Личность музыканта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:10, реферат

Описание работы

Что представляет собой личность музыканта? Каковы ее отличительные черты? Какие качества нужно в себе культивировать, чтобы стать хорошим музыкантом и на что надо обращать внимание педагогу, воспитывающему начинающего музыканта?
Наставить на путь и вселить надежду, обжечь душу красотой, чтобы она стала праведнее и милосерднее – вот что люди ждут от музыкантов и что они обязаны им давать, чтобы иметь право называться музыкантами. И если мы посмотрим на историю музыки – от Баха и Палестрины, а лучше – от Апполона и Орфея до Бернстайна и Шостаковича, то мы увидим, что все великие музыканты – и композиторы, и исполнители – стремились решать именно эти задачи.

Содержание работы

Введение 2
Структура личности 3
Личностная динамика 5
Связь содержания музыки со смыслообразующей функцией личности. 8
Музыка как способ самопознания и самовыражения человека 11
Личность музыканта (характеристика, направленность). 14
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 68.02 Кб (Скачать файл)

Введение 2

Структура личности 3

Личностная динамика                                                                                                                                                             5

Связь содержания музыки со смыслообразующей функцией личности. 8

Музыка как способ самопознания и самовыражения человека 11

Личность музыканта (характеристика, направленность). 14

Заключение 18

Список литературы                                                                19

 

 

Введение

 

Что представляет собой личность музыканта? Каковы ее отличительные  черты? Какие качества нужно в  себе культивировать, чтобы стать  хорошим музыкантом и на что надо обращать внимание педагогу, воспитывающему начинающего музыканта?

Наставить на путь и вселить  надежду, обжечь душу красотой, чтобы  она стала праведнее и милосерднее  – вот что люди ждут от музыкантов и что они обязаны им давать, чтобы иметь право называться музыкантами. И если мы посмотрим на историю музыки – от Баха и Палестрины, а лучше – от Апполона и Орфея до Бернстайна и Шостаковича, то мы увидим, что все великие музыканты – и композиторы, и исполнители – стремились решать именно эти задачи.

Было бы, наверное, банальностью и тавтологией утверждение, что  сущностью музыканта является его  музыкальность. Под этим термином мы будем понимать способность «омузыкаленного» восприятия и видения мира, когда все впечатления от окружающей действительности у человека, обладающего этим свойством, имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов.

 

 

Структура личности

Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

  • темперамента (структуры природных свойств),
  • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
  • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают  из взаимосвязи психических свойств  личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям  вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются  друг с другом в соответствии с  требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно–психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура  личности – лишь одно из определений  ее единства и целостности, т.е. более  частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны  с мотивацией, отношениями и тенденциями  личности.

Концепция динамической структуры  личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

  1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
  2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
  3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
  4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 – социально обусловлены, 3 и 4 – генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно  взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности – ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

  • определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
  • динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
  • статус и социальные функции–роли;
  • мотивация поведения и ценностные ориентации;
  • структура и динамика отношений.

Структура личности – основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности – то, из чего (из каких частей и элементов) и как построена личность.

В зависимости от того, как  мы представляем структуру личности, мы по–разному строим свою работу с нею.

Главные элементы структуры  здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности – это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела. Подробнее об этом:

  • Мировосприятие – общее видение мира и отношение к нему. Мировосприятие бывает позитивным и негативным, реалистичным и мистическим, детским и взрослым, мужским и женским. «Я-концепция» – важный элемент мировосприятия личности.
  • Направленность личности – это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Интегральная характеристика направленности личности – способность человека самому определять свои цели и ценности, быть не только организмом, но быть личностью.
  • Опыт – отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни и его привычки.
  • Способности – важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать. Главные способности человека – это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Частных способностей – множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков.
  • Характер, или психотип – совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Соответственно, как о чертах характера, говорят о том, что есть люди по характеру (по психотипу) спокойные и нервные, рассудительные и импульсивные, решительные и сомневающиеся, люди–спринтеры и стайеры – вариантов не счесть.
  • Темперамент – энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Темпераментный человек – реагирующий ярко, быстро, громко! Общераспространенно деление людей по типу темперамента на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.
  • Рисунок тела. Рисунок тела складывается из рисунка походки, разворота плеч или сутулости, определенной посадки головы и определенного рисунка жестов, характерной мимики и привычных интонаций.

В личности есть много и  других интересных и важных частей и элементов (самосознание и роли, самооценка и уровень притязаний, убеждения и ценности), но такая  детализация возможна лишь при анализе  разных уровней структуры личности. Важно, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке есть или отсутствует «Я»: хозяин, который умеет всем этим хозяйством управлять.

Личностная динамика

В психологии труда есть термин «профессиограмма» (буквально – «описание профессии»).

В состав профессиограммы входят:

  1. Набор знаний, умений и навыков.
  2. Психограмма – набор психологических качеств, необходимых в той или иной профессии.

Для успешности в профессиональной деятельности недостаточно качественных знаний умений и навыков. Порой профессиональные удачи и неудачи коренятся  в личностных особенностях человека: в его умении общаться с другими  людьми, хорошо выглядеть, уверенно чувствовать  себя на публике, справляться с конфликтными или иными стрессовыми ситуациями…  Профессия музыканта (особенно музыканта–исполнителя) требует от человека большой физической выносливости, хорошего здоровья и работоспособности. Специфика взаимоотношений в творческих коллективах требует также и моральной выносливости, способности «отстаивать себя» в борьбе за лидерство, за приоритетность собственных творческих ролей и позиций. Талантливый, грамотный, но «слабый» в волевом отношении человек нередко оказывается отброшенным на задний план, и обвиняем, как не парадоксально, в плохом профессионализме!

Сущность психограммы музыканта:

  1. Способность к саморегуляции и поддержанию работоспособности на оптимальном уровне.
  2. Уверенность в себе:
    • Уверенность в своих силах и в возможности развиваться дальше.
    • Уверенность на сцене.
    • Уверенность при написании нотного (композитор) или словесного (музыковед) текста.
    • Уверенность при изложении своих требований (педагог).
  1. Навыки самовыражения, способность к формированию индивидуального стиля деятельности

Индивидуальный  стиль деятельности – устоявшийся психологический термин. Это индивидуальная система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизуя свои ценные для данной работы качества, в то же время компенсирует или как–то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. Иными словами, индивидуальный стиль деятельности – проявление уникального для данного человека комплекса способностей и других личностных качеств. Например, при выполнении работы, требующей быстроты и точности, человек с подвижным типом нервной деятельности решает трудовые задачи за счет своей динамичности и расторопности, способности переключать внимание с одного объекта на другой. Человек же с более инертными нервно–психическими процессами будет успешно решать ту же задачу за счет внимательности, предусмотрительности и основательности.

Работа музыканта –  обширное поле для выработки индивидуальных стилей деятельности. Речь идет не только о вашем стиле как музыканта–исполнителя, композитора, педагога или музыковеда, предоставляющего на суд публики некий итог выполненной работы. Задача музыканта – выработать собственный стиль работы над музыкальным произведением или музыковедческой статьей, стиль подготовки к уроку или к докладу. В результате человек будет выполнять работу намного быстрее и эффективнее, кроме того, ему будет легче отразить в ней собственную творческую индивидуальность. Другая задача – совершенствовать стили запоминания и восприятия музыкального материала, вследствие чего музыкант, прежде всего, улучшит свою память и слух, что уже немаловажно и стоит затраченных усилий.

  1. Наличие положительной профессиональной мотивации

Наличие положительной профессиональной мотивации предполагает потребность  заниматься конкретным видом деятельности, любовь к своему делу. Поэтому человеку важно знать резервы своей  профессии, уметь найти именно ту нишу, в которой он будет успешен.

  1. Навыки общения
    • Общение педагога и ученика.
    • Общение внутри творческого коллектива.
    • Сценическое общение – с публикой, а также со своими партнерами во время исполнительского процесса.

Что делает человек, выступая на сцене? Только ли исполняет произведение? Далеко не всегда. Нередко он «выясняет  отношения» с коллегами по ансамблю или концертмейстером. Зачастую творческие коллективы «мстят» автократическим дирижерам, ускоряя или «затягивая» темпы исполнения. Ярким примером может послужить «месть» одного хорового коллектива, когда к концу каждой части исполняемого и произведения темп снижался, и высота звучания опускалась почти на четверть тона. Создавалось ощущение, что коллектив «сопротивляется», заставляя дирижера тянуть себя чуть ли не силой…

В процессе сольного выступления  исполнитель также может, сам  того не ведая, решать внемузыкальные задачи, например, «показывать себя»  или «прятаться». Например, одна из студенток–пианисток во время открытого прослушивания чрезвычайно волновалась из–за возможности присутствия одной из своих, критически настроенных, соучениц. В процессе игры она была предельно скованна, ошибалась, несмотря на хорошую подготовку. Оказалось, что из–за слабого зрения пианистке показалось, что ее недруг присутствует в зале (там сидела девушка в похожей одежде). Узнав об этом, студентка хлопнула ладонью по лбу со словами: «Если б я знала! А то все исполнение только и думала, что про нее… Что она назло пришла…» Что же на самом деле делала студентка? Была ли ее деятельность деятельностью музыкальной? Фактически, она «выясняла отношения» с сокурсницей (хотя это происходило исключительно в ее голове), «боролась» с нею, сердилась. Сам процесс исполнения оказывался для пианистки далеко на втором месте.

Информация о работе Личность музыканта