Горловое пение разных народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:22, творческая работа

Описание работы

Целью моей работы было изучение горлового пения разных народов, проживающих в нашей стране и за рубежом. Выяснить, чем они схожи, и чем отличаются друг от друга.
Для достижения цели мне необходимо было определить стоящие передо мной задачи:
Задачи:

найти различные сведения о существующих видах горлового пения, используя материалы Интернета, различных книг и справочников.
выделить различные стили в горловом пении каждого народа.
найти различия в горловом пении разных народов.
найти сходства и различия в горловом пении хакасского народа и других народов.
сделать выводы.

Файлы: 1 файл

Горловое пение!!!.doc

— 1.74 Мб (Скачать файл)

Звук при хоомее извлекается  в положении губ, сомкнутых как при произношении согласного «в». По окраске он как бы занимает промежуточное положение  между тембрами шалмеев и труб, характеризуясь мощью и певучестью.

 

На первый взгляд, стиль хоомей как будто не допускает мысли о его более раннем происхождении по сравнению с другими стилями. Однако, если глубже взглянуть на природу этого исполнения с его способами интонирования, контрастного звукоизвлечения, то предположение об исходности хоомея вполне подтверждается. Стиль хоомей, приближаясь, по существу, к пению, также выполняет переходную функцию, являясь специфическим произведением искусства, нередко выполняя функцию колыбельной песни в особом стиле опей хоомейи (колыбельный хоомей), для усыпления ребенка. При этом исполнитель сопровождает интонирование равномерным покачиванием своего тела из стороны в сторону. Его пение опирается на ключичное дыхание, словообразование легкое – на губах; занимает промежуточное положение между речью и пением, а когда исполнитель утомлен, например, качая ребенка, он только «увайкает» (баюкает) через нос. Обертоновые мелодии почти отсутствуют. Пение при людях - громкое, с большим упором на диафрагму, и с заметным нажимом на грудные резонаторы, а в юрте, когда исполнитель один над колыбелью, – тихое.

 

 Стиль кацзып (кумзаттаар)

Этот сентиментальный  плач-причитание (внешне напоминающий вой волка) трагического характера в основном исполняют мужчины. Он представляет собой медленное повторение одного звука, иногда чередование двух звуков без обертонов, находящихся друг от друга на расстоянии не менее терции. Звукоизвлечение — как бы между бычьим хоомеем и каргыраа. Мелодия импровизируется на основе традиционных попевок небольшого диапазона. Однако сами исполнители связывают кацзып с интонациями возбужденной речи. Некоторые мастера устанавливают генетическую связь музыки со своеобразной школой жизни охотников (заклинание, обряд), с их бытом.

 

По сообщению знаменитого  хеемейжи Сундукая Монгуша, кацзып —  один из самых старых стилей, который  наряду с другими составлял основу тувинского  горлового пения херектээр. Кацзыпом исполняли различные заунывные мелодии и плачи, передавали переживания человека, душераздирающую печаль. Пение сопровождалось разного рода усилениями, своеобразными переливами голоса. По мнению Сундукая Монгуша, в качестве определяющих факторов возникновения этого пения выступали тяжелые социально-экономические условия жизни простых людей во времена феодализма. Вою волка подражали еще в древние времена и искали в нем истоки музыки.

Стиль чыландык

По поводу причин возникновения стиля чыландык высказываются различные точки зрения. Одна из них — подражание пению птиц. Звук имеет гнусавый оттенок и действительно напоминает пение птицы своими короткими и частыми трелями. Ритм мелодии постоянно нарушается синкопами и изменяющимися длительностями, как это принято в других стилях. Обычно номинальная протяженность звука '/8.

 

Глава IV. Алтайское горловое пение.

Стили алтайского горлового пения

Алтайцы выделяют 12 стилей горлового  пения (кая).

 Базовых стилей - два, они  различаются по способу звукоизвлечения:

 

    • Хоомей (коомей) - обычный, но сильно сжатый, обертонированный до хрипоты, голос.
    • Каргыраа - особым образом изменив конфигурацию гортани, исполнитель создает резкий рычащий звук на октаву ниже основного тона.

Остальные стили горлового пения  являются производными двух основных, они формируются языком и ротовой  полостью.

 Из коомея рождается, например, сыгыт - переливчатые "свистящие"  гармоники 3-4 порядков (всегда  - четные), сыбыски - ритмичный коомей.

Из каргыраа - борбаннадыр, звучащий подобно катящемуся валуну.

Всего алтайцы выделяют до двенадцати стилей горлового пения. Базовых стилей два: кыргыраа и коомей, из них рождаются все остальные. Способ получения Кая уникален для каждого исполнителя, равно как и его возможности.

Низкие стили:

    • каргыра – низкий гортанно-горловой звук, напоминающий перекатывающиеся в горах валуны. Этим голосом произносятся, поются насыщенные содержанием тексты героических эпосов, что не встречается в других традициях горлового пения.
    • тумчук каргыра – носовой кыргыраа, более высокий по звучанию голос.

Средние стили:

  • коомей – двухголосый голос, напоминает звуки открытой Земли, ветра; сказитель зовёт Землю, обращает к ней свою любовь. Нетипичен для Алтая, мало распространен.
  • тумчук комей – носовой коомей

Высокие стили:

    • сыгыт – голос, рожденный из коомея, слышен как свист ветра с призвуком среднего стиля коомей. Нетипичен для Алтая, мало распространен.
    • сыбыскы – носовой голос, подобный свисту ветра, непохож на сыгыт по характеру.

Об искусстве кайчы и алтайском кае

 

Наиболее распространенный стиль  горлового пения на Алтае –  это низкий стиль каргыра – особенный низкий гортанный голос. От хрипа этот голос отличает свободное звукоизвлечение, без напряжения голосовых связок. Такой же малой напряженностью отличаются средний кхомей и высокий сыбыскы стили горлового пения, как они представлены на Алтае. Это позволяет излагать, петь насыщенные содержанием тексты героических эпосов, что не встречается в других традициях горлового пения. Этим стилем обращаются к Детям Земли, Хану Алтая, Алтай Батырлар.

На Алтае многие могут петь каем, общаясь с природой, Землей, но кайчы, т.е. сказитель, – это не любой человек, который может петь большие сюжеты эпосов. Одно из главных условий признания кайчы – его способность петь героическое сказание от начала до конца горловым пением под аккомпанемент двуструнного щипкового инструмента – топшура. Обучение искусству кая начинается с ранних лет. Ученик, как и учитель, кайчы живёт жизнью эпических героев, все события, происходящие с героями, проходят перед глазами сказителя, который описывает их каем. Запоминания в этой традиции нет – сюжеты живые, задача сказителя – показать слушателю события, которые видит сам, так же ярко. Тональность, ритмика и темп исполнения меняются со сменой образов, картин и действия сказания в момент исполнения.

Алтайские кайчы – почитаемые в  обществе люди. Они приглашались на празднества и свадьбы, знаменательные события. Кайчы были также почётными гостями охотников, которые видели в них человека, способного говорить с Хозяином тайги, со зверями. Перед выходом охотников на промысел кайчы исполнял эпическое сказание, обращаясь к тайга ээзи, Духу Тайги, который одаривал сказителя за исполнение героического сказания.

В начале 20-х годов известными кайчы  были: Григорий Алексеевич Калкин, Табар  Чачиеков, Шуну Ялатов. Их имена остались на веки в истории Алтая. Калкина за его неоценимый труд, сохранивший это искусство для Алтая и всего мира, обогативший мировую культуру, назвали Гомером 20 века. Впоследствии искусство горлового пения отчасти забывалось, отчасти преследовалось и подавлялось.

За последние 10-15 лет кай снова обрел силу и звучит во весь голос. И голос его слышен на весь мир. Заслуга в этом принадлежит самим алтайцам. На сегодняшний день на Алтае живут и творят несколько интересных музыкальных коллективов и выдающихся сольных исполнителей. Среди всех этих замечательных людей  особо хочется выделить Болота Байрышева.

Глава V. Башкирское горловое пение.

В Башкирии наиболее опытные исполнители при игре народных мелодий используют особую технику, называемую «Узляу» – бурдон, исполняемый голосом ниже рабочего диапазона голосовых связок.

"Узляу" чем-то напоминает  сольное горловое двухголосное  пение тюркских и монгольских  народов, но имеет другие истоки  и традиции.

 

Узля́у (башк. өзләү, тамаҡ-ҡурай, вост. башк. һоҙҙау, ҡайҙау) — горловое пение у башкир, национальный стиль, родственный горловому пению других тюркских и монгольских народов. Единственная традиция горлового пения среди тюрков, исповедующих ислам. Другие локальные названия узляу: хоздау, кайдау, тамак-курай.

Способом узляу исполняются  различного рода самостоятельные произведения: напевы узун-кюй, маршевые и танцевальные мелодии, звукоподражательные мотивы. Также узляу используется как дополнение к песням, при исполнении эпосов, сказаний, кубаиров.

Овладение искусством узляу требует  длительной подготовки под руководством опытного исполнителя.

В прошлом узляу было широко распространено и имело обрядово-магическую функцию. Выдающиеся мастера узляу в Башкортостане: С. Юлмухаметов, М. Саламатов, Б. Сулейманова. Последняя была хранительницей древнего вида женского узляу, не имеющего аналогов в мире.

Узляу впервые был описан С. Г. Рыбаковым  в XIX веке, изучен и нотирован Л. Н. Лебединским и Х. С. Ихтисамовым.

На современной башкирской сцене  узляу использует известный кураист  и горловик Раис Низаметдинов.

Виды узляу

Существует узляу двух видов:

    • Сольное двухголосое горловое пение в особой вокально-инструментальной манере.  
    • Сопровождение горловым пением игры на курае и кубызе.

Гортанное двухголосное "Узляу" довольно редкий вид национального  искусства. Описаний башкирского "Узляу" пока не было, нет и какой-то классификации, но известно, что под названием "Узляу" на территории современного Башкортостана отмечено три разновидности сольногогорловогопения:

    • Кара-узляу или Тюбен-узляу — «темное» или низкое горловое пение.
    • Югары-узляу – высокое горловое пение.
    • Бала-узляу или Катын-узляу — детское или женское горловое пение.

 

Также существует мнение, что термином "узляу" в старину называли вид исполнения горлового пения на высоких тонах, с акцентом на звуки "О" и "З", а "hоздау" или "hозлау" - для обозначения так называемого "среднего" горлового пения, где , помимо высокого свиста "О" и "З", также звучит бурдонный "Һ".

Курайное узляу не представляет собой статичный бурдон и отличается от него большей подвижностью и более  широкой сферой применения. Гортанный  бурдонирующий звук подключается к  основной мелодии только в эпизодах, определенных исполнительской традицией.

 
Глава VI. Монгольское горловое пение.

Монгольская музыкальная культура имеет древние традиции, носителями которых были хурчи (исполнители  на хуре), улигерчи (рапсоды-сказители), дуучи (певцы-солисты), хогжимчи (музыканты-инструменталисты).

В монгольской музыке преобладает вокал, которому аккомпанируют различные инструменты. Существуют различные стили вокала, которые передавались из поколения в поколение и сохранились до наших пор.

В общем монгольская музыка делится  на 2 жанра: тууль (эпическая песня), главным элементом которого является повествование и ардын дуу (фольклорная песня), где главный элемент это – вокал. Музыка является отражением природы. 

Своеобразна монгольская музыка —  протяжная, мелодичная, сопровождающая обычно сольное пение. Песни  монголов — это лиро-эпические восхваления родного края, любимого коня — победителя в скачках, лирические, любовные и исполняемые только на пирах, дорожные песни, пастушеские возгласные распевы и восхваления победителей. Речитативное пение было формой исполнения улигеров.

Народные песни

Народные песни одноголосные, двух видов: медленные "протяжные" (Урт-дуу), отличающиеся большим диапазоном, богатой орнаментикой, и "короткие" (богино-дуу), более простые по ритму и построению. Песни исполняются в сопровождении народных инструментов: лимбэ (род флейты), моринхура, хучира (струнные смычковые), шанзы (плекторный), ёочина (род цимбал)и др.

 
 

«Уртын дуу» одна из богатейших ценностей древней культуры монголов. Тональные пределы для певцов-мужчин необычна: 3 октавы, включая высокие тона как фальсетто. Наиболее удивительные черты уртын дуу - это орнаментальные мелизматические пассажи. Чем их больше, тем шире и мелодичнее линии и свободнее в ритме, изображая свою, изогнутую линию. Чем длиннее и шире эти вокальности, чем запутаннее орнаментация, тем выше награда слушателей. Песня поется во весь голос, дыхание нужно переводить быстро, чтобы не нарушить эффект музыки.  
 

«Богино дуу» За много лет кочевой жизни монголы развивали свои специфические техники ухода за домашним скотом. Одна из этих техник – специальные ‘уговоры‘, которые произносятся или даже скорее поются чтобы уговорить животных самок, которые отказываются от своих детенышей. При этом для овец произносят ‘тойг‘, для коз ‘чойг‘, для верблюдиц ‘хоос‘. Слова стали не просто уговаривающим средством, но переросли в поэмы и песни.

Разновидности монгольского горлового пения

 

 Хоомий

 

У монголов есть своеобразный, оригинальный музыкальный жанр – хоомий или горловое пение: уникальный вокальный стиль, использующий голосовые связки. Мелодии возникают при изменении объема ротовой полости, который является резонатором вибрации вокальных аккордов, для подчеркивания и упрощения которых произносятся только гласные. Есть несколько техник хоомий, когда используются нос, горло, грудь или живот. Хоомий исполняется мужчинами, т.к. для этого требуется большая физическая сила, хотя табу для женщин исполнять хоомий нет. Говорят, хоомий стар как сама природа, начинается с того времени как человек придумал мелодии имитирующие журчание ручья или эхо гор. Хоомий распространен на западе Монголии. Этот стиль пения известен также среди других народов Центральной Азии как Тыва, этническим группам Алтайских гор, Башкирии и Урала.

Информация о работе Горловое пение разных народов