Горловое пение разных народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:22, творческая работа

Описание работы

Целью моей работы было изучение горлового пения разных народов, проживающих в нашей стране и за рубежом. Выяснить, чем они схожи, и чем отличаются друг от друга.
Для достижения цели мне необходимо было определить стоящие передо мной задачи:
Задачи:

найти различные сведения о существующих видах горлового пения, используя материалы Интернета, различных книг и справочников.
выделить различные стили в горловом пении каждого народа.
найти различия в горловом пении разных народов.
найти сходства и различия в горловом пении хакасского народа и других народов.
сделать выводы.

Файлы: 1 файл

Горловое пение!!!.doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

 

Isgeree-hoomei ( Монголия )

 
Хоть Монголы и Тывинцы  принадлежат к разным языковым группам названия стилей у них схожие ( Khoomei - Hoomij). Чем то напоминает сыгыт, но back sound звучит совершенно подругому, нежели в сыгыт.

Различают 4 разновидности Isgeree-hoomei:

  • Chooloin-hoomij
  • Zeedshnij-hoomij
  • Gedesnij davchar zochilttoi-hoomij
  • Chamrij-hoomi

 
 
Charchiraa-hoomei (Монголия) 
В Монгольском горловом пении хоть и есть некоторая схожесть с тывинским, но все - таки это разные направления. Мелодии более "оптимистические"  и звук несколько другой.

Подразделяется на

  • Davchar zochilttoi Charchira
  • Zochiltoi-Charchiraa.

 

Так же еще существует Schachaa-Hoomij.

 
Глава VII. Хакасское горловое пение.

Осознавая своё единство с окружающей его природой, человек стремился достичь единого состояния с одушевленными природными стихиями. Поэтому горловое пение родилось у народов-кочевников.

По мнению Б. И. Татаринцева, кай  и производное от него слово «кайла» (в Хакасии хай хайла) первоначально был звукоподражательной основой, что отражает само этого слово: в шорском и тувинском языках «кай» - «шипение, ворчание», соответственно, «кайла» - «шипеть, ворчать». Следующей ступенью смыслового развития слова «кай» было появление значения «горловое пение» и «исполнять горловое пение» (у хакасов, алтайцев, шорцев). Сам термин «горловое пение» означал и «парить», «скользить по воздуху, по поверхности воды», «взвиться», «взмывать, взлетать». Слово «кайкал» означало «чудо, диво», «кайла» - «петь» (горлом), «говорить» (нараспев сказки).

Традиция горлового пения известна и тувинской, и монгольской культуре, где звучание голоса - хоомей - связывается с шумом ветра, журчанием воды, криками птиц.

У хакасов можно выделить следующие черты хая:

    • низкое пение (чрезмерно глухое)
    • среднее (гудение)
    • верхнее (свист).

Заметим, что долгое время считалось, что сольное пение хакасов было двухголосно: темоведущий голос или мелодия-свист определяли обертоновый звуковой состав верхнего мелодического голоса. При изучении данного явления исследователи обратили внимание на существующий промежуточный уровень - комплекс свободных обертонов, освобождённых в момент «расщепления» бурдона. Этот промежуточный уровень приглушён, не так ярко выражен, как бурдон и мелодические обертоны. В результате анализа исследователи (Т. Б. Будегечиева. В. Ю. Сузукей) пришли к выводу о целесообразности введения всё же трёхуровневой организации звукового материала в следующей последовательности: бурдон, сонорный фон и мелодические обертоны, представленные как в вокальном искусстве, так и в инструментальном.

Хакасский героический  эпос

 

Новый этап в развитии хакасского горлового пения исследователи связывают с возникновением героического эпоса алыптыг нымаха (буквально - сказка о богатырях). В сказаниях возникает образ богатыря - алыпа и его героических подвигов, описывается борьба с мифическими и реальными врагами, заканчивающаяся победой. Наиболее крупные героические сказания: «Албынчи», «Алтын Арык», «Хан Кичигей», «Алып Чус», «Ах ой аттыг Алып Хан», «Ай Мирген и Алтын Хус», «Хулутай и Хулун Тайчи», «Алып Хан на бело-буланом коне».

Носителем эпической  традиции выступает эпический сказитель, имеющий свою социальную роль и статус. Они (сказители), как было сказано, могли быть советниками ханов и защитниками истории культуры, старейшинами, имеющими определённое значение в процессе формирования этнической идентификации, а могли быть преемниками шаманов.

В качестве обязательного  элемента музыки алыптыг нымаха использовалось горловое пение - хай. Хай - это сакральное пение, целостное явление, отражающее мировоззрение хакасов. Хай в работах В. Н. Шевцова рассматривается как специфическая манера вокального звуковыражения, омузыкаленное же произнесение фраз и отдельных слогов наряду с декламационным повествованием.

Хай, представляющий выдержанную, выразительную музыкальную речь в героическом сказании, имел несколько функций:

    • выполнял функцию зачина эпического сказа, в котором всегда присутствовала картина возникновения Вселенной. После зачина, как правило, разворачивались эпизоды, повествующие о месте происходящего (родине богатыря, его жилище), перемещениях главного героя - богатыря;
    • начинаясь в каждом эпизоде с квартового интервала, хай выступал своего рода настройкой - ладовой и зональной;
    • выступал в качестве организующего и формообразующего фактора,
    • выполнял и смыслообразуюшую функцию горлового пения. Так, хаем подчёркиваются, как отмечает В. Н. Шевцов, самые важные драматургические отношения, эпизоды сказания, выражается прямая речь героев.
    • в процессе исполнения героического сказания выполнялась воспитательная функция. Хаем пересказывается текст, ранее исполненный, что позволяет слушателю вновь пережить события, переданные ис полнителем, соотнести с личным жизненным опытом и сделать опре делённые нравственно-философские выводы;
    • функция эмоционального сопереживания связана со специфике внешнего поведения сказителя во время исполнения хаем - эмоцио нальный тонус хайджи в сочетании с его возгласами и яркой, выразительной жестикуляцией.

 

Сам же хай, понимаемый многими народами как горловое пение, считался языком духа. Таким образом, именно духи хая управляют искусством хайджи и эпического пения.

Глава VIII. Отличие тувинского и хакасского горлового пения

Заметим, что в хакасском хае наблюдается единство мелодической речитации в небольшом диапазоне с одновременным произнесением эпического текста, в отличие от тувинского многоголосного горлового пения с невозможностью во время его исполнения произносить текст. Данное, различие обусловлено физиологическим строением гортани поющих. Так, Б. П. Чернов, В. Т. Маслов обследование певческого аппарата проводили киносъёмкой певцов, непрямой ларингоскопией, рентгентомографией гортани, телерентгенкинематографией,

 

 

магнитной записью с телеэкрана, звукозаписью. Тщательный анализ четырех наиболее устойчивых стилей тувинского пения выявил механизм образования второго источника звуковых колебаний. Гортань поющего в двухголосной манере представляет собой двухзвуковой генератор, в котором высота нижнего тона образуется голосовыми складками, а в формировании высоты звукового тона участвует суженный вход в гортань (сопло) и резонаторные полости глотки и рта. Язык выполняет роль регулятора высоты, осуществляя специфические движения в зависимости от стилей двухголосого пения. Таким образом, тувинские певцы во время исполнения не сразу могут проговаривать, рассказывать текст.

 

Аналогичные исследования, проведенные Б. П. Черновым, В. Т. Масловым,показали, что среди хакасских певцов-сказителей имеет место иная вокальная техника, хотя хакасский хай также определяется как горловое пение.

 

Хай представляет собой мелодическую речитацию в небольшом диапазоне с одновременным произнесением эпического текста. Хакасский вариант определяется исследователями как горловое «одноголосное хрипящее пение». При горловом пении хакасов вестибулярные складки также включаются в работу одновременно с голосовыми. Отличительной особенностью в каждом отдельном случае является форма и степень сокращения входа в гортань. Если в тувинском хоомее вестибулярные складки формируют круглое свистковое отверстие диаметром 1-1,5 мм, то в хакасском это отверстие имеет больший диаметр - 3-5 мм и каплевидную форму. Положение гортани менее фиксировано, чем у тувинцев. Она подвижна, как при речевой функции. Продолжительность дыхания у хакасов менее емкая, что обусловлено, по-видимому, большим диаметром отверстия вестибулярных складок. При хае язык работает, как при речи, не являясь регулятором высоты.

 Глава IX. Отличия  хакасского горлового пения от горлового пения других народов.

Хакасские и алтайские стили  горлового пения схожи тем, что  они более напевные. Своим пением кайчи - сказители рассказывают о сказаниях и легендах. Однако, в алтайском горловом пении гораздо больше стилей и поётся не только ртом, но и носом, как и у монголов, в отличие от тувинцев.

Хакасские и башкирские стили горлового  пения схожи тем, что оба этих стиля являются сольными, двухголосными, но имеют разные истоки и традиции.

 

Узляу также используется как дополнение к песням, при исполнении эпосов, сказаний кубаиров.

Монгольское горловое пение больше схоже с тувинским, чем с хакасским. У них разные направления. В монгольской музыке, как и в хакасской, преобладает вокал, которому аккомпанируют различные инструменты. Мелодия, как и хакасская - протяжная, мелодичная, сопровождающая обычно сольное пение.

Заключение.

 

Собирая материал по теме «Горловое  пение разных народов», я поняла, что эта тема очень актуальна в настоящее время. Горловое пение вызывает интерес у каждого, кто хоть раз слышал его. Кажется совершенно невероятным, что эти звуки исходят от человека. Интерес к этой музыке подогревается ощущением древности и мистичности происходящего, прикосновением к одному из самых загадочных и непонятных чудес древней культуры.

 

Чтобы ощутить гармонию этой необычной  музыки, необходимо настроиться. Конечно, она непривычна, это не популярные мелодии, которые мы можем слушать  каждый день в повседневной обстановке. Мимолетное знакомство может привести к отвержению непонятной музыки. Однако есть одна особенность гортанного пения - вызывать измененные состояния сознания. С его помощью мы можем прикоснуться к состояниям и энергиям очень древним, истинным и мощным. 

Итак, горловое пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке и/или гортани, характерная для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири (Саяно-Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам.), Монголии, Тибета и некоторых других народов мира. 
      Горловое пение по сути своей отличается от обычного самостоятельным использованием дополнительных резонаторов при извлечении звуков — трахеи, языка и носовой полости. Эта особенность позволяет петь одновременно двумя, тремя голосами.

 

Я рассмотрела виды горлового пения  следующих народов:   

тувинцев

алтайцев

хакасов

башкир

монголов

 

 

 В тувинском  горловом пении различают 5 основных стилей — каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр  и борбаннадыр.

Каргыраа переводится с тувинского как карканье или хрип. Хоомей звучит как мягкий носовой свист и больше всего напоминает окарину. Этим мягким, успокаивающим стилем родители пели колыбельные песни своим детям. Сыгыт звучит более пронзительно и напоминает флейту. Тот, кто никогда раньше не слышал этого звучания, всегда с большим трудом верит в то, что эти изумительно красивые звуки издает человеческий нос, а не музыкальный инструмент. В стиле эзенгилээр, название которого можно перевести как «стременной », поют обычно во время верховой езды. Для  стиля борбаннадыр характерно чередование исполнения на прерывистом и непрерывном дыхании, что и обусловило такое название стиля, означающее «петь с перекатом», борбацна (борбацнаар) — «перекатываться». 

В алтайском горловом пении базовых стилей - два, они различаются по способу звукоизвлечения: Хоомей (коомей) - обычный, но сильно сжатый, обертонированный до хрипоты, голос и Каргыраа - особым образом изменив конфигурацию гортани, исполнитель создает резкий рычащий звук на октаву ниже основного тона. Это позволяет излагать, петь насыщенные содержанием тексты героических эпосов, что не встречается в других традициях горлового пения. Остальные стили горлового пения являются производными двух основных, они формируются языком и ротовой полостью. На Алтае горловое пение используют кайчы, которые  способны петь героическое сказание от начала до конца горловым пением, под аккомпанемент двухструнного щипкового инструмента – топшура.

Башкирское горловое пение - Узля́у - горловое пение у башкир, национальный стиль, родственный горловому пению других тюркских и монгольских народов. Единственная традиция горлового пения среди тюрков, исповедующих ислам. Способом узляу исполняются различного рода самостоятельные произведения: напевы узун-кюй, маршевые и танцевальные мелодии, звукоподражательные мотивы. Также узляу используется как дополнение к песням, при исполнении эпосов, сказаний, кубаиров.

Основным в монгольском горловом пении является стиль хоомий. В Монголии есть несколько техник хоомий, когда используются нос, горло, грудь или живот. Хоомий исполняется мужчинами, т.к. для этого требуется большая физическая сила,

В хакасском горловом пении выделяют низкое пение (чрезмерно глухое), среднее (гудение) и верхнее (свист). Таким образом, хакасские сказители поют героический эпос алыптыг нымаха   (сказка о богатырях).

Долгое время считалось, что  сольное пение хакасов было двухголосно: темоведущий голос и мелодия-свист. В результате анализа, исследователи (Т. Б. Будегечиева. В. Ю. Сузукей) пришли к выводу о трёхуровневой организации звука: бурдон, сонорный фон и мелодические обертоны.

Информация о работе Горловое пение разных народов