Концепция Золтона Кодай в современном образовательном пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

С помощью методов Кодая можно научить ребенка чисто интонировать, и привить ему любовь к народной музыке. Именно по этому цель моей курсовой является теоретические обоснование концепции Золтона Кодая, и её актуальность в современном образовательном пространстве.
Задачи:
Изучить биографию Золтана Кодая.
Найти описание концепции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… 3стр.
Глава 1. Теоретические основы концепции……………………… 5стр.
1.1 Становление концепции…………………………………….. 5стр.
1.2. Основные принципы концепции Золтона Кодай…………… 8стр.
Глава 2. Применение принципов концепции Золтона Кодай в современном образовательном пространстве…………………………………… 19стр.
2.1. Развитие вокально-интонационных навыков на уроках музыки…19стр.
2.2 Формирование ладового чувства у детей с помощью системы релятивной сольмизации З.Кодай на уроке музыки. …………………………….. 22стр.
Заключение…………………………………………………………….. 30стр.
Список используемой литературы …………………………………… 32стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 67.83 Кб (Скачать файл)

 В учебной работе  младшего школьника наличие эмоционального  фактора - непременное и обязательное  условие. В процессе восприятия он выступает в двойственности музыкальных образов, образующихся благодаря совмещению социального и индивидуального, заставляющих работать воображение, фантазию ребенка. В процессуальном плане происходит то, что Л.Выготский называл «смыслообразованием»: переход общественного значения на уровень личностного смысла, который может произойти только в воображении под воздействием эмоций.

 Приоритетной в музыкальной  педагогике является опора на  эмоционально насыщенный способ  изучения каждого элемента музыки. Необходим «перевод» отвлеченных  понятий на язык доступных  младшим школьникам конкретных  образов. Это возможно в рамках  метода «инновационных попевок», который основан на целостном восприятии «звуко-символов». Он посвящен освоению базовых интонационных моделей: от первичных попевок, к октавным звукорядам мажора и минора, к интервалам и аккордам в ладу. Комплекс вокально-интонационных упражнений опирается на принцип актуализации семантики элементов музыкального языка. Создается устойчивый, субъективно окрашенный «звуко-образ», осуществленный благодаря переводу на вербальный уровень музыкальных параметров. Метод родственен «Релятивной системе сольмизации» с доминированием относительного обозначения над абсолютной высотой. Тенденция: «от попевок - к ступеням - к нотам» - оптимизирует процесс вокализации и артикуляции. Однако, названные системы не тождественны. На первом этапе упражнения пропеваются со словами, а затем с названием ступеней. Но неизменна суть метода, опирающегося на мнемонику (от греческого - «искусство запоминания») - как совокупность приемов и способов, облегчающего запоминания и увеличивающего объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. В основе - идея «подтекстовки» попевок, в соответствии с направлением движения, с их ладовой окраской, с интервально-аккордовым каркасом. При этом синхронизируется формирование багажа теоретических знаний и развитие интонационных навыков.

 Таким образом, функция  педагога, в частности преподавателя  сольфеджио, заключается в умелом  содействии развитию творческого  мышления учащегося. В итоге,  данные тенденции креативной педагогики направлены на преодоление психологической дистанции (учитель - ученик), эстетической (автор - исполнитель - слушатель) способствуют постижению Культуры как целостного явления - с одной стороны, с другой же являются залогом успешного формирования эмоциональной культуры личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Формирование ладового чувства у детей с помощью системы релятивной сольмизации З.Кодай на уроке музыки.

Задачи музыкального образования  в школе широки и многообразны. Для их решения учителю приходится тщательно продумывать содержание каждого урока. И при этом не забывать о том, что урок музыки - это урок искусства, а "музыка, - как говорил  Д. Б. Кабалевский, - не простое развлечение, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника". Поэтому урок музыки должен быть живым и эмоционально насыщенным.

Навык чистого интонирования  является одним из самых сложных. Причины такого нарушения координации  между слухом и голосом могут  быть самыми разными. Это и отсутствие определенных певческих навыков, и  чисто психологические: неуверенность  в себе, зажатость, различные страхи.

Проблема формирования ладового чувства детей, их умения чисто интонировать, актуальна до сих пор в современной  музыкальной педагогике. Примерно треть, а иногда и две трети первоклассников  интонируют недостаточно хорошо. Можно условно разделить первоклассников на 4 группы:

Первая группа - дети с устойчивой чистой интонацией. Это основа любого хорового коллектива. Обычно таких детей в классе 5-10%.

Вторая группа - это дети с неустойчивой чистой интонацией. Такие дети могут чисто петь, но им нужна опора. Таких детей в классе 20-30%.

Третья группа - дети с неустойчивой интонацией, но они поддаются корректировки. Таких детей в классе 20-40%

Четвёртая группа - это дети, которые поют на одном звуке и с трудом поддаются корректировки. Таких детей обычно называют "гудошниками". Их 10-20%.

Именно дети 4 группы требуют  к себе самого пристального внимания, так как их фальшивое пение  портит звучание всего хора.

Помочь детям ускорить процесс обучения правильному чистому пению помогает система Золтана Кодай. Так как система основанная на выявлении и освоении закономерностей лада с вычленением наиболее характерных его интонаций, общих для всех тональностей одного лада.

В своей системе З. Кодай опирался главным образом на народную музыку. Всю свою жизнь он очень трепетно относился к народному фольклору: собирал и записывал народные песни, использовал их в своём творчестве и делал обработки для детского и взрослого хора. Сейчас во многих странах используется релятивная система З. Кодай. И здесь важно отметить, что в использовании этой системы, педагоги опираются на фольклорную музыку своего народа. Например, а Латвии в течение 7 лет проходил целенаправленный эксперимент, прежде чем новая методика обучения, основанная на системе З. Кодай, получила широкое распространение. А сам метод в результате внедрения трансформировался в зависимости от традиций и национальных особенностей музыкального фольклора латышского народа. Этот важный момент надо учитывать при перенесении релятивной системы на российскую почву.

Кроме этого, важна последовательность освоения ступеней лада, которая также  вытекает из своеобразия национальных интонаций русской народной песни.

Например, в Латвии педагоги установили такую последовательность:

1 класс V, III, VI, II, I.

2 класс II, IV, VII.

3 класс нижняя VII, VI и верхняя I.

Педагог из Одесского педагогического  института Т. В. Дябло предлагает следующий порядок прохождения ладовых ступеней:

V, верхняя I, VI, VII, верхняя II, III.

А В.Я. Ковалив, преподаватель Минского педагогического института, использует другую последовательность в освоении мажорного лада исходя из национальных особенностей белорусской песни, для которой характерны обороты: VII, II, I и V, III, II, I.

Исходя из особенностей русской  народной песни можно вывести такую последовательность освоения ступеней:

1 год - V, III, VI.

2 год - нижняя I, IV, II, VII, верхняя I.

3 год - все ступени.

Итак, каждая ступень имеет  своё название: I – ё, II – ле, III – ви, IV – на, V – зо, VI – ра, VII – ти.

Дети легко привыкают  к этим названиям, тем более, что каждый звук подкреплён ещё и ручным жестом - символом. Эти жесты (рис 1.) - символы были разработаны английским педагогом 19 века Кёрвеном и применяются во многих странах.

Рис.1

Такая система ручных знаков-символов даёт ребёнку наглядные зрительно - двигательные представления о взаимоотношениях ступеней, в ладу и помогает ему  сосредоточиться на каждом звуке. А  в процессе работы появляется такая  закономерность, что чем точнее показывает ученик высоту звука рукой, тем чище он этот звук интонирует.

Развитие у детей ладовых  звуковысотных представлений решается в ходе всего урока в различных видах музыкальной деятельности, однако в основе такого комплексного подхода лежит определённая система подбора ладовых попевок. Положительным в методе относительной сольмизации является также последовательное освоение ладовых закономерностей и максимальная возможность постепенного расширения диапазона детского голоса. Это даёт возможность ребёнку интонационно закрепить каждый звук. Причём каждая интонация, каждая ступень закрепляется довольно долго.

Так же система релятивной сольмизации дает возможность ребёнку свободно импровизировать. Как писал Д.Б. Кабалевский: "Собственно творческую деятельность учащихся (сочинения музыки, импровизацию), тяготение к которой, хотя бы и в самых наивных формах, заметно у большого числа детей в раннем возрасте, насколько это возможно, желательно развивать и в школе. А занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первая - выработка интонационного и ладового слуха, вторая - развитие творческой фантазии". В импровизации, то есть во время творческой фантазии ребёнка, проявляется его неподдельный интерес к тому, что он делает. А в освоении такого сложного навыка, как исправление интонации, - интерес ребёнка и его внимание очень важны. То есть без заинтересованности ребёнка, без его творческой активности ничего не получится.

Уже на первых двух освоенных  ступенях (зо-ви) ребёнок может импровизировать. Дается возможность попробовать себя в роли дирижера, сочинить свою песню на 2 звуках и повторить её с хором. Это нетрудное задание детям очень нравится, но сочинять на этих двух звуках можно лишь тогда, когда они хорошо усвоены.

Принцип освоения каждой ступени такой - сначала разучивание народной попевки, затем перенос её на ручные символы-жесты.

План освоения ступеней лада.

1 класс.

На первом году обучения дети проходят 3 ступени (зо, ви, ра). Эти ступени наиболее удобны для детского диапазона. Но сначала дети разучивают песенки-попевки. Разучивая с детьми попевку, нельзя забывать о художественно-эстетической стороне этой работы. Попевка будет лучше исполнена, если она понравится детям. Поэтому короткая, но интересная беседа о песенке оживляет её разучивание. Ребята должны осознавать связь мелодии с содержанием песни и исполнять каждую попевку в своём характере, чего я и добиваюсь при разучивании каждой песенки.

 

Сначала дети осваивают пятую  ступень (зо).

Пример:

"Андрей- воробей "

”Ду-ду-ду, дуй в трубу "

"Дон - дон"

"Барашеньки".

После пятой ступени дети осваивают третью (ви) ступень. И поют попевки на малую терцию, что характерно для русской народной песни.

Пример:

"Доброе утро"

"Два кота"

"Дождик"

"Выросла липка"

Далее дети осваивают шестую ступень (ра) и поют сначало на двух звуках (зо - ра), а затем на 3 звуках (зо-ви-ра).

На 3 звуках

Пример:

"Уж как шла лиса" (зо-ра)

"Лепёшки"

"Дон-дон"

"Киска"

"Тили-тень"

"Шоколад"


 

Короткие песенки попевки дают возможность учителю на каждом уроке опросить практически весь класс, то есть осуществить индивидуальный подход к каждому ученику. А это очень важно на 1 году обучения, так как нужно кого-то похвалить, поддержать, направить в нужное русло. Такой индивидуальный опрос нужно делать на каждом уроке. Особенно в этом контроле нуждаются дети 3-ей и 4-ой группы.

В конце 1 года обучения почти  все дети чисто интонируют на 3 звуках. У детей 1, 2 и 3 групп - устойчивая интонация. В 4 группе у половины детей положительный  результат в каждом классе остаются, как правило 2-3 человека, поющих на 1 звуке. Дети свободно импровизируют на 3 звуках.

Дети освоили начальные  навыки двухголосия (зо-ви, за-ра).

2 класс. Освоения ступеней в следующей последовательности:

Ё, на, ле, ти, ё - верхняя.

1. Освоение нижней первой  ступени ё, пение на 2 звуках.

"Кудахчут куры"

2. Пение на 3 звуках: зо-ви-ё

"Я иду и пою"

"Вверх-вниз"

"Бубенчики"

3. Пение на 4 звуках: зо-ви-ё-ра

"Новый дом"

4. Освоение четвёртой  ступени: на пение на 2 звуках: зо-на.

"Горелки"

"Приди - приди солнышко"

"Сорока"

"Синица"

5 . Пение на 3 звуках: ра-на-зо

Освоение второй ступени (ле)

Пение на 3 звуках.

"Ой, звоны звонят"

"Дождик"

"Зайчик"

"Семейка"

6. Пение на 4 звуках.

"Во поле берёза стояло"

"Поросята"

"Лиса"

"Считалочка"

7. Пение на 5 звуках.

"Скачет зайка"

8. Пение на 6 звуках.

"Кукушка"

"Спи, мой котик"

9. Освоение седьмой ступени  (ти).

 

Пение на 4 звуках.

"Василёк"

"Лошадка"

"Как под горкой"

"Колыбельная"

"Как под наши ворота"

10. Пение на 7 звуках.

"Плыл по морю чемодан".


 

В конце 2-го года обучения дети свободно поют на всех ступенях. Дети 3-й  группы переходят во 2 группу. Из 4й  группы одни дети переходят во 2-ю, другие в 3-ю. Практически все дети чисто  интонируют, за исключением одного-двух человек у которых нарушение  координации между слухом и голосом  связано часто с физиологическим  строением. Дети свободно импровизируют  на всех ступенях лада. И владеют  навыками 2-х голосного пения.

3 класс. Дети свободно владеют всеми ступенями лада. Поют все интервалы. В том числе: квинты, сексты, септимы (ё-зо, ё-ра, ё-ти). Поют на 2 голоса все интервалы. Разминку проводит любой ученик. В конце года проводится конкурс дирижеров. Дети сами участвуют в жюри и отбирают 3-х лучших учеников.

Информация о работе Концепция Золтона Кодай в современном образовательном пространстве