Колокольноая образность в русском музыкальном искусстве XIX-XX

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 01:12, реферат

Описание работы

История музыки знает немалое количество творений, без которых музыканты не мыслят себя в искусстве. В отечественной художественной культуре, и, в частности, в музыке одним из уникальных и кардинальных явлений стал семантический образ колокольности, колокольного звона в многоликих его преломлениях.
Колокольный звон – такая же важнейшая составляющая национального культурного наследия, какими являются певческое искусство, древнерусская живопись, зодчество, народные ремёсла. Своеобразие и исключительную ценность искусства колокольных звонов давно была осознана русскими композиторами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

ТРАДИЦИЯ КОЛОКОЛЬНЫХ ЗВОНОВ.........................

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО КОЛОКОЛА……………………………

Жанровые особенности колокольных звонов в произведениях композиторов России……..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….

Файлы: 1 файл

Колокольность в музыке.docx

— 110.14 Кб (Скачать файл)

                        Минский государственный колледж  искусств

                                           Отделение «Искусство»

                           Специализация «Хоровое дирижирование»

 

 

 

 

 

 

          Реферат в рамках обязательной контрольной работы на тему:

 

 

 

 

 

 

Колокольноая образность в русском                                                                                музыкальном искусстве XIX-XX

 

 

 

                                                Подготовила Попова Юлия

                                                                                     Учащиеся III м /хд

                                                                                   Класс преподавателя

                                                                                       Василевской А.В.

 

                                                            Минск 2013

                                       СОДЕРЖАНИЕ

 

      ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

 

  1. ТРАДИЦИЯ КОЛОКОЛЬНЫХ ЗВОНОВ.........................

 

  1. ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО КОЛОКОЛА……………………………

 

  1. Жанровые особенности колокольных звонов в произведениях композиторов России……..

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  ВВЕДЕНИЕ

 

История музыки знает немалое количество творений, без которых музыканты  не мыслят себя в искусстве. В отечественной  художественной культуре, и, в частности, в музыке одним из уникальных и  кардинальных явлений стал семантический  образ колокольности, колокольного звона в многоликих его преломлениях.

 Колокольный звон – такая  же важнейшая составляющая национального  культурного наследия, какими являются  певческое искусство, древнерусская  живопись, зодчество, народные ремёсла.  Своеобразие и исключительную  ценность искусства колокольных  звонов давно была осознана русскими композиторами.

 За колокольным звоном на  Руси были закреплены различные  «пространства» жизни и истории.  Колокольный звук воспринимался  как «густой», «гулкий», «могучий»,  «важный», «малиновый», что неоднократно  отмечено в художественной литературе.

 Широкое распространение колоколов  на Руси вызвало в народе  и особое отношение к ним.  Многочисленные легенды о колоколах  и звонах, бытовавших в прошлом,  свидетельствуют о той социальной  значимости, которые приобрели колокола, став поистине знаковым, глубоко  символическим явлением в жизни  народа. Колокольные звоны определяли  жизненный уклад русского человека. Мощные звуки колокола сзывали  народ на вече, под звуки набатного  колокола народ поднимался на  борьбу с захватчиками, колокольным  звоном провожали и встречали  полки, кроме того, колокольный  звон собирал прихожан на богослужение. Колокольные звоны на Руси  символически отразили духовный  облик русского народа. В мощных, торжественно-величественных звучаниях  колокольного инструментария воплотился  и дух народа, его сила, его идеал.

 Искусство колокольных звонов  на Руси зародилось в Древнем  Новгороде и там же достигло  высочайшего совершенства. Исконно  русская традиция звонов путём  раскачивания языка, ударяющего  о края колокола, что обеспечивало  равномерность ударов и давало  возможность использовать большие  колокола, - позже вошла в церковный  обиход Пскова, Ростова и других  городов Руси. Для колоколов сооружали  специальные звонницы и колокольни. Сами же звоны складывались  из звучания различно настроенных  колоколов, на которых для каждого  случая исполнялись строго определённые  мелодические и ритмические последовательности.

 Сама же звонная природа  колокола, собственно её звуковое  начало впоследствии была воссоздана  многими композиторами в музыкальном  искусстве. Колокольный путь семантизации музыкальных звуков очень своеобразен. Просто удивительно, что практически ни один композитор русской школы не прошёл мимо образного мира колокольности. Мы можем найти множество колокольных композиций в отечественной оперной классике, в произведениях кантатно-ораториального, симфонического и вокального жанров. При этом каждый композитор индивидуально воплощает звучание колокола в его единстве статики и динамики, эффектов звуковых волн и «переливчатости». В особенности яркие примеры воссоздания колокольных звучаний представлены в творчестве М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, В. Гаврилина, Г. Свиридова, С. Рахманинова. Для последнего из них колокольность вообще стала некоей «стилевой единицей», воплощающей особый способ композиторского мышления.

Круг научных интересов исследователей колоколов широк, однако ни в одном  из трудов предметом специального изучения ещё не становилась колокольная  образность, взятая в широком историко-стилевом и художественном контексте. Поэтому  главной целью настоящей работы является, возможно, более полное рассмотрение принципов образно-семантического претворения звонов в русской  музыке. Отсюда вытекают основные задачи исследования:

 

- выявить исторические  и эстетико-художественные причины  широкого распространения колокольной образности в ХIХ веке;

- проанализировать  различные способы воссоздания колокольных звучаний в музыке;

- рассмотреть  смысловые функции колокольности в музыкальной композиции инструментальных произведений и в драматургии опер;

- установить  различия и общность подходов  к воплощению колокольной образности  в разных жанрах и у разных  композиторов, сравнивая с художественными  результатами, достигнутыми средствами  других искусств.

 

 

 

 

    1. ТРАДИЦИЯ КОЛОКОЛЬНЫХ ЗВОНОВ

 

История русской музыки таит в себе множество лакун. Для современного исследователя она дает огромное поле деятельности. В центре внимания музыковедческой науки наряду с  вновь открывающимися фактами и  документами оказываются материалы, ранее исследованные или кажущиеся  таковыми, но дающие основания для  их переосмысления. Понемногу заполняются  исторические пробелы, воскрешаются забытые  имена и традиции.

Одной из богатейших и динамично  развивавшихся на протяжении веков  была традиция колокольных звонов. Еще в глубокой древности на Руси существовали деревянные била и клепала, выполнявшие сигнальную функцию. С  распространением христианства медные, железные и даже каменные била стали  использоваться в церковном обиходе  для призыва к богослужению, к  совершению трапезы. Долгое время (вплоть до XIX века) эти древние инструменты  существовали вместе с колоколами. Как свидетельствует Оловянишников  со слов о. Антония, «... било... держат по ангелову учению, а в колокола латыне звонят». И даже когда колокола повсеместно вошли в употребление, била продолжали подвешиваться на колокольнях. Причину этого можно видеть в особенностях их звука, который обладал «певучестью», ровностью (отсутствием аберраций) и большим разнообразием.

С момента своего возникновения  звоны несли в себе объемные значения, какими не обладали другие инструменты. Как отмечает Оловянишников, звон «... имеет свою важность и значение высокое, даже акустическое, между нашим временем, отдаленным, протекшим и будущим» .

Начиная с XIV века, в России появляются специальные церкви «под колоколы», которые позволяют расширить художественные возможности звона. Особые звуковые качества, монументальность, даже некоторая таинственность сделали звон постоянным участником православной службы. Обстоятельное разъяснение значений тех или иных звонов прочно увязывалось с символикой церковных обрядов и закреплялось в церковном уставе. Это повлекло за собой обретение звонами особого статуса. «Принятие церковью колокола как атрибута православного культа, с одной стороны, дало материальную возможность и мощный толчок для развития искусства звона, так как оно требует больших затрат, с другой - прочно поставило его вне инструментальной музыки». Это обстоятельство стало решающим в процессе формирования звона как явления эстетического. Этим же объясняется своеобразие его жанров и форм, сложившихся в практике русских звонарей.

 

 

 

 

 

 

    1. ИЗУЧЕНИЕ  РУССКОГО КОЛОКОЛА

 

Вопросам изучения русского колокольного звона в отечественном музыкознании было посвящено немало работ. Среди  них выделяются основательные труды  знатоков этого искусства А.Израилева, С.Рыбакова, С.Смоленского, Н.Оловянишникова. Названные авторы заложили фундамент в дело изучения этой традиции, представив различные материалы о способах звона, настройке колоколов, жанрах колокольной музыки, сведения о наиболее известных исполнителях-звонарях.

Значительная часть исследований посвящена истории колоколов  и традициям их применения. В трудах С. Рыбакова и С. Смоленского, наряду с разнообразными историческими материалами, нашла отражение скрытая полемика с Аристархом Израилевым по поводу изменения характера русского звона. С помощью набора камертонов Израилев задумал «усовершенствовать» существующие звоны, сделать их «правильными» в гармоническом отношении (очевидно, по образцу западных).

Но Рыбаков, равно как и Смоленский, убеждён в том, что гармоническая  настройка колоколов и мелодический звон разрушат неповторимость нашего звона, темброво-ритмического по своей природе.

Особое внимание в приведённых  работах уделяется художественному  смыслу колокольного звона. Так у  Рыбакова возникают параллели с  «Песнью о колоколе» Шиллера и рассказом Гаршина «Ночь», а Смоленский сравнивает характер звучания мощного переливающегося пасхального звона с торжественным величием северного сияния.

Ряд трудов содержит ценные наблюдения над акустическими свойствами звона. Ещё в 70-е годы ХГХ века Аристарх Израилев сконструировал прибор для определения колебаний колокольного звука. В результате исследований ему удалось зафиксировать обертоновые ряды колокольных призвуков (конечно, с учётом возможностей существующей записи). Интерес к акустическим свойствам звона и в дальнейшем стимулировал поиски учёных. Так появились работы Т.Шашкин, в которых колокол рассматривается как «музыкально целесообразная форма». Большой интерес представляет физико-математический анализ формы колокола и её сравнение с формой рупора некоторых духовых инструментов.

В начале 20-х годов в работах  Б. Асафьева делаются интересные наблюдения над применением звонов в русской  классической музыке. Хотя эти замечания  носят частный характер и рассредоточены в различных статьях, в них  заметно стремление раскрыть художественные возможности звона. Этот подход утвердился в «Книге о Стравинском», в которой исследователь высказал мысль о новом звукосозерцании, новом мире ритмов и интонаций, внедрённых Стравинским в современную музыку посредством звона. Перспективной оказалась и идея «...отыскания в русских ритмах и русском мелосе принципов оформления, объединяющих и более прочных, более характерных для музыкальной культуры всего человечества, а не только для ХIX - ХХ веков европейской музыки» .

Наиболее ярко и талантливо теорию и практику звона сочетал в своей деятельности К.К.Сараджев. Этот феноменально одарённый музыкант видел осуществление главной цели своей жизни в создании совершенного музыкального инструмента - светской концертной звонницы с подбором колоколов. В своих колокольных концертах Сараджев представлял исконно русские формы колокольной музыки: сложные многокрасочные звучания - своего рода сонорное многоголосье - в сочетании с «колоссальнейшей ролью ритма». Все свои произведения он предназначал для концертного исполнения, не связанного с церковным стандартом: «Мой «звон» производит неимоверно сильное впечатление на окружающих лиц. Этот «звон» совершенно не таков, каким мы представляем себе, обыкновенный колокольный звон, что при церквах» (цит.: Цветаева, 1986. - С. 104).

Многое из того, что представлял  и стремился передать в своей  колокольной музыке Сараджев, позднее  было описано и обосновано теоретически. Основательную разработку вопроса  предпринял А.Ярешко, выдвинувший ряд интересных гипотез о причинах особого распространения колоколов на Руси, о близости их музыкальной сущности к русскому искусству, о стимулах к художественной трактовке колоколов и другие.

Особая роль колокольности не раз отмечалась в монографических трудах, посвященных Мусоргскому, Римскому-Корсакову, Рахманинову, Стравинскому. Важную смысловую функцию она приобретает в символистском искусстве, сливаясь с сигнальностью, фанфарностью, символикой смерти, на что указывает Т. Левая. Под влиянием новых идей в искусстве рубежа XIX — XX веков расширяется и значительно обогащается семантическое «поле» колокольности.

Революционные катаклизмы XX века повлекли за собой жестокую расправу над представителями  церкви, расхищение и бессмысленное  уничтожение храмов, икон, книжных  редкостей. Подобная же участь была уготована  и колоколам. Однако корни этого  искусства уже основательно укрепились в русской музыке, вошли в сознание народа как символ Родины-России, а  потому в художественном творчестве эта традиция не прерывалась.

Информация о работе Колокольноая образность в русском музыкальном искусстве XIX-XX