Методы и приемы развития познавательного интереса у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Среди многих, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования и развития познавательного интереса является довольно значимой. Она служит поиску таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.
Интерес – это сложное психическое образование, представляющее собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал. Интерес представляет собой также единство познавательных, эмоциональных и волевых компонентов психики человека (С.Д. Рубинштейн).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Феноменологический анализ понятия «интерес»………………6
Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста………………………………………………………………….11

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I………………………………………………………..17

ГЛАВА II. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Методы, приемы и формы развития интереса у младших школьников на уроках музыки………………………………………..20
2.2. Комплекс заданий, направленных на развитие интереса у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе……35

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II……………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………39

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 88.75 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Уральский государственный  педагогический университет»

Институт музыкального и художественного образования

Кафедра музыкального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы и приемы развития познавательного интереса у младших  школьников на уроках музыки в общеобразовательной  школе

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Методика преподавания музыки»

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Коростелева Анна Александровна

студент 3 курса гр. МЗ-32  
дневного отделения

профиль «Музыкальное образование»

 

 

Оценка работы: _________                       Научный руководитель:

«__»_____________20__г.            кандидат педагогических наук, профессор

руководитель___________                     Матвеева Кира Платоновна

(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

    1. Феноменологический анализ понятия «интерес»………………6
    2. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста………………………………………………………………….11

 

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ I………………………………………………………..17

 

ГЛАВА II. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

2.1. Методы, приемы и формы развития  интереса у младших школьников  на уроках музыки………………………………………..20

2.2.  Комплекс заданий, направленных  на развитие интереса у младших  школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе……35

 

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ II……………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………39

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Среди многих, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования и развития познавательного интереса является довольно значимой. Она служит поиску таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.

Интерес – это сложное психическое  образование, представляющее собой  единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность  деятельности) начал. Интерес представляет собой также единство познавательных, эмоциональных и волевых компонентов  психики человека (С.Д. Рубинштейн).

Установлено, что интерес является одной из форм общественной направленности личности. Через интересы человек  выражает идеологию, взгляды, эмоциональные  реакции.

Интерес является реальной причиной социальных действий, лежащих в основе непосредственных побуждений-мотивов, идей – участвующих в них индивидов, социальных групп, классов. Словом, интерес  имеет огромное значение в развитии общества.

Интерес представляет большую ценность и для самой личности, ибо он приближает к человеку объективный мир, делает последний необходимым, ценным для его существования и развития. Рядом с развитием интереса происходит становление таких ценных качеств личности, как наблюдательность, старательность, стремление к поиску, самостоятельность и др. под влиянием интереса познание принимает личностный смысл.

Познавательный интерес – важный учения. Являясь глубоко личностным образованием, познавательный интерес обнажает объективные ценности обучения, сообщает учению силы, легкость, интенсивность, придает деятельности личностный смысл, содействует ее продуктивности (Г.И. Щукина). Благодаря познавательному интересу деятельность ученика становится более плодотворной, длительной и продуктивной.

Проблема развития познавательного  интереса средствами музыки волновала многих музыкантов - исследователей. Теоретические предпосылки активизации познавательного интереса отражены в работах Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, Л.В. Школяр.

Однако практика массового музыкального воспитания свидетельствует, что в  большинстве случаев при организации  учебного – воспитательного процесса на уроках музыки не всегда учитываются  познавательные возможности учащихся, развитие их познавательного интереса.

Исходя из этого, было выявлено противоречие между возможностями уроков музыки в развитии познавательного интереса школьников и недостаточной разработанностью соответствующей методики.

Это позволило сформулировать проблему исследования, которая состоит в  поиске и выборе путей развития познавательного  интереса младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Анализ актуальности, противоречия и проблемы исследования позволил сформулировать тему курсовой работы: «Методы и  приемы развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе».

Объектом  данного исследования является процесс музыкального образования учащихся в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – развитие познавательного интереса младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Цель исследования: выявить, определить, теоретически обосновать способы развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

 

 

 

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи.

  1. Рассмотреть психолого-педагогическую и музыкально-методическую литературу по теме исследования для выяснения сущности понятий «интерес» и «познавательный интерес».
  2. Определить критерии познавательного интереса характерные для учащихся младших классов.
  3. Выявить наиболее эффективные методы развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Методологической основой исследования явились гуманистический подход воспитания личности (А.С. Белкин); деятельностный подход формирования и развития личности (С.Л. Рубинштейн); теория познавательного интереса (Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой); работы отечественных психологов по активации познавательной деятельности учащихся, развитию их интересов (Л.С. Выготский); труды ведущих музыкантов-исследователей по проблеме развития познавательного интереса на уроках музыки (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр).

Методы исследования определялись целью, необходимостью решения задач: системного анализа научных источников педагогической, психологической, музыкально-педагогической литературы; метод сравнения.

Настоящая курсовая работа в своей структуре имеет: введение, две главы, заключение, библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

 

    1. Феноменологический анализ понятия «интерес»

Проблема формирования интереса учащихся волновала на протяжении многих веков  философов, социологов, психологов, педагогов  и др.

Ученые по-разному трактуют данное понятие.

Так в философских словарях мы находим  следующие определения понятию  – интерес.

  1. Интерес ( от лат. участвовать) – привлечение к чему-либо, участие в чем-либо, склонность к чему-либо.
  2. Интерес понимается как причина действий индивидов, социальных общностей, определяющая их социальное развитие [25].

В психологии понятие «интерес» трактуется следующим образом:

  1. Интерес – мотив или мотивационное состояние, побуждающее к позитивно деятельности [21].
  2. Интерес понимается как потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного состояния, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане [21].
  3. Интерес – это мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности [17].

По  мнению Л.С. Выготского: «Интерес – естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями» [7].

С.Л. Рубинштейн считает, что: «интерес – избирательная направленность человека, на помыслы и мысли» [22].

Р.С. Немов полагает, что «интерес – это эмоционально-окрашенное повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению» [15].

По мнению ученых-педагогов,  интерес – это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующую ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности [13].

И.П. Подласый пишет: «интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) – реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Интерес можно определить как форму проявления познавательных потребностей, что выражается в стремлении к познанию объекта или явления, овладения определенным видом деятельности» [20].

Ученые выделяют множество критериев  интереса личности.

К важным проявлениям  интереса Г.И. Щукина и Б.Т. Лихачев относят:

  • готовность к активной деятельности, приносящей удовлетворение;
  • познавательную активность;
  • самостоятельность в преодолении трудностей;
  • самостоятельное пополнение ЗУНов;
  • стремление к развитию своих творческих способностей; [26].

Познавательный интерес – одна из важнейших областей феномена интереса, непосредственно изучается циклом психолого-педагогических дисциплин. Его предметом  является самое значительное  свойство человека: познать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них.

Познавательный интерес – важнейшее  образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формирующая в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения.

Познавательный интерес – интегральное образование личности. Он как общий  феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как  отдельные психологические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром.

Познавательный интерес – это  один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно [18].

Познавательный интерес направлен  не только на процесс познания, но и  на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. В познавательном интересе включены волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности [26].

В педагогике  познавательный интерес рассматривается как один из действенных факторов обучения и воспитания. Будучи таковым, он обладает возможностями актуализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению умений и навыков, формировать определенные качества личности, черты характера (В.Б. Бондаревский, И.Г Баблинский, В.А. Сухомлинский, И.М. Цветков).

Познавательный интерес – избирательная  направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, систематически укрепляясь и развиваясь [16].

Познавательны интерес в своем  развитии, как указывают Д.К. Гилев и Г.И. Щукина, проходит ряд стадий: от простого любопытства и любознательности, к познавательному и научно-теоретическому интересу.

К важным критериям познавательного  интереса ученые (Б.Г. Ананьева, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукина) относят:

- вопросы учащихся к взрослым, проявление в них инициативности  и самостоятельности.

- умение решать самостоятельно  познавательные задания, находить  выход из проблемной ситуации.

- поисковая активность учащихся, проявление в них инициативности  и самостоятельности.

Информация о работе Методы и приемы развития познавательного интереса у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе