сочетание различных форм коллективной  деятельности с самостоятельной  деятельностью учащихся;

Воспитательные требования к уроку  включают:

-  определение воспитательных  возможностей учебного материала,  деятельности на уроке, формирование  и постановку реально достижимых  воспитательных целей;

-  внимательное и чуткое отношение  к учащимся, соблюдение требований  педагогического такта, сотрудничество  с учащимися и заинтересованность  в их успехах.

К развивающим требованиям относятся:

-  формирование и развитие  у школьников положительных мотивов  учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы  и активности;

- проведение учебных занятий  на «опережающем» уровне, стимулирование  наступления новых качественных  изменений в развитии;

-   поощрения учеников теми  или иными способами,  повышающими  их  заинтересованность к учебному  процессу.

Помимо стандартной формы обучения (урок) для развития интереса  школьников ученые-педагоги предлагают и нестандартные  формы. Под нестандартным уроком  они понимают импровизированное  учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру.

Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Для  развития интереса учащихся к музыке мы определили следующие типы таких  уроков:

1. Урок-концерт – итог длительной творческой работы учащихся, помогает им увидеть значимость и ценность своего труда, получить оценку и поддержку других детей, учителей и родителей. Такая форма деятельности носит творческий характер, формирует понимание нравственной сущности искусства, воспитывает осознанное отношение к музыке, тем самым помогает развить интерес школьников к данному виду искусства [1].

2. Урок-спектакль – позволяет учащимся закреплять в яркой и увлекательной форме полученные знания, умения и навыки.  Данный тип урока помогает развивать активное восприятие музыки посредством музыкального театра, психические процессы – внимание, память, воображение, а также эмоциональную сферу, речевое дыхание и четкость дикции. Для учащихся младших классов такая форма работы наиболее интересна, потому что они обладают высоким уровнем восприимчивости, чувственно-образным характером мышления, предрасположенностью к творчеству во всех его проявлениях [5].

3. Урок-репетиция – помогает школьникам отработать различные моменты их последующих открытых выступлений с творческими работами или попробовать себя в ситуациях, приближенных к контрольным. Такая форма обучения дает возможность учащимся адаптироваться в новых условиях, предварительно оценить свои результаты, сравнить их с другими, а главное, стимулирует школьников к дополнительным, самостоятельным усилиям для улучшения качества своей деятельности [5].

4. Урок-игра – помогает активизировать учащихся в обучении, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и творческих задач, стимулирует инициативу и творчество. При такой форме урока  изучаемый материал становится  основой содержания игры. При изучении нового материала для младших школьников используются творческие игры, целью которых служит расширение знаний детей, а главное – развитие способностей самостоятельного их приобретения и использования в новых ситуациях.  Дети с удовольствием занимаются игрой, поэтому  такой тип нестандартной формы обучения как урок-игра позволяет сделать деятельность более привлекательной для них [9].

Информация о работе Методы и приемы развития познавательного интереса у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе