Методы и приемы развития познавательного интереса у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Среди многих, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования и развития познавательного интереса является довольно значимой. Она служит поиску таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.
Интерес – это сложное психическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес представляет собой также единство познавательных, эмоциональных и волевых компонентов психики человека (С.Д. Рубинштейн).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Феноменологический анализ понятия «интерес»………………6
Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста………………………………………………………………….11

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I………………………………………………………..17

ГЛАВА II. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Методы, приемы и формы развития интереса у младших школьников на уроках музыки………………………………………..20
2.2. Комплекс заданий, направленных на развитие интереса у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе……35

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II……………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.75 Кб (Скачать файл)

Познавательный интерес – это  один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно [18].

Познавательный интерес направлен  не только на процесс познания, но и  на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. В познавательном интересе включены волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности [26].

К важным критериям познавательного  интереса ученые  (Б.Г. Ананьева, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукина) относят:

- вопросы учащихся к взрослым, проявление в них инициативности  и самостоятельности.

- умение решать самостоятельно  познавательные задания, находить  выход из проблемной ситуации.

- поисковая активность учащихся, проявление в них инициативности  и самостоятельности.

- повышенный интерес к теоретическим  знаниям.

- учащиеся не довольствуются  услышанным на уроке, а самостоятельно пополняют свои знания из разных источников.

- эмоциональные проявления вплетены  в познавательный интерес: удивление, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха.

 

К возрастным особенностям ученые относят:

- моторную активность;

- сенсорно-перцептивную активность (способность и потребность в новых сенсорных впечатлениях, их сохранения и воспроизведения);

-интеллектуально-волевую активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективизация и воспроизведение ситуаций, выделение себя из «поля деятельности» и т.д.);

- мотивацию и эмоционально-выразительную активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность к их выявлению, символизации, замещению);

- способность к включению всех  этих форм психической активности  в реальную деятельность, поведение,  общение (включая учение и игру) для их эффективного построения, регулирования;

Психологические особенности интересов  детей (податливость, внушаемость, доверчивость) представляют собой большие возможности  педагогического воздействия для  целенаправленного развития у них  познавательного интереса к учебе, вообще, и к урокам музыки, в частности.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

 

2.1.  Методы, приемы и  формы развития интереса у  младших школьников на уроках  музыки.

Понятие «метод обучения»  –  является весьма сложным. В педагогике до сих пор не прекращаются дискуссии относительно более точной его трактовки. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения.

Большинство авторов склонны считать  метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научному определению.

Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине [25].

В педагогике имеется множество  определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К. Бабанский); «метод – это совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый); «метод обучения – это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В. Оконь); «метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся» (Т.А. Ильина); «метод обучения – это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развития его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой, с природной и общественной средой» (Б.Т. Лихачев).

Методу обучения можно дать и  такое определение: это способ упорядоченной  деятельности субъекта и объекта  учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Как мы видим, метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса.

Методы лежат в основе всего  учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно  выбранный путь, соотнесенные с ним  формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов  обучения. В методах обучения можно  выделить методы преподавания (деятельность педагога) и методы учения (деятельность учащихся по овладению знаниями). Разнообразие видов деятельности учителей и учащихся приводит дидактов к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения, давать им соответствующую терминологию. И, тем не менее, большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения – это способ организации учебно-познавательной деятельности (ссылка 2).

Итак, под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Важнейшим компонентом метода является прием.

Прием – это составная часть метода, единичное действие, конкретный способ, частное понятие по отношению к общему понятию “метод”.

Приемы обучения (дидактический  и методический) – составляющие компоненты метода, функцией которого является направление  учащихся на развитие отдельных дидактических  задач.

У И.П. Подласого, прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификации метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

И.Ф. Харламов считает, что прием  обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения.

Одни и те же приемы могут входить  в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может  включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога. К ним можно  отнести: показ учителя, сообщение  плана работы, прием записей учащихся базовых понятий, прием сравнения  и т.п. Приемы используются в целях  активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности.

Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом. В обучении имеют место возможные  переходы методов в приемы и наоборот (метод в прием, прием в метод), вызванные спецификой обучения.

В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации  методов обучения. Так как метод  категория универсальная, “многомерное образование”, обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания  для классификации методов обучения. В настоящее время среди дидактов нет единого мнения относительно классификации методов обучения.

Специальные  исследования  Г. И. Щукиной,  В. С. Ильина,  посвящённые  проблеме  формирования  познавательного  интереса,  показывают,  что  существует  большая  группа  методов  стимулирования  интереса  к  учению. Это  методы  эмоционально  нравственного  стимулирования,  методы  познавательного  спора,  анализа  жизненных  ситуаций,  познавательных  игр,  создание  проблемных и поисковых  ситуаций,  учебных  дискуссий,  создание  ситуаций  успеха  и  др.  Знание  всего  богатства  методов  стимулирования  интереса  к  учебной  деятельности  позволяет  учителям  в  каждом  конкретном  случае  избрать  те  из  них,  которые  наилучшим  образом  соответствуют  задачам,  особенностям  учеников,  степени  развитости  у  них  познавательного  интереса, с  тем,  чтобы  приподнять  его  на  новый,  более  высокий  уровень [3].

М.Н. Скаткин и И.Я. Леренер классифицируют дидактические методы в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала [10]. Они выделяют объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы обучения, а также метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский. Развитию интереса учащихся, на наш взгляд,  способствует в большей степени использование продуктивных методов обучения.

Сущность объяснительно-иллюстративного, или информативно-рецептивного метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы), практического показа способов деятельности (показ опыта, способов решения задачи и тому подобное).

Репродуктивный метод предполагает воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя. Он используется для приобретения учащимися умений и навыков, достижения второго уровня усвоения знаний [24].

Репродуктивная деятельность обогащает  знания, умения и навыки учащихся, формирует  особые мыслительные операции, активизирующие познавательную потребность, которая, в свою очередь, является одним из критериев развития интереса. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать её в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно  увлекаться ею. Согласно этому, репродуктивный метод должен сочетаться с другими  методами обучения [19].

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На начальном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому при работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образец процесса научного познания. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способом и приемом научного мышления, образцом культуры развертывания познавательных действий.

Учащиеся при этом мысленно следят за логикой изложения, усваивая этапы  решения целостных проблем. В  то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания и выводы, но и следят за логикой  доказательств, за движением мысли  учителя [24].

У школьников,  в процессе реализации проблемного метода обучения, возникает потребность в самостоятельном выполнении заданий, формируется психологическая готовность к работе, к её успешному завершению, что способствует развитию интереса к изучаемому предмету.

Частично-поисковый  метод  обучения,  как  один  из  способов организации  активной,  поисковой  мыслительной  деятельности  учащихся,  как  раз  способствует  развитию  познавательного  интереса  детей.   По  своей  сути он  является  одним  из   важнейших  средств  активизации  школьников  и,  следовательно,  развития  их  познавательного  интереса.

Основное его назначение в постепенной  подготовке обучаемых к самостоятельной  постановке и решению проблем. Деятельность учителя направлена на подведение учащихся к постановке проблемы, показ им способа нахождения доказательств, заключения выводов из приведенных  фактов и т.д. Учитель констатирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги помощи, а сами шаги выполняют  учащиеся. По способам, характерным  для данного метода, ученик воспринимает задание, осмысливает его условие, решает часть задачи; актуализируя наличные знания, осуществляет самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивируя свои действия. При этом, каждый шаг учащегося предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует [16].

Полную самостоятельность школьников предполагает исследовательский метод обучения. Он призван обеспечить творческое применение знаний. Сущность данного метода определяют как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает её результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения. Деятельность учащихся заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем и нахождения способов их решения [19].

Этот метод обучения не применяется  на занятиях младших школьников, так  как исследовательская деятельность ещё не свойственна данному возрасту.

М.Н. Скаткин и И.Я. Леренер считают, что такая классификация методов обучения демонстрирует постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность.

Применительно к тому, чья роль в процессе получения и передачи знаний является более значительной, они выделяют преподносящие методы (проводимые учителем лекция, описание, демонстрация определенных предметов, явлений или действий, показ фильма или просмотр телевизионной передачи и т.д.), методы, предполагающие взаимные действия учителя и учащихся (например, беседа, дискуссия, различные контрольные работы), и, наконец, методы самостоятельной работы учащихся (разнообразные упражнения, сопровождающиеся самопроверкой, изучение учебников и других публикаций, наблюдение, эксперимент, обучение в ходе производительного труда и художественного творчества и т. п.)

Информация о работе Методы и приемы развития познавательного интереса у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе