Личность музыканта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:10, реферат

Описание работы

Что представляет собой личность музыканта? Каковы ее отличительные черты? Какие качества нужно в себе культивировать, чтобы стать хорошим музыкантом и на что надо обращать внимание педагогу, воспитывающему начинающего музыканта?
Наставить на путь и вселить надежду, обжечь душу красотой, чтобы она стала праведнее и милосерднее – вот что люди ждут от музыкантов и что они обязаны им давать, чтобы иметь право называться музыкантами. И если мы посмотрим на историю музыки – от Баха и Палестрины, а лучше – от Апполона и Орфея до Бернстайна и Шостаковича, то мы увидим, что все великие музыканты – и композиторы, и исполнители – стремились решать именно эти задачи.

Содержание работы

Введение 2
Структура личности 3
Личностная динамика 5
Связь содержания музыки со смыслообразующей функцией личности. 8
Музыка как способ самопознания и самовыражения человека 11
Личность музыканта (характеристика, направленность). 14
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 68.02 Кб (Скачать файл)

Навыки общения формируются  по–разному в зависимости от того, к какому типу личности относится человек:

«Сольный тип личности. Человек – «солист» любит действовать самостоятельно, предпочитает работу, которую выполняет один, без посредников и помощников. Любит отвечать сам за себя, но не за других. Многие из «солистов» любят быть «на виду». Но не любят приспосабливаться к другим людям. Поэтому недостаток ярко выраженного «сольного» типа личности – отсутствие гибкости в общении, непонимание чужого мнения, чужих чувств и действий. «Идеальный сотрудник» для «солиста» не существует, но к нему может приспособиться «ансамблист» и «оркестрант». С «дирижером» деловые отношения затруднены.

«Ансамблевый» тип личности. Человек – «ансамблист» любит действовать сообща с небольшой группой единомышленников. Для него важна команда равных ему по статусу и духу людей. Решения предпочитает принимать коллегиально. Хорошо умеет слушать и действовать согласованно с другими людьми. Для него важно чувство опоры, которое дает близкое окружение. Недостаток ярко выраженного «ансамблевого» типа личности – страх самостоятельных решений, неспособность действовать в одиночку и зависимость от чужих «советов». «Идеальный сотрудник» – такой же «ансамблист».

«Оркестровый» тип личности. Человек – «оркестрант» любит быть членом большой «команды». Для него важно быть частью «целого», и он гордится принадлежностью к своей группе. Хорошие рядовые сотрудники, исполнители чужой воли и реализаторы чужих идей. Не любят принимать решения и проявлять инициативу. Недостаток ярко выраженного «оркестрового» типа личности – зависимость от сильного лидера, неспособность действовать без руководства. «Идеальный сотрудник» – человек «дирижерского» типа личности.

«Дирижерский» тип личности. Человек «дирижер» предпочитает руководящую деятельность (как правило, в больших группах). Любит управлять другими людьми и не любит, когда управляют им. К другим людям не приспосабливается, но в отличие от «солиста» хорошо чувствует и знает свое окружение, используя подходящие приемы воздействия на него. Недостаток ярко выраженного «дирижерского» типа личности авторитарность в мышлении и общении, желание «настоять на своем» любой ценой. «Идеальный сотрудник» – человек «оркестрового» типа личности.

Как правило, у человека присутствуют черты более, чем одного типа личности. К тому же, недостающие черты личности можно развивать.

Связь содержания музыки со смыслообразующей функцией личности.

Еще до осуществления любой деятельности человек осуществляет мыслительный процесс планирования, предвидения, моделирования как общих и частных результатов, так и хода выполнения деятельности, который связан с определением фаз, этапов выполнения отдельных действий, задач или сопоставлением вариантов деятельности, оценкой их сравнительной эффективности, выбором наиболее оптимальной тактики и техники. Активная роль в этом принадлежит не только процессам мышления, но и процессам восприятия информации о начальном текущем и изменяющемся состоянии всей системы деятельности, в том числе и оценке частичных результатов (продуктов) деятельности.

Уже с самого начального этапа – моделирования и планирования будущей деятельности к механизмам ее сознательной регуляции подключаются эмоциональные факторы. Деятельность может быть эмоционально привлекательной, эмоционально насыщенной или эмоционально-нейтральной, в которой процессы мышления функционируют  «бесстрастно». Многообразные эмоциональные  явления ежесекундно питают и  насыщают деятельность и в первую очередь деятеля активностью. Эмоции являются не только результатом деятельности, сигнализируя о ее успехе или неуспехе, подчеркивает А. Н. Леонтьев, но и «механизмом  ее движения». Эмоции всегда есть показатель отношения между мотивами (потребностями) и возможностью успешного осуществления  деятельности, которая отвечает этим мотивам. Не всегда внешне кажущееся  успешным выполнение деятельности или  действия приводит к положительным  эмоциям. Если деятельность или действие не отвечает ведущему мотиву личности, оно может оцениваться как  неуспех. Такие примеры автор  приводит и анализирует их в книге. Так, для испытуемого А. К. ведущим  мотивом участия в конкурсе было получение I премии. Успешное, по мнению коллег и членов жюри выступление на конкурсе им. П. И. Чайковского, звания лауреата которого он был удостоен, было для А. К. психической травмой из-за того, что жюри присудило ему всего лишь IV премию. В данном случае ведущий для А. К. мотив потерпел поражение, вызвав аффект — кратковременную эмоциональную вспышку, которая вскоре была подавлена. Другой испытуемый Т. В., предвосхищая будущий неуспех в деятельности, испытывает боязнь перед концертами, связанную с ожиданием появления аффективных реакций. Его эмоции дезорганизуют ситуативно деятельность и мешают реализации мотивов, связанных с положительным отношением к музыке и потребностями в исполнительстве. Именно эти устойчивые эмоциональные явления – чувства любви к музыке позволяют ему растормозить рефлекторно-закрепившиеся аффективные реакции и преодолеть отрицательные эмоции. Процесс перестройки эмоционального отношения к деятельности у этого испытуемого был связан с активными переживаниями, которые способствовали победе над фрустирующей ситуацией и оптимизации деятельности. И в разделах о восприятии и творчестве читатель встретится с фактами активного вмешательства эмоций в процессе деятельности. Эмоциональные реакции в момент восприятия или творчества, сопровождаемые иногда слезами, в одних случаях нарушают процесс художественного переживания, в других, напротив, стимулируют работу фантазии, воображения, творческий процесс в целом. Как свидетельствуют данные исследований, эмоциональные явления активно соучаствуют вместе с другими регуляторами деятельности в управлении творческим процессом. В последнее время в отечественной психологии стали особенно актуальными положения Л.С. Выготского – С. Л.Рубинштейна – А.Н.Леонтьева о регулирующей роли эмоций в деятельности человека. Эти положения получили всестороннюю теоретическую и экспериментальную разработку в исследованиях О. К. Тихомирова, А. В. Запорожца и их сотрудников на материале изучения мыслительной деятельности, процессов мышления и целеобразования. Однако категория эмоций, при всей ее значимости для раскрытия вопроса о регулирующих механизмах деятельности не является исчерпывающей и достаточно объемной. Действительно, эмоция, по мнению большинства исследователей, является лишь выразителем смысла деятельности, открывая человеку возможность его осознания в форме «эмоциональной окраски». Между тем в процессе деятельности человек сталкивается не только с задачей обнаружения, выявления, раскрытия смысла, но и в его формировании, создании. В процессах же смыслопорождения, «смыслостроительства» участвует весь ансамбль психических процессов, лидером икоординатором «работы» по производству смысла является переживание. Каксправедливо подчеркивает Ф. Е. Василюк, переживание не занимает рядоположную позицию по отношению к другим регуляторам – восприятию, памяти, воображению, эмоциям, а является их «режиссером». Как очевидно из приведенного выше краткого экскурса в историю становления отечественной теории деятельности, категории переживания придавалось очень важное значение с самых первых дней становления психологии. Использование категории переживания позволяет в динамике, увидеть технологию и механику регуляции деятельности человеком как ее пристрастным субъектом. Категория установки и категория психического состояния позволяют увидеть «срез» психики, ее моментальную готовность к выполнению деятельности или действий, актов. Категория же переживания дает возможность проследить процессуально смену установок и состояний в ходе развертывания деятельности. Не случайно Ф. В. Бассин выдвинул проблему переживания в качестве центральной проблемы психологии. О том, что психология давно испытывает потребность в такой всеобъемлющей категории и в тоже время пригодной для рабочих целей, убедительно свидетельствует дискуссия по проблеме «значащих переживаний», развернувшаяся на страницах журнала «Вопросы психологии» после выхода в свет статьи Ф. В. Басина. Негативное отношение к этой категории со стороны некоторых психологов, принявших участие в дискуссии, прежде всего связано с тем, что понятие переживания в традиционной психологии связывалось обычно лишь с созерцанием субъективно-значимого. Переживание характеризовалось как индивидуальное, субъективное отражение мира в его отношении к человеку или как непосредственная данность познавательных процессов в отличие от их содержательной, предметной стороны. Во многих схемах традиционной, в том числе интроспективной трактовки переживания оно рассматривалось не только в отличие от знания, но и лишь как пассивный отблеск в сознании человека тех или иных психических процессов и состояний. Принципиально по-иному эту категорию рассматривает Ф. Е. Василюк, который впервые в отечественной психологии дал деятельную трактовку переживания. Оно в исследовании Ф. Е. Василюка рассматривается не как форма отражения-созерцания, а как целенаправленная деятельность, производящая реальные и жизненно важные, значимые изменения сознания человека, как деятельность смыслопорождающая. Однако, ограничив рамки исследования задачами изучения лишь критических ситуаций (стресса, фрустрации и др.), Ф. В. Василюк ограничивает и категорию переживания рамками «работы» по перестройке   внутреннего   «психологического   мира»   личности,   направленной на «установление смыслового соответствия между сознанием и бытием», целью которой является «повышение осмысленности жизни». Типология «психологического мира» личности и классификации типов переживания построена средствами теоретического анализа и, бесспорно, лишь условно отражает все многообразие задач сближения научной психологии с недрами «житейской психологии», на что справедливо обратил внимание А. Г. Шмелев. Однако новаторская попытка Ф. Е. Василюка представить переживание не только лишь с позиции анализа функции – эмоциональной репрезентации человеку содержаний его сознания, а в качестве особой внутренней деятельности заслуживает, на наш взгляд, самого пристального внимания. Переживание как целенаправленная деятельность, а не стихийное, неуправляемое движение содержаний сознания, над которыми давлеет эмоциональная логика, является не только спутником, но и регулятором любого вида человеческой деятельности. При таком понимании категория переживания позволяет плодотворно, на современном научном уровне воплотить и развить идеи Л. С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта применительно к задачам изучения человеческой деятельности. Именно деятельность рождает специфические констелляции интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов, в структуре которых в неразрывном единстве функционируют «умные», обобщенные эмоции и преобразование эмоциями интеллектуальные процессы: эмоционально-образное мышление, эмоциональное воображение. Исследование этих констеляций и их регулирующей роли в управлении целенаправленной человеческой деятельностью, связанной не только с преодолением критических ситуаций, есть одна из важнейших задач психологии. Процесс переживания в таком случае следует рассматривать как процесс пристрастного, интеллектуально-эмоционального отражения, оценки, активной переработки внешних и внутренних воздействий, смыслообразования в соответствии с возможностями и потребностями личности, требованиями деятельности. Переживание как внутренняя деятельность является сущностной единицей психики. Именно такой методологический подход к анализу категории переживания позволил автору развить в дальнейшем и наполнить свои представления конкретным содержанием на материале изучения различных видов музыкальной деятельности.

Музыка как способ самопознания и самовыражения человека

Музыка в жизни человека играет огромную роль.  Переоценить  ее значение   очень трудно.  Звуки  музыки вершат чудеса – меняется  настроение, пробуждается, преобразуется  душа. Музыка властвует над нашими эмоциям, объединяет и роднит людей. Мудрецы древности считали, что музыка  родилась одновременно с творением мира. Сила воздействия музыки  не только на человека, но и на растения и животных отмечалась в учениях  древнейших земных цивилизаций.

Пифагор  считал музыку точной наукой, основал науку о гармонии сфер. Важность исследований Пифагора заключается в том, что это  была первая  дошедшая до нас  научно- обоснованная теория музыкальной гармонии. Восприняв высшую истинность и красоту музыки, древнегреческий мыслитель распространил ее на космологию. Пифагорийцы были уверены, что музыка благотворно влияет на интеллект и занятия математикой сопровождали музыкой, и с яростью и гневом боролись, используя специальные мелодии.

С помощью музыки можно  определенным образом влиять на формирование человека, утверждал Аристотель, он  считал, что музыка  в большой  степени воздействует на этическую  сторону души.

Музыкой можно стимулировать  выполнение различных физических упражнений  и трудовую деятельность. Это понимали еще  в античной Греции. Интерес к музыке проявляли все греческие философы, так как считали ее составной частью философии. Большое значение древние греки придавали развитию моральных и духовных качеств, наряду с физическим развитием. В этом социальном процессе  музыке отводилась важная роль.

Грекам  также во многих житейских ситуациях  помогала музыка. Она воспитывала, облегчала жизнь,  успокаивала душу на отдыхе,  помогала в труде, способствовала улучшению  спортивных показателей. Наши предки считали  музыку одним из обязательных общеобразовательных  предметов, наряду с чтением, письмом, гимнастикой.

Музыка как, пожалуй, никакое  другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные  произведения можно условно разделить  на активизирующие, тонизирующие и  расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано с умственными  процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние  всего организма, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе как средство самопознания, самовыражения, самосовершенствования. У каждого свое восприятие и понимание музыки. Мы слушаем музыку когда нам грустно и когда нам весело, когда сильно устаем и когда отдыхаем. Она может расслаблять, успокаивать, а может активизировать и тонизировать человека. Многим из нас музыка помогает справиться с депрессией, грустью, плохим настроением.

Многие люди не признают силы влияния музыки на психологическое  и эмоциональное состояние человека. Тем не менее, даже такие люди неосознанно  часто в социальных сетях делятся друг с другом музыкой, которая им нравится в данный момент, тем самым давая понять о своем настроении сейчас и желая вызвать его у другого человека. Музыка, пожалуй, единственный инструмент, который позволяет мозгу одновременно работать и при этом быть расслабленным. Занятие музыкой так же может помочь человеку поднять самооценку. К примеру, если человек по своей природе скромный, чрезмерно застенчивый, то его увлечение музыкой, а как результат постоянные конкурсы, выступления на концертах, постоянно заставляет человека демонстрировать другим свои способности и тем самым поднимать свою самооценку. Поэтому влияние музыки на психику человека ни в коем случае нельзя приуменьшать. 

Все исследования последних  десятилетий сходятся в главном: музыка стимулирует работу мозга, помогает в преодолении трудностей. Два  столпа школьного обучения – владение языком и математические навыки –  оказываются у музыкантов на большей  высоте, нежели у представителей других профессий. 

Интересен опыт выдающегося  музыкального педагога Шиницу Судзуки. Он практикует раннее начало занятий на скрипке и активно вовлекает родителей в процесс музыкальных занятий. Мамы соучаствуют в музыкальных занятиях ребенка и помогают ему дома. Судзуки, вероятно, рассчитывал создать питомник музыкальных талантов. На самом деле занятия способствовали умственному развитию детей больше, чем развитию их музыкальных данных: памяти, понимания сущности иерархических отношений, осознания деления пространственных структур на уровни, умения оперировать различными структурами. Уже через четыре месяца занятий «группа Судзуки» обогнала своих сверстников по уровню развития визуально-моторных навыков. 

Исследования показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост личности. Музыка стимулирует мозговую деятельность в целом: музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы. 

Слушание музыки, ее сочинение  и исполнение требуют постоянного  обмена информацией между полушариями, их чередования, взаимодействия. У музыкантов меньше выражена асимметрия мозговых полушарий (в процессе мозговой деятельности они легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции), увеличен отдел мозга, отвечающий за моторные навыки и их связь с поступающей от органов чувств информацией (связь зрения, слуха и движения гораздо активнее, чем у немузыкантов).  

Музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительных навыков, на которые во многом полагается наука, так как среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована. Занимаясь музыкой, легче развить  мыслительные навыки, которые понадобятся  для занятий любой умственной работой.

Музыка – лучший педагог, она не преподносит готовые знания, а учит мыслить. У музыкального ученика  не может быть проблем с успеваемостью. Есть много профессий, где нужно реагировать на одновременные показания многих приборов, мгновенно аккумулировать информацию из разных источников и тут же принимать решение, то есть делать несколько дел одновременно подобно Цезарю. Чтобы уметь мыслить многоканально, принимать адекватные решения и осуществлять их, нужно, прежде всего, не напрягаться. Музыка снимает мышечное напряжение. Контроль над сложными движениями дается музыкантам легче и требует меньших затрат энергии. А привычка прислушиваться и чутко откликаться на внешние впечатления становится «второй натурой». 

Музыкант воспринимает многообразие как норму. Большой музыкальный  кругозор облегчает общение и  взаимопонимание. Чем больше и активнее человек занимается музыкой, тем менее вероятны его трения с законом. Обычное музыкальное образование уменьшает вероятность антисоциального поведения.

Музыкальное образование, включающее самостоятельное музицирование, уменьшает эту вероятность очень сильно. Овладение сложными музыкальными навыками (чтение с листа) напрочь исключают всякий криминальный опыт. Привычка слушать другого и понимать его делает музыкантов мягче и терпимее. При этом их волевые качества не страдают. Они многое видят и чувствуют, но менее подвержены паническим настроениям.

Личность музыканта (характеристика, направленность).

Изучая особенности личности мастеров искусства, – будь то музыкант, актер, артист балета или художник, – нельзя не заметить, что они все необъяснимым образом группируются вокруг пяти «Т». Это – Талант, Творчество, Трудолюбие, Терпение, Требовательность. Как правило, большинство выдающихся мастеров обладают не только выдающимися специальными способностями, но и целым рядом других, которые говорят о разносторонности их дарования. В начале XX в. английский психолог Спирмен выдвинул двухфакторную теорию интеллекта, основанную на предположении о существовании фактора общей одаренности и фактора специальных способностей. Очень часто эти два фактора оказываются связанными – чем выше уровень развития специальных способностей, тем чаще и сильнее проявляются способности и к другим видам деятельности.

Информация о работе Личность музыканта