Формирование музыкально-творческой деятельности у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть процесс развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты данного вопроса
• провести практическое исследование развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
• выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческого развития младших школьников на уроках музыки.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Проблема развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 4
1.1. Обзор исследований по проблеме развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 4
1.2. Cущность процесса развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 14
1.3. Критерии эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе……..
Выводы по первой главе.
Глава 2. Результаты опытно-экспериментального исследования творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20
2.1. Организация опытно-экспериментального исследования по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20
2.2. Диагностика эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 29
2.3. Рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе …35
Выводы по второй главе.
Заключение 37
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

курсовая итоговая доработанная.doc

— 181.34 Кб (Скачать файл)
  1. подготовка исследования: формирование групп, выбор методов
  2. проведение исследования
  3. анализ результатов исследования

На первом этапе нами было сформировано две группы учащихся младших классов. Первая группа – контрольная (с детьми проводилась работа по обучению игре на музыкальных инструментах в рамках  традиционных уроков музыки), вторая группа – экспериментальная (с детьми проводилась дополнительная работа по формированию музыкально-творческой деятельности в процессе игры на музыкальных инструментах). 

Каждая группа состояла из 10 человек.

Таблица 1. Состав участников.

№ участника

Контрольная группа

Экспериментальная группа

1

Ирина Ц.

Павел В.

2

Татьяна Ц.

Полина В.

3

Илья П.

Виктория Р.

4

Сергей В.

Марина Т.

5

Ольга К.

Вадим С.

6

Инна Б.

Екатерина Р.

7

Андрей В.

Анастасия Г.

8

Илья П.

Ольга Д.

9

Антон Ф.

Дмитрий Б.

10

Анна Р.

Игорь Х.


 

Полагая, что чем большее  количество времени с детьми проводилась  подобная работа, тем в большей степени у них развиты основные музыкальные способности, мы провели исследование участников групп дважды – перед началом учебного года и через 4 месяца после его начала.

В качестве основы для проведения диагностики мы использовали элементы следующих методик:

  1. Диагностика музыкальных творческих способностей детей7 (элементы)

Игра на музыкальных  инструментах.

1) Изобразить на инструменте  звуки окружающего мира 

Высокий уровень – тембровое  соответствие.

Низкий уровень – тембровое  несоответствие.

2) Выразительная импровизация.

Высокий уровень – мелодическое и ритмическое разнообразие.

Средний уровень – ритмическое  разнообразие.

Низкий уровень – ритмическое  однообразие.

3) Сочинение на заданный  стихотворный текст. 

Высокий уровень – мелодическое разнообразие.

Средний уровень – 1-2- звука.

Низкий – на 1 звуке.

Ритм.

1) Ритмизирование стихов  хлопками.

Высокий уровень – точно.

Средний уровень -  1-2 ошибки.

Низкий уровень – отказ.

2) Воспроизведение ритмических  рисунков хлопками.

Высокий уровень – точно.

Средний уровень – 1-2- ошибки.

Низкий уровень -  беспорядочный  ритм.

3) Сочинение ритмических  композиций.

Высокий уровень – использование  ритмоформулы.

Средний уровень – воспроизведение  метр.

Низкий уровень – беспорядочный  ритм.

 

  1. Диагностика музыкальных способностей детей (по Тарасовой)8

Развитие  ладового чувства.

  1. Наличие любимых произведений.

    1 балл – есть  любимые произведения 

    0 баллов – нет  любимых произведений 

  1. Высказывание о музыке (контрастные части).

     2 балла –  чувствует характер каждой части,  связывает с образом 

     1 балл –  различает характер контрастных  частей, не связывает с образом

     0 баллов –  отказ или несоответствие образа  и музыки 

  1. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту.

1 балл – узнал 

  0 баллов – не узнал 

  1. Ощущение тоники (определить, закончена ли мелодия), 5 мелодий.

   4 балла - правильно  ощущает тонику 

             3 балла - одна ошибка 

        2 балл - две ошибки 

       1 балл - более двух ошибок 

       0 баллов  - не ощущает тонику 

5.  Закончить начатую  мелодию на тонике.

  1 балл – справился 

   0 баллов – не  справился 

   9 – 7 баллов –  высокий уровень 

   6 – 4 балла –  средний уровень 

   3 – 0 баллов –  низкий уровень 

Музыкально-слуховые представления.

1. Пение знакомой песни  с сопровождением.

    3 балла – чисто  интонирует всю мелодию 

    2 балла – интонирует  отдельные отрезки мелодии 

    1 балл – интонирует  общее направление мелодии 

  1. баллов – проговаривает слова песни в ритме, отказ

     2.Пение знакомой  песни без сопровождения. 

    3 балла – чисто  интонирует всю мелодию 

    2 балла – интонирует  направление мелодии 

  1. балл – проговаривает слова песни в ритме

      3.Пение  малознакомой песни с сопровождением.

    5 баллов – чисто  интонирует мелодию 

     4 балла –  чисто интонирует отдельные отрезки  мелодии 

     3 балла –  интонирует общее направление  мелодии 

     2 балла –  интонирует 1-2 звука 

     1 балл - проговаривает  слова песни в ритме 

     0 баллов –  отказ 

        4.  Пение малознакомой песни без  сопровождения. 

     5 баллов –  чисто интонирует мелодию 

     4 балла –  чисто интонирует отдельные отрезки  мелодии 

     3 балла –  интонирует общее направление  мелодии 

     2 балла –  интонирует 1-2 звука 

     1 балл - проговаривает  слова песни в ритме 

     0 баллов –  отказ 

5.  Подбор по слуху  хорошо знакомой попевки. 

     2 балла –  справился сам 

     1 балл –  справился с помощью взрослого 

     0 баллов –  не справился, отказ 

6.  Подбор по слуху   малознакомой попевки. 

     3 балла –  справился сам 

     2 балл –  справился с помощью взрослого 

     1 балл –  частично справился с помощью  взрослого 

     0 баллов –  не справился, отказ 

     21 – 18 баллов  – высокий уровень 

     17 -8 баллов  – средний уровень 

     7 – 0 баллов  – низкий уровень 

Развитие  чувства ритма.

1.  Воспроизведение ритмического  рисунка мелодии в хлопках,  на ударных инструментах. Д. Шостакович «Гавот».

     3 балла –  правильно воспроизводит ритм 

     2 балла –  воспроизводит то ритм, то метр 

     1 балл –  воспроизводит метр 

     0 баллов –  действует беспорядочно 

2.  Соответствие движений  характеру музыки с малоконтрастными  частями.  Д.Шостакович «Лирический вальс».

     1 балл –  движения соответствуют характеру  музыки 

     0 баллов –  движения не  соответствуют характеру  музыки, отказ 

3.  Соответствие движений  ритму музыки (с использованием  смены ритма)

     1 балл –  движение соответствует ритму  музыки 

     0 баллов –  движение не соответствует ритму  музыки, отказ 

     5 – 4 балла  – высокий уровень 

     3 – 2 балла  – средний уровень 

     1 – 0 баллов  – низкий уровень 

Общий уровень  музыкального развития:

    35 – 27 баллов  – высокий уровень 

    26 - 12 баллов –  средний уровень 

    11 – 0 баллов  – низкий уровень 

В результате проведения исследования нами были получены следующие данные:

  1. До проведения экспериментальной работы:
    • Диагностика музыкальных творческих способностей детей

ВУ – высокий уровень

СУ – средний уровень

НУ – низкий уровень

Таблица 2. Результаты исследования по методике диагностики  музыкальных творческих способностей учащихся:

Контрольная группа

Игра на М.И.

Ритм

Экспериментальная группа

Игра на М.И.

Ритм

Ирина Ц.

НУ

СУ

Павел В.

НУ

СУ

Татьяна Ц.

НУ

СУ

Полина В.

ВУ

СУ

Илья П.

СУ

НУ

Виктория Р.

НУ

СУ

Сергей В.

СУ

СУ

Марина Т.

ВУ

СУ

Ольга К.

ВУ

СУ

Вадим С.

СУ

НУ

Инна Б.

ВУ

ВУ

Екатерина Р.

СУ

НУ

Андрей В.

СУ

ВУ

Анастасия Г.

СУ

НУ

Илья П.

НУ

СУ

Ольга Д.

СУ

ВУ

Антон Ф.

НУ

СУ

Дмитрий Б.

СУ

СУ

Анна Р.

СУ

ВУ

Игорь Х.

НУ

СУ


 

Из результатов таблицы  можно сделать вывод, что среди  участников контрольной группы низкий уровень - у 4 человек (игра на м.у.) и у 1 человека (ритм), среди участников экспериментальной группы – 3 человека (игра на м.у.) и 3 человека (ритм).

Таблица 3.Диагностика  музыкальных способностей детей 

(по Тарасовой)

Контрольная группа

Уровень развития

Экспериментальная группа

Уровень развития

Ирина Ц.

СУ

Павел В.

СУ

Татьяна Ц.

СУ

Полина В.

ВУ

Илья П.

НУ

Виктория Р.

СУ

Сергей В.

СУ

Марина Т.

СУ

Ольга К.

ВУ

Вадим С.

СУ

Инна Б.

ВУ

Екатерина Р.

НУ

Андрей В.

СУ

Анастасия Г.

НУ

Илья П.

СУ

Ольга Д.

ВУ

Антон Ф.

НУ

Дмитрий Б.

СУ

Анна Р.

СУ

Игорь Х.

СУ


 

Из полученных данных видим, что среди участников контрольной  группы низкий уровень зафиксирован у 2 человек, средний – у 6 человек, высокий – у 2 человек; среди участников экспериментальной группы – низкий уровень - у 2 человек, средний – у 6 человек, высокий – у 2 человек.

Таким образом, перед проведением  экспериментальной работы разница  между уровнями развития музыкальных  способностей была незначительной.

Приведем также результаты исследования по методикам после  проведения экспериментальной работы.

Таблица 4. Результаты исследования по методике диагностике  музыкальных творческих способностей детей

Информация о работе Формирование музыкально-творческой деятельности у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах