Формирование музыкально-творческой деятельности у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть процесс развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические аспекты данного вопроса
• провести практическое исследование развития творческих способностей у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
• выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческого развития младших школьников на уроках музыки.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Проблема развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 4
1.1. Обзор исследований по проблеме развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 4
1.2. Cущность процесса развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 14
1.3. Критерии эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе……..
Выводы по первой главе.
Глава 2. Результаты опытно-экспериментального исследования творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20
2.1. Организация опытно-экспериментального исследования по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 20
2.2. Диагностика эффективности развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 29
2.3. Рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе …35
Выводы по второй главе.
Заключение 37
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

курсовая итоговая доработанная.doc

— 181.34 Кб (Скачать файл)

Задание №1.

Песня «Разноцветная игра». Детям был предложен только аккомпанемент  песни, причем, без мелодической линии, но в проигрыше звучала мелодия припева. После прослушивания была проведена вступительная беседа о характере песни в целом, в ходе которой выяснилось, что дети тонко почувствовали характер песни. Далее следовало повторное слушание, после которой шла речь о мелодии в песне, какая она должна быть на их взгляд. После третьего прослушивания детям раздали текс песни, который мы прочитали все вместе, и последовало задание:

-Попробуйте сочинить  мелодию к песни с данными  словами.

Таким образом, дети были поставлены в условия поиска, что позволяло  создать на уроке проблемную ситуацию. Мелодию, сочиненную другими одноклассниками дети не слышали, так как входили в класс по одному и представляли свой вариант сочинения.

Результаты исследования представлены в таблице № 3.

Отметим наиболее существенные показатели.

Итак, интерес был проявлен у 60% учащихся, только около 32% проявили при этом инициативу, самостоятельность - 35%. Скучное, неточное и исполнение не в характере данной песни наблюдалось  у: 64% детей, 15% детей сочиненная мелодия была в характере и даже напоминала мелодии самой песни, в особенности припев и 10% - не просто спели мелодию более точно и в характере, но и с использованием минимальных ритмических движений.

Задание оценивалось  по 10 бальной шкале.

0-1 балл - ребенок не заинтересован, не смог произвести мелодическую линию.

2-3 балла - минимальная  заинтересованность, сочиненная мелодия  не соответствует характеру песни.

4-5 баллов - проявление интереса, сочинение мелодии в характере,  но неточное интонирование и не точный ритмический рисунок.

6-7 баллов - высокий интерес  к заданию, сочинение мелодии  в характере, хорошее интонирование, точный ритмический рисунок.

8-9 баллов - высокий интерес  к заданию, сочинение мелодии  в характере, отличное интонирование, точный ритмический рисунок, эмоциональное проявление.

10 баллов - высокий интерес  к заданию, сочинение мелодии  в характере, отличное интонирование, точный ритмический рисунок, эмоциональность и добавление музыкально-ритмического проявления.

Итак, результаты показали, что почти половина учащихся работали с увлечением и интересом. Сочинение мелодии было для них весьма доступна, но многим детям не хватало умения и навыков дляпередачи ее характера и точного исполнения мелодии. Не все знали, как реагировать на изменение музыкальной ткани в припеве.

Задание № 2.

Музыкальное произведение «Метелик» С. Майкапара. Задание  для детей: воссоздать с помощью  музыкально-ритмических движений образ  мотылька, изображенного в музыке. Перед прослушиванием была проведена вступительная беседа, в ходе которой учащиеся вспомнили конкретный образ и характерные особенности поведения мотылька. Было предложено каждому представить «своего» мотылька. Какое у него настроение? И с чем связано изменение настроения? Таким образом, дети были поставлены в условия поиска, что позволяло создать на уроке проблемную ситуацию.

Перед повторным прослушиванием внимание детей обращалось на музыкальное  оформление окончания пьесы. Что  необычного они слышали в конце  произведения? Что происходило с мотыльком? В ходе беседы выяснилось, что дети тонко почувствовали смену музыкальных настроений и увидели своего мотылька в различных ситуациях: уснул, намок под дождем, мальчик поймал в сачок. Уточним, что последнее предложение композитор «разрывает» паузой в целый такт, в силу чего последующий характерный взлет шестнадцатых и стаккатное движение восьмых в высоком регистре воспринимается как взлет-освобождение, либо стремительный перелет на другой невидимый глазу цветок. В виду своих первоначальных представлений ребята предположили, что мотылек благополучно вырвался из сачка, или улетел от птички, либо намокшие крылышки высохли на солнышке и т.д.

После этой части занятия  дети вышли из класса и им было предложено по несколько человек заходить в  класс и на воображаемом лугу изобразить своего мотылька в действиях под  музыку.

Результаты исследования представлены в таблице № 4. Отметим  наиболее существенные показатели.

Задание оценивалось  по 10 бальной шкале.

0-1 балл - ребенок  не заинтересован, его движение  не соответствуют характеру музыки.

2-3 балла - минимальная заинтересованность, движения ребенка не всегда соответствуют характеру музыки.

4-5 баллов - проявление интереса, движения ребенка соответствуют  характеру произведения, но однотипны и однообразны.

6-7 баллов - высокий интерес  к заданию, движения ребенка  соответствуют характеру, показ  перемены настроения «мотылька».

8-9 баллов - высокий интерес  к заданию, движения ребенка  соответствовали характеру произведения, показ перемены настроения, видение «мотылька» в различных ситуациях.

10 баллов - выполнение всего  вышеперечисленного на высоком  уровне и высокое эмоциональное  состояние.

Итак, результаты показали, что почти половина учащихся работали с увлечением и интересом. Музыка для них была весьма доступна, но детям не хватало умения и навыков для точной передачи ее характера. Не все знали, как реагировать после паузы на веселость и подвижность музыки в конце произведения.

Задание № 3.

«Я и ты - музыканты». Задание  с использованием музыкального инструмента - фортепиано. Педагог первый посылает в класс первую интонацию, которая  состоит всего из двух нот, но очень  характерных и ярко окрашенных. Принявший ее ученик подбирает в определенном регистре эти две ноты и посылает свою интонацию другому однокласснику и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все учащиеся групп (экспериментальной и контрольной) не перебывают за инструментом опять и не настанет очередь учителя, задача которого не проста. Выигрыш его возможен лишь в том случае, если в финале он сможет собрать максимально большое количество всех услышанных интонаций в единое смысловое целое. В этой игре не возможен шум и сумятица. Ведь каждому надо придумать свою интонацию, принять чужую, да еще узнать свою в финальной импровизации учителя.

Задание оценивалось по 10 бальной шкале.

0-1 балл - ребенок не заинтересован,  выполняет задачу нехотя.

2-3 балла - минимальная  заинтересованность, безэмоциональная  активность, выполняет задачу с  большой трудностью.

4-5 баллов - проявление интереса, выполнять задание не старается  и часто делает ошибки.

6-7 баллов - высокий интерес  к заданию, старается выполнить  задание, но допускает ошибки, эмоциональная активность присутствует.

8-9 баллов - высокий интерес  к заданию, эмоциональное выполнение  задания, минимальное количество ошибок.

10 баллов - выполнение всего  вышеперечисленного на высоком  уровне, безошибочно, и высокое  эмоциональное состояние.

Итак, результаты показали, что почти половина учащихся работали с увлечением и интересом. Задание было сложное, но доступное, и детям не хватало умения и навыков восприятия на слух, пусть и короткой, но мелодической интонации. Последним ребятам было сложно исполнить все мелодические интонации без ошибок и спотыканий, но некоторые ребята справились с задачей.

Яворский подбирал доступный  детскому мироощущению музыкальный  материал. Он умел образно рассказать о произведении, создать яркие, зримые, как бы «осязаемые» картины, адекватные музыкальному образу, при этом никогда не впадая в вульгаризацию.

Соблюдая необходимое  единство рационального и эмоционального в занятиях, Яворский сумел вызвать стремление учащихся к познанию, к мышлению, подарить детям радость творческих открытий в сочетании с непосредственно-эмоциональным восприятием, с глубоким сопереживанием музыкального образа.

В процессе слушания музыки Яворский мастерски связывал музыкальный  материал с другими видами искусства. Таким образом, рост музыкальной культуры сочетался с повышением уровня общей культуры.

По мере накопления учащимися  музыкальных впечатлений и усложнения их музыкальной деятельности возникла необходимость постижения ими некоторых элементарных теоретических понятий. В связи с этой задачей в уроке появился новый раздел, названный учениками Яворского музыкальной грамотой. Музыкальная грамота «…систематизировала и уточняла полученные на слушании музыки понятия о простейших формах музыкальных произведений, способах их построения и средствах выразительности, о составных элементах музыкальной речи - о метре и ритме, о ладе и тональности, о цезурности, динамике, агогике и т.д.».

Таким образом, музыкальная  грамота входила в занятия  как естественное, необходимое звено, связывавшее в единое целое все составные части урока. Слушание музыки, теоретический анализ естественно приводили учащихся к исполнительству, которое выражалось в хоровом пении.

Экспериментальная музыкальная  работа включала поиски многообразия форм активизации детского восприятия, которые естественно приводили  к развитию творческого начала, к  рождению многих видов творческой деятельности детей. Яворский широко использовал зрительные и сенсорно-моторные ощущения, заложенные в психике ребенка. Интенсивность музыкальных занятий рождала в детях потребность в яркой моторной реакции, что выражалось в элементах дирижирования, в двигательных импровизациях.

Яворский не обучал технике  дирижирования, технике движения, технике  рисования; все это рождалось как следствие проявления творческого начала при восприятии музыки, как естественная потребность в художественном самовыражении.

Используя эмоциональность  и восприимчивость детей, Яворский и его последователи незаметно  подводили ребят к желанию  овладеть элементами исполнительского мастерства, к ознакомлению с музыкальной  грамотой.

Известно, что у младших  школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Всё это является ценным источником творческого развития младших школьников. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности.

2.2 Совершенствование  профессиональных качеств педагогов  по развитию творческого потенциала учащихся

В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной  отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение. Творчество ребят связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать  известными им музыкально-слуховыми  представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видов музыкальной деятельности. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер.

Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство оно  представляет собой познавательно-поисковую  музыкальную практику. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают  что-то новое, ранее не известное  им в мире музыки.

Воспитательное значение детского творчества оценивается достаточно высоко. Так, Б.Л. Яворский считал, что  воспитательная ценность музыкального творчества ребенка проявляется  в первую очередь в самом процессе, ибо он позволяет учителю позволять за ходом музыкальной мысли ребенка. Б.В. Асафьев писал, что творчество способствует более глубокому освоению музыкального материала и развитию музыкальности детей. Б.М.Теплов обращал внимание на важность творчества в период начального обучения, когда закладываются основы отношения к искусству. Согласно мнению Н.А.Ветлугиной, творчество является важным условием и средством развития способности образного видения мира.

Творческое начало у младших  школьников может проявляться в  пении простейших мотивов, часто  возникающих непроизвольно, по собственной  инициативе, в сочинении мелодии  на предложенный текст, воспроизведении  несложных мотивов разного характера; в выразительных движениях под  музыку, передающих различные настроения произведений, в создании ритмического сопровождения к пьесам для слушания музыки; в осмысленном исполнении песен с элементами собственной интерпретации.

Творческое начало должно пронизывать процесс общения  с музыкой и у подростков. Оно  проявляется не только в оценочном суждении о воспринятой музыки, интерпретации произведения, но и в собственном творчестве.

В процессе подготовки учащихся к творчеству прослеживаются три  взаимосвязанных направления. Первый из них - обогащение жизненных и музыкальных  впечатлений. Так, например, знания сказок, стихотворений, народных обычаев, героев книг, повадок животных и т.п., создает  основы для проведения той или иной музыкальной игры. Восприятие художественно ценных произведений обогащает слуховые впечатления учащихся, стимулирует заинтересованное отношение к музыке.

Второе направление знакомит ребят со способами творческих действий. С этой целью им предлагается сравнивать несложные пьесы, песни, сходные, например, по ритмическим оборотам, ладовым интонациям, но вместе с тем контрастные по настроению. Даются образцы музыкального творчества, например сочинения ритмического вступления и т.д.

Информация о работе Формирование музыкально-творческой деятельности у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах