Концепция Золтона Кодай в современном образовательном пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

С помощью методов Кодая можно научить ребенка чисто интонировать, и привить ему любовь к народной музыке. Именно по этому цель моей курсовой является теоретические обоснование концепции Золтона Кодая, и её актуальность в современном образовательном пространстве.
Задачи:
Изучить биографию Золтана Кодая.
Найти описание концепции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… 3стр.
Глава 1. Теоретические основы концепции……………………… 5стр.
1.1 Становление концепции…………………………………….. 5стр.
1.2. Основные принципы концепции Золтона Кодай…………… 8стр.
Глава 2. Применение принципов концепции Золтона Кодай в современном образовательном пространстве…………………………………… 19стр.
2.1. Развитие вокально-интонационных навыков на уроках музыки…19стр.
2.2 Формирование ладового чувства у детей с помощью системы релятивной сольмизации З.Кодай на уроке музыки. …………………………….. 22стр.
Заключение…………………………………………………………….. 30стр.
Список используемой литературы …………………………………… 32стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 67.83 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………       3стр.

Глава 1. Теоретические основы концепции………………………      5стр.

1.1 Становление концепции……………………………………..        5стр.

1.2. Основные принципы концепции Золтона Кодай……………     8стр.

Глава 2. Применение принципов концепции Золтона Кодай в современном образовательном пространстве……………………………………     19стр.

2.1. Развитие вокально-интонационных навыков на уроках музыки…19стр.

2.2 Формирование ладового чувства у детей с помощью системы релятивной сольмизации З.Кодай на уроке музыки. ……………………………..   22стр.

Заключение……………………………………………………………..    30стр.

Список  используемой литературы ……………………………………   32стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. Это обосновано тем, что хор стал играть большую роль даже в современной музыке, где хоровые партии часто используются в качестве бэк-вокала, не говоря уже о самоценности хоровой музыки, о красоте, непередаваемой гармоничности хорового пения. Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами, вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки.

Однако тема вокально-хорового воспитания школьников настолько важна для формирования всей музыкальной культуры ребенка в целом, что ее освещением можно заниматься бесконечно долго и все равно будут оставаться пробелы и «узкие» места. Кроме того, методики хорового воспитания вокалистов школы постоянно обновляются, каждый педагог, занимающейся данной проблемой, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет уже существующие методики, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Поэтому совершенно необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практике музыкального обучения, брать что-то для личного опыта, анализировать, применять на практике, вводить в процесс развития вокально-хоровых навыков в конкретном отдельно взятом хоровом коллективе. Этим и обуславливается актуальность данной темы.

Исходной позицией музыкально-воспитательной концепции выдающегося венгерского  композитора, фольклориста и педагога Золтана Кодая (1882-1967) является убеждение в том, что основой музыкального образования и культуры нации есть народная музыка, особенно народная песня. Именно поэтому главным видом музыкальных занятий по системе Кодая должно быть хоровое пение.

Система музыкального воспитания З. Кодая предусматривает множество разнообразных музыкально-методических приемов относительно организации творческой деятельности детей, в частности, импровизации, воспроизведения и восприятия музыки. Ее главная цель заложить основы музыкальной образованности детей, развить у них чувствительность к родному языку, вооружить, необходимыми для хорового пения знаниями и навыками, вызвать интерес к домашнему музицированию. Главными особенностями данной методики есть сочетание певческой деятельности ребенка с разнообразными движениями, хлопками в ладоши, ритмическим аккомпанементом, играми и т.д.

Как уже отмечалось, исходной позицией концепции З. Кодая стало убеждение в том, что основой музыкальной культуры нации, а следовательно, и музыкального воспитания, должна стать народная музыка. Воспитание только тогда будет основательным, когда оно прорастать из родной национальной культуры. Поэтому основное внимание в музыкальном воспитании ребенка автор уделяет ознакомлению с сокровищами народной песни. Народную песню педагог рассматривает как родной музыкальный язык ребенка, которым, как и родным словесным языком, следует овладеть как можно раньше.

С помощью методов Кодая можно научить ребенка чисто интонировать, и привить ему любовь к народной музыке. Именно по этому цель моей курсовой является теоретические обоснование концепции Золтона Кодая, и её актуальность в современном образовательном пространстве.

Задачи:

  1. Изучить биографию Золтана Кодая.
  2. Найти описание концепции.
  3. Применение концепции в современном образовательном пространстве.

 

Глава 1. Теоретические  основы концепции.

    1. Становление концепции.

Золтан Кодай - выдающийся венгерский композитор и музыковед-фольклорист - глубоко связал свою творческую и музыкально-общественную деятельность с исторической судьбой венгерского народа, с борьбой за развитие национальной культуры. Многолетняя плодотворная и разносторонняя деятельность Кодая имела огромное значение для становления современной венгерской композиторской школы. Золтан создал свой композиторский стиль на основе творческого претворения наиболее характерных и жизнеспособных традиций венгерского крестьянского фольклора в сочетании с современными средствами музыкальной выразительности.

С 1905 г. он начал собирать и изучать венгерские народные песни. В течение многих лет совместно  со своим другом — выдающимся венгерским композитором Бела Бартоком записывал крестьянские песни. В результате многолетней неутомимой работы по собиранию музыкального фольклора Кодай и Барток записали свыше 3 500 венгерских народных песен. Путь исследователя принес удивительные результаты. Молодой мастер открывает подлинную сокровищницу венгерской народной песни. Он отыскал такие мелодии, структура, тип напева, интонации, которых свидетельствуют о том, что они уже многие столетия, а может быть, и тысячелетия, сопровождают венгров. Живое общение с народным искусством несказанно обогатило творчество композитора, направило его по пути реализма.

В 1907 году Кодай начинает свою педагогическую деятельность, значение которой трудно переоценить. Профессор Музыкальной академии по классу композиции, ученый, Кодай достойно сочетает свою выдающуюся композиторскую деятельность с воспитанием нового поколения.

Главнейшими особенностями  педагогической деятельности Золтана Кодая были несокрушимая инициатива, неутомимый энтузиазм, понимание, сколь важна в работе каждая мелочь, и демократичность основной идеи, определявшей его педагогические устремления: музыка должна принадлежать всем! Эти черты и принципы характеризуют весь его жизненный путь.

Мечта о прекрасном характеризует музыкально-педагогическую жизнедеятельность Кодая, а также его музыкально-фольклорную исследовательскую работу. Красота простой трансильванской народной песни привлекла к себе в первом десятилетии нашего века музыкальное сердце Кодая. Это “переживание” он хотел разделить со всем народом, со всем миром. Он хотел оградить ребенка и молодого человека от безрадостной жизни без хорошей музыки. Он передал нам неисчерпаемые сокровища венгерской народной песни. Как-то его спросили, что он намеревается сделать со старыми венгерскими песнями. “Я хотел бы, что­бы они зазвучали всюду, где собираются четыре-пять венгров, – сказал он, – я стал бы с помощью песен останавливать людей на улицах, когда они с измученными лицами ищут удачу, гонятся за куском хлеба насущного, чтобы, припав к этому волшебному роднику, они смогли почерпнуть утешение. Я понес бы эти песни по всему свету, повсюду, где понимают музыкальный язык; пусть люди, обратившись к этим песням, лучше познают то, что они недостаточно хорошо знают: пусть познакомятся с Венгрией и ее культурой. Все это я хочу совершить с помощью старых венгерских песен!”

Личное присутствие Кодая всегда оказывало вдохновляющее воздействие как на учителей, так и на студенчество Будапештской музыкальной академии. Своей музыкально-педагогической работе Кодай придавал даже большее значение, чем своей композиторской деятельности. Многие десятилетия отдавал он все свои силы устранению музыкальной неграмотности венгерской молодежи. Те, кто обучает в Венгрии музыке, имеют полное право считать себя его учениками. Тысячи людей – дети, юноши, взрослые – музицировали в хоре в его присутствии, и многие еще помнят захватывающую силу воздействия его личности. Она продолжает воздействовать и после его смерти, продолжает жить в его музыкальных произведениях и в тех людях, которые когда-либо с ним встречались.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основные принципы  концепции Золтана Кодая.

В рецензии на вышедшую в 1911 году книгу Матиаша Золтаи “Теория музыки и учение о гармонии” Кодай называет тренировку подлинной целью занятий по музыкальной теории; самое важное – уметь петь с листа и записывать по слуху мелодию. Спустя десятилетия эта мысль будет развита в его высказываниях о преподавании сольфеджио.

В 1929 году в статье “Детские хоры” Кодай начинает искать систематический путь, как улучшить музыкальное воспитание, сделать эти уроки глубже, содержательнее. В той же статье он впервые ставит вопрос, несколько заостряя его, кто важнее: учитель пения в деревне или же доктор оперного театра в столице. Последнего, если он плох, можно сместить; плохой же учитель пения может увести ряд поколений от музыки, от истинного наслаждения ею.

“Мне все более начинает казаться, – признается Кодай, – что взрослым вряд ли можно помочь. Поэтому я стал опускаться на все более низкие ступени. Дурной вкус взрослых вряд ли удастся исправить. В то же время рано развитый хороший вкус трудно испортить”. Культура более высокого порядка, способная охватить широкие слои, достижима только через школу. “Мое внимание направлено на общеобразовательные школы. В двадцатых годах мне стало ясно, что массовое музыкальное воспитание должно начинаться именно оттуда”. Не будем здесь вдаваться в подробности той борьбы, которую вел Кодай в течение нескольких десятилетий за повышение уровня музыкально-воспитательной работы в венгерской школе, за то, чтобы занятиям музыкой было предоставлено больше времени, за усовершенствование программы, за лучших педагогов.

В двадцатые годы правящие круги неодобрительно относились к  стремлениям Кодая и говорили, что общеобразовательная школа не есть музыкальная школа. В ответ на это Кодай выдвигает основополагающий принцип: “Музыка обязательно нужна для развития человека, это не предмет роскоши, без которого можно обойтись”.

Кодай считал, что детям следует давать лишь совершенный по форме и содержанию материал. Самое лучшее и будет тем, что нужно. С помощью великих творений и должны быть приобщены дети к великим творениям.

Родным музыкальным языком ребенка должна стать народная музыка. Лишь тогда, когда он овладеет ею, можно  обратиться к другому музыкальному материалу.

При помощи того музыкального инструмента, который всего доступнее, – при помощи человеческого голоса, пения следует, опираясь на народную музыку, постепенно осваивать великие  музыкальные творения. По этому пути смогут пойти к музыке не только отдельные избранники, но и широкие  народные массы.

В 1937 году Золтан Кодай в своей статье “Дать тон” обращается к конкретной хоровой практике. Основные принципы метода Кодая выкристаллизовались в следующих положениях:

1. Из-за того, что фортепианный  строй темперирован и к тому  же инструмент этот легко расстраивается, он не способен содействовать  чистоте хорового пения и не подходит поэтому ни для того, чтобы дать тон и настроить хор, ни для того, чтобы сопровождать хоровое пение.

2. Ознакомление с мелодиями  должно проходить путем их  пропевания, а не путем их проигрывания на фортепиано! (Ведь и выдающиеся оркестровые дирижеры поют во время репетиции, чтобы добиться от оркестра лучшего исполнения; через ряд лет Золтан Кодай по другому случаю сошлется в этой связи на Тосканини.)

3. Таким образом, хор  при разучивании пьесы не должен  опираться на фортепианное сопровождение;  будет лучше, если участники  хора овладеют чтением нот. Это означает, следовательно, что путь от музыкальной неграмотности к музыкальной грамотности предполагает овладение чтением и записью музыки.

К основным принципам и  положениям Золтана Кодая относятся следующие:

- Каждому ребенку необходимо  прививать любовь к музыке  через музыкальные занятия;

- Образование должно готовить  не только будущих профессионалов, но и любителей, тех, кто  будет посещать музыкальные концерты;

- Цель музыкального образования  — это овладение музыкальной  грамотностью;

- Образование должно начинаться  как можно раньше — «за девять  месяцев до рождения матери»;

- Занятия музыкой должны  быть ежедневными;

- Образование должно основываться  на пении — музыкальном инструменте  каждого;

- Обучение музыке должно  основываться на родном языке  — народной музыке страны, в  которой живет ребенок;

- Только качественная  музыка должна быть в основе  обучения.

Данные концептуальные положения  являются фарватером, по которому должно двигаться музыкальное развитие ребенка. Ведь главная цель — заложить основы музыкальной образованности учащихся, развить в них чувствительность к языку, обогатить необходимыми для хорового пения знаниями и  навыками, вызвать интерес к домашнему музицированию.

В это же время появилась  первая тетрадь “Bicinia Hungarica” (“Венгерское двухголосие”), за которой последовали еще три тетради. Методические указания в этих тетрадях содержат уже ряд конкретных соображений:

1) о введении и использовании  релятивной сольмизации;

2) о пентатонике как  отправной точке и важнейшей  основе родного музыкального  языка венгерского ребенка.

Информация о работе Концепция Золтона Кодай в современном образовательном пространстве