Хор "Весна" Б. Лятошинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Лятошинский Борис Николаевич – композитор, основоположник модерного направления в украинской музыке, заслуженный артист Украины СРСР. В истории мировой культуры его имя достойно стоять рядом с именами Д. Шостаковича, Б. Бартока, К. Шимановського, А. Онеггера. Своим творчеством он вписал музыку Украины в европейский контекст. Автор опер, симфоний, поэм, сюит, пьес, хоров, романсов, музыки ко многим драматическим спектаклям и кинофильмам. Удостоен носить звание Лауреата Государственной премий СССР (1946, 1952); Лауреата премии Украинской ССР им. Тараса Шевченко (1971).

Содержание работы

1. Биография композитора
2 Биография поэта
3 Специфика исторической эпохи, в которой жил композитор
4 Общая характеристика стилистических особенностей творчества композитора
5 Особенности хорового творчества Лятошинского
6 Причины выбора композитором данного текста
7 Анализ поэтического текста и его содержания в контексте поэмы Пушкина
8 Жанр
9 Характер
10 форма
11 Ладо – тональный анализ
12 Гармонический анализ
13 Фактура
14 Метроритм
15 Темп
16 Динамика
17 Тесситурные условия
18 Вокально – хоровой и исполнительский анализ

Файлы: 1 файл

переслать.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

 

                           План Аннотации

 

 

1. Биография композитора

2 Биография  поэта

3 Специфика  исторической эпохи, в которой  жил композитор

4 Общая  характеристика стилистических  особенностей творчества композитора

5 Особенности хорового творчества Лятошинского

6 Причины  выбора композитором данного  текста

7 Анализ  поэтического текста  и его  содержания в контексте поэмы  Пушкина

8 Жанр

9 Характер

10 форма

11 Ладо – тональный анализ

12 Гармонический  анализ

13 Фактура 

14 Метроритм

15 Темп

16 Динамика

17 Тесситурные условия

18 Вокально – хоровой и исполнительский  анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лятошинский Борис Николаевич – композитор, основоположник модерного направления в украинской музыке, заслуженный артист Украины СРСР. В истории мировой культуры его имя достойно стоять рядом с именами Д. Шостаковича, Б. Бартока, К. Шимановського, А. Онеггера. Своим творчеством он вписал музыку Украины в европейский контекст. Автор опер, симфоний, поэм, сюит, пьес, хоров, романсов, музыки ко многим драматическим спектаклям и кинофильмам. Удостоен носить звание Лауреата Государственной  премий СССР (1946, 1952); Лауреата премии Украинской ССР им. Тараса Шевченко (1971).

 

Борис Лятошинский родился в городе Житомир 22 декабря 1894 года в семье интеллигентов. Отец был учителем истории, но кроме преподавания занимался ещё научной деятельностью в области исторических наук. Мама хорошо играла на фортепьяно и пела. Именно она прищепила сыну бессмертную любовь к музыкальному искусству. Учился юный Лятошинский в житомирской гимназии, которую окончил в 1913 году. С ранних лет мальчик был чрезвычайно способен к музыке. Занимался на скрипке и фортепьяно. В 14 лет написал пару музыкальных произведений, среди которых – мазурка, вальс, фортепианный квартет. Первые творения молодого композитора с поразительным успехом покорили сердца слушателей. Поэтому долгое время они исполнялись молодыми музыкантами в Житомире. В 1913 году Борис Николаевич переезжает в Киев, где оканчивает юридический факультет, а уже через год – Киевскую консерваторию по классу композиции Р. Глиэра. В 1914-1920 годах Глиэр был директором консерватории. Среди его учеников находились Ревуцкий, Скрябин, Альшванг и, разумеется, Лятошинский. Для которого учитель стал настоящим другом на всю жизнь. Их дружба была настолько сильной, что после смерти мастера для того, чтобы ее увековечить Лятошинский написал симфонию ,,Лирическая поэма,,.

 

С 1935 по 1937 год  Борис Николаевич работал профессором  Московской консерватории, где вёл  курс специальной инструментовки. Начиная  с этого времени и до последних лет своей жизни, он воспитал много талантливых композиторов и музыкознателей. Среди которых. Таранов, Бэлза, Шамо, Щуровський, Спасокукоцький, Верещагин, Андреева, Майстренко, Дичко, Грабовский, Сильвестров, Матусевич, Тер-Ованесова и другие. Вместе с творческой деятельностью Борис Лятошинский активно занимался общественной деятельностью. В феврале 1939 года на Первом республиканском съезде его было выбрано головою Общества композиторов Украины.

 

Большая Отечественная  война доставила много разочарований Лятошинскому. Была распущена Киевская консерватория, объединены Московская и Саратовская консерватории, где он вместе со стальными профессорами работал. Во время боевых действий Борису Николаевичу довелось транслировать передачи для партизан с маленькой, холодной комнатушки. В этих передачах принимали участие пианисты Нильсэн, Эдэльман, певцы Кармелюк, Воллох. Послевоенные годы сильно отразились на творчестве Лятошинського. Они считаются особенно интенсивными и плодотворными. Ведь в течение 20 лет Лятошинский создает прекрасные хоровые миниатюры: на стихи Тараса Шевченко; циклы "Времена года" на стихи Пушкина, Фета, Рыльского.

           Творческий путь композитора  обозначен ощутимыми  изменениями   направления  в искусстве. Разнообразные  увлечения и убеждения нашли выражение в непостоянном в стилевом отношении творческом процессе.

       В последние годы жизни композитор  часто дирижирует своими произведениями. Настоящий профессионализм и  талант позволяют ему достичь  небывалых высот в исполнительском  искусстве.

 

Творчество Лятошинского считается не просто вершиной Украинской музыкальной деятельности. Его музыка включила в себя французский импрессионизм, перейдя в западноевропейский экспрессионизм. Поскольку талант и музыкальное мышление Бориса Николаевича ярче всего проявились в симфонической музыке, то именно его симфонии поддавались жесткой критике и бурному возмущению. На которые он спокойно отвечал: "Слушатели любят музыку, но не понимают ее; композиторы понимают, но не любят; критики - не любят и не понимают". Пятнадцатого апреля 1968 году имя Бориса Николаевича Лятошинского отошло в вечность, оставив за собой большое духовное приобретение и добрую вечную память.

                1799, 26 мая (6 июня) - А. С. Пушкин  родился в Москве в семье офицера Гвардии Сергея Львовича Пушкина и внучки Ганнибала А. П., сына эфиопского князя, попавшего в Россию ок. 1706 г. (Арап Петра Великого), Надежды Осиповны Ганнибал.                 В 1811, 19 октября – открылся Царскосельский лицей, в группу учеников которого принят Пушкин.                                                                                                                                           1811-1817- период обучения Александра Пушкина в Царскосельском лицее. Дружба с будущими декабристами. Участие в борьбе кружка Арзамас против Любителей русского «пустозвонства». 1815, 8 января - читает на экзамене в присутствии Державина Воспоминания в Царском Селе.                                                                              

1814 - А. С. Пушкин - опубликовано первое стихотворение (К другу стихотворцу в Вестнике Европы, № 13). По окончании лицея зачислен в коллегию иностранных дел. Общение с русским философом П. Я. Чаадаевым.                                                                       1817, 9 июня - окончание Лицея.                                                                                                   1818 - Пушкин становится членом кружка Зеленый магнетрон (литературный подразделение тайного общества Союз благоденствия).

Идеи декабризма отражены в поэтическом творчестве Пушкина этого периода.                                                                                                                                     

1824, 31 июля - высланный  из Одессы гений русской литературы, выезжает в село Михайловского.                                                                                                                             1825 - четвертая глава Евгения Онегина (закончена в 1826 году), Борис Годунов, Сцена из Фауста.                                                                                                                                         

1826, 24 июля - до Пушкина  доходит придание о казни декабристов.                                  1827, 27 января - испытание Пушкина московским обер-полицеймейстером о стихотворении Андрей Шенье.                                                                                                     1827, 28 июля - казнь Арины Родионовны.

1828 - гений русской  литературы создает историческую поэму Полтава. Впечатления от поездки в Закавказье нашли свое повторение в Путешествии в Арзрум .

1829 - сватовство Пушкина  к Н. Н. Гончаровой.

1830 - соревнование в  Литературной газете Дельвига.

1831, 14 января - преставление  А. А. Дельвига.

1833, 30 декабря - неизвестно  кто произведен в камер-юнкеры.

1836, 4 ноября - снятие Пушкиным  анонимного пасквиля.

1837, 10 января - обряд венчания  Дантеса и Е. Н. Гончаровой.

1837, 27 января - между четырьмя  и пятью часами вечера наше  всё зверски ранен Дантесом на дуэли.

1837, 29 января (10 февраля)  в 2 часа 45 минут после двенадцати  часов дня поэт скончался в  Петербурге. макротело Пушкина по  распоряжению правительства было  перевезено в Святые вершина  мира ныне Пушкинские Горы) близ  села Михайловское, где поэт похоронен у Святогорского монастыря.

1837, 6 февраля в 7 часов  утра - самопогребение Пушкина у  стен Святогорского монастыря.

Пушкин - поэт мирового значения, прекрасно знающий поэзию всех времен и народов, всю свою жизнь посвятивший  поэтическому творчеству, написал много стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. В этих стихотворениях поэт ставит и разрешает следующие важнейшие вопросы: в чем сущность самого процесса творчества, какими духовными чертами должен обладать поэт, его отношение к окружающему миру, содержание поэтических произведений, в чем заключается заслуга поэта перед своим народом? Для Пушкина поэзия - искусство, высочайшее проявление творческого духа. Поэтому обязательным условием творческой деятельности была для поэта свобода творчества, независимость личности.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Первая половина двадцатого  века -  время пронизанное трагическими  событиями мировой истории: Первая  мировая война (братоубийственная для Украины), Великая октябрьская социалистическая  революция, гражданская война, образование нового государства(СССР), период сталинских репрессий, голодомор(1932-33), Великая Отечественная война. Искусство – неотъемлемая часть существования, всегда отражающая реальность, мировой исторический процесс. Это реакция наиболее тонких и глубоких людей на события современной эпохи, выражения понимания ее.

          Одним  из таких людей был Борис  Лятошинский. Его мировоззрение  формировалось под воздействием  одной из наиболее трагических  эпох мировой истории, с чем связаны героическая устремленность, острая конфликтность, драматичность, неизменно переплетающаяся с проникновенной лирикой, свойственные его произведениям.  Многие из них близки славянскому интонационному строю, что явилось также восприятием традиционной русской классики  и обращения композитора к творчеству различных славянских народов. Новаторство композитора в области гармонии проявилось через использование расширенной системы маж. – минора, а также развитому принципу переменности, свойственному славянскому фольклору.

         В хоровых  произведениях нашли воплощение  симфонический принцип мышления , монументальность художественного  замысла, конфликтность драматургии,  проникновенный лиризм, психологическая  углубленность. 

    Главной особенностью хоров Лятошинского является линеарный способ изложения . здесь неисчерпаемая фантазия художника сочетается с глубоко – профессиональным , мастерским знанием природы полифонически - разрабатываемого материала.

      Наиболее характерным  приемом  гармонического языка в хоровом творчестве автора стала общеступенность, которая приобрела значение стилистической особенности. Мелодии имеющие фольклорное начало занимают особое место в хоровой музыке композитора.

    Вершины мастерства в хоровых жанрах, а именно в хоровых жанрах a cappella Лятошинский достигает в последние два десятилетия творчества. Он обращается к поэзиям М. Рыльского, А. Фета,  И Бунина, Ф. Тютчева, А. Пушкина. Все, из вышеперечисленных поэтов пользовались популярностью в музыкальном искусстве, однако поэзия Пушкина, воистину является источником вдохновения большинства композиторов.

          В творческом  наследии Бориса Лятошинского  сочинения на стихи Пушкина  занимают особое место. Его привлекала не только ярко очерченная силабика и строфичность стиха, мелодичность поэтического языка, любовь  к жанру миниатюры, ясность формы, но также романтичность и красота образов его поэзии. Творчество Александра Пушкина – это мир поклонения прекрасному и вечному, мир истинных чувств и художественного совершенства их выражения.

        Хор «Весна»  является первой частью цикла  на стихи Пушкина «Времена  года». К этой тематике не  раз обращались как зарубежные  композиторы (Й, Гайдн, А. Вивальди) так и  украинские (А, Яковчук, Леся Дычко и тд).

           Как яркий представитель двадцатого века композитор являлся адептом идеи синтеза искусств. Для него выбор текста для создания своих произведений всегда  был неслучайным.  Он стремился достичь единства идеи поэтической и музыкальной. Произведение «Весна» было написано в период творческой зрелости художника, который характеризуется некоторым упрощением музыкального языка, что проявляется в использовании более прозрачной фактуры, лаконичной формы, более простых ладо – тональных приемов. Следовательно, обращение к лучшим образцам  ранней российской  классической литературы является закономерностью продиктованной формированием зрелого композиторского стиля.

       Текст  для  первой части цикла был заимствован  из седьмой главы поэмы «Евгений  Онегин». Вот его изложение:

 

Гонимы вещними лучами,

 С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга,

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачнее, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

 Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

         

     Произведение написано четырехстопным ямбом. Этот стихотворный размер является наиболее характерным и часто употребляемым  в творчестве А. Пушкина. Ему свойственна размеренность и мелодичность, что помогает создать образ радостный, но спокойный. 

        В контексте «Евгения Онегина»  этот  отрывок может иметь философский  смысл.  Пушкин ассоциирует весну  не только с зарождением и  расцветом новой жизни, пробуждением природы, но и с грустными воспоминаниями об ушедших чувствах,  исчезновению юной способности любить и надеяться.  Лятошинский берет для своего произведения только первую строфу главы, в которой не наблюдается философский подтекст, однако в музыке автор отражает замысел поэта, что проявляется как формообразующий аспект в произведении.

Информация о работе Хор "Весна" Б. Лятошинского