Формирование музыкально-творческой деятельности у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть процесс развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты данного вопроса
• провести практическое исследование развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
• выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческого развития младших школьников на уроках музыки.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Проблема развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 4
1.1. Обзор исследований по проблеме развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 4
1.2. Cущность процесса развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 14
1.3. Критерии эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе……..
Выводы по первой главе.
Глава 2. Результаты опытно-экспериментального исследования творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20
2.1. Организация опытно-экспериментального исследования по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20
2.2. Диагностика эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 29
2.3. Рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе …35
Выводы по второй главе.
Заключение 37
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

курсовая итоговая доработанная.doc

— 181.34 Кб (Скачать файл)

Контрольная группа

Игра на М.И.

Ритм

Экспериментальная группа

Игра на М.И.

Ритм

Ирина Ц.

СУ

СУ

Павел В.

СУ

СУ

Татьяна Ц.

НУ

СУ

Полина В.

ВУ

ВУ

Илья П.

СУ

НУ

Виктория Р.

СУ

СУ

Сергей В.

СУ

СУ

Марина Т.

ВУ

СУ

Ольга К.

ВУ

ВУ

Вадим С.

СУ

ВУ

Инна Б.

ВУ

ВУ

Екатерина Р.

СУ

СУ

Андрей В.

СУ

ВУ

Анастасия Г.

ВУ

СУ

Илья П.

СУ

СУ

Ольга Д.

СУ

ВУ

Антон Ф.

ВУ

ВУ

Дмитрий Б.

ВУ

СУ

Анна Р.

СУ

ВУ

Игорь Х.

СУ

ВУ


 

Из результатов таблицы  можно сделать вывод, что среди  участников контрольной группы низкий уровень - у 1 человека (игра на м.у.) и у 1 человека (ритм), средний – у 6 человек (игра) и 4 (ритм), высокий -  у 3 человек (игра на м.у.)  и 4 человек (ритм); среди участников экспериментальной группы средний  –  5 человек (игра на м.у.) и 6 человек (ритм), высокий – у 4 человек (игра) и 4 человек (ритм).

Таблица 5. Результаты исследования по методике диагностики

 музыкальных  способностей детей (по Тарасовой)

Контрольная группа

Уровень развития

Экспериментальная группа

Уровень развития

Ирина Ц.

СУ

Павел В.

СУ

Татьяна Ц.

СУ

Полина В.

ВУ

Илья П.

СУ

Виктория Р.

ВУ

Сергей В.

ВУ

Марина Т.

СУ

Ольга К.

ВУ

Вадим С.

ВУ

Инна Б.

ВУ

Екатерина Р.

ВУ

Андрей В.

СУ

Анастасия Г.

СУ

Илья П.

СУ

Ольга Д.

ВУ

Антон Ф.

НУ

Дмитрий Б.

СУ

Анна Р.

ВУ

Игорь Х.

ВУ


 

Из результатов исследования видим, что в контрольной группе низкий уровень отмечен у 1 участника, средний – у 5 участников, высокий  – у 4 участников. В экспериментальной группе низкий уровень – 0 человек, средний – 4 человек, высокий -  6 человек.

Таким образом, после проведения экспериментальной работы уровни развития музыкальных способностей в группах существенно различаются. При этом различия проявляются во всех основных музыкальных способностях: чувстве ритма и лада, музыкальных представлений. Результаты исследования подтверждают правильность выдвигаемой гипотезы. В этой связи можно говорить о целесообразности специальной работы по формированию музыкальных способностей в ходе игры на музыкальных инструментах.

2.2. Методологические  основы формирования музыкально-творческой  деятельности у младших школьников при обучении игре на музыкальных инструментах.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкально-творческих способностей, формирование основ музыкальной  культуры нужно начинать в младшем школьном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Музыкальное развитие оказывает  ничем не заменимое воздействие  на общее развитие: формируется эмоциональная  сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В школьных учреждениях музыкальным  воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель – учитель музыки. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его учеников. Но, в конечном счете, успех дела зависит от всего педагогического коллектива школьного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.

Музыка имеет сходную  с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это, прежде всего, классика и народные произведения. Но для этого педагог должен сам ее хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, рассказать о ней. Необходимо знать классификацию детских музыкальных инструментов, особенности строения, способы звукоизвлечения и игры на инструментах, выразительные возможности каждого из них. Следует иметь четкое представление о том, в каком возрасте возможно обучение ребенка игре на определенном музыкальном инструменте.  

В теории и практике музыкального воспитания существует несколько подходов к обучению детей младшего школьного  возраста игре на инструментах.  Чтобы подробнее познакомиться с этой темой, надо знать различные способы обучения игре на мелодических музыкальных инструментах. В связи с этим следует в первую очередь прочитать материал о системах музыкального воспитания детей (К.Орф, Ш.Судзуки, Н.А.Метлов), а затем перейти к изучению рекомендуемой литературы. На основе анализа литературы сравнить цифровую, цветовую системы, обучение по вкладышам-схемам, по нотам и по слуху. Обосновать наиболее эффективный путь обучения игре на музыкальном инструменте. Изучив рекомендуемую литературу и опыт работы педагогов-музыкантов, необходимо показать значение данного вида исполнительства в музыкальном и общем развитии детей. 
      Существенное значение при подготовке к занятиям имеет определение задач и содержания обучения игре на инструментах. Основная цель музицирования в  школе — приобщение детей к музыке и развитие музыкально- творческих способностей. В связи с этим необходимо рассмотреть возрастные возможности развития ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма посредством обучения игре на инструментах, проанализировать требования типовой программы музыкального  образования по данному разделу и основные линии усложнения требований по  классам. 
     На основе анализа литературы выделить общие и специфические требования, предъявляемые к музыкальному репертуару, предназначенному для инструментального исполнения школьниками. 
    При характеристике основных методов и приемов обучения игре на музыкальных инструментах особое внимание следует уделить приемам активизации мышления и самостоятельных действий детей. Рекомендуется более детально рассмотреть практические методы обучения: приемы двигательного и наглядного моделирования характера мелодической линии и ритмического рисунка музыкального произведения. Необходимо продумать варианты проблемного использования наглядных, словесных и практических методов обучения, разработать игровые приемы и задания, направленные на формирование осмысленного исполнения произведения. Особого внимания требует вопрос о роли дидактических игр в обучении дошкольников игре на инструментах. Следует охарактеризовать и привести примеры музыкально-дидактических игр, направленных на развитие музыкального слуха, формирование исполнительских умений и навыков, а также знаний детей о музыкальных инструментах. 
     Изучая вопросы методики обучения индивидуальной игре на детских музыкальных инструментах, необходимо рассмотреть следующие моменты: 
— способы и технические приемы игры на инструментах различных групп с целью создания выразительного образа; 
— последовательность упражнений и заданий при обучении ребенка игре на металлофоне (цитре, триоле и других инструментах, имеющих звукоряд); 
— этапы разучивания музыкального произведения; 
— своеобразие методики обучения игре на струнных, духовых и клавишных инструментах. 
     Далее необходимо рассмотреть методические особенности обучения детей коллективному музицированию (в ансамбле, оркестре). Следует охарактеризовать последовательность работы с ансамблем и детским оркестром, методические приемы, направленные на формирование специальных ансамблевых навыков игры (умение слушать звучание ансамбля, ощущать единую ритмическую пульсацию, играть согласованно, добиваясь слитности звучания при изменении темпа, динамики и т.п.). 

2.3.Рекомендации  по развитию музыкально-творческой  деятельности у младших школьников  в процессе игры на музыкальных  инструментах.

  

 Раскрывая содержание  работы по развитию музыкально-творческой деятельности у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах, работы по организации и руководству ансамблем и оркестром в школе, хочется дать некоторые рекомендации, касающиеся  данной деятельности.  Во-первых,  надо знать  разновидности, правила комплектации и примерный состав смешанного оркестра, педагогические условия объединения детей в ансамбль, оркестр, правила инструментовки произведений, предназначенных для исполнения детьми, выразительные возможности каждой группы инструментов и их место в партитуре (исполнение мелодии, второго голоса, подголосков, аккомпанемента, ритмического и остинатного рисунка, сильных и слабых долей, перекличек, акцентов, басовой партии и др.). 

    Велики  воспитательные  возможности детского оркестра, а также возможности включения индивидуального и коллективного музицирования в игры, сказки, драматизации, развлечения  школьников.

       Понятно, что создание детского оркестра – дело не одного дня, а систематическая работа,  которую можно  начать со следующих этапов:

  • игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам (подобрав фонограмму любой детской песенки, можно придумать ритмический аккомпанемент, используя ударно-шумовые инструменты, такие как бубен, кастаньеты, треугольник и другие).
  • импровизация звуковых картин на заданную тему
  • звуковая иллюстрация стихов
  • аккомпанемент в сказках-шумелках

     Важнейшая  особенность работы с детскими  музыкальными инструментами - освоение  большинства из них не требует  специальной подготовки и того  времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.  
    В результате занятий у детей формируется устойчивый интерес к инструментальному  музицированию, как форме коллективной художественной деятельности, и потребность в этой деятельности. 

Детям необходимо творить  и переживать, чтобы понимать. «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю. «(Китайская народная мудрость). Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять. Поэтому необходимо уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях.

Совместное музицирование  – игра в оркестре, в ансамбле, пение в хоре, музыкальные постановки – прекрасно решают многие психологические  проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение. Совместное  музицирование способствует формированию чувства коллективизма, сплоченности и умению следовать общей идее; формированию творческого отношения к процессу обучения, и урокам музыки, в частности; развитию общих и музыкальных способностей.  При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе. Совместное  музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность. Полученные на уроках знания и навыки должны помогут детям в их дальнейших занятиях музыкой.  
     В процессе игры в детском оркестре решаются следующие задачи:

  • знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;
  • формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты;
  • пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;
  • развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха), творческого потенциала, коллективных навыков игры;
  • формирование художественного вкуса. 
        Дальнейший э<span class="List_00

Информация о работе Формирование музыкально-творческой деятельности у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах